ПСИХОЛОГО - ПВДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
ПЛ. Амирова, И.Р. Левина, В.М. Янгирова ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
Ключевые слова: педагогический вуз, ресурсный центр, семья, детство, педагогическая поддержка, функционально-ролевой подход, компетентностный подход, социально-ориентированные проекты, семейные ценности, мотивационная, духовно-нравственная готовность, специально созданные центры, счастливая семья.
Аннотация: В данной статье раскрываются актуальность и востребованность создания и функционирования ресурсного центра поддержки семьи и детства в БГПУ имени М. Акмуллы. Показаны этапы развития, представлена логика развертывания основных направлений содержания деятельности, формы и методы воспитательно-просветительской, обучающе-развивающей деятельности студенческой молодежи, дана краткая характеристика результатов анкетирования по выявлению семейных ценностей, готовности к созданию семьи.
Раскрывается роль ресурсного центра семьи, которая направлена на информационно-разъяснительную, ценностно-ориентационную и инструментальную функцию как базовую основу в семейных отношениях. Деятельность в ресурсном центре поддержки семьи и детства раскрывается на основе функционально-ролевого, компетентностного, социально-ориентированного подходов. Раскрыты интерактивные формы работы со студенческой молодежью, такие как тренинги, ролевые игры, анализ и выбор нравственных ситуаций, анализ художественных текстов, читательские конференции, социально ориентированные проекты. ао1: 10.21510/1817-3292-2018-1-41 -50
Актуальность и востребованность создания и функционирования ресурсного центра поддержки семьи и детства на базе педагогического университета продиктована сложной ситуацией в отношении семьи и детства в России. Сегодня наблюдается снижение рождаемости, семья теряет свой основной статус в традиционном понимании. Молодые люди реже вступают в брак, разводы после первого совместного года жизни - это лишь некоторые факторы, которые способствовали постановке проблемы: выявить мотивационную, духовно-нравственную, функционально-ролевую готовность студенческой молодежи к созданию семьи и разработать основные направления работы по формированию семейной грамотности. Институт семьи, на наш взгляд, находится под угрозой, поэтому важно выявить проблемы, связанные с функционированием семьи и оказать определенную содержательно-методическую и просветительскую поддержку студенческой молодежи в вопросах создания семьи и семейного воспитания детей на современном этапе. Детство сегодня значительно поменяло свое содержание. Современные дети - дети цифровой системы, они по-другому мыслят, общаются и требуют иных подходов в обучении. При этом общественная ситуация обнажает следующие проблемы с детьми: это социальное сиротство, дети, страдающие от зависимости от гаджетов, высокая степень заболеваемости. Однако в обществе есть понимание, что семья - это важнейшая детерминанта воспроизводства и развития населения, которая вбирает в себя все культурные и социальные нормы. Основные человеческие потребности удовлетворяются в семье, поэтому и исследования в этом направлении имеют особое значение, так как государство активно начало развивать политику семьи и детства.
Концептуальные представления о педагогической поддержке семьи и детства в БГПУ имени М. Акмуллы формировались под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии [6]. Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом [1]. Он определял ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим
пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м i(74). soia ssssss^
здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.
Для нас наиболее ценными являются мировоззренческие и теоретические положения, в которых человек мыслится как целостность; данную целостность можно постичь через позиционный диалог наук о человеке, где образование представляется как процесс постижения человеком человеческого в себе. Главная идея педагогической поддержки состоит, на наш взгляд, в возможности и необходимости специальной педагогической работы, направленной на развитие способности личности к семейной жизни.
Одним из важнейших направлений работы становится процесс педагогической поддержки, осуществляемой Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы для населения г. Уфы и Республики Башкортостан, а также ее анализ, оценка эффективности и оптимальности результатов педагогической деятельности,
До определенного времени педагогическая поддержка осуществлялась нами в режиме инновации, поскольку не была отработана технология внедрения ее в педагогическую практику школ и учреждений дополнительного образования нашего региона. Три года назад в Институте педагогики появился Институт семьи и детства, который и стал своеобразной площадкой не только для отработки профессиональных компетенций будущих специалистов, но и в овладении технологией педагогической поддержки в сопровождении молодых семей и семейного воспитания.
Главная миссия однозначно состояла в том, чтобы средствами образования оказать поддержку молодым семьям, помощь в воспитании детей. Акцентировка на миссии как главном ориентире в организации образовательной практики сделала педагогическую поддержку актуальной и по идее, и по технологии.
Работа строилась по следующим этапам: обнаружение проблем семьи и детства -диагностика и поиск критериев для самодиагностики ее появления - возможность выделить из проблемы задачи - проектирование и выбор путей их решения - программирование и осуществление деятельности по решению задач - оперативная диагностика и корректирующее проектирование - уточнение выбранного пути и осуществление задуманного [6]. Все это представляло собой пошаговое, диагностируемое, осознанное и оцениваемое движение к достижению результата. Таким образом, выстраивалась образовательная практика оказания педагогической поддержки педагогами Института семьи и детства БГПУ имени М. Акмуллы.
Нами использовались результаты авторских социологических исследований, проведенных в несколько этапов. Первый этап включал социологическое исследование по проблемам семьи, проведенное в 2016 году с использованием метода анкетного опроса. Всего было опрошено 100 человек родителей. Репрезентативность исследования достигалась также проведением опроса экспертов - сотрудников фондов, специалистов социальных служб и образования г. Уфы. Проведенные опросы показали готовность населения к работе с Центром семьи и детства. Даже обнаружились определенные потребности населения по разным аспектам работы: например, лекции, предложенные специалистами центра, которые поначалу проводились нами в личных встречах с родителями, оказались востребованными, а затем появился и онлайн формат. Кружковая работа с детьми по художественно-творческим направлениям также оказалась в центре внимания.
Следующий этап представлял собой Интервью-проект «Разговор с места событий» в формате offline виртуально-дискуссионного клуба «Мысли о главном», где вопросы о главном были заданы 1) представителям администрации, фондов, спонсорам; 2) мамам; 3) консультантам института семьи и детства и консультантам творческих мастерских и
э®в§жа§ психолого-псппгогические прослемы семьи и детства
консультационных центров. Главная цель вопросов - выявление проблем в воспитании и развитии детей, а также возможных перспектив поддержки счастливой семьи.
Метод содержательного анализа, используемый в исследовании, позволил выявить степень значимости проблематики государственной поддержки семьи, материнства и детства. На следующем этапе мы выделили несколько направлений работы.
Социально-педагогическая и психологическая поддержка молодых семей. Обучение специалистов для работы с семьями и детьми (проекты: «Центр развития ребенка Котоффк^», «Ясли - молодой студенческой семье», «Мамина школа»; «Центр развития социокультурных практик: «Искусство через всю жизнь», «Летняя семейная школа»);
Родительское просвещение и психолого-педагогическая поддержка родительства. Проекты: «Электронное родительское образование», «Семейная суббота», «Я - эффективный родитель» Программа по магистратуре по направлению 37.04.01 Психология, профиль «Семейная психология».
Работа с одаренными детьми осуществляется как процесс творческого и исследовательского подхода у педагогов, которые, ведя одаренного ребенка по пути открытий, сами (студенты и педагоги) приобретают опыт исследовательской работы с одаренными детьми, проектировать и организовывать обучение одаренных детей как открытие новых знаний. Работает Центр развития одаренности школьников в рамках Департамента непрерывного педагогического образования, где организуют и проводят олимпиады и фестивали-конкурсы «Одаренные дети России» для одаренных детей, позволяющие наиболее полно проявить свои способности одаренному ребенку. Создаются программы для личностного роста одаренных детей, для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем, способствующие осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Социально-культурная, реабилитационная поддержка пожилых людей и людей с инвалидностью. Проекты: «Центр развития социокультурных практик: «Искусство через всю жизнь», «Досуговая деятельность с пожилыми людьми и людьми с инвалидностью», «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Долгие лета».
Дети с ОВЗ и их семьи. Программа по магистратуре 44.03.04 «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ».
Социокультурная поддержка сельской семьи. Проект: «Лаборатория гуманитарного образования в сельской школе».
Опыт практической деятельности по разработке и внедрению педагогической поддержки, важного направления работы Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы можно экстраполировать и использовать предлагаемые варианты проектной работы в похожих социальных ситуациях, а также в тех организациях, где воспитательно-развивающая деятельность является ведущим направлением деятельности.
Трансформация модели общего и профессионального образования, в условиях которой мы находимся в последние годы, приводит к появлению новых форм, уровней, ступеней образования и расширяет границы образовательной среды, вовлекая в процессы познания широкие слои населения. Этому способствует то, что, с одной стороны, социум уже частично привык к необходимости перманентно повышать свой интеллектуальный уровень, а с другой - выросло целое поколение, для которого ментальная программа «учиться в течение всей жизни» - самоочевидный неоспоримый факт.
При этом вопросы, где учиться, чему учиться, как учиться, побуждают человека оценить ресурсную базу, имиджевые характеристики, условия и предложения
пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о
образовательных организаций. Планировать, проектировать, обеспечивать образовательную траекторию как детей, так и взрослых стало традицией в жизни современной семьи, так же как стало традицией вести здоровый образ жизни. Социально-педагогические исследования показывают, что, несмотря на различные рода рейтинги и мониторинги, современная семья ориентирована на ту образовательную организацию, в работе которой явно просматривается специализация (медицинская, педагогическая, юридическая, техническая и др.). Мультипрофильность, «классичность», «гуманитарность», возведенная в ранг «обо всем понемногу...» как в статусе образовательной организации, так и в содержании предлагаемой к освоению программы все меньше пользуется доверием, особенно у тех людей, которые нуждаются в конкретных знаниях, а не в образовании вообще. Взрослые заинтересованы применить полученные компетенции сразу же, а не после длительной практики, для детей проектируется «накопительная практика», и для ее достижения используются все формы основного и дополнительного образования.
По завершении общеобразовательной школы выпускник осуществляет выбор профессиональной образовательной организации, где будет продолжено обучение. Исследования показывают, что сегодня в семье решается вопрос о выборе не столько профессии как таковой, сколько об уровне профессиональной подготовки (ВО или СПО) и качестве профессиональной образовательной организации. В этом выборе родители играют главную роль, и решение это происходит не одномоментно, оно длительное время обсуждается в семье с привлечением ближних родственников. За основу выбора принимается несколько факторов, среди которых учебные успехи старшеклассника и перспективы его успешности при сдаче ЕГЭ, материальные условия семьи, условия обучения и проживания в ходе получения профессионального образования, возможность дальнейшего трудоустройства и многое другое, имеющее принципиальное значение для конкретной семьи. При выборе вуза значительную роль играет его профильность, она обеспечивает не только его положительный имидж, уважение и признание в профессиональном сообществе, но и позволяет ему занять достойное место в структуре семейных предпочтений в плане обеспечения устойчивого качества теоретической и практико-ориентированной подготовки.
В то же время процессы трансформации в системе образования и задачи интеграции науки, образования и производства влекут за собой структурно-функциональную трансформацию профессиональной (СПО) и высшей школы. В частности, для педагогического вуза подобные преобразования предполагают изменение его статуса, так как кроме традиционных задач подготовки кадров, организации исследовательской деятельности и внедрения результатов собственных разработок университет выступает как центр создания и реализации социально ориентированных проектов. Статусность педагогического вуза оценивается комплексно по степени его участия в решении социальных проблем региона, что отвечает современному пониманию Университета 3.0. Успешность включения Университета в социально значимые проблемы представляет собой универсальное системное качество, оно во многом определяется его ресурсной базой, которая представляет собой многоуровневый комплексный феномен. В самом общем виде он может быть представлен тремя уровнями: уровень связей в социальном пространстве региона и России, уровень ближних связей (в сфере профессионального сообщества), внутри вузовский уровень.
БГПУ имени М. Акмуллы является университетом, входящим в состав сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), входит в пятерку вузов Российской Федерации, обладающих статусом опорного гуманитарного вуза по продвижению русского языка в тюркоязычных странах и государствах, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Университет является федеральной площадкой реализации Государственной программы подготовки специалистов с углубленным знанием
э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства
истории и культуры ислама. БГПУ имени М. Акмуллы - институциональный координатор социально-гуманитарной сферы региона, обеспечивает проектирование и поддержку особых видов социальной деятельности, направленных на формирование гражданина России и обеспечение духовной безопасности общества с учетом глобальных вызовов; социальный центр, объединяющий все ресурсы по поиску, диагностике, прогнозированию, проектированию и конструированию структур, обеспечивающих инновационное и безопасное развитие общества через создание социальной инфраструктуры региона, через формирование в обществе культа интеллектуального саморазвития и самореализации, культа образования.
Университетские инициативы проектируются с учетом задач развития региона. Например, центры развития компетенций в университете на начальной стадии охватывали только студентов и преподавателей вуза. Сейчас они разворачиваются как ресурсные центры оценки образовательных результатов школьников, сформированности трудовых действий у учителей, воспитательных практик в отдельных категориях семей.
С целью научного осмысления современных способов и методов воспитания, оказания методической, психологической, юридической поддержки семьи и детей в БГПУ имени М. Акмуллы создан и начал работу Институт семьи и детства, он вбирает в себя целый спектр проектов и программ, реализующихся в специально созданных центрах (Центр инклюзивного образования, Центр раннего развития ребенка, Центр психологического консультирования, Центр временного пребывания детей дошкольного возраста (Котофф-кидс) и др. Проект «Родительская суббота» уже масштабирован до республиканского уровня», интенсивно развивается Программа «Соединение».
БГПУ имени М. Акмуллы реализует научные исследования в направлении развития электронного образования, проводит постоянный мониторинг образовательной сферы с помощью электронных инструментов, выявляет основные тенденции и проблемы, внедряет и апробирует на практике актуальные научные разработки в электронных проектах университета. При их разработке, насыщении содержательным контентом, характеру обратной связи учитываются интересы будущих абитуриентов. Эти ресурсы доступны и полезны для любой семьи любого региона России. Среди наиболее востребованных -информационно-образовательный портал Республики Башкортостан (oprb.ru), дистанционные олимпиады и конкурсы (olimp.bspu.ru, distolimp.bspu.ru, olimp-alfa.bspu.ru), «Открытая школа» (school.bspu.ru), Международная система дистанционного обучения башкирскому языку (https://region.bspu.ru), электронный курс «Родительское просвещение и здоровьесберегающие технологии» (http://rp.bspu.ru) [7].
Одним из ведущих приоритетов современного семейного воспитания стала забота о раннем развитии ребенка, выявлении его склонностей, задатков, способностей. Реальную помощь молодым родителям в этих заботах оказывает педагогический университет, разрабатывая систему развития детской одаренности. Работают очные школы по подготовке детей к олимпиадам, реализуется система олимпиад, активно действует сетевая экспериментальная площадка по отработке модели выявления, развития и сопровождения детской одаренности с привлечением родителей, проводятся конкурсы среди образовательных организаций, семинары и курсы повышения квалификации для руководителей ОО и педагогов, начала свою работу «Академия математики» на базе ФМФ совместно с ИМиВЦ УНЦ РАН, продолжается работа по созданию в РБ Международного математического центра, разработан проект «Башкирский Сириус», отдельные элементы которого апробируются на базе загородного оздоровительного лагеря «Звездочка». Через проектную деятельность в летний период за два года в лагере прошло более 3000 детей.
Педагогический вуз ориентирован на потребности социума, значительную часть которого составляют жители села. Обеспечение равных стартовых позиций для сельского
пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о
школьника по сравнению с городским, развитие интеллектуального потенциала, гражданской позиции и патриотических установок среди населения села - реальная и достижимая задача. Проект «Инновационная сельская школа», который реализуется в БГПУ имени М. Акмуллы, направлен на подготовку полифункционального педагога и объединяет усилия социологов, психологов, педагогов, которые проводят диагностику, мониторинг, сопровождение, профориентацию, конкурсы через проектную деятельность. Предложена Концепция духовно-нравственного воспитания, проект «Послы русского языка» расширяет свою экспедиционную работу, проект «Волонтерская деятельность студентов», который был отмечен как лучший в конкурсе Президента Российской Федерации, поощрены денежной премией в 700 тысяч рублей в 2017 году.
Башкирский государственный педагогический университет как ресурсный центр семьи и детства востребован среди студенческой молодежи, которая находится на стадии подготовки к семейной жизни, некоторые уже создали семью. Ресурсный центр, дополняя и расширяя, оказывает информационную, научную и практико-ориентированную помощь студентам, презентуя положительные научные мысли и полезный практический опыт по формированию семейной грамотности из истории педагогики, теории и методики семейного воспитания и других научных и предметных областей знаний. Семья выступает как первичная ячейка общества, члены которой объединяются на основе общих мотивов, чувств, осознанного понимания семейных ценностей, функционально-ролевых взаимоотношений и взаимодействий.
Семья основывается на официальном браке между мужчиной и женщиной, создавая союз пары (муж и жена), члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, взаимоподдержкой. Семья живет на основе определенной системы принятых норм и конкретных действий, выполняя важные для общества функции. Одной из таких функций А. Вишневский выделяет два демографических процесса: прокреативный, связанный с производством потомства, с определенным количеством рождений, который больше представлен на индивидуальном уровне, и репродуктивный - воспроизводство населения, ориентирующий на восстановление поколений, больше представлен на уровне общественном. Учитывая демографическую ситуацию в Республике Башкортостан важно и необходимо формирование у юношей и девушек ориентации на осознанную многодетность, путем стимулирования материальной и различными формами финансовой поддержки, а также через ценностную структуру личности.
Как и любая социальная установка, репродуктивная установка состоит из трех выделенных американским психологом М. Смитом компонентов: когнитивного (осознание объекта установки, в данном случае детей), аффективного (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему) и поведенческого (последовательное поведение по отношению к данному объекту). В данном случае репродуктивная мотивация оказывается более сопряжена с когнитивными, прокреативная - с аффективными компонентами репродуктивной установки, а последующий «выход» на ее поведенческий компонент предполагает последовательное «воздействие» обоих этих аспектов, то есть цепи «знание - эмоции - поведение».
Соответственно оказывается возможным выделение двух направлений формирования ориентации на многодетность. Первое - доведение до студентов социальной значимости существующей демографической ситуации и ее многочисленных последствий. Второе -формирование и возвышение эмоционально-личностной ценности детей как фундамента духовной близости супругов и развития их личности.
В 2017 году нами был проведен опрос студенческой молодежи по поводу предполагаемого и желаемого количества детей. Изучение ответов наглядно демонстрируют: преобладание количества желаемых детей над количеством
э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства
предполагаемых и большее их количество в планах юношей. Подобное выражение грядущей демографической ситуации явилось средством обсуждения роли и значения детей для семьи и общества. На вопрос «Какое количество детей планируете иметь?» студенты ответили: одного - 6 %, двоих - 47 %, троих - 32 %, пятерых - шестерых - 7 % и 8 % указали на нежелание иметь детей.
По реализации данного направления работы осуществляется широкое информирование студенческой молодежи по демографическим вопросам в регионе Республики Башкортостан. Осуществление данного направления обусловливает необходимость формирования у юношей и девушек сознательно-социального отношения к материнству, отцовству; представлений о материнстве и отцовстве как личностно значимой и общественной ценности, необходимом для продолжения семейного рода и для всего общества и с общечеловеческой точки зрения - сохранения человечества.
Формирование соответствующей современной демографической ситуации репродуктивной мотивацией осуществляется через ознакомление студенческой молодежи с мерами, направленными на стимуляцию рождаемости, а также с их действием на механизм репродуктивного поведения. При таком подходе юноши и девушки должны понимать, что, несмотря на то, что Россия, Республика Башкортостан, обладает достаточными возможностями для осуществления рождаемости в плане сочетания интересов самой семьи и общества в целом, они эффективны только тогда, когда студенческая молодежь осознает, к каким последствиям может привести широкое распространение однодетных и бездетных семей. Данное направление тесно связано с формированием и возвышением ценности детей как основы духовной близости супругов, обогащения их личности, превращения супружества в полноценный семейный союз и требует осознания юношами и девушками. Молодые люди должны понимать, что дети расширяют круг интересов семьи, приносят эмоциональное удовлетворение, соучастие в развитии нового человека, где каждый должен проявить себя как семейный педагог-родитель; именно дети позволяют глубоко понять жизненные процессы, глубинный смысл жизни. Студенческая молодежь должна осознавать, что именно дети не только создают полноценную, прочную семью, но и делают мужчину действительно мужчиной, а женщину - женщиной. Дети дают возможность открыть новые обогащающие человека чувства - чувство материнства и чувство отцовства, чувство родительской любви, нежности, чувство наслаждения физической и духовной красотой маленького человека.
Наряду с функцией биологического воспроизводства человека, то есть его физического рождения, семья выполняет и другие функции: экономическую, хозяйственно-бытовую, духовную, воспитательную, социально-статусную, досуговую и эмоционально-ценностную. В последние годы ввиду принятия закона «О семейном образовании» в некоторых семьях берут на себя ответственность и за образовательную функцию. Функции семьи и условия ее функционирования важны для принятия важнейших нормативных документов по поддержке семьи, а также для педагогической поддержки со стороны социальных институтов общества.
Институт семьи и детства как ресурсный центр преследует и диагностическую [2] цель - выявить готовность студенческой молодежи к созданию здоровой, прочной, счастливой семьи; выявить проблемы у студенческой молодежи по семейной грамотности, по сформированности семейных компетенций, по умению проектировать и продумывать перспективы развития семьи. Семья состоит из пары людей, связанных брачными отношениями и являющимися супругами, такие семьи называют супружескими. Но имеются еще и родственные семьи, которые основываются на кровном родстве большого числа родственников. И взаимоотношения между ними также играют важную роль и влияют на взаимоотношения молодого союза. На современном этапе идет формирование роли семьи,
пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о
оживляются родовые корни, осуществляется возрождение родовых связей и поиск знаний родословной. Изучение истории рода, выстраивание родового древа позитивно влияет на решение вопросов в создании современной семейной жизни у молодежи, стимулирует выйти на новый уровень понимания уважительного, доброго отношения с родственниками; способствует связи с родовыми корнями. Осознанно понимать и проявлять личностную ответственность - «Я и моя семья в продолжении рода», «Я и моя семья создают новую жизнь роду». Проекты «Путь к своему роду», «Создание энциклопедии рода» и др. способствуют пониманию жизни предыдущих поколений и тех жизненных задач, которые они решали для развития рода.
Модернизация во всех сферах общества способствует созданию новых образцов поведения в сфере семейных отношений. Семья рассматривается как ячейка общества и как структурообразующая система общественной жизни, в ней проявляются все изменения, наблюдаемые в обществе. Поэтому изменения, происходящие в современной семье, являются объективными и продиктованными самой реальной жизнью, влияющими на формирование условий, принципов создания и организации жизнестроительства семьи. Смена общественных отношений, социокультурных, политических, экономических смен ориентации повлияли и на смену семейных ценностей [3].
Нестабильность социально-экономической ситуации в российском обществе сказываются на нестабильности в семейной жизни. Изменения, продиктованные самой жизнью, показывают объективные процессы изменения брачных отношений, которые выражаются в резком снижении рождаемости, возрастании числа разводов, нарастании бюджетного дефицита, снижении уровня жизни. Отсюда вытекают проблемы духовно-нравственного характера, которые выражаются в отсутствии рационального планирования личной жизни, низкого уровня личной ответственности и неготовности студенческой молодежи к созданию семьи. Часто молодым семьям приходится зависеть от родителей ввиду финансовых ограничений и неустроенности быта, неудовлетворенности материально-жилищными условиями.
Кризис современного общества и его нестабильность привели, наряду с материальными трудностями, к дестабилизации брачно-семейных отношений ввиду того, что многие молодые люди живут в паре, реализуя физические потребности без вступления в официальный брак [4]. Кризис современного общества изменил внутрисемейные позитивно сложившиеся взгляды на Руси [5]. Такие понятия, как честность, совестливость, уважение, были в традиции семейного уклада. Семья на Руси характеризовалась теплыми отношениями, поддержкой, защитой. Именно в семье каждый вносил свою лепту в взращивании чести и достоинства семьи и рода, а также нес высокую ответственность за рождение собственного ребенка.
Содержание деятельности ресурсного центра Семьи и детства раскрывает информационно-разъяснительную, ценностно-ориентационную и инструментальную составляющую как базовую основу в семейном союзе. Большая работа в ресурсном центре Семьи и детства осуществляется через консультацию, тренинги, ролевые игры, анализ, выбор нравственных ситуации, читательские конференции, анализ художественного текста по проблемам семьи и детства, формирование семейной грамотности и осуществление подготовки к реальной семейной жизни. Содержательная наполняемость используемых интерактивных методов, способов формирования ценностно-ориентационной направленности выстраивается на основе полученных результатов общественного мнения студенческой молодежи в понимании системы ценностей с точки зрения семьи, принципов, которых придерживаются юноши и девушки в создании семьи, мотивационной готовности к созданию семьи, психологической готовности, духовно-нравственной готовности, функционально-ролевой готовности. Анализ нравственных ситуаций, тренинги, ролевые игры, читательские конференции, анализ текстов художественной литературы по
э®вЖ§Ж§ психолого-пеппгогические прослемы семьи И петстпп
проблемам семьи и возрождение рода расширяют, углубляют в понимании и стимулируют к созданию счастливой семьи. Именно представления о ролевых обязанностях формируются в ролевых играх, где участники проговаривают, проигрывают, имеют возможность прочувствовать эти роли, вывести на уровень осознанного представления о роли пары (мужа и жены), детях в собственной семье, родителях. Результаты проведенного анкетирования 2017 году показывают, что каждый по-разному представляет себе свою семейную жизнь и представления каждого глубоко индивидуальны. По гендерному признаку приняли участие в анкетировании 35 % - мужского пола и 65 % - женского пола; возраст был дифференцирован - от 18 лет до 21 года - 30 %, от 22 до 24 лет - 20 %, от 25 лет и свыше - 50 %.
На вопрос «Расположите в порядке убывания ценности от наиболее - к наименее важному: для создания счастливой семейной жизни вам дороже всего»? Ответили:
- я, родители, дети, пара, работа родственники, творчество - 29 %,
- родители, дети, родственники, работа, я, творчество, пара - 30 %,
- дети, родители, я, работа, творчество, пара, родственники - 19 %,
- творчество, я, дети, родители, работа, пара, родственники -7 %,
- не ответили на данный вопрос - 5 %.
Данные результаты показывают, что происходит недооценивание и недопонимание роли пары (мужа и жены), как основы создания счастливой крепкой семьи. В создании семейной жизни и функционировании ее независимо от временного фактора роль пары (мужа и жены) как системы ценности должна доминировать. Если нет должного понимания роли пары (мужа и жены) в функционировании полноценной, счастливой, крепкой семьи, то это ведет к несогласованным, отвергаемым, другим ожиданиям и соответствующим им требованиям. Следствие такой неординарной сложившейся ситуации в семье - малая совместимость и конфликтность. Поскольку поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, рассматривается им как единственно правильное и желательное, а поведение второй половинки (то есть другого партнера), не отвечающее этим представлениям, как неправильное, ограниченное. Большинство проводимых мероприятий в ресурсном центре Семьи и детства построены на основе функционально-ролевого подхода. Именно данный подход дает возможность оказать достаточно убедительное и емкое понимание юношам и девушкам, что в житейском плане семейные роли можно определить как повторяющиеся, устойчивые взаимоотношения, взаимопонимание, взаимоподдержка с соблюдением своих функции, права, обязанностей, как входящей и представляющей состав пары (мужа или жены), и как член семьи при разделении семейного труда.
Анкетирование и индивидуальные консультации, ролевые игры и нравственные ситуации в условиях ресурсного центра Семьи и детства дают более углубленное представление о браке и семье. Насыщаются подробностями ролевого функционирования в семейном союзе. На современном этапе сложилась социокультурная экономическая ситуация, что действующая система передачи семейного опыта от родителей к детям, дает сбои. И проведенное нами исследование показало, что 70 % опрошенной студенческой молодежи желают жить по-другому, чем семьи родителей, и на вопрос «Какая лично для вас может быть (или уже явилась для тех, кто в браке) главная причина заключения официального брака?» результаты показали любовь - 40 %, желание создать семью -42 %, независимость от родителей - 5 %, расчет - 4 %, рождение ребенка - 7 %, чтобы не быть одной - 2 %.
На вопрос «Важны ли для вас семейные отношения и какие они должны быть?» ответили: важны - 94 %, «отношения должны строиться на доверии, взаимоуважении, любви, понимании, взаимоподдержке и каждый из супругов должен вносить свою
пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м i(74). soia ssssssb
посильную лепту в общее семейное дело, у каждого должна быть работа»; 3 % - нет; но семейные отношения должны быть «гармоничными, доверительными, взаимоуважительными», «ценить, помогать, поддерживать»; 3 % - «не знаю», но при этом на вопрос «Какими должны быть семейные отношения?» ответили «дружными, ответственными, крепкими».
Из поля зрения юношей и девушек выпадают вопросы о целесообразности, о разумности, о необходимости принимать согласованные решения в проблемах досуга, в умении гибко, корректно, уважительно перестраивать свои намерения в соответствии со сложившимися ролевыми ситуациями, а не действовать в связи со сложившимися стереотипными образами.
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, обеспечивая готовность обучающейся студенческой молодежи к проектированию послевузовского образовательно-профессионального маршрута, формируя профессионально- значимые компетентности, совершенствуя систему подготовки педагогов высшей квалификации в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями регионального рынка труда, принял решение организовать ресурсный центр поддержки семьи и детства. Это явилось своевременным и органично встроенным направлением работы в вузе со студенческой молодежью. Активизировался педагогический поиск в направлении семейной педагогики, а подготовка будущих педагогов начала строиться так, чтобы ценностные ориентации образовательно-воспитательной деятельности, с одной стороны, отвечали новым социальным реалиям, и, с другой стороны, воплощали в себе непреходящие духовно-нравственные ценности общечеловеческого и национального знания в вопросах создания счастливой прочной семьи и семейного воспитания детей. В организации и содержании деятельности использовали функционально-ролевой, компетентностный, социально-ориентированный подходы при формировании семьянина в системе «пара: муж - жена», «родители - дети», которые и должны развивать систему семейных ценностей, создавая образ-идеал счастливой прочной семьи, к которой должны стремиться каждый юноша и девушка.
На основе разработанной концепции, выделенных направлений формирования семейной грамотности, повышения родительской компетентности, углубленного и осознанного изучения проблем семейного воспитания, с учетом условий семьи и межпоколенческих взаимоотношений функционирует и развивается ресурсный центр поддержки Семьи и детства в Башкирском педагогическом университете имени М. Акмуллы.
1. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. - Новые ценности образования. - 1996. - № 6.
2. Гурова, Е.В., Савельева Е.А., Кобыскан А.С. Изучение и диагностика семьи младшего школьника [Текст] Евсевьевские чтения. Серия: педагогические науки // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых - 53-х Евсевьевских чтений. - Саранск, 2017.
3. Дармодехин, П.Е., Елизаров, В.И. Проблемы семьи и семейной политики [Текст] / П.Е. Дармодехин, В.И. Елизаров // Социально-политический. - 1994. - №9-10. - С.22-29.
4. Лисовский, В.Т. Молодежь; брак, любовь, семья. / В.В. Лисовский. - Санкт-Петербург, 2003. - 357с.
5. Пуляев, В.Н. Размышление о семье Российской [Текст] / В.Н. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. -2010. - №6. - С.34-37.
6. Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 20-21 июня 2014 г., Москва / под ред. Н.В. Касициной. - Москва : ПР0БЕЛ-2000, 2014. - 432 с.
7. Стратегия развития БГПУ им. М. Акмуллы на 2016-2020гг. - Уфа, 2016. - 29 с.