Н. В. Волкова, Е. Ю. Хильченко
Педагогический проект «бережливость - те же деньги» как средство повышения уровня социализации обучающихся школы, реализующей адаптированные образовательные программы
Основной задачей школы, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для умственно отсталых обучающихся, является успешная интеграция наших выпускников общество. Сформированные у обучающихся в школе и семье жизненные компетентности призваны обеспечить их успешную адаптацию к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире, а в дальнейшем и успешную интеграцию выпускников школы в общество. Экономическая подготовка детей в области бережливости и экономии является важным фактором повышения жизнестойкости школьников в современном социуме [1].
Педагогический проект «Бережливость - те же деньги» разработан для обучающихся с умственной отсталостью 5-9 классов и направлен на формирование у детей социально-экономических компетентностей в области бережливости и экономии. Актуальность данного проекта обусловлена ограниченностью жизненного опыта детей, недостатком объема знаний по бережливости и экономии, энергосбережению, некомпетентностью родителей в социально-бытовом обучении детей.
Целесообразность реализации педагогического проекта направленного на формирование бережливости и экономии, подтвердил опрос, проведенный среди учеников 5-9 классов. Было выявлено что: большинство детей не смогли ответить на вопрос: - что такое бережливость? Дети не понимают, как соотносить бережливость с экономией, с хорошим обращением с вещами. При ответе на вопрос: - что надо беречь? - 54,7 % учеников сказали, что надо беречь деньги; 42,5 % - себя, здоровье, жизнь; и только 14 % детей ответили, что надо беречь свет, тепло, воду. При ответе на вопрос: - как можно сэкономить на коммунальных услугах? - только 1,5 % учеников ответили, что надо поставить счетчики, 3,1 % - не тратить, выключать свет - 2,5 % детей.
Инновационность проекта заключается в использовании базовых математических и межпредметных знаний и умений, возможностей окружающего социума, современных образовательных технологий (деятельностного, проектного, игрового методов, информационно коммуникативной технологии) при формировании социально - экономических компетентностей.
Цель проекта: способствовать успешной социализации и интеграции в общество обучающихся и выпускников школы, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для умственно отсталых обучающихся.
Задачи проекта:
1. Выявить наиболее эффективные способы и условия формирования у детей бережного отношения к вещам, к своему здоровью, экономии затрат на коммунальные услуги на основе знаний и умений по математике и социально-бытовой ориентировке.
2. Познакомить обучающихся на практике со способами экономии электроэнергии, воды, хлеба, бережного отношения к своему здоровью, к вещам.
3. Сформировать у обучающихся социально-экономические компетентности в области бережливости и экономии.
4. Познакомить обучающихся с негативными последствиями вредной привычки - курения. Рассчитать экономические последствия от курения.
Тип проекта: практико-ориентированный. Срок его реализации - 7 месяцев. Авторы проекта: учителя математики и социально-бытовой ориентировки. Состав целевых групп: обучающиеся 5-9 классов.
Объект изучения: процесс формирования бережливости и экономии
Предмет изучения: условия, способствующие формированию у умственно отсталых подростков социально экономических компетентностей бережливости и экономии.
Направленность проекта: формирование у умственно отсталых обучающихся компетентностей бережливости и экономии с использованием межпредметных связей между дисциплинами «математика» и «СБО», с использованием урочных и внеурочных форм обучения, с применением разных способов формирования бережливости и экономии, способствующих активизации обучающихся, формированию у них интереса к данной проблеме [2;3].
Реализация проекта предполагает: разработку заданий, направленных на формирование и у детей компетентностей бережливости и экономии; воспитание у детей ценностного отношения к бережливости и экономии; формирование у детей навыков вычисления стоимости коммунальных услуг, починки сломанных вещей, затрат на курение и лечение заболеваний.
План реализации педагогического проекта включает несколько этапов:
Подготовительный этап: (1 месяц):
1.1. Изучение методического материала, подбор заданий, форм организации обучающихся;
1.2. Опрос и анкетирование обучающихся.
2. Основной этап (4 месяца):
2.1. Межпредметный месячник «Сколько стоит бережливость»;
2.2. Акция «Школа - твой дом», включающая рейды детей по школе с целью обнаружения сломанных вещей, неисправной сантехники, не выключенных электроприборов.
2.3. Мастер-классы: «Чиним шкафчики для одежды»; «Используем остатки хлеба»; «Ремонтируем одежду».
2.3. Конкурс «бережливой» математики;
2.4. Игра-квест «Праздник бережливости»;
2.5. Презентация блюд, приготовленных из остатков хлеба.
3. Учебный подпроект (3 месяца) «Так ли вредно курение, как говорят взрослые?»
Предполагаемые результаты реализации педагогического проекта «Бережливость - те же деньги»:
1. Повышение уровня знаний и умений обучающихся по бережливости и экономии, рост уровня информированности о вреде курения, об экономических потерях на курении.
2. Закрепление эффективных способов бережливости и экономии с помощью игры «Праздник бережливых»; мастер-классов; учебного подпроекта «Так ли
вредно курение как говорят взрослые»; использования заданий, тесно связанных с современными реалиями.
3. Выявление эффективности формирования у обучающихся бережливости и экономии с использованием межпредметных связей; организации внеурочной работы с детьми; использованием возможностей окружающего социума.
4. Выявление факторов негативно сказывающихся на достижение задач проекта, например: умственно отсталым обучающимся нужна постоянная поддержка, контроль, помощь координаторов; детям сложны вычисления расходов на коммунальные услуги по существующим тарифам.
Предполагается, что эффективность педагогического проекта «Бережливость - те же деньги» будет заключаться в достижение задач проекта; в разумном подборе материала по формированию бережливости и экономии у умственно отсталых обучающихся 5-9 классов; в разработке диагностического инструментария; в возможности внедрения результатов проекта в деятельность учителей других школ.
Выпускникам школы, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для умственно отсталых обучающихся, в самостоятельной жизни придется принимать решения по многим социально экономическим вопросам. Поэтому участие обучающихся старших классов в подобных проектах является существенным фактором формирования у них жизненных социально экономических компетентностей [4].
Список литературы
1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология-2015. - № 5. - С. 37-43.
2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. - М.: Вако, 2007. - 128 с.
3. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (1-Ш курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида // Коррекционная педагогика. - 2006. - N 3. - С. 44-59.
4. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. -184 с.
Е. А. Высоцкая, Ю. А. Гафурова
Применение педагогом средств песочной терапии на занятиях с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе развития дефектологической науки накопился обширный практический материал по эффективному развитию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов воздействия: иппотерапии, ароматерапии, музыкоте-рапии, пескотерапии и др.
Терапевтический эффект от игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К. Юнгом. Обучающийся строит что-то из песка, затем разрушает свою постройку и снова строит. Но именно это действие уникально, так как на смену старому, разрушенному всегда приходит новое. Посредством такого действия младший школьник с ограниченными