вующих в эксперименте девочек, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе.
Литература
1. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПБ.: Изд-во СПбГАФК им. Лесгафта, 2003. - 20 с.
2. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) - М.: Теория и практика физической культуры, 2002 - 270 с.
3. Глушков С.С., Глушков К.С., Северухин Г.Б. Организационно-методические особенности взаимодействия комплекса ДЮСШ - школа как вариант спортивноориентированного физического воспитания // Спортивноориентированное физическое воспитание: теория и технология: науч.-метод. рекоменд.: в 2 т. / под общ. ред. Л.И. Лубышевой. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - Т. II. - 76 с.
4. Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных гимнасток высокой квалификации в художественной гимнастике. - М., 2001. - 51 с.
5. Горохова В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Изд-во РГАФК, 2002. - 16 с.: ил.
6. Гобузева К.В. Модельные характеристики гимна-сток-художниц с уровнем спортивной квалификации I взрослого разряда: автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 24 с.
7. Киселев В.А. Формирование у учащихся ценностных ориентаций на физкультурно-спортивную деятельность в специализированных классах общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2000. - 23 с.
8. Макарова Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в
художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Изд-во РГИФК, 1998. - 23 с.
9. Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / под общ. ред. В.И. Столярова. - М.: Теория и практика физической культуры, 2009. - 320 с.
10. Цепелевич И.В. Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2007. - 25 с.
11. Шамардина Г.Н. Рациональное сочетание обучения в общеобразовательной школе с учебно-тренировочным процессом в СДЮСШ (на примере учащихся специализированных классов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1985. - 21 с.
Овчинникова Елена Ивановна - доцент кафедры ТОФВ Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
Гаськов Алексей Владимирович - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета.
Краснояров Геннадий Алексеевич - доктор медицинских наук, зав. кафедрой спортивной медицины Бурятского государственного университета.
Ovchinnikova Elena Ivanovna - assowate professor of department of theory of physical culture basis, N.G. Cherny-shevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University.
Ph. +79145201820, (83020)415467, e-mail: [email protected].
Gas’kov Aleksey Vladimirovich - doctor of pedagogical sciences, professor, head of department of theory of physical culture of Buryat State University.
Ph. 21-69-89, 8-902-564-53-22, e-mail: [email protected]
Krasnoyarov Gennadiy Alekseevich - doctor of medical science, head of department of sports medicine of Buryat State University.
УДК 378.17
Н С. Панчук
Аналитическое исследование проблемы формирования интернализованного отношения к здоровью субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза
Выдвижение проблемы здоровья в вузе как приоритетной задачи обусловливает ее осмысление в теоретическом плане, определяя необходимость разработки здоровьесберегающих подходов к сохранению и укреплению здоровья. Решение этой задачи требует аналитического исследования проблемы формирования интернализованного отношения к здоровью всех субъектов воспитательно-образовательного процесса высшей школы.
Ключевые слова: здоровье, отношение, интернальность, экстернальность, локус контроля, интернализованное отношение.
NS PanchuA
Analytical research of the problem of formation of internalized attitude towards the health of subjects of educational process in higher educational establishments
Raising of the problem of health in higher educational establishments as a priority goal justifies it’s theoretical comprehension by determining of the necessity of health saving approaches development. The decision of this problem requires the analytical research of formation of internalized attitude towards the health of all subjects of educational process in high school.
Key words: health, attitude, internality, externality, locus of control, internalized attitude.
2010/13
Известно, что проблема здоровья человека является первостепенной социально-педагогической проблемой современности. Решение этой задачи связано с формированием культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса, ин-тернализованного и ценностного отношения к собственному здоровью. Анализ трудов ученых, занимающихся вопросами здоровья человека, свидетельствует о том, что на протяжении многих лет осуществлялись попытки их решения. Концептуальные основы здоровьесбережения отражены в работах философов, медиков, педагогов, психологов, социологов, экономистов, что подтверждает междисциплинарных характер этой проблемы.
Здоровье при этом рассматривается как цель и условие качественного обучения, основа самоактуализации, достижения жизненного успеха и как критерий деятельности образовательного учреждения. Значимая роль отводится системе образования, призванного актуализировать формирование у обучаемых мотивации на здоровый образ жизни, потребность в хорошем здоровье, ответственность за собственное здоровье.
Для достижения современного качества общего образования необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучаемых и создать в высшем учебном заведении условия для сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательнообразовательного процесса [1]. Необходимо совершенствовать содержание общего образования, использовать эффективные методы обучения; повышать удельный вес и качество занятий физической культурой; организовывать мониторинг показателей адаптации и здоровья студентов и преподавателей; оказывать психологофизиологическую поддержку и педагогическую помощь в формировании интересов, желания и мотивов вести здоровый образ жизни.
Известно, что в настоящее время в физическом и психическом развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно: происходит ухудшение здоровья, наблюдается высокий уровень заболеваемости, значительная часть молодежи студенческого возраста ведет нездоровый образ жизни, недостаточно физических нагрузок, занятий физической культурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий.
В соответствии с законами Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1996 г.) и «Об образовании» (1996 г.), типовым положением об общеобразовательном
учреждении Российской Федерации, постановлениями правительства РФ №38 от 15 января 1992 года и №1058, от 9 сентября 1996 года общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников [1]. Таким образом, высшая школа выступает здоровьесберегающей средой, в которой студент мог бы эффективно сохранять и укреплять свое здоровье.
Наблюдения последних лет доказывают безответственное отношение молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствие первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного здоровьесбережения, недостаточной сформированностью интернали-зованного отношения к здоровью субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое в данном случае приобретает основное значение.
Потребность и необходимость выполнять действия, поступки, направленные на сохранение и укрепление здоровья, отношение к своему здоровью как к ценности, ответственность за собственное здоровье, на наш взгляд, являются необходимыми условиями для того, чтобы быть здоровым. Формирование интернализованного отношения к здоровью у субъектов вуза тесно связано с проявлением сознательного, старательного, ответственного отношения к своим здоровьесберегающим обязанностям.
Сохранение здоровья должно стать устойчивой потребностью человека на протяжении всей жизни. Отношение к здоровью описывается через интерес, мотивы, эмоции, установки личности студента. Понимая интерес как избирательное отношение личности к объекту в силу его личностной значимости, мотив как преобладающее отношение, побуждение, эмоции как механизм переживания отношений, установки как готовность к целенаправленной деятельности, мы считаем, что совокупность вышеперечисленных понятий служит формированию устойчивой мотивации субъектов к здоровьесбе-режению, здоровьесберегающей активности.
Понятие «отношение к здоровью» является сложным и комплексным. Оно включает несколько оценочных критериев: когнитивный (идеи, мнения, убеждения); эмоциональный (чувства, ценности); поведенческий (действия и деятельность); адаптивно-ресурсный (функциональное состояние и уровень функционального резерва). Отношение к здоровью может рас-
сматриваться как на индивидуальном уровне, так и на общественном.
С позиции Н.А. Литвиновой отношение индивида к здоровью определяется как сложившееся на основе имеющихся у человека знаний, оценки и самооценки собственного здоровья осознание здоровья как жизненной ценности, а также как совокупность действий, направленных на сохранение здоровья [2]. Отношение к здоровью на уровне общества характеризуется системой мнений, социальных норм, существующих в обществе и выраженных в действиях, направленных на изменение состояния здоровья населения на различных уровнях социального управления. Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся имеет большое значение в связи с тем, что учреждения высшего образования являются важнейшим звеном социализации молодежи. Они способствуют проявлению и развитию творческого потенциала обучаемых, являются местом, где кроме прочих ценностей должна формироваться мотивация на сохранение своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Движущей силой в процессе здоровьесбере-жения является формирование интернализованного отношения к здоровью субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза.
Понятие «интернальность» (от лат. internus -внутренний) характеризуется как предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интер-нального) контроля. Интернальность - степень, в которой индивид воспринимает свою жизнь как контролируемую «изнутри» посредством собственных усилий [3].
В исследованиях Ю.В. Ковалевой отмечается, что интернальность - это уровень тревожности личности за какие-либо действия, умение самостоятельно их контролировать. Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности [4].
Так, Б. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун
установили, "...что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья. Интерналы также в большей степени, чем экс-терналы, предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу" [5].
Интернальное отношение часто связывают с локусом контроля личности. Локус контроля (от лат. Locus - место, местоположение и франц. Contrôle - проверка) - это личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок.
При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивой, слабо поддающейся изменениям личностных качеств, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. Развитие личности предполагает рост самостоятельности (способности к самостоянию), ответственности за свои выборы и действия.
Т.С. Леви рассматривает локус контроля с позиции интегральной характеристики самосознания, связывающей чувство ответственности, готовности к активности и переживание «Я». Следовательно, локализуя контроль над значимыми для себя событиями, человек полагает, что происходящее с ним зависит, прежде всего, от его психологических качеств и усилий [6].
Однако личностный рост предполагает также развитие реалистичности в восприятии себя и своих возможностей, а значит, осознание того, что есть вещи, которые нельзя изменить, а необходимо принять. Поэтому выраженная интер-нальность также может свидетельствовать о психологическом неблагополучии человека, его высокой внутренней напряженности, излишнем стремлении все контролировать и рационально просчитывать.
Во многом стабильность локуса контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстер-нальный, или внешний, локус контроля) и ин-тернальность (интернальный, или внутренний,
2010/13
локус контроля).
В научной литературе выделяют три вида ло-куса контроля: интернальность, экстреналь-
ность, связанную с чувством беспомощности и зависимости от других, и экстернальность, связанную с чувством неструктурированности окружающего мира и фатализмом.
Достаточно однозначно в целом ряде исследований показано, что индивиды, демонстрирующие свою приверженность к внутреннему локусу контроля, как правило, обладают адекватной самооценкой, у них чаще всего (если это не сугубо ситуативные обстоятельства) не проявляются неоправданные чувства тревоги, вины и страха. Поскольку они склонны к достаточно последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, оправданно доброжелательны к окружающим, коммуникабельны и испытывают готовность к взаимодействию на партнерских началах. Личности, у которых преобладает внешний локус контроля, нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, не уверены как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи.
Локус контроля, прежде всего, связан с формированием Я-концепции личности. Если говорить об ожидании индивидом успеха или неуспеха, то обратно пропорциональное соотношение этих форм прогноза представляется достаточно ясным: наиболее подходящим будет использование двух полюсов одного фактора. Однако если речь идет о приписывании причинности, то таких источников может быть несколько. Качественный статус и роль в их личностном развитии будут определяться многими дополнительными условиями.
Локус контроля не является результатом автоматического обобщения успешных или неуспешных действий, в большей степени он представляет собой результат осмысления окружающего мира и собственного места в нем, процесса, интегрированного в формирование Я-концепции. Следовательно, локус контроля имеет особую мировоззренческую установку, которая тесно связана с мотивационно-потребностной сферой и Я-концепцией, феноменологически выраженной приписыванием причин (ответственности) результативности собственных действий тем или иным инстанциям.
Аналитическое исследование показало, что такая индивидуально-психологическая характеристика как интернальность (экстернальность), или локус контроля, в условиях воспитательно-
образовательного процесса вуза связана с готовностью и способностью субъектов образования к адекватной атрибуции ответственности за успех и неудачу в совместной здоровьесберегающей деятельности. А высокий показатель интер-нальности личности свидетельствует о том, что субъект считает именно себя ответственным за свое здоровье.
Основными проявлениями здоровьесберегающей ответственности являются требовательность и регулярный контроль за выполнением данных себе обязательств; дисциплинированность и исполнительность в соблюдении правил ведения здорового образа жизни, стремление и настойчивость в овладении необходимыми здоровьесберегающими действиями.
Формирование интернализованного отношения к здоровью является целенаправленным процессом, способствующим личности осознать важность своевременного укрепления своего здоровья, потребность в соблюдении правил ведения здорового образа жизни, понимание целесообразности и систематического контроля здоровьесберегающих действий, отношение к своему здоровью как ценности жизни, в целях сохранения себя в качестве полноправного и жизнедеятельного гражданина.
Литература
1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Э.М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.
2. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Томск, 2008. - 38 с.
3. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: ТК Велби; Проспект, 2008. - С. 219.
4. Ковалева Ю.В. Контроль поведения супругов как регуляторная функция семьи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. №2(2). URL: http://psystudy.ru.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 420-421.
6. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М., 2005. С.410-434.
Панчук Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кемеровского государственного университета.
Panchuk Natalya Sergeevna - candidate of pedagogical science, associate professor of department of physical education of Kemerovo State University.
e-mail: [email protected].