УДК 159.9.07
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ И РОЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ РУССКИХ И КОРЕЙСКИХ СТУДЕНТОВ ДВФУ
Е. Е. Сапожникова
IDEAS ABOUT FAMILY VALUES AND ROLE SETS OF RUSSIAN AND KOREAN STUDENTS
OF FAR-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY
Е. Е. Sapozhnikova
В статье рассмотрены аксиологические аспекты семейных отношений на современном этапе развития общества. Автор изучил представление молодежи о своей будущей семье в группах русских и корейских студентов. Проведена диагностика и определена иерархия семейных ценностей и представлений о распределении ролей в семье у русских и корейцев. Использована методика А. Н. Волковой «РОП» (Ролевые ожидания и притязания в браке). В исследовании подтверждается гипотеза о том, что для русских и корейских студентов характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Главные позиции в иерархии семейных ценностей занимают любовь, взаимопонимание и взаимоподдержка, стабильность отношений в паре и родительство. Юноши и девушки, независимо от этнической принадлежности, отмечают важность общих интересов, совместного времяпровождения, эмоциональной поддержки и воспитания детей в браке. Девушки отметили также важность личной идентификации и социальной активности. В целом, молодёжь ориентируется на «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров. Браки между данными представителями культуры возможны, так как присутствует согласованность ролевых ожиданий и притязаний брачных отношений.
The paper describes the axiological aspects of family relations at the present stage of society development. The author has studied young people's ideas about their future families in groups of Russian and Korean students. The hierarchy of family values and beliefs about family roles Russians and Koreans was tested and defined. A. N. Volkova's methodology "Role expectations and ambitions in the marriage" was used. The study confirmed the hypothesis that Russian and Korean students have fairly consistent views about family values. The main positions in their hierarchy of family values belong to love, understanding and mutual support, the stability of the relationship in the couple and parenthood. Boys and girls, regardless of ethnicity, noted the importance of common interests and hanging out, emotional support and upbringing of children in the marriage. The girls also noted the importance of personal identification and social activity. Overall, the youth is guided by the "marital" type of family organization, which is based on the value-orientation unity of the marriage partners.Marriages between the members of a culture is possible, as there is a consistency of role expectations and claims for marital relationship.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, молодежь, русские и корейские студенты.
Keywords: family, family values, young people, Russian and Korean students.
Одним из основных звеньев социализации личности является семья. На фундаменте социального положения индивида выстраивается система всех её социальных ролей и ценностных ориентаций. Они в свою очередь определяют качество и особенности структуры и мотивации поведения, и, соответственно, характер человека и образ его действий и поступков. Отношения личности к окружающей среде опосредованы направленностью личности на других, на общество, на идеалы, которые в данном обществе присутствуют, на нормы и правила данного общества. Ценности субъекта развиваются благодаря влиянию окружающей действительности и специфике тех социальных институтов, частью которых он является. Личные или индивидуальные ценности являются важным звеном структуры личности, они реализуют регулирование поведения и выражаются во всех сферах человеческой деятельности [10].
Семейные взаимоотношения всегда являлись важнейшей составляющей в жизни людей. В любом обществе человек получает воспитание именно в семье, и в любом обществе большинство людей состоит в браке. Брак получил широкое распространение как социальный институт. Именно в семье закладываются основы духовности, толерантности, нравственности. Здесь сменяются поколения людей, в семье начинается жизнь
человека, в семье продолжается род. В семье, по сути, накоплены самые разнообразные формы взаимодействия между родителями и детьми; на этой базе складываются оптимальные отношения, способствующие социализации личности [7]. Современные отечественные исследователи подчеркивают значимость родительской семьи для нормального формирования системы ценностной ориентации личности [15].
Семья является важнейшей ценностью государства, которое заинтересованно в сохранении своего народонаселения. Именно положение семьи, а также тенденции, характеризующие ее состояние, являются индикатором социального благополучия страны. В последние десятилетия взаимосвязь семьи и общества значительно ослабла, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних семейных ценностей, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни [11].
Отношение к семье любого человека и любого поколения людей воссоздаёт в себе облик той эпохи, в которой человек живет, и облик тех людей и общества, в котором он находится, оставляет след той жизни и тех принципов, которые существуют в данном обществе. Сейчас, несомненно, немало затруднений и всевозможных вопросов, затрагивающих институты семьи и
стно, не регистрируют свои отношения в ЗАГСе. В соответствии с данными микропереписи 1994 г., в России на тысячу человек, которые в браке состоят, юридически его не оформили 65 мужчин и 66 женщин (6,5 % и 6,6 % соответственно). По результатам этой переписи положительное отношение к фактическому браку высказала половина респондентов - 50,8 %. Хотя процент позитивно настроенных на такой вид брака велик, как вероятный тип собственного брака он принимается не всеми.
Свобода суждений относительно тех или иных форм брака видна и в отношении респондентов к пробному браку. Имеется в виду совместное жительство мужчины и женщины со всеми признаками семейных отношений в течение определенного времени до вступления в официальный брак или распада союза. Положительное отношение к пробному браку высказали 82 % респондентов, 63,6 % рассматривают его как вполне приемлемую ситуацию своей жизни [12].
Еще одна форма современных брачных отношений - гостевой брак, который представляет собой альянс мужчины и женщины, но уже с раздельным проживанием друг от друга и без ведения общего хозяйства. В данном браке муж и жена иногда навещают друг друга, имеют близкие отношения, проводят вместе досуг, воспитывают совместных детей или детей от предыдущего брака [13]. По результатам микропереписи положительно относятся к гостевому браку 13 % респондентов, 6.2 % могут предположить, что гостевой брак будет иметь место в их собственной жизни [12].
Количество семейных пар в Приморском крае по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. составило 443 тысячи (в 2002 г. - 482 тысячи). Из общего количества семейных пар 80,5 тысячи (18,2 %) находились в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 71,9 тысячи, или 14,9 %) [14]. Помимо всего прочего, 16 человек в возрасте моложе 16 лет подтвердили, что они состоят в браке, из них 12 человек - в незарегистрированном (в 2002 г. соответственно - 53 и 33 человека).
Таблица1
Брачное состояние населения Приморского края
Человек 2010 в % к 2002
2002 2010
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
Население в возрасте 16 лет и более, указавшее состояние в браке 801304 876215 727591 818181 90.8 93.4
из них:
никогда не состоявшие в браке 231959 147518 205611 128357 88.6 87.0
состоящие в браке 480441 483198 443234 442744 92.3 91.6
в том числе:
зарегистрированном 408432 411501 362096 362787 88.7 88.2
незарегистрированном 72009 71697 81138 79957 112.7 111.5
вдовые 26660 138899 24363 141084 91.4 101.6
разведенные официально и разошедшиеся 62244 106600 54383 105996 87.4 99.4
из них:
разведенные официально (развод зарегистрирован) 42911 89278
разошедшиеся 11472 16718
брака. Большая часть молодёжи или не получает информации о семье и браке, или получает не в той мере, в которой стоило бы получать. Это не самым положительным образом сказывается и на правильном функционировании семьи, и на устойчивости браков. Количество разводов не уменьшается, рождаемость не увеличивается, а отсюда - демографический кризис в стране. Одна из причин разводов - разочарование в партнере и утрата чувства любви. Несмотря на преобразование института семьи, всё же значительная часть браков создается в период ранней взрослости (от 20 до 25 лет). «В молодости человек создает семью, стремится к достижению социальной зрелости - выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки. Этот возраст характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Задача ранней взрослости - нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира» [3, с. 72].
Изучение мнений современной молодежи о своей будущей семье, понимание того, какими ценностями руководствуются молодые люди в современном обществе, является актуальным. Молодежь является «мобильной» частью общества, которая легко может адаптироваться к происходящим социальным переменам в государстве. Проходя этап своего становления, современная молодежь находится в условиях, где происходит формирование социальных отношений и утрата старых ценностей. Именно отсюда зарождается растерянность и пессимизм, неверие в будущее своей страны [1].
В последнее время в России изменились взгляды на семью и брак. Отмечается свобода взглядов на брачные отношения у молодежи. Прежде всего, это выражается в появлении пробных, фактических или гостевых браков [2].
Микроперепись населения 1994 г. выявила фактические браки, когда мужчина и женщина, живя совме-
В 2010 г. (по сравнению с 2002 г.) на 1 процентный пункт уменьшилась доля человек, которые никогда в браке не состояли, и на 0,1 процентного пункта - число состоящих в браке. А доля официально разведенных возросла (на 0,3 процентных пункта), так же как и вдовых (на 0,8 процентных пункта). (Данные о брачном состоянии населения Приморского края приведены в таблице 1, рис. 1, 2).
При переписях населения 2002 и 2010 гг. дополнительно была получена информация от лиц, состоя-
щих в браке, зарегистрирован ли их брак органами ЗАГС.
В 2002 г. почти каждый 7 брачный союз не был зарегистрирован в органах ЗАГС (72 тыс. или 15 %). По сравнению с предыдущей переписью число мужчин и женщин, состоящих в незарегистрированном браке, возросло на 12 % и в 2010 г. уже 80 тыс. супружеских пар (18 %) состояли в незарегистрированном браке.
574 573
Рис. 1. Брачное состояние населения Приморского края (на 1000 человек в возрасте 16 лет и более, указавших состояние в браке)
Никогда не состоявшие в браке
Разошедшиеся
Разведены официально
Вдовые
Состоящие в браке
Из числа состоящих в браке
Брак зарегистрирован
Брак не зарегистрирован
Рис. 2. Население Приморского края по состоянию в браке
(на 1000 человек в возрасте 16 лет и более, указавших состояние в браке)
Наиболее распространены неформальные брачные союзы среди населения Дальнереченского района Приморского края - 159 человек из 1000 состоят в незарегистрированном браке и Тернейского - 140 человек. Доля мужчин и женщин, которые никогда в браке не состояли высока в Пограничном - 296 человек из 1000 и Хасанском районах - 263 человека.
Проведенные исследования 1994, 2002, 2010 гг. позволяют сделать вывод о том, что нынешнее общество постепенно изменяет свое отношение к брачным
узам. Значительное количество респондентов позитивно относится к гражданскому браку. Однако радует тот факт, что институт семьи остаётся в приоритете и продолжает играть значимую роль в жизни молодых людей.
Так же как и русская, корейская молодежь идет в ногу со временем. Для всех городов, где живет много корейцев, характерна довольно активная деятельность религиозных обществ, как протестантских церквей, так и вон-буддистских храмов. Они служат не только
центром духовной жизни, но и местом общения между соотечественниками.
В 2007 г. в Волгоградской, Московской и Ростовской областях было проведено анкетирование молодых корейцев в возрасте от 15 до 35 лет.
Корейская семья в России сохраняет роль проводника этнокультурных традиций. Родители объясняют детям, кто были их прародители, откуда пошел их род. По-корейски это называется «бон». Значительное количество респондентов знает свой бон. Это доказывает, что национальное воспитание и социализация происходят внутри семьи. Знание и представление человека об обычаях и традициях своей семьи, несомненно, оказывает воздействие на развитие и сохранение этнической идентичности. Благодаря данному анкетированию, обнаружилось, что семья занимает важное место в жизни опрошенной корейской молодежи. Но, конечно, не только семейные отношения имеют значение и занимают все мысли корейцев. Для молодежи так же важна профессия, которую они получают или которой они посвящают свое время. Образование - такая же ценность, как и семья. Хорошее (желательно высшее) образование считается необходимым условием для получения той профессии, которая по душе, и которая принесет необходимые дивиденды, и в конечном итоге, решит какие-то финансовые проблемы, а так же закрепит уважение в обществе. Поэтому корейская молодежь стремится с помощью образования и профессии утвердится в социуме и добиться успеха в жизни. Поскольку для семьи, которая так важна в жизни корейцев, необходим крепкий фундамент. Опрос показывает также, что молодые корейцы, приобретя новые для себя качества самостоятельности, раскованности, современности, открытости, утрачивают те привычные правила и нормы, которые присущи их родителям, бабушкам и дедушкам, а именно - почтение к старшим, поддержание корейских традиций, общинность и т. п. Что касается своей будущей жизни, корейцы дают оптимистичные прогнозы. Они отмечают важность образования, возрождения своих традиций, духовных ценностей, ориентировку на поддержание связи с родственниками [4]. Исследователи говорят об актуальных проблемах, стоящих перед корейцами. Обычно к этим проблемам относят возрождение корейских обычаев, традиций, языка, нехватку финансов для развития национальной культуры и тому подобное. Набор этих проблем стал уже стереотипным и декларируется повсеместно с незначительными вариациями [5].
Так ли уж различаются семейные ценности русской и корейской молодежи или существуют различия в установках молодого поколения на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи? И если на Дальнем Востоке не редки межнациональные браки, можем ли мы говорить о счастливом союзе, в котором семейные ценности супругов идентичны? Проведенное исследование позволило пролить свет на данные вопросы.
Психологическая характеристика испытуемых
В исследовании приняла участие студенческая молодёжь - русские и корейские студенты ДВФУ (г. Владивосток), возраст которых находится в границах 17 - 25 лет, все они не имеют законных супругов.
Молодежь - социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества. Это поколение людей, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [8]. Современное понимание молодежи характеризуется определенной трансформацией - сегодня она уже не рассматривается лишь в качестве пассивного объекта различного рода социальных воздействий со стороны старших поколений. Напротив, подчеркивается ее субъективное начало, ее социальная значимость [15].
Описание процедуры тестирования
Исследование по изучению представлений о семейных ценностях и ролевых установках проводилось с декабря 2013 г. по апрель 2014 г. Местом проведения исследования были учебные аудитории ДВФУ. В тестировании приняли участие 64 студента различных специальностей, из них было 7 корейских юношей, 13 русских юношей, 7 корейских девушек и 38 русских девушек.
Тестирование проводилось в хорошо освященных кабинетах, во временной промежуток от 12 до 15 часов. Испытуемые рассаживались по двое за одной партой. Каждому из студентов был предоставлен бланк ответов и тестовые вопросы. В общей инструкции испытуемым сообщались некоторые сведения о методике в целом, об оформлении заданий и способах ответов на них. По времени ограничений не вводилось, поэтому в среднем заполнение теста занимало 15 - 20 минут.
Анализ результатов
Полученные результаты были обработаны при помощи интерпретационной таблицы методики РОП. Для сравнения показателей двух данных групп использовался ^критерий Стьюдента, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака. Суть данного критерия заключается в том, что оценивается степень расхождения средних арифметических показателей двух групп данных (М1 и М2) относительно дисперсии с2, т. е разброса индивидуальных данных, рассчитанной применительно к этим двум группам, где количество членов соответствует N1 и
Формула расчета ^критерия имеет следующий
вид:
К - М 2
г =
2 2
«2
N1 N2
Но эта формула используется в том случае, когда выборки примерно равны по численности. В случае, когда выборки отличаются по своим размерам, при-
меняется другая - более сложная формула расчета критерия:
г =
М, - М2
?
н (N -1) + Н • (N 2
1 V N + N 2 - 2
1 1
N 2,
где N1 и N соответствуют количеству членов 1-й и 2-й групп испытуемых [7].
В нашем случае, было произведено парное сравнение показателей одной группы с результатами этих же показателей в другой группе респондентов.
На основании этого были получены следующие результаты:
1. Показатели представлений о семейных ценностях и ролевых установках у русских и корейских юношей статистически не различаются.
2. Показатели представлений о семейных ценностях и ролевых установках у русских и корейских девушек статистически не различаются.
3. Показатели представлений о семейных ценностях и ролевых установках у русских девушек и корейских юношей статистически не различаются.
4. Показатели представлений о семейных ценностях и ролевых установках у русских юношей и корейских девушек статистически не различаются.
После этого, для более глубокого понимания данного вопроса, и получения качественных показателей, был проведен сравнительный анализ на основе сырых данных по каждой шкале (рис. 3).
Рис. 3. Межэтническое сравнение средних показателей
На рисунке видно, что присутствует разница между показателями внешней привлекательности, но согласно методике РОП они не являются критическими, поскольку о критичности показателей можно говорить в том случае, если разница превышает отметки 3 балла. Данная шкала даёт оценку ориентации супруга на современные образцы внешнего облика. Так же показатели таких шкал, как личностная идентификация, родительско-воспитательная и эмоциональная, говорят о том, что для мужчин важны общие увлечения, совместное времяпровождение, юноши считают
важным свой вклад в воспитании детей. И ещё для них важна эмоциональная поддержка супруги.
На данном графике (рис. 4) видно, что показатели таких шкал, как личностная идентификация, социальная активность и эмоционально-психотерапевтическая, высокие. Это говорит о том, что эти сферы семейной жизни важны для женской половины.
Также были проведены гендерные (рис. 5, 6) и этнические (рис. 7, 8) сравнения средних показателей по данной методике. Полученные результаты говорят о том, что семейные ценности и ролевые установки у корейской и русской молодёжи схожи.
Рис. 4. Межэтническое сравнение средних показателей
Рис. 5. Гендерное сравнение средних показателей
Рис. 6. Гендерное сравнение средних показателей
Рис. 7. Этническое сравнение средних показателей
7 6 5 4 3 2 1 О
7,40
7,4
б.ъдо 6'46'4 6,6
43,90
6,9
7,6
7,2
6,4
У
/
л «С
ег
/
# £ ^ / / / /" / /
^ .о' л? Ж ^
/ л- о-
* / ^ ^ * о° * /
о/
Ш Корейские юноши □ Корейские девушки
Рис. 8. Этническое сравнение средних показателей
Каждый график, содержащий семь шкал, позволил определить иерархию семейных ценностей русских и корейских студентов. Под семейными ценностями мы подразумеваем те аспекты семейной жизни, которые отражают основные функции семьи: воспитание подрастающего поколения, эмоциональная поддержка супругами друг друга, организация семейного быта, сексуальные отношения, организация досуга, эстетические ценности, социальная активность и т.п. Ответы опрашиваемых русских и корейских студентов позволили выявить весомость указанных аспектов семейной жизни. Мы смогли убедиться, что иерархия семейных ценностей у русской и корейской молодежи во многом сходна. Методика РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) предполагает наличие 7 шкал.
1. Значимость сексуальных отношений в браке. В основном мы видим, что оценки по данной шкале не превышают 4 баллов.
2. Личностная идентификация с партнёром (общность ценностей, потребностей, интересов, способов времяпрепровождения). Здесь так же показатели у русской и корейской молодежи схожи - по 6 -7 баллов.
3. Установка на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. И опять мы видим схожесть показателей - 6 баллов.
4. Отношение к родительским обязанностям -6 баллов. У русских и корейских девушек по 7 баллов.
5. Установка на значимость социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности семейных отношений. Показатели схожи. В пределах 6 - 7 баллов.
6. Установка на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака (поддержка, внимание и т. п.) так же 6 - 7 баллов.
7. Установка на значимость внешнего облика партнёра, его соотношения с эталонами современной моды. Здесь мы можем наблюдать некоторые различия (хотя показатели не являются критическими). Для
русских юношей внешняя привлекательность девушки как брачного партнера не является приоритетной [6].
В целом можно сказать, что для русских и корейских студентов характерна определенная схожесть представлений о ценностях семейных отношений. Некоторые расхождения в установках молодежи на важные аспекты семейного взаимодействия не превышают допускаемой нормы (допускаемая норма разности - не более 3 баллов). Молодые люди и девушки считают особенно значимым в семейной жизни единство ценностей, потребностей, интересов, представлений, взглядов, жизненных планов мужа и жены. Соответственно, можно сделать вывод, что молодёжь ориентируется на «супружеский» тип семейного взаимодействия, ядро которого составляет ценностно-ориентационное единогласие супружеской пары.
По мнению студентов, в семейной жизни также остаются в приоритете родительские обязательства, любовь к детям; хорошие взаимоотношения, уважение и забота к супругу; привлекательность и опрятность (своя и супруга); желание и стремление воплощать в жизнь свои мечты, касающиеся профессиональных амбиций; готовность брать на себя ответственность по решению бытовых задач, встающих перед семьёй. Хотя по поводу внешнего облика русские юноши не столь притязательны. По их мнению, мода и привлекательность не так важны для семейной жизни, как доверительные отношения с партнером, хозяйственность и родительство.
С точки зрения студенческой молодёжи, сексуальные отношения имеют не такую большую значимость в браке, как всё остальное. Это вполне характерно для юношей и девушек, еще не вступивших в брак, потому, что осознание важности интимных отношений приходит не сразу, а постепенно устанавливается изо дня в день, в течение продолжительной совместной жизни, по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены.
Самоценность человеческой жизни, его духовный мир, определяется степенью развитости и зрелости его ценностных ориентаций, сопричастности к обществу, его истории, широтой его интересов, разнообразием связей и взаимоотношений с обществом.
Развитие личностных качеств любого человека берет своё начало в семье. Семья не может существовать без общества, но и общество, в свою очередь, нуждается в семье. Определенное общество в определенном временном промежутке влияет на семейный уклад, на те нормы морали, которое социум желает видеть в семье, создавая тот тип семьи, который нужен на данном этапе. А семья ускоряет развитие общества, как социальное, так и экономическое. Семья ответственна за подрастающее поколение, которое столь необходимо обществу. Семья, несомненно, нужна и важна для всего человечества. Это обусловлено потребностью общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека. «Целью и результатом личностного развития является зрелая автономная личность, обладающая такими интегральными характеристиками, как аутентичность и интен-циональность, отличающаяся осмысленностью и продуктивностью жизни и деятельности» [16, с. 83].
Сохранение и развитие семьи всецело зависит от юношей и девушек, которые собираются пойти по жизни вместе, от их понимания, что семью нужно оберегать, сохранять, каждый день работать над собой и над своими отношениями, от понимания того, что семейная жизнь не всегда счастливая, солнечная и светлая: бывают и кризисные моменты, которые тоже нужно постараться пережить вместе. И прочность семейного союза зависит от способности каждого супруга уважать своего ближнего, не забывать о том, что тот человек, с которым он связал свою жизнь, так же ценен, как и он сам.
Проведенное исследование представлений о семейных ценностях молодёжи показывает, что семья для молодого поколения остаётся значимым сегментом их жизни, наряду с образованием, профессиональными успехами, социальным статусом и т. п. Схожий базис основных семейных ценностей у русской и корейской молодёжи убеждают в главном: люди любой национальности, любой культуры и религии стремятся к созданию семьи, своего маленького мира, в котором человек ощущает себя защищенным, нужным, любимым.
Литература
1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия. СПб., 2000. 67 с.
2. Антонов А. И., Борисов В. А. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики. М., 2006. Приложение 10. С. 152 - 191.
3. Белогай К. Н., Кускова М. В. Супружеские отношения на этапе «Молодой семьи» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. Вып. № 1. С. 72 - 77.
4. Ким Х. Ч. Особенности идентификации корейской молодёжи в современной России: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: МГУ им. Ломоносова, 2008.
5. Ким Г. Н, Хан В. Актуальные проблемы корейской диаспоры // Диаспоры. М., 2001. № 2 - 3. С. 191.
6. Олифирович Н. И., Зинкевич-Кузёмкина Т. А., Велента Т. Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2005. 356 с.
7. Проскурин В. Н. Семья основа социализации личности // Ярославский педагогический вестник. 1995. № 2(3). С. 42 - 50.
8. Санжаревский И. И. Политическая наука: словарь-справочник. 2010.
9. Сидоренко Е. В. Математические методы в психологии. СПб.: Речь, 2003.
10. Серый А. В, Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.
11. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Академия, 2002. 192 с.
12. Состояние в браке и рождаемость в России (по данным микропереписи населения в 1994 г.) / Госкомстат РФ. М., 1995. С. 15 - 36.
13. Удовиченко И. А. Динамика семейных ценностей современной молодежи и проблемы семейной политики // Современная семья: проблемы и перспективы развития: матер. Всерос. науч. конф. Тверь, 2001. С. 68.
14. Шаповалов В. Ф. Возрастно-половой состав и состояние в браке населения Приморского края: доклад. Приморскстат, 2012. 26 с.
15. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания / Мин-во обр. и науки РФ; Кем. гос. ун-т. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. 237 с.
16. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник КемГУКИ, 2012. С. 82 - 97.
Информация об авторе:
Сапожникова Елена Евгеньевна - старший преподаватель кафедры психологии Дальневосточного Федерального университета (ДВФУ), г. Владивосток, bifi@mail.ru.
Elena E. Sapozhnikova - Senior Lecturer at the Department of Psychology, Far Eastern Federal University, Vladivostok.
Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.