ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
PEDAGOGICAL SIMULATION OF THE SOCIAL INTERACTION EXPERIENCE OF A FUTURE LAW ENFORCEMENT SPECIALIST
УДК 37.012.7
Е.В. КОВАЛЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ELENA V. KOVALENKO,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: трансформации социума в направлении усложнения и повышения неопределенности будущих состояний влекут за собой изменение роли человека и его социального опыта в этом процессе. Особое значение приобретают способы жизнедеятельности личности и способы социального взаимодействия. Формирование опыта социального взаимодействия будущего специалиста органов внутренних дел является одной из ключевых проблем его профессионального образования, однако методологические основания её исследования недостаточно проработаны. Определение методологических подходов, линий, направленности и размерности развития опыта социального взаимодейстия будущего специалиста составляет цель исследования. Метод исследования - метод педагогического моделирования. С опорой на идею А.Н. Леонтьева о ведущей роли деятельности в развитии сознания и личности в качестве базовых координат многомерной модели опыта социального взаимодействия была принята триада этих категорий. Исследование полученной модели позволило предположить, что этот вид опыта развивается в трех взаимозависимых направлениях (линиях развития): от аморфного состояния к структурированной целостности, от неосознанности к осмыслению, от объектности к полисубъектности. Таким образом, результаты применения метода педагогического моделирования позволили определить содержание интегративного подхода и направленность методики формирования опыта социального взаимодействия будущего специалиста органов внутренних дел в изменяющейся культурно-образовательной среде.
Ключевые слова: опыт, социальное взаимодействие, будущий специалист, формирование, методология, подход, метод, модель, многомерность, способ.
Abstract: the transformation of the social life towards complication and increase of uncertainty of future conditions imply changing of a human role and his social experience in this process. The particular importance acquires the modes of a person's livelihood and modes of social interaction. The generation of the social interaction experience of the future law enforcement specialist constitutes one of the crucial problems of his professional education though methodological grounds of its research have not been sufficiently investigated. The determination of methodological grounds, lines, orientation and dimensions of development of the social interaction experience of the future law enforcement specialist make up a goal of the current survey. The main method of this survey is the method of pedagogical simulation. Taking as a basis the idea of the leading role of action in the process of awareness and personality development (A.N. Leontyev), the triad of these categories has been assumed as core coordinates of the pedagogical model of the social interaction experience. The research of the generated model gave an opportunity to propose that this kind of experience is developed alongside three interrelated aspects (lines of development): from an amorphous condition to the structured integrity, from unconsciousness to meaningfulness, from objectivity to poly-subjectivity. Thus, the results of the method of pedagogical simulation use allow to define the content of the integrated approach and applicability of procedure aimed to generate the social interaction experience of the future law enforcement specialist taking into consideration the changing character of the cultural and educational environment.
Keywords: experience, social interaction, future specialist, generation, methodology, approach, method, model, mode, livelihood.
Введение. Возрастание роли человека в развитии информационного, постиндустриального общества влечет за собой и значимость его субъективного опыта, на базе которого он реализует свою социальную функцию преобразования окружающего мира. Способ взаимодействия личности в динамично изменяющемся социуме обретает не только особое философское звучание, но и реальную социальную значимость. Типология способа жизнедеятельности по Э. Фромму в координатах «быть» и «иметь» [1] в полной мере применима сегодня к определению ведущей тенденции социальных изменений в российском обществе. Налицо полярная трансформация доминирующего способа жизнедеятельности большинства его граждан не только на операционально-деятельном уровне как способа удовлетворения насущных потребностей, но и на ценностно-смысловом уровне - в качестве приоритетной жизненной ценности. В обществе произошла смена доминирующих ценностей. Место приоритетной ценности «труд» в советском обществе, сущность которого заключается в его созидательной модальности, в ценностной иерархии современного российского социума заняло «потребление». Потребление не как процесс, а как жизненная, целевая установка.
При этом необходимо отметить, что эта трансформация произошла не только на уровне индивидуального сознания граждан, но и на уровне общественного сознания. Свидетельством этому является тот факт, что образцом для подражания, эталоном социального признания является не человек труда, а человек материально состоятельный, в силу чего имеющий повышенный социальный статус. В семантическом поле подрастающего поколения термин «состоятельный человек» в полной мере ассоциируется с термином «состоявшийся человек». Это указывает на то, что материальный критерий стал базовым критерием в оценивании молодежью степени самореализации личности в современном социуме. При этом не имеет значения, каким способом, нравственным либо безнравственным, обретен этот социальный статус. Размывается нравственная грань восприятия и оценивания трудовых, традиционно социально одобряемых способов достижения материального благополучия и нетрудовых, несправедливых, противоправных способов. В общей массе второй группы способов возрастает доля силовых (властных) способов решения проблем распределения и перераспределения материальных благ, что обществом в целом воспринимается как данность, естественная тенденция и не вызывает проявлений активного осуждения [2, с. 36-41].
Возрастание значимости способов социального взаимодействия наблюдается не только на внутрисистемном уровне (на примере российского общества), но и на уровне больших социальных систем. Примером тому является динамика состояния отношений ключевых стран - субъектов современной международной политики. Именно от того, какой способ взаимодействия выберут Россия, Китай, США, Евросоюз, Северная Корея и другие участники международных отношений, во многом зависит судьба человечества. Выбор способа диалога и сотрудничества дает шанс на рост взаимопонимания и мирного урегулирования имеющихся противоречий политическим путем. Стратегия противостояния, противоборства подталкивает мир к глобальным конфликтам и войнам, в итоге к краху цивилизации. Носителями же этой системы альтернативных способов взаимодействия социальных систем являются люди, вырабатывающие те или иные стратегии взаимодействия, принимающие те или иные решения по их воплощению. Вместилищем всего этого альтернативного многообразия способов социального взаимодействия является социальный опыт личности, формирование которого в подготовке кадров для профессий системы отношений «человек-человек» становится одной из наиболее актуальных задач.
Постановка проблемы. В профессиональной деятельности сотрудника полиции социальное взаимодействие является базовым элементом в силу того, что предметом правоохранительной деятельности является взаимодействие субъектов и институтов социума в сфере общественных отношений, регулируемых правом. Социальная функция деятельности полиции определяется Федеральным законом «О полиции» и заключается в её предназначении: незамедлительном оказании помощи всем нуждающимся в защите от противоправных и преступных посягательств на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина и стремления сотрудников в социальном взаимодействии обеспечить доверие к себе и поддержку граждан.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 40.05.02. Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) предусматривает в качестве образовательного результата способность выпускника понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; работать в коллективе,
толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации; взаимодействовать с сотрудниками иных служб, представителями организаций и гражданами; применять психологические методы, средства, приемы и т.д. Образовательная практика в процессе обеспечения такого результата сталкивается с методологическими трудностями, заключающимися в поисках того исходного постулата, методологического подхода, который позволил бы реализовать идеи и принципы компетентностного подхода, заложенного в основу ФГОС, и одновременно обеспечить потребности студента в развитии и потребности социума в подготовке не только профессионала, способного эффективно бороться с преступностью, но и гражданина, способного противодействовать негативным тенденциям разделенности российского общества и снижения духовно-нравственного потенциала нации. Фрагментарная представленность социальной компетентности специалиста в ФГОС в виде отдельных социальных компетенций требует определить тот контур личности и деятельности, в котором возможно продуктивное формирование опыта социального взаимодействия будущего специалиста органов внутренних дел, сохраняя при этом системную целостность формируемого новообразования.
Методологическое препятствие проявляется в следующем. Опыт социального взаимодействия
- это личностно-деятельностное новообразование, являющееся элементом целостной системы социального опыта человека, развивающегося в процессе всей его жизнедеятельности. Многообразие уровней и видов взаимодействия социальных систем и индивидуальных субъектов, ситуаций общения, стратегий и тактик воздействия одних социальных субъектов на других порождает проблему исследования: «С каких методологических позиций исследовать сущностные характеристики, содержание, структуру и линии развития опыта социального взаимодействия?»
Метод исследования. Для решения проблемы исследования нами был избран метод педагогического моделирования изучаемого феномена
- опыта социального взаимодействия будущего специалиста. Этот метод широко применяется в педагогике для многогранного изучения обучающегося, анализа взаимодействия субъектов образовательного процесса, моделирования желаемого результата и т.д. [3], позволяет на основе многомерной проекции объекта выявить его сущностные свойства, источники этих свойств,
направленность и размерность изменений. Для построения многомерной модели опыта социального взаимодействия будущего специалиста необходимо определить координаты, в которых формируется его содержание и структура. В качестве координатных осей выступают системы, являющиеся источниками и факторами, порождающими опыт.
Описание исследования. В условиях реализации ФГОС ВО в обстановке нарастания обострения внешних и внутренних, субъективных и объективных противоречий в современном, сложном и немиролюбивом мире, проблема человечества ныне решается в стенах образовательных организаций. Проблема воспитания и общения на основе культуры и учета опыта истории человечества грядущих поколений все более актуальна. Одной из важнейших задач воспитания будущих специалистов становится их социальное воспитание, основой которого и является социальное взаимодействие.
В.А. Турченко отстаивает и обосновывает точку зрения: вместе с получением образования в виде знаний, умений обучающийся должен овладеть основами личной, социальной и профессиональной деятельности [4, с. 7].
А.А. Вербицкий и Н.А. Рыбакина уже на современном, втором этапе модернизации высшего образования внесли инновационный вариант новой трактовки компетенции как конструкта компетентностного подхода в профессиональном образовании. Они дали определение компетенции как инвариативного результата непрерывного образования, представляющего собой интегральную систему когнитивного, социального и рефлексивного опыта [5, с. 8].
Компетентностный подход в современном образовании предполагает рассмотрение компетентности и компетенции выпускника в качестве результата профессиональной подготовки, обеспечивающего его готовность и способность успешно решать профессиональные задачи в определенном виде деятельности [6, с. 8]. В постоянно усложняющейся социальной среде возрастают энтропия и неопределенность, требующие от молодого специалиста владения не только отдельными базовыми социальными компетенциями, но и личностно-интегриро-ванного опыта решения встающих перед ним профессиональных и жизненных проблем. Содержащийся в ФГОС требуемый образовательный результат не обладает целостностью и не отражает ценностно-смысловые элементы опыта личности, обеспечивающие её ориентацию в современном мире и степень её осознанной активности в нем. Эти элементы как бы подразу-
меваются в базовых социальных компетенциях, но образовательная практика ориентируется на вполне реальный, моделируемый в его сущностных характеристиках результат. В противном случае цель педагогического процесса становится недостижимой в силу недостаточной операциональности его результата, который не удается измерить, а следовательно, и контролировать его динамику.
Деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев) позволяет рассматривать личность (и её опыт) как порождение деятельности, являющейся основанием личности. А.Н. Леонтьев помещает личность на третью позицию в триаде категорий «деятельность, сознание, личность» [5]. В своей теории личности А.Н. Леонтьев отдает ведущую роль деятельности, выступающей основанием для становления личности, как психологического новообразования, развивающегося в процессе трансформаций предметной деятельности индивида. При этом необходимо подчеркнуть, что автор теории отождествляет понятие «деятельность» с понятием «совместная деятельность», вкладывая в него смысл общественных отношений. Это важное методологическое положение помогает определить направление развития опыта будущего специалиста - расширение контура осваиваемой им окружающей действительности, расширение спектра осваиваемых видов деятельности и форм социальных контактов. Этот параметр является базовым и для определения динамики изменений в личности.
Триада деятельность - сознание - личность была избрана нами в качестве координат, определяющих содержание и линии развития опыта социального взаимодействия (рис.1.).
Определение координат, в которых происходит становление и развитие опыта социального взаимодействия будущего специалиста позволяет определить базовые методологические подходы к его формированию в условиях изменяющейся культурно-образовательной среды.
Деятельностный подход в образовании - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Именно деятельность определяет структуру, деятельностную линию развития и размерность формируемого опыта, однако при этом и личностные особенности курсанта, его ценностно-смысловая сфера оказывают влияние на этот процесс. Личность является носителем социального опыта, который служит кумулятивной основой развития. Сознание же обеспечивает регуляцию целенаправленной деятельности субъекта, включая и социальное взаимодействие.
Сознание
У А
Деятельность Личность
Рис. 1. Координаты направленности и размерности
развития опыта социального взаимодействия будущего специалиста.
В силу того, что «сознание (как и личность) есть продукт тех общественных, отношений, в которые вступают люди» [7, с. 12], опыт социального взаимодействия, выступая продуктом развития личности в реальном процессе её социального взаимодействия (социализации), обеспечивает целостность личности и является одновременно и основанием, и проявлением её интегральной индивидуальности, индивидуальной композиции [8, с. 13].
Представленная на рис. 1 многомерная модель системы координат, в которых формируется опыт, позволяет определить линии его развития в логике того системного фактора, который определяющим образом влияет на опыт социального взаимодействия.
В опоре на теорию личности и теорию деятельности (А.Н. Леонтьева) мы пришли к предположению, что опыт социального взаимодействия будущего специалиста развивается по линии «Деятельности» (ось О-Х) и изменяет свое состояние в направлении от исходного, не структурированного (аморфной целостности), сложившегося стихийно, к структурно-дифференцированному опыту и далее - к системно-целостному состоянию, изоморфному по структуре социальному взаимодействию.
Развитие опыта социального взаимодействия по оси «Сознание» (О-У), по нашему мнению, происходит от неосознаваемости когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов личности к осознанности обретаемого опыта и далее к его осмысленности.
Теория субъекта в психологии [6], определяющая развитие личности в направлении повышения её субъектности, позволила предположить, что развитие опыта социального взаимодействия по оси «Личность» (О^) происходит в направлении смены его состояний от опыта объект-субъектного взаимодействия (опыт объ-
екта воздействия) к опыту субъект-субъектного взаимодейстия и далее - к опыту полисубъектного взаимодействия.
Целостный анализ опыта социального взаимодействия возможен лишь с учетом изучения его иерархических структур с позиций системного подхода. Для формирования опыта социального взаимодействия важно выделить его компонентную структуру. Под структурой некоторой системы понимается совокупность устойчивых внутренних связей изучаемой системы, обеспечивающих целостность и тождественность при различных внешних изменениях (Данилова В.И., 2003)[Цит. по 9, с. 48]. Компонентная структура - это не застывшее, статичное образование, а динамичная система, изменяющая свое состояние под воздействием процессов, происходящих как во внешней среде, так и в её компонентах и зависимых отношениях между ними.
Приняв деятельность в качестве основы формируемого опыта, следует определиться в том, какая деятельность выступает доминирующей в социальном взаимодействии и как её структура отображается в опыте человека, реализующего её. Сложность этой задачи, многообразие форм взаимодействия людей, видов деятельностей, содержания предметных деятельностей, в которых происходят взаимодействия, является одной из причин того, что в психолого-педагогической науке крайне редки попытки изучения структуры опыта социального взаимодействия.
Структура формируется как продукт взаимодействия индивида с миром [9, с. 48]. Понятие «структура опыта» в контексте социального взаимодействия отражает многообразие ситуаций взаимодействия индивида с субъектами социума в процессе реализации как предметной деятельности, так и общения в прошлом.
При подготовке курсанта вуза МВД России к профессиональной деятельности в сложно организованной, открытой и изменяющейся среде одной из важных задач образования выступает формирование как субъектного опыта организации собственно предметной деятельности, так и субъектного опыта организации и координации совместной деятельности. Используя принцип иерархии деятельностей, следует совместную деятельность отнести к уровню мета-деятельности, имеющей надпредметный характер. Рассмотрение социального взаимодействия в качестве отдельного вида деятельности является существенным методологическим положением, позволяющим абстрагироваться от множества частных характеристик и сосредоточить внимание на исследовании системных, сущностных характеристик этой деятельности, детерминирующих структуру опыта социального взаимодействия.
В психологических теориях деятельности её структура чаще представлена не компонентным составом, а её структурно-динамическими элементами: цель, предмет, субъект, планирование, мотивация, исполнение, контроль и коррекция. Такая структура является продуктом деятель-ностного подхода к её исследованию в качестве объекта управления.
В процессном подходе структура любой деятельности может быть представлена в триаде следующих компонентов: целеполагание, проектирование и исполнение. Опыт социального взаимодействия будущего специалиста - это целостность, включающая в себя разные его компонентные виды.
Функцию целеполагания и стратегического вектора движения в системной организации опыта социального взаимодействия выполняет опыт ценностно-смыслового самоопределения субъекта в социуме, обеспечиваемый иерархией ценностных ориентаций, жизненных целей и способов их достижения, личностных смыслов и мотивов жизненной и социальной активности. В структуре опыта социального взаимодействия он представлен ценностно-смысловым компонентом, тесно связанным с функцией планирования [10, с.11] .
Системно-аналитическую и проектную функцию, заключающуюся в анализе и идентификации внешних и внутренних условий взаимодействия, предвидении возможных альтернатив развития ситуации и наступления результата, проектирования тактических и оперативных целей и задач, необходимых условий наступления требуемого результата, выбор способов его достижения на рефлексивной основе выполняет рефлексивно-проектный опыт как результат функционирования и развития когнитивных структур в составе общего и социального интеллекта курсанта (рефлексивно-проектный компонент).
Функцию организации и регуляции своего собственного поведения и предметной деятельности в ситуациях взаимодействия, а также согласования и координации совместной деятельности выполняет регулятивно-деятельный опыт (регу-лятивно-деятельный компонент).
Для определения линий развития опыта социального взаимодействия будущего специалиста и их размерности методология исследования опирается на субъектный подход.
А.В. Брушлинский в качестве важнейшего из всех человеческих качеств выделил субъектность, основную характеристику субъекта - творца своей истории, вершителя своего жизненного пути. Это означает быть инициатором и начинателем практической деятельности, общения, поведения, познания, творчества и целенаправленно добиваться требуемого результата. Субъектом он называл внутренне свободного человека, осознающего свои
поступки с позиции их нравственности и несущего за них ответственность, самостоятельно осуществляющего выбор способов взаимодействия с людьми и способов жизнедеятельности на основе нравственных императивов. В качестве одного из критериев субъектности А.В. Брушлинский выделял способность человека к самопознанию, самопониманию и рефлексии, дающих возможность видеть себя со стороны и являющихся ключевым механизмом развития субъектности [11].
С позиций субъектного подхода формирование опыта социального взаимодействия будущего специалиста по линии развития его субъектности и направлено на осознание, познание, понимание своей социальной роли, развитие способности выстраивать отношения с людьми в широком качественном диапазоне объект-субъектных, субъект-субъектных и полисубъектных отношений.
Обращение в процессе моделирования структуры опыта социального взаимодействия к струк-турно-интегративному подходу продиктовано необходимостью преобразования этого опыта в его системной целостности на основе трех типов
целостности: диффузной, дифференцированной и интегрированной целостностей [9, с. 61]. Это позволило нам определить последовательность и этапность методики формирования опыта социального взаимодействия будущего специалиста от этапа актуализации опыта социального поведения курсанта, этапа дифференциации и осознанного преобразования его компонентов до этапа последующей интеграции их в опыт целенаправленной реализации освоенных моделей социального взаимодействия в совместных социально одобряемых и личностно приемлемых видах деятельности в культурно-образовательной среде вуза.
Заключение. Применение методапедагоги-ческого моделирования опыта социального взаимодействия будущего специалиста органов внутренних дел позволило определить интегра-тивную, непротиворечивую методологическую основу исследования, выделить структурные компоненты опыта, линии, направленность и размерность его формирования в культурно-образовательной среде вуза.
Литература
1. Фромм Э. Иметь или быть? (пер. с англ. Э. М. Телятниковой). - Москва: АСТ, 2016. 312 с.
2. Репринцев А.В. Социальное воспитание молодежи как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. С. 36-41.
3. ДахинА.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ...неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.
4. Турченко В.А. Интегральная парадигма образования // CONCORDE. 2015. № 1. С. 6-14.
5. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 21. С. 8-11.
6. Болотов В.Я., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 3. С. 8-14.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва, 1975.
8. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции /под научной редакцией Старовойтенко Е.Б. и Шадрико-ва В.Д. - Москва: Издательство МПСИ, 2009. 61 с.
9. Кибальченко И.А. Психологические основы организации учебно-познавательного опыта обучающихся: монография / под ред. А.В. Непомнящего. - Москва: КРЕДО, 2010. 414 с.
10. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва: Смысл, 2004. 608 с.
11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - Москва, Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
= References =
1. Fromm E. Imet' ili byt'? (per. s angl. E. M. Telyatnikovoi). - Moskva: AST, 2016. 312 s.
2. ReprintsevA.V. Sotsial'noe vospitanie molodezhi kak faktor formirovaniya antikorruptsionnogo standarta povedeniya lichnosti // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2010. Tom 16. S. 36-41.
3. DakhinA.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushchnost', effektivnost' i ...neopredelennost' // Pedagogika. 2003. № 4. S. 21-26.
4. Turchenko V.A. Integral'naya paradigma obrazovaniya // CONCORDE. 2015. № 1. S. 6-14.
5. Verbitskii A.A., Rybakina N.A. Metodologicheskie osnovy realizatsii novoi obrazovatel'noi paradigmy // Pedagogika. 2014. № 21. S. 8-11.
6. Bolotov V.Ya., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noi programme // Pedagogika. 2003. № 3. S. 8-14.
7. Leont'evA.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - Moskva, 1975.
8. Psikhologiya individual'nosti: Novye modeli i kontseptsii /pod nauchnoi redaktsiei Starovoitenko E.B. i Shadrikova V.D. - Moskva: Izdatel'stvo MPSI, 2009. 61 s.
9. Kibal'chenko I.A. Psikhologicheskie osnovy organizatsii uchebno-poznavatel'nogo opyta obuchayushchikhsya: monografiya / pod red. A.V. Nepomnyashchego. - Moskva: KREDO, 2010. 414 s.
10. Nyutten Zh. Motivatsiya, deistvie i perspektiva budushchego / pod red. D.A. Leont'eva. - Moskva: Smysl, 2004. 608 s.
11. BrushlinskiiA.V. Sub»ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. - Moskva, Voronezh: NPO «Modek», 1996.
(статья сдана в редакцию 27.10.2017)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'17
58