Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование поликультурной компетентности педагога ДОУ'

Педагогическое моделирование поликультурной компетентности педагога ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / СИТУАТИВНЫМ / АДАПТИВНЫМ / КОМБИНАТОРНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ УРОВНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна

В статье представлены результаты исследования поликультурной компетентности студентов педагогического вуза. Изучены аспекты формирования поликультурной компетентности студентов в условиях образовательных организаций. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностноповеденческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование поликультурной компетентности педагога ДОУ»

Педагогическое моделирование поликультурной компетентности педагога ДОУ

Зайцева Ольга Юрьевна ФГБОУ ВО "ИГУ" г. Иркутск

Ключевые слова:

структурно-функциональная модель, поликультурная компетентность воспитателя, ситуативным, адаптивным, комбинаторный и творческий уровни компетентности воспитателя

Аннотация. В статье представлены результаты исследования поликультурной компетентности студентов педагогического вуза. Изучены аспекты формирования поликультурной компетентности студентов в условиях образовательных организаций. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения.

Содержание поликультурной компетентности будущего педагога содержит в себе три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий.

В статье обоснована структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов в учебном процессе вуза, на основе методологической интеграции потенциалов культурологического и компетентностного подходов разработаны система и механизмы её формирования. Модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов состоит из концептуально-целевого, содержательного, организационного, критериально-результативного блоков, определяющее направленность, содержание и организацию моделируемого процесса.

Поликультурная компетентность педагога понимается нами как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения[1].

Вместе с тем, поликультурная компетентность - это не только характеристика определенной совокупности сложившихся способностей, но и процесс. Мы рассматриваем поликультурную компетентность как процесс обучения инновационным педагогическим технологиям поликультурного образования детей дошкольного возраста.

Опираясь на концепцию компетентностного подхода[2,3,4], мы склонны дифференцировать в структуре поликультурной компетентности, такой набор компетенций, как предметно-методологическую, коммуникативную, информационную, психолого-педагогическую, компетенции в области управления поликультурной образовательной средой, компетенции в сфере трансляции педагогического опыта поликультурного воспитания дошкольников, исследовательскую, кросскультурную компетенция. Такая структура «цементирует» весь набор компетенций, связывая их через знания, технологии и ценностные установки.

Диагностическим стандартом оценки уровня развития данной компетентности педагога, является использование метода самоэкспертизы, включающей оценку уровня развития как каждой из выделенных нами компетенций, так и совокупного уровня развития, представим количественно-качественный анализ экспертной анкеты:

Таблица 1. Методический инструментарий оценки поликультурной компетентности педагога ДОУ

Структура поликультурной компетентности педагога № Уровни □

Предметно-методологическая компетенция 1,2 ситуативный 0-2,

Коммуникативная компетенция 5

Информационная компетенция 2 адаптивный 2,6-

Психолого-педагогическая компетенция 2,4

Компетенция в области управления поликультурной образовательной средой 3,4,9 комбинаторный 5,1 -

Компетенция в сфере трансляции педагогического опыта поликультурного воспитания дошкольников 6,8

Исследовательская компетенция 1,7 творческий 7,6-

Кросскультурная компетенция 2

Как видно из таблицы, определение уровня сформированности поликультурной компетентности осуществлялось выведением среднего балла по восьми критериям, раскрывающим компоненты компетентности. Каждый показатель рассматривался нами через систему признаков, наличие и количество которых позволяло нам судить о сформированности того или иного компонента поликультурной компетентности.

В исследовании приняло участие 124 педагога с разным педагогическим стажем работы с детьми дошкольного возраста, результаты комплексной оценки каждой из выделенных групп компетенций представим ниже в гистограмме:

Сформированность поликультурной компетентности воспитателя в целом представлена ситуативным, адаптивным, комбинаторным и творческим уровнями. Достижение творческого уровня поликультурной компетентности представляет собой стратегическую цель профессионального роста воспитателя поликультурной группы Ресурсного центра ДОУ. На данном этапе диагностики доминирующего уровня поликультурной компетентности педагогов данного ДОУ, представим количественно-качественный анализ полученных результатов:

37,5% педагогов, отнесенных нами к комбинаторному уровню развития поликультурной компетентности характеризуется по совокупности показателей наличием адекватного осознания связи поликультурного воспитания с системой общечеловеческих и собственных ценностей; видением содержания поликультурного воспитания и своей роли как воспитателя в процессе поликультурного образования детей дошкольного возраста; эпизодичным, но грамотным проектированием данного процесса с использованием подходов, технологий, педагогических разработок других педагогов.

54,2% по совокупности уровневых показателей развития группы компетенций отнесены нами к творческому уровню, который характеризуется устойчивым, положительным отношением к идеям поликультуризма, интересом и мотивацией к использованию средств поликультурного образования в современном образовательном процессе ДОУ, уважительным отношением к традициям других народов; целостностью и системностью представлений о поликультурном образовании, умением отбирать педагогически целесообразные средства, методы, формы обучения и воспитания; активностью, творчеством, проявлением субъектной позиции при анализе результатов своей деятельности наличием самостоятельности и самоорганизованности при осуществлении поликультурного образования детей дошкольного возраста.

Дальнейшим изысканиям в области методической поддержки, мы полагаем, должны подлежать вопросы, открывающие направления для научно-педагогического поиска в вопросах вариативности способов и форм организации апробации педагогической инновации в области поликультурного образования детей дошкольного возраста, интерактивных технологий развития педагогических умений планировать, организовать, провести и проанализировать

пилотный эксперимент по внедрению инноваций в условиях ДОУ. Список литературы:

1.Зайцева, О.Ю., Михайлова. И.В. Поликультурная компетентность личности и условия её формирования в учебном процессе вуза: Монография / О.Ю. Зайцева, И.В.

Михайлова. - Иркутск: Издательство: ООО «Издательство «Аспринт», 2015. - 156 с.

2.Ломакина, Ю.В. Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Ломакина. - Уфа, 2012. - 24 с.

3.Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. - М.: НИИ Школьных технологий. - 2009. - 146с.

4.Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК, учителей / Е.В. Бондаревская. - М.: Ростов н/Д : Учитель, 1999. - 563 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.