вредно курение как говорят взрослые»; использования заданий, тесно связанных с современными реалиями.
3. Выявление эффективности формирования у обучающихся бережливости и экономии с использованием межпредметных связей; организации внеурочной работы с детьми; использованием возможностей окружающего социума.
4. Выявление факторов негативно сказывающихся на достижение задач проекта, например: умственно отсталым обучающимся нужна постоянная поддержка, контроль, помощь координаторов; детям сложны вычисления расходов на коммунальные услуги по существующим тарифам.
Предполагается, что эффективность педагогического проекта «Бережливость - те же деньги» будет заключаться в достижение задач проекта; в разумном подборе материала по формированию бережливости и экономии у умственно отсталых обучающихся 5-9 классов; в разработке диагностического инструментария; в возможности внедрения результатов проекта в деятельность учителей других школ.
Выпускникам школы, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для умственно отсталых обучающихся, в самостоятельной жизни придется принимать решения по многим социально экономическим вопросам. Поэтому участие обучающихся старших классов в подобных проектах является существенным фактором формирования у них жизненных социально экономических компетентностей [4].
Список литературы
1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология-2015. - № 5. - С. 37-43.
2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. - М.: Вако, 2007. - 128 с.
3. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (1-Ш курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида // Коррекционная педагогика. - 2006. - N 3. - С. 44-59.
4. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. -184 с.
Е. А. Высоцкая, Ю. А. Гафурова
Применение педагогом средств песочной терапии на занятиях с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе развития дефектологической науки накопился обширный практический материал по эффективному развитию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов воздействия: иппотерапии, ароматерапии, музыкоте-рапии, пескотерапии и др.
Терапевтический эффект от игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К. Юнгом. Обучающийся строит что-то из песка, затем разрушает свою постройку и снова строит. Но именно это действие уникально, так как на смену старому, разрушенному всегда приходит новое. Посредством такого действия младший школьник с ограниченными
возможностями здоровья достигает состояния равновесия, расстается с тревогой и страхами [3].
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Песочная игра - самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития познавательных процессов [5].
Опыт показывает, что игры с песком способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, ручной моторки и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; мотивации речевого общения; развитию активного словаря; произвольного внимания и памяти. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние детей: снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение [2].
Перенос учебных занятий в «песочницу», даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в мини-песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все когнитивные функции (восприятие, внимание, память, мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка [1].
Постоянный контакт с песком, природными материалами, миниатюрными игрушками во время занятия оказывает восходящее активирующее влияние на все когнитивные функции. Использование песка расширяет репертуар упражнений, направленных на работу с тактильными и кинестетическими процессами, пространственными представлениями, в том числе трехмерными.
В практической деятельности педагогов начальных классов нами используется песочный стол с целью обучения детей письму и чтению, развития у них фонематического слуха, языкового анализа и синтеза, а также мелкой моторики.
Занятия проводятся с теми обучающимися, у которых возникли трудности в усвоении букв русского алфавита в начале первого класса, а также трудности в обучении чтению.
Занятия проводятся во внеурочное время. Каждое занятие имеет свою структуру, но к общим моментам занятия относятся:
1) разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка;
2) непосредственно обучающая часть;
3) завершающий этап с закреплением полученных знаний.
Песочную терапию можно задействовать не только в процессе обучения, но и в познавательной деятельности детей.
Можно использовать такие виды обучающих и познавательных игр, как: моделирование игр-сказок; игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой, моторики рук; игры на развитие фонематического слу-
ха; коррекцию звукопроизношения; игры на знакомство с окружающим миром; географические игры; исторические игры; игры-экскурсии по городу [4].
Песочная терапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Продолжительность и частота индивидуальных консультаций зависят от возраста обучающихся и особенностей их интеллектуального развития. Для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при работе с песком требуется большее количество времени для объяснения задания или обучения игре, поэтому продолжительность занятий должна составлять 50 минут.
При групповой форме работы с использованием средств пескотерапии количество детей в группе определяется задачами, возрастом и нозологическим состоянием здоровья обучающихся.
Для младших школьников с особенностями психического и/или физического развития оптимальны небольшие группы (4-6 человек), а длительность занятий должна составлять 50-60 минут.
Преимущество групповой работы в песочнице состоит в том, что педагог дополнительно получает информацию об особенностях коммуникации, когнитивной, личностной и эмоционально-волевой сфер обучающихся.
Возможно использование двух вариантов групповой работы: недирективной и директивной игры. Первый вариант подразумевает спонтанное погружение младших школьников в игру с песком, в процессе которой педагог не вмешивается, а просто наблюдает за происходящим и лишь в конце занятия совместно с детьми обсуждает созданную картину. Во втором случае используется готовая программа занятий, в которой учитель играет активную роль наставника и знакомит участников с какой-либо информацией, иллюстрируя ее игровыми заданиями.
«Песочные игры-сказки» можно использовать и для формирования общей картины мира, развития функции обобщения через сюжеты о домашних и диких животных и птицах, насекомых, растениях, контекстом могут служить сказки о микромире, космосе и т. п.
Важно то, что «песочная сказка» позволяет опосредованно взаимодействовать с ребенком через игрушки, что снижает уровень его тревоги и влияет на активацию речевой деятельности. Кроме того, игра с песком дает эффект «самотерапии», поэтому его использование - это замечательная возможность регулирования неосознаваемых конфликтов, уменьшения эмоционального напряжения, в том числе переноса агрессии в пространство песочницы.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. - 310 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008. - 160 с.
3. Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
5. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб.: Речь, 2010. - 202 с.