Научная статья на тему 'Педагогический потенциал учебной дисциплины "физическая культура" в формировании потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России'

Педагогический потенциал учебной дисциплины "физическая культура" в формировании потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ / NEEDS FOR PHYSICAL IMPROVEMENT / ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / IMPORTANCE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донсков Дмитрий Анатольевич, Пузыревский Роман Валентинович

в статье представлены материалы исследования по выявлению и обоснованию состояния уровня потребности курсантов в физическом совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донсков Дмитрий Анатольевич, Пузыревский Роман Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF "PHYSICAL TRAINING" BY DEVELOPMENT OF NEEDS FOR PHYSICAL IMPROVEMENT AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

in the article the author presents the materials of research on identification of level of needs of cadets for physical improvement.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал учебной дисциплины "физическая культура" в формировании потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России»

ÎK О

О

с

>3

о о

У

<0 о <0 го

0

с

1

о

<0

0

1

о

с:

УДК 343.8 ББК 67.409

D.A. DONSKOV*, R.V. PUZYREVSKIY

Д67

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF «PHYSICAL TRAINING» BY DEVELOPMENT OF NEEDS FOR PHYSICAL IMPROVEMENT AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

Аннотация: в статье представлены материалы исследования по выявлению и обоснованию состояния уровня потребности курсантов в физическом совершенствовании.

Ключевые слова: физическая культура, потребности в физическом совершенствовании, значимость здоровья.

ДМИТРИИ АНАТОЛЬЕВИЧ ДОНСКОВ*, РОМАН ВАЛЕНТИНОВИЧ ПУЗЫРЕВСКИИ**

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Annotation: in the article the author presents the materials of research on identification of level of needs of cadets for physical improvement.

Key words: physical training, needs for physical improvement, importance of health.

В Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте физическая культура в высших учебных заведениях определяется как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Выступая составной частью общей культурной и профессиональной подготовки курсантов в течение всего периода обучения, физическая культура представлена обязательным разделом, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции данная дисциплина наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, целью которого является формирование физической культуры личности и способности реализовать ее в учебной, профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности, в быту, семье.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, совершенствование физических и личностных качеств, самоопределение в физической культуре;

* Кандидат педагогических наук, заместитель начальника факультета

повышения квалификации

E-mail: [email protected];

** кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры физической подготовки и спорта

(Академия ФСИН России)

E-mail: [email protected].

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- укрепление здоровья, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма обучающихся;

- воспитание профессионально важных психических качеств: волевых, оперативного мышления, внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия, уравновешенности в экстремальных ситуациях;

- гармоническое развитие физических качеств и двигательных способностей;

- вовлечение курсантов в массовые оздоровительные и спортивные мероприятия;

- совершенствование спортивного мастерства курсантов-спортсменов.

Физическое воспитание курсантов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в академии. Учебные занятия составляют основу физического воспитания курсантов и проводятся в форме теоретических, практических, контрольных, индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных (консультаций), самостоятельных занятий.

Содержание теоретического раздела учебной программы направлено на вооружение курсантов системой специальных знаний по основам теории и методики физического воспитания, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для своего физического и личностного самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности, в тактике применения боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях.

Теоретический раздел программы реализуется в форме лекций и семинарских занятий. Лекционный курс рассчитан на изложение теоретических сведений, раскрывающих требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура». Содержание лекций в обобщенном виде включает в себя: основные понятия и термины; ведущие научные идеи, основные закономерности, теории, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними, прикладные знания, тема-

тическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие убеждения.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью сотрудников уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Практический раздел учебной программы включает в себя разнообразные средства физической культуры, направленные: на обеспечение необходимой двигательной активности; достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения курсантов; приобретение опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития; освоение жизненно необходимых навыков; формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности; овладение умениями по использованию средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек, прикладных навыков и умений (готовности к действиям в экстремальных ситуациях).

Направленным подбором комплекса упражнений, видов спорта, спортивных игр можно эффективно воздействовать на курсантов и слушателей, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Будущему сотруднику исправительного учреждения иногда приходится выполнять служебные задачи в экстремальных ситуациях, например задерживать осужденного, совершившего побег из-под стражи, но без знаний и навыков проведения задержания не будет и функциональных возможностей выполнения этих действий. В силу этого нужна специальная тренировка с постепенным усложнением задачи.

Многие спортивные, особенно игровые, моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносится в по-

0

1

О

(V)

0

1

CD

а ш

(V)

о

(V)

с -с

CD

О *

С

с<

о с

о *

вседневную жизнь, профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Служебная деятельность сотрудника уголов-

О О

с

>3

is О о

У

<0 о <0 го

0

с

1

о

<0

0

1

о

с:

но-исполнительной системы, его активность определяются такими физическими компонентами, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора. Общепризнано, что все эти составляющие, как и профессиональные свойства личности, в определенных пределах тренируемы. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни, но именно в процессе служебной подготовки закладываются основы тех профессионально-личностных качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него сферу деятельности. Обучение является важнейшим периодом для будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы. Создание педагогических условий, корректируемых профессиональными требованиями, с учетом запросов практики, несомненно, приведет к наиболее качественной подготовке будущих сотрудников и в конечном счете - к формированию у них готовности выполнять служебные обязанности на высоком уровне в различных экстремальных ситуациях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые, дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и расписанию кафедры физической подготовки и спорта для курсантов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также желающих углубить свои знания и практические навыки в интересующих их вопросах физической культуры и спорта.

Внеучебные занятия организуются в форме:

- выполнения физических упражнений в режиме учебного дня;

- учебно-тренировочных занятий в группах спортивного совершенствования по служебно-при-кладным видам спорта и спортивных секциях;

- самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования по служебно-прикладным видам спорта и спортивных секциях проводятся в свободное от учебы время, но не реже трех раз в неделю в объеме 2 часа с курсантами, желающими заниматься избран-

ным видом спорта и совершенствовать свое спортивное мастерство.

Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия являются продолжением основной формы обучения, проводятся в свободное от учебных занятий время в соответствии с календарным планом, утвержденным начальником академии. В него включаются курсовые и общеакадемические соревнования, спортивные праздники и конкурсы и т. д.

В процессе учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» возникает ряд проблем, связанных с формированием потребности курсантов в физическом совершенствовании, а именно: сознательное овладение двигательным действием; развитие умения анализировать двигательные действия; повышение образовательного уровня учебных занятий по физической культуре; развитие самостоятельности; вооружение обучающихся педагогическими умениями и навыками; установление и систематическое осуществление органического единства между учебной, внеучебной и внеакадемичес-кой работой и т. д.

Важным условием сознательного усвоения физических упражнений является вооружение курсантов и слушателей необходимыми теоретическими сведениями об изучаемых действиях. Чем больше обучаемые усваивают соответствующих знаний, чем глубже происходит у них развитие абстрактно-теоретического компонента двигательной деятельности, тем выше результаты в формировании умений и навыков положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

В усвоении курсантами понятий в процессе обучения двигательным действиям большое значение имеют такие операции, как анализ и синтез. П. Ф. Лесгафт указывал: «...умение действовать всегда целесообразно, продуктивно и экономно, должно опираться на сознательный анализ выполняемых движений, начиная от самых простых и постепенно переходя к более сложным». Им выдвигается требование анализировать разучиваемые упражнения.

Анализ выполнения двигательного действия, анализ ошибок помогает вооружить курсантов умением целенаправленно организовать занятия по совершенствованию изучаемого материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания, сообщаемые при разучивании двигательного действия, способствуют успешному овладению учебным материалом, что, в свою очередь, способствует формированию положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

Осознание курсантами общественной и личной значимости систематических занятий физическими упражнениями формирует у них потребность в физическом совершенствовании.

Другим важным условием формирования потребности в физическом совершенствовании является развитие самостоятельности у курсантов, вооружение их педагогическими умениями и навыками. Плодотворной, на наш взгляд, является идея деления учебной группы на подгруппы, так как с помощью этого можно повысить активность моторной деятельности курсантов и учесть индивидуальные особенности каждого. Для этого целесообразно воспользоваться помощью наиболее подготовленных обучающихся, вооруженных специальными знаниями и педагогическими умениями.

Участие во внеаудиторной работе по физической подготовке и спорту создает возможности для проявления активности личности, воспитания устойчивой привычки и умений самостоятельно, грамотно применять разные средства физического воспитания. Это способствует превращению занятия физическими упражнениями в жизненную потребность каждого курсанта и слушателя.

Установление и систематическое осуществление органического единства между учебной,

внеаудиторной и вневузовской работой по физическому воспитанию - важное условие воспитания потребности в физическом совершенствовании.

Изучение проблематики дает возможность предположить, что данная потребность становится качеством личности при следующих условиях:

1. Насыщение учебных занятий по физической культуре общественно значимым содержанием, стимулирующим не только двигательную, но и интеллектуальную деятельность, проведение их на высоком методическом и воспитательном уровне.

2. Привлечение курсантов к практической деятельности по организации и пропаганде физической культуры и спорта как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами.

3. Установление и систематическое осуществление органического единства между учебной, внеаудиторной и вневузовской работой по физическому воспитанию и спорту.

4. Согласованность воспитательных воздействий курсового руководства образовательного учреждения и преподавателей физической подготовки и спорта.

5. Создание педагогической модели процесса формирования потребности у курсантов вузов ФСИН России в физическом совершенствовании.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 25 апреля 2014 г. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.