ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 19.01.2023 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Д.Б. Селюкин1 Д.Ю. Матюгин1 Д.А. Васильев1 А.В. Зайцев1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
ENGAGEMENT OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY IN SYSTEMATIC LESSONS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
D.B. Selyukin1 D.Yu. Matyugin1 D.A. Vasiliev1 A.V. Zaitsev1
1Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявить ресурсные возможности спортивной инфраструктуры технического вуза для вовлечения студентов в систематические занятия по физической культуре и спорту, а также предпочтительные для них виды физической активности.
Методика и организация исследования. Проведено анкетирование студентов 1-го и 2-го курсов Санкт-Петербургского горного университета в количестве 1912 респондентов. Для определения фактической обеспеченности обучающихся объектами спортивной инфраструктуры был произведен расчет единовременной пропускной способности объектов спортивной инфраструктуры университета.
Результаты исследования и выводы. Анкетирование показало, что большинство студентов 1-го и 2-го курсов считают учебную нагрузку по физической культуре достаточной для достижения необходимого объема двигательной активности. В дальнейшем, когда на третьем курсе количество учебных часов по физической культуре будет меньше, для осуществления систематических занятий студенты планируют заниматься самостоятельно с использованием различных силовых и кардиотренажеров. Таким образом, для вовлечения студентов в систематические занятия физической активностью необходима организация их самостоятельной работы во внеучебное время при осуществлении педагогической поддержки, заключающейся в подборе программы тренировок, адекватной физическим возможностям и потребностям студентов помощи в освоении техники выполнения новых упражнений, разработке и внедрении цифровых онлайн-сервисов для проведения занятий. Кроме того, оснащение спортивных комплексов современными моделями кардиотренажеров будет способствовать повышению интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: студенты, спортивная инфраструктура.
самостоятельная двигательная активность,
Abstract
Objective of the study was to identify the resource capabilities of the sports infrastructure of a technical university to involve students in systematic physical education and sports classes, as well as their preferred types of physical activity. Methods and structure of the study. A survey of 1st and 2nd year students of St. Petersburg Mining University was conducted in the amount of 1912 respondents. To determine the actual provision of students with sports infrastructure facilities, a one-time throughput capacity of the university's sports infrastructure facilities was calculated.
Results and conclusions. The survey showed that the majority of students of the 1st and 2nd courses consider the workload in physical culture sufficient to achieve the required amount of physical activity. In the future, when in the third year the number of teaching hours in physical culture will be less, in order to carry out systematic classes, students plan to do it on their own using various strength and cardio equipment.
Thus, in order to involve students in systematic physical activity, it is necessary to organize their independent work during extracurricular time in the implementation of pedagogical support, which consists in selecting a training program that is adequate to the physical capabilities and needs of students, assistance in mastering the technique of performing new exercises, developing and implementing digital online -services for conducting classes. In addition, equipping sports complexes with modern models of cardio equipment will help increase students' interest in physical culture and sports activities.
Keywords: students, independent physical activity, sports infrastructure.
Введение. Согласно целевым показателям Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года (далее Стратегия), доля молодежи в возрасте до 29 лет, систематически занимающейся физической культурой и спортом, к 2030 году должна составить 90% при базовом значении в 2020 году 83,9% в общей численности данной возрастной группы [3]. Систематическими для возрастной группы 16-29 лет считаются занятия, двигательный режим которых представляет собой организованные занятия
спортом или физической активностью и продолжительностью не менее 125 мин в неделю (не менее 20 мин в день) [4]. Для того, чтобы в вузе эффективно осуществлять работу по вовлечению студентов в систематическую физическую активность, необходимо обладать качественной и оперативной статистической информацией об обеспеченности учебного заведения спортивной инфраструктурой, потребностях студенческой молодежи в видах и формах занятий спортом и т.п.
58
http://www.teoriya.ru
№3 • 2023 Март | March
I посещаю
не посещаю
I посещаю не регулярно
68%
Рис. 1. Распределение ответов студентов о посещении спортивных секций
Ученые и специалисты в области физической культуры и спорта отмечают тесную взаимосвязь между двигательной активностью студентов и их отношением к занятиям физической культурой и спортом [1, 2, 6].
Цель исследования - выявить ресурсные возможности спортивной инфраструктуры технического вуза для вовлечения студентов в систематические занятия по физической культуре и спорту, а также предпочтительные для них виды физической активности.
Методика и организация исследования. Проведено анкетирование студентов 1-го и 2-го курсов Санкт-Петербургского горного университета в количестве 1912 респондентов. Для определения фактической обеспеченности обучающихся объектами спортивной инфраструктуры был произведен расчет единовременной пропускной способности объектов спортивной инфраструктуры университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Процесс физического воспитания студентов Горного университета осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий. Объем занятий по физической культуре и спорту для обучающихся по образовательным программам бакалавриата и специалитета составляет 400 академических часов, из них 328 часов выделено на освоение «элективных дисциплин по физической культуре и спорту», в рамках которых студенты распределяются по видам спорта с учетом интересов и ресурсов вуза. Внеучебная деятельность по физическому воспитанию осуществляется в виде тренировок в спортивных секциях или группах по интересам, соревнований сборных команд университета по видам спорта, а также в виде самостоятельных занятий.
Социологический опрос об отношении студентов 1-го и 2-го курсов к физической активности показал следующее.
О 150 300 450 600 750 900 10501200 Рис. 2. Распределение предпочтений студентов формам учебных занятий по физической культуре
На вопрос «Посещаете ли Вы спортивные секции университета?» большинство респондентов (68%) ответили отрицательно (рис. 1).
Для данной категории обучающихся подобная ситуация не выглядит драматичной, поскольку рекомендуемый объем двигательной активности (не менее 125 мин в неделю) достигается за счет учебных занятий по физической культуре. Кроме того, в спортивном комплексе для студентов младших курсов проводятся ежедневные утренние занятия (зарядки) продолжительностью 30 мин.
Респондентам был задан вопрос: «Какая форма проведения учебных занятий по физической культуре нравится Вам больше всего», на который большинство ответило, что наиболее предпочтительной формой для них являются самостоятельные занятия на силовых и кардиотренажерах (996 и 1062 чел. соответственно) (рис. 2).
Известно, что, начиная с 5-го семестра, объем учебных занятий по физической культуре снижается с двух раз в неделю до одного. Соответственно возрастает важность организации и проведения внеучебных самостоятельных занятий физической активностью, а также выявления наличия спортивных объектов в вузе. Как показал анализ спортивной материальной базы горного университета, имеющиеся в его распоряжении четыре современных спортивных комплекса способны удовлетворить потребности в двигательной активности всех обучающихся. Мощность спортивных сооружений университета, согласно проведенному расчету, близка к нормативному значению 0,122 [1].
Выводы. Опираясь на полученную информацию о том, что 68% респондентов не занимаются физической активностью во внеучебное время в организованных группах, можно заключить, что самостоятельные занятия физическими упражнениями могут стать наиболее востребованным видом двигательной активности для большинства студентов. Наряду с этим, педагогическая поддержка студентов, заключающаяся в подборе программы тренировок, адекватной физическим возможностям и потребностям студентов, помощи в освоении техники выполнения новых упражнений, разработке и внедрении цифровых онлайн-сервисов для проведения занятий позволит повысить эффективность самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, оснащение спортивных комплексов современными моделями кардиотренажеров будет способствовать повышению интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Таким образом, систематическое получение качественной и оперативной информации о вовлеченности студентов вуза в занятия физической культурой и спортом, об обеспеченности учебного заведения материально-ресурсной спортивной базой позволит осуществить своевременное планирование физкультурно-спортивной деятельности, актуальное запросам образовательной среды учебного заведения. Литература
1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 28-30.
2. Вахнин Н.А. Социально-психологическая оценка спортивной деятельности как фактор удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 43-45.
3. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 35-38.
4. Об утверждении методических рекомендаций по повышению двигательной активности граждан, организации физкультурно-спортивной работы среди различных категорий населения по месту жительства, отдыха и работы: Приказ Минспорта России от 30.12.2021 № 1089
№3 • 2023 Март | March
http://www.teoriya.ru
// Консультант Плюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_414628 (дата обращения: 27.11.2022). Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р // Консультант Плюс: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_369118 (дата обращения: 27.11.2022). Сизова Н.В. Общая физическая подготовка - основа спортивной деятельности студента / Н.В. Сизова, Г.М. Популо, Е.Д. Чернова // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Уфа, 10 сентября 2015 года. - Уфа: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. - С. 40-43.
References
Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Rol fizicheskoy kultury i sporta v udovletvorennosti studentov obucheniyem v universitete [Rating students' satisfaction with academic service quality on the whole and physical education and sport service in particular]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2019. No. 4. pp. 28-30. Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Sotsialno-psikhologiches-kaya otsenka sportivnoy deyatelnosti kak faktora udovletvorennosti studentov obucheniyem v vuze [Socio-psychological evaluation of sports activity as factor of students' satisfaction with university academic service]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 3. pp. 43-45 Kostyuchenko V.F., Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A. Formirovaniye fizicheskoy kultury grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v RF [Mass physical culture encouragement policies
in context of national physical education and sports sektordevelopment strategu]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 3. pp. 35-38.
Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po povysheniyu dvi-gatelnoy aktivnosti grazhdan, organizatsii fizkulturno-sportivnoy raboty sredi razlichnykh kategoriy naseleniya po mestu zhitelstva, otdykha i raboty: Prikaz Minsporta Rossii ot 30.12.2021 № 1089 [On the approval of guidelines for increasing the motor activity of citizens, organizing physical culture and sports work among various categories of the population at the place of residence, recreation and work: Order of the Ministry of Sports of Russia dated December 30, 2021 No. 1089]. Consultant Plus: [website]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_414628 (date of access: 11.27.2022). Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Ros-siyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Rasporyazheniye Pravitel-stva RF ot 24.11.2020 № 3081-r [On approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 No. 3081-r]. Consultant Plus: [website]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_369118 (date of access: 11.27.2022). Sizova N.V., Populo G.M., Chernova E.D. Obshchaya fizicheskaya podgotovka osnova sportivnoy deyatelnosti studenta [General physical training is the basis of a student's sports activity]. Sovremennyy vzglyad na problemy pedagogiki i psikhologii [A modern view on the problems of pedagogy and psychology]. Proceedings International scientific-practical conference, Ufa, September 10, 2015. Ufa: Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki publ., 2015. pp. 40-43.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ ПО ВОЛЕЙБОЛУ К СОДЕРЖАНИЮ
ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Л.В Жилина1 Аспирант Г.А. Снегирёв1
белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ), Белгород 2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва УДК/UDC 796.077
Ключевые слова: повышение квалификации, тренер, программа подготовки, нормативные критерии, волейбол.
Введение. В связи с принятием новых профессиональных стандартов в высшем физкультурном образовании, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с запросами современной спортивной практики, актуальной становится проблема программно-методического обеспечения процесса повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта. На сегодняшний день существуют различные подходы к организации профессиональной тренерской деятельности, которые реализуются в рамках государственных и общественных организаций [1].
Цель исследования - выявить мнение тренеров по волейболу о соответствии содержания программно-методического обеспечения курсов повышения квалификации современным требованиям подготовки конкурентоспособного специалиста.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен опрос, в котором приняли участие 279 тренеров по волейболу. Из них 39 специалистов относились к категории «PRO», 26 человек - категории «А», 34 специалиста - категории «В» и 180 человек - к категории «С». Исследование проводилось в 2020-2021 гг. на базе «Центра подготовки и повышения квалификации тренеров по волейболу» Российского университета спорта «ГЦОЛИФК».
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам опроса, тренеры высших категорий «PRO» и «А» (78%) считают, что курсы повышения квалификации в государственных учреждениях реализуются более содержатель-
ATTITUDE OF VOLLEYBALL COACHES TO THE CONTENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS BASED ON MODELING THE PROFESSIONAL QUALITIES OF A COMPETITIVE SPECIALIST
L.V. Zhilina1
Postgraduate student G.A. Snegiryov1 1Belgorod State National Research University, Belgorod 2Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow
Поступила в редакцию 20.02.2023 г.
но, чем в общественных организациях. В то же время учебная программа выстроена с учетом актуальных требований к подготовке конкурентоспособных специалистов. Тренеры категорий «В» и «С» (99,6%) не видят различий в учебных курсах по волейболу государственных и общественных образовательных организаций и полностью удовлетворены уровнем их организации. Большинство респондентов высказались за включение в учебную программу разделов, связанных с моделированием профессиональных качеств тренера, основанным на использовании инновационных спортивных и цифровых технологий в волейболе. При этом лишь немногие из опрошенных тренеров (37% из категории «PRO», 24% из категорий «А» и «В», 18% категории «С») основополагающим элементом в модели конкурентоспособного специалиста отметили целевую направленность на самореализацию в своей профессии.
Вывод. Полученные результаты исследования указывают на различие мнений тренеров о содержании учебных курсов в зависимости от уровня их квалификационной категории. В этой связи предлагается дифференцировать программы повышения квалификации по уровням профессиональной подготовки тренерских кадров. Моделированию педагогических условий подготовки конкурентоспособного специалиста будет способствовать построение системы дополнительного образования на основе взаимодействия государственных и общественных образовательных структур.
Литература
1. Положение о лицензировании тренеров-специалистов по волейболу [Электронный ресурс]/ - URL: https://www.volley.ru/ (Дата обращения: 19.01.2023).
Информация для связи с автором: [email protected]
http://www.teoriya.ru
№3 • 2023 Март | March