Научная статья на тему 'Особенности формирования организационно-методической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке'

Особенности формирования организационно-методической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL TRAINING / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL READINESS / PHYSICAL CULTURE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

В статье рассматриваются особенности формирования методических умений и навыков курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке для самостоятельного использования ими физических упражнений в прикладных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL READINESS OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON CLASSES IN PHYSICAL TRAINING

In article features of formation of methodical skills of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on classes in physical training for independent use of physical exercises by them in the application-oriented purposes are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования организационно-методической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке»

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

FEATURES OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL READINESS OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON CLASSES

IN PHYSICAL TRAINING

Баркалов Сергей Николаевич кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта, Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова,

г. Орёл, Россия

Barkalov Sergey Nikolaevich Ph. D., assistant professor, head of the chair of physical training and sports, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

named after V. V. Lukyanov Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования методических умений и навыков курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке для самостоятельного использования ими физических упражнений в прикладных целях.

Abstract. In article features of formation of methodical skills of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on classes in physical training for independent use of physical exercises by them in the application-oriented purposes are considered.

Ключевые слова: физическая подготовка, организационно-методическая подготовленность, физическая культура личности.

Keywords: physical training, organizational and methodical readiness, physical culture of the personality.

Физическая подготовка является составной частью общей и физической культуры, обеспечивая гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое совершенство и психофизическое благополучие, но в тоже время имеет ряд особенностей. Это сопряжено с тем, что в физической подготовке делается акцент на формирование круга знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной профессии. Безусловно, физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел отличается от физической подготовки специалистов других профессий. Это обусловлено спецификой деятельности сотрудников - им

приходится обеспечивать безопасность граждан, в том числе в условиях непосредственного силового противоборства [1, 2].

Согласно нормативным документам целью физической подготовки в системе МВД России является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. В образовательных организациях МВД России данная цель достигается с помощью решения общих и специальных задач физической подготовки (рис. 1).

Задачи физической подготовки

Общие Специальные

• приобретение знаний по основам теории и методики физического воспитания и здорового образа жизни •развитие основных физических качеств до уровня, позволяющего обеспечить успешное освоение учебной программы и соответствующего требованиям профессиональной и других сфер жизнедеятельности •укрепление здоровья обучающихся и воспитание у них сознательного отношения к систематическим занятия:.! физическими упражнениями и другим компонентам здорового образа жизни • повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов учебной и предстоящей служебной деятельности • активное внедрение разнообразных форм физической культуры и спорта в режим учебной работы и отдыха обучающихся • приобретение умений организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, овладение приемами самоконтроля за состоянием здоровья и физической подготовленностью • приобретение знаний по основам теорииметодики и организации физической подготовки и спорта в ОВД • формирование навыков применения боевых приемов борьбы в различных ситуациях • овладение основными способами передвижений. переноски партнера, преодолеют препятствий •развитие профессионально важных физических и психических качеств, психофизических функций и личностных свойств, обеспечение должного ур о вня пр о фе с сионально-пр гол а дной физической и психофизической подготовленности. высокой профессио-нальнойработ©способности на протяжении всего времени обучения в вузе и в период дальнейшей службы • формирование умений самостоятельного контроля и поддержания необходимого уровнч специальной физической подготовленности • формирование умений организации и проведения занятий по физической подготовке с сотрудниками ОВД

Рис. 1 Задачи физической подготовки в образовательных организациях МВД России (по обобщенным данным различных авторов)

Необходимо отметить, что физическая подготовка в вузах МВД России в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования направлена на формирование физической культуры

личности, способной успешно выходить из различных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности. В этом контексте результат освоения содержания дисциплины «Физическая подготовка» предполагает не только формирование навыков эффективное применение боевых приемов борьбы, но и организационно-методической подготовленности, обеспечивающей владение физкультурными технологиями, методическими умениями и навыками организации и проведения групповых и самостоятельных занятий физической культурой и спортом для регулирования функционального состояния, повышения и поддержания работоспособности, коррекции воздействий профессиональных вредностей и профилактики сопутствующих заболеваний [3, 4, 5]. Этот аспект отражен в задачах физической подготовки (рис. 1) и требованиях к уровню освоения содержания дисциплины (рис. 2). Однако, как показывает анализ, практической реализации это требование пока не получило. Возможно, для решения проблемы необходимо в содержание дисциплины включить соответствующий раздел или тему, которые предусматривали бы целенаправленное формирование индивидуальных основ физической культуры, где обучающимся давались бы знания, умения и навыки для активного использования физических упражнений в прикладных целях в годы учебы в вузе и в период дальнейшей служебной деятельности.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

Иметь представление: Знать: Уметь: Иметь навыки:

• о роли физической культуры б общекультурном. профессиональном и социальном развитии человека • об особенностях двигательного режима и других условий работы сотрудников ОВД • о порядке организации физической подготовки и спортивно-массовой работы в системе МВД России • нормативно-правовую базу физической подготовки в ОВД • цель, задачи, содержание и формы физической подготовки; • средства и методы формирования прикладных двигательных навыков, качеств и способностей; • закономерности построения процесса физической подготовки • основы здорового образа жизни и самоконтроля за состоянием здоровья • пресекать различные противоправные проявления с помощью физической силы, в том числе боевых приемов борьбы • с амо ст оятел ьно поддерживать необходимый уровень общей и специальной физической подготовленности • передвижения и преследования правонарушителя на различных участках местности • самозащиты и силового задержания правонарушителя • организации и проведения занятий по физической подготовке с сотрудниками ОВД

Рис. 2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины •«Физическая подготовка » в образовательных организациях МВД России (по обобщенным данным различных авторов)

Содержание дисциплины «Физическая подготовка» в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова предусматривает

изучение материала по теоретическому и практическому разделам, последний в свою очередь включает: общефизические и специально-подготовительные упражнения (развитие физических качеств), боевые приемы борьбы, комплексную и методическую подготовку (рис. 3).

Теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний о возможностях физической подготовки в обеспечении самосовершенствования и повышения профессионального мастерства, излагается на лекциях и отрабатывается на семинарских занятиях, консультациях, в рамках самостоятельной работы, а также в той или иной части на практических занятиях. Остальные разделы, реализуются на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы, на консультациях, во время физкультурно-спортивных мероприятий и предусматривают формирование у курсантов прикладных знаний, умений и навыков для их использования в повседневной и профессиональной деятельности. Раздел «Общефизические и специально-подготовительные упражнения, развитие физических качеств» содействует достижению должного уровня физического и функционального развития обучающихся, формирует навыки преследования правонарушителя на различных дистанциях, в различных условиях, в том числе на лыжах, по пересеченной местности, с преодолением препятствий и т.д. Разделы «Боевые приемы борьбы» и «Комплексная подготовка» обеспечивает овладение боевыми приемами борьбы, формирование психофизической готовности к силовому пресечению противоправных проявлений в условиях моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности. Раздел «Методическая подготовка» предусматривает формирование умений и навыков организации и проведения групповых и самостоятельных занятий по физической подготовке.

В настоящее время у профессорско-преподавательского состава при проведении занятий по разделу «Методическая подготовка» возникают определенные сложности, которые в основном связаны с отсутствием четких представлений о цели, задачах, структуре и методике проведения таких занятий. Нам представляется, что представленная схема отражает основные аспекты

обозначенных проблем (рис. 4).

Заблаговременно в рамках самостоятельной работы обучающиеся знакомятся с рекомендуемой литературой и составляют план-конспект по одной из форм физической подготовки в соответствии с планируемой целью, задачами и учебными вопросами занятия.

Непосредственное проведение занятия начинается с сообщения темы. цели, задач и учебных вопросов занятия. Время 2-3 мин.

_*_

Совместное обсуждение подготовленных планов-конспектов. Преподаватель в случае не обходим ости объясняет недочеты, ошибки и порядок их устранения. Время 10-15 мин.

Краткое напоминание преподавателем основ терминологического языка, методов обучения. способов регулирования физической нагрузки и контроля за физическим состоянием, осуществление показа соответствующих приемов, способов, физических упражнений и двигательных действий, ответы на возникшие вопросы обучающихся. Время 8-12 мин.

1 г

Обучающиеся делятся на подгруппы по 4-5 человек и практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдение}.! преподавателя, который оказывает помощь, исправляет ошибки, дает дополнительные рекомендации. Время 40-50 мин.

* г

В заключительной части занятия под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения тематических заданий, обучающимся даются общие и индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию методических умений и навыков. Время 5-10 мин.

Дальнейшее закрепление и совершенствование методических навыков происходит в процессе их многократного воспроизведения обучающимися в рамках учебного процесса, во б неучебной ф из культурно-спортивной деятельности, в был,-, на отдыхе и т.д.

Рис. 4 Схема проведения занятий по раздел}- «Методическая подготовка»

Целью занятий по разделу «Методическая подготовка» является формирование у обучающихся устойчивой системы знаний, методических и практических умений и навыков организации и проведения групповых и самостоятельных занятий физической подготовкой, а также привычек

самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для физического совершенствования, сохранения здоровья и работоспособности, оптимизации других аспектов текущей учебной и предстоящей служебной деятельности.

Данная цель может быть конкретизирована в следующих задачах:

- формирование знаний о прикладной сущности физической культуры, ее функциях, формах, структуре и возможностях в оптимизации учебно-служебной деятельности;

- создание у обучающихся полного представления об особенностях характера и условий предстоящей служебной деятельности и требованиях, которые она предъявляет к профессионалу;

- формирование методических умений и навыков применения физических упражнений и других факторов физической культуры для воспитания (самовоспитания) профессионально важных психофизических качеств и способностей, повышения, сохранения и восстановления профессиональной работоспособности, коррекции воздействий на организм вредностей учебного труда, профилактики профессиональных вредностей и заболеваний;

- обучение приемам самоконтроля за своим состоянием, методике подбора физических упражнений, психологических, гигиенических и естественных факторов природы, составлению прикладных комплексов упражнений в рамках различных форм физической подготовки;

- воспитание потребности в занятиях физическими упражнениями с последующим включением их в личный режим жизнедеятельности, обучение основам организации и методики проведения групповых и самостоятельных занятий в режиме учебного дня (физкультурные паузы) и вне рамок учебного процесса (утренняя физическая зарядка, занятия в послеучебное время, выходные дни и отпуске; занятия различными, в том числе прикладными, видами спорта).

Литература

1. Алдошин А. В. Физическая подготовка как неотъемлемая составная часть профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / А. В. Алдошин, С. А. Моськин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. - С. 11-14.

2. Баркалов С. Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: основные понятия, направления совершенствования, образовательные технологии / С. Н. Баркалов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. - С. 31-46.

3. Кузнецов М. Б. Здоровьесбережение курсантов и слушателей как задача образовательных организаций МВД России / М. Б. Кузнецов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных

органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 107-110.

4. Макеева В. С. Организация деятельности вуза и самоорганизация здорового поведения курсантов МВД в процессе физической подготовки / В. С. Макеева, С. Н. Баркалов, А. В. Алдошин // Интернет-журнал «Мир науки». -2016. - Том 4. - № 2. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN216.pdf (доступ свободный). - Загл. с экрана.

5. Подрезов И. Н. Физическая культура как важный фактор в формировании культуры личности / И. Н. Подрезов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. - С. 106-109.

References

1. Aldoshin A. V., Moskin S. A. Fizicheskaya podgotovka kak neot"emlemaya sostavnaya chast' professional'noy podgotovki kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Physical training as integral component of vocational training of cadets and students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia ]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov: sbornik statey [Urgent problems of physical culture and sport of cadets, listeners and students: collection of articles]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov, 2016, pp. 11-14.

2. Barkalov S. N. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov OVD: osnovnye ponyatiya, napravleniya sovershenstvovaniya, obrazovatel'nye tekhnologii [Professional and application-oriented physical training of staff of Department of Internal Affairs: basic concepts, directions of enhancement, educational technologies]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 31-46.

3. Kuznecov M. B. Zdorov'esberezhenie kursantov i slushateley kak zadacha obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Zdorovyesberezheniye's smiths of cadets and listeners as task of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 107-110.

4. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Aldoshin A. V. Organizatsiya deyatel'nosti vuza i samoorganizatsiya zdorovogo povedeniya kursantov MVD v protsesse fizicheskoy podgotovki [The organization of activity of higher education institution and self-organization of healthy behavior of cadets of the Ministry of Internal Affairs in process of physical training]. Online magazine "Mir Nauki", 2016, Volume 4, no. 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN216.pdf. (accessed 15 March 2017).

5. Podrezov I. N. Fizicheskaya kul'tura kak vazhnyy faktor v formirovanii kul'tury

lichnosti [Physical culture as an important factor in formation of culture of the personality]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov : sbornik statey [Urgent problems of physical culture and sport of cadets, listeners and students: collection of articles]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 106-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.