ОСОБЕННОСТИ ИНТОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
О. В. Пивницкая,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. Благодаря непосредственному воздействию на самую широкую слушательскую аудиторию и ярко выраженной социальной направленности, музыкальное искусство эстрады играет важную роль в формировании духовного облика личности. В статье даётся краткая характеристика особенностей интонирования в современном эстрадном вокале и рассматриваются задачи, стоящие перед преподавателями эстрадного вокала, в частности необходимость овладения учащимися универсальными вокальными навыками и освоения различных видов вокальных техник, в том числе и тех, что применяются в народном и академическом пении. В дальнейшем всё это будет способствовать исполнению любого вокального произведения, независимо от эпохи и стиля. Акцент в данной статье длается также и на одной из центральных проблем, которые затрудняют работу преподавателя в классе вокала, а именно на недостаточной разработанности научно-методической базы для осуществления педагогического руководства по обучению эстрадному пению.
Ключевые слова: эстрадный вокал, музыкальное искусство эстрады, вокальные техники, тип звукоизвлечения, манера исполнения, обучение.
Summary. Musical popular art plays a big role in forming the mental face of personality thanks to direct influence on the largest audiences and social orientation. The article gives a brief characteristics of peculiarities related to intonation of modern pop vocal and the tasks that can be faced by pop vocal teachers. Meaning that it s necessary for the students to master universal vocal skills and various kinds of vocal techniques including those that are applied in folk and classical vocal. Later it will be useful in performing any vocal composition regardless it's style and epoch. This article also emphasizes one of the most important problems of vocal musical education: insufficiently developed scientific-methodical basis for performing pedagogical guidance in popular vocal education.
Keywords: Russian popular music, musical variety art, vocal techniques, type of sound extraction, manner of performing, education.
127
Среди огромного разнообразия видов музыкального искусства в России особо следует отметить искусство эстрады. Обладая непосредственным
воздействием на самую широкую слушательскую аудиторию и ярко выраженной социальной направленностью, музыкальное искусство эстрады
128
играет важную роль в формировании духовного облика личности.
Однако этот вид музыкального искусства стал активно развиваться в России лишь в последние десятилетия XX века. Так, первые учебные заведения в системе среднего профессионального образования в нашей стране появились только в 1974 году, а с 1984 года данный вид профессиональной подготовки стал осуществляться и в вузах [1, с. 21]. Как следствие, в 90-е годы XX столетия возникает понятие «музыкальное искусство эстрады», получившее профессиональный статус.
Исторический путь эстрадного искусства в целом отличается всё более высокой профессионализацией. И хотя на протяжении истории отечественного эстрадного искусства отношение к нему неоднократно менялось в связи с изменениями идеологических позиций и ценностных ориента-ций, музыкальная эстрада, и в особенности эстрадный вокал, всегда занимали особую нишу в художественной культуре России.
Как правило, под эстрадным вокалом чаще всего подразумевают лёгкий и доступный массовому слушателю жанр. Однако при более внимательном рассмотрении становится понятно, что эстрадное пение объединяет в себе несколько направлений вокального искусства, среди которых, прежде всего, следует выделить народное и академическое пение. При этом, как отмечает В. И. Коробка, каждой вокальной культуре, будь то оперное пение, народное и т. д., соответствует характерная манера звукоизвлечения, дающая нужный по окраске (для данной вокальной культуры) звук. При этом манера звукоизвлечения позволяет наиболее полно отобразить худо-
жественные особенности стиля; она возникает на основе более ранней вокальной культуры и совершенствуется вместе со стилем, являясь его характерной особенностью [2, с. 2].
В настоящее время насчитывается множество стилистических разновидностей эстрадной песни, временами сильно отличающихся друг от друга по содержанию и выразительным средствам. По меткому выражению одного из исследователей, жанровый диапазон песенной эстрады простирается «от подчёркнуто непритязательных элементарных образцов, рассчитанных на невзыскательный вкус, до сложных композиций, соприкасающихся с областью современного "авангарда" в классической музыке; от сугубо прикладных, развлекательных функций - к выражению идей протеста, политической борьбы ("Рок за мир" "Рок против расизма", "Рок на баррикадах") и т. д.» [3, с. 19].
В свою очередь, и сама российская эстрадная песня за сравнительно недолгую по сравнению с академической музыкой историю своего существования оказала заметное влияние на многие другие музыкальные жанры современности: в целом ряде фольклорных и академических музыкальных произведений можно проследить стилистику разновидностей музыкальной эстрады, особенно таких, как джаз и рок.
Таким образом, российская эстрадная песня - это значительная часть отечественной музыкальной культуры, а следовательно, через этот вполне демократический жанр преломляются особенности национального музыкально-исторического развития в целом. Особенно ярко это проявляется в его интонационной природе. На наш
взгляд, главными «компонентами» интонационного состава отечественной песенной эстрады являются народная песня, русский городской романс и музыка профессиональной традиции [4].
В настоящее время эстрадные певцы в своём творчестве опираются на огромное богатство отечественного и зарубежного наследия. Всё это делает, с одной стороны, возможным, а с другой - даже обязательным освоение ими универсальных вокальных навыков, которые могли бы обеспечить исполнение любого произведения, независимо от эпохи и стиля. Многообразие требований, предъявляемых сегодня к певцам-профессионалам, ставит вокальных педагогов перед необходимостью создания особой методики, которая смогла бы обеспечить подготовку эстрадных вокалистов для выполнения художественных задач, отвечающих этим требованиям.
Последние исследования по данному вопросу показывают, что одна из актуальных проблем вокального музыкального образования - расширение научно-методической базы для осуществления педагогического руководства по обучению эстрадному пению. Из этого следует, что, работая с учащимися над освоением эстрадного песенного репертуара, вокальным педагогам нужно знать особенности звуко-извлечения и техник, используемых в эстрадном пении. Поскольку искусство эстрадного вокала в нашей стране сравнительно молодо и всё ещё находится в стадии становления, остановимся на рассмотрении этого вопроса более подробно, принимая во внимание то, что его основными интонационными истоками, как уже отмечалось, являются народное пение и академический вокал.
Среди основных характеристик русского традиционного пения следует отметить следующие:
• использование двух регистров -грудного и головного;
• открытый способ звукоизвле-чения;
• мощная подача, большая динамика;
• практическое отсутствие агогики;
• отсутствие вибрато;
• не всегда отчётливые артикуляция и дикция.
К основным характеристикам академического вокала могут быть отнесены:
• обязательное использование трёх регистров: грудного, микстового с преобладанием головных обертонов (медиума) и головного;
• прикрытый способ звукоизвле-чения;
• способ подачи и динамика, определяемые конкретными художественными задачами;
• широкое применение агогики;
• обязательное использование вибрато;
• более или менее отчётливые артикуляция и дикция.
А теперь рассмотрим основные характеристики эстрадного вокала:
• обязательное использование трёх регистров: грудного, микстового и головного, при этом звукоизвлече-ние осуществляется в основном в мик-стовом регистре с преобладанием грудных обертонов;
• полуприкрытый способ звуко-извлечения;
• способ подачи и динамика очень разнообразны (от субтона до крика);
• ограниченное использование вибрато (только на протяжённых звуках ближе к их завершению);
129
130
• четкая дикция и артикуляция;
• использование разнообразных вокальных техник (гроул, скрим, суб-тон и т. д.).
Таким образом, при сравнении данных характеристик становится очевидным, что на формирование эстрадного вокала оказали влияние как народный, так и академический способы звукоизвлечения.
С точки зрения вокальной педагогики это представляется весьма важным обстоятельством, поскольку современные вокальные произведения, написанные для эстрады, часто требуют применения различных техник, характерных как для народного, так и для академического пения, что делает необходимым непременное освоение базовых технических приемов указанных видов вокала. Несмотря на то что эстрадный вокал отличается как от академического, так и от народного, для правильной постановки голоса эстрадного певца необходимо освоить все основные певческие навыки (правильная позиция, опора звука и др.). Однако следует отметить, что основной характеристикой эстрадного пения является тип звукоизвлечения, наиболее приближенный к разговорной речи.
Говоря об основных интонационных истоках отечественной эстрадной песни, необходимо упомянуть еще один, а именно джазовый вокал. Тенденция к обогащению интонационного словаря российской эстрадной песни посредством включения элементов джазового пения очевидна и легко объяснима. Появившись в СССР в первой половине 20-х годов XX века, джаз, несомненно, сыграл большую роль в процессе становления советской эстрадной музыки. От-
ношение к этому жанру в молодой советской стране было неоднозначным. Часть критиков рассматривала его как канал для проникновения буржуазной культуры, но вместе с тем многие исследователи относились к нему благожелательно, видя в нем источник новых красок и выразительных средств.
Как известно, первые самостоятельные опыты джазовой музыки в нашей стране связаны с именем А. Цфасмана, который в 1926 году организовал концертный коллектив под названием «АМА-джаз». Среди артистов, работавших в этом жанре, особо следует выделить Л. Утесова, в творчестве которого сформировалось вокально-театрализованное направление советского джаза.
Между тем история развития джаза в нашей стране была отнюдь не безоблачной, поскольку отношение советских властей к этому направлению в музыкальном искусстве было двойственным. Несмотря на то что исполнять джаз в советские времена, как правило, не запрещали, его резко и беспощадно критиковали. Особенно сложный для этого жанра период наступил в конце 40-х годов во время борьбы с космополитизмом, когда исполнители джаза объявлялись безродными космополитами, а коллективы, исполнявшие современную западную музыку, подвергались гонениям. Репрессии в отношении музыкантов прекратились лишь с наступлением «оттепели», а точнее в конце 50-х, тем не менее критика в адрес исполнителей еще некоторое время продолжалась.
К 50-м годам развитие музыкальной эстрады шло по двум направлениям - эстрады и джаза. В 1966 году, с появлением на эстраде ВИО-66 - вокально-
инструментального оркестра Ю. Са-ульского - в советской музыкальной эстраде зарождается новый жанр, синтезирующий средства вокала и оркестра. В 60-х годах происходит полное размежевание эстрадной музыки и джаза. Эстрада становится всё более песенным, а джаз - всё более инструментальным жанром. В 70-х годах продолжают совершенствоваться уже сложившиеся коллективы, исполнявшие джазовую музыку, - оркестры О. Лунд-стрема, К. Певзнера, И. Вайнштейна, Р. Паулса и др. Искусство джаза становится всё более привычным для российского слуха. С приходом «перестройки» современное западное музыкальное искусство уже окончательно перестаёт быть «запретным плодом». Благодаря всё более мощному воздействию средств массовой информации, а также постоянному развитию и совершенствованию аудио- и видеотехники, такая музыка становится доступной любой аудитории. В результате в стране выросло уже не одно поколение певцов, чей слух, помимо всего прочего, воспитывался и на образцах джазового вокального искусства.
В настоящее время в системе профессионального образования джазовый вокал в России вполне может рассматриваться как часть эстрадного искусства, подтверждением чему служат многочисленные отделения и кафедры эстрадно-джазового вокала в отечественных вузах. Следовательно, основные характеристики этого вида вокала в целом совпадают с основными характеристиками эстрадного вокала. Вместе с тем нельзя обойти вниманием ряд характерных особенностей, присущих непосредственно джазовому вокалу, среди которых, прежде всего, следует выделить:
• особые способы интонирования;
• присущую именно данному виду вокала артикуляцию;
• широкое использование скэт-тех-ники;
• импровизацию.
Говоря о способах джазового интонирования, необходимо отметить специфическое интонирование некоторых ступеней лада, а именно III, V и VII, которые, в отличие от темперированного строя, немного занижены и обозначаются как dirty tones (нечистые ноты). Данный лад, имеющий название блюзового, с минорной терцией, несколько заниженной квинтой и септимой, не предполагает точной темперации. Наряду с этим в джазовые способы интонирования входят также бендинг (подъезд к ноте), глиссандо, обильная мелиз-матика, свингование.
Артикуляция в джазовом вокале имеет ряд характерных особенностей, включающих определённый тип атаки, фразировки, вибрато, во многом имитирующие приёмы, присущие инструментальному музыкальному исполнительству.
Скэт в джазе - это специальный приём, представляющий имитацию голосом игру на музыкальных (духовых) инструментах. Мелодия в скэт-технике поётся с помощью отдельных слогов, не несущих смысловой нагрузки.
Импровизация - неотъемлемая часть джазового вокального искусства. Именно по степени владения мастерством импровизации, которая осуществляется в основном с помощью скэт-техники, часто определяется уровень квалификации джазового певца.
В то время как главной задачей в процессе постановки голоса в на-
131
132
родной и академической манере, по мнению многих педагогов [5; 6], является нахождение некоего звукоидеа-ла, основная задача эстрадного пения заключается в раскрытии своего собственного оригинального тембра, своего характерного звуковедения и легко узнаваемой манеры исполнения.
В качестве примеров можно привести творчество Мадонны, вокал которой трудно назвать идеальным; весьма небогатыми вокальными данными от природы наделен Стинг; небольшим от природы голосом и весьма своеобразным тембром обладал Утесов. Однако мы любим их вовсе не за идеальный голос, а за то особенное, благодаря чему узнаем этих исполнителей с самых первых нот.
Характерной тенденцией настоящего времени следует считать появление новых телевизионных и интернет-проектов, ставящих перед эстрадными певцами достаточно сложные и необычные задачи. Так, в прошедшей в 2011 году в эфире Первого телеканала передаче «Призрак оперы» эстрадные певцы исполняли оперные арии. В телешоу «Универсальный артист», стартовавшем на том же канале в 2013 году, восемь разножанровых эстрадных исполнителей выступали в совершенно новых для себя музыкальных стилях, включая джаз, рок, шансон, мюзикл, фолк, хип-хоп и др. Телепроекты «Один в один» и «Точь-в-точь», прошедшие в телеэфире в 2013-2014 годах, были представлены как шоу перевоплощений, участники которого -эстрадные певцы - воплощали на сцене образы легендарных музыкантов прошлого и настоящего - от звезд оперной сцены до хард-рока.
Таким образом, для того чтобы добиться успеха и найти свою ориги-
нальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов. Учитывая то обстоятельство, что в эстрадном вокале сочетаются техника и академического вокала, и народного пения, и ряд специфических приемов, характерных собственно для эстрадного вокала, встает вопрос о создании новой методики обучения эстрадному пению, основанной на взаимодействии данных видов вокального искусства.
«Сегодняшняя песенная эстрада, -отмечает М. Муратов, - трансформировалась в составную часть шоу-бизнеса, который, в свою очередь, представляет собой могучий экономический комплекс, обращающий вокруг себя мощные финансовые потоки. Однако мы полагаем, что в этих условиях безудержное копирование западного образца, в особенности американского, не лучшим образом отражается на отечественной культуре и искусстве. Ведь у России есть свой положительный опыт» [7, с. 18].
Справедливость этого утверждения сложно оспорить. Как уже упоминалось, национальная интонационная система российской народной музыки прошла длительный путь своего становления, формирования и эволюционного отбора. Ее самобытность, неповторимость и своеобразие музыкального стиля легли в основу творчества русских профессиональных композиторов. Таким образом, вековые традиции народной и профессиональной песенной культуры России и поныне находят отражение в творчестве российских композиторов-песенников, и при обучении эстрадному вокалу их необходимо учитывать.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сборник основной образовательной программы по специальности 051000 «Вокальное искусство», специализация «Народное пение» [Текст] / науч. ред. М. Б. Сидорова. - М. : Изд-во МГУКИ, 2006. - 224 с.
2. Коробка, В. И. Вокал в популярной музыке [Текст] / В. И. Коробка. - М. : Рекорд, 1989. - 44 с.
3. Кузнецов, В. Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка [Текст] / В. Г. Кузнецов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 47 с.
4. Пивницкая, О. В. Народно-песенная интонационная природа отечественной эстрадной песни как элемент содержания вузовского музыкального историко-теоретиче-ского образования [Текст] / О. В. Пивниц-кая // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ - 2014. - № 2 (6). - С. 84-92.
5. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - М. : Музыка, 2004. - 368 с.
6. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики : учеб. пособие / Л. В. Ша-мина. - М. : Графика, 2010. - 202 с.
7. Муратов, М. М. Эстрада как феномен массовой культуры [Текст] / М. М. Муратов : автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Казань, 2005. - 19 с.
133