ПОИСК. ИССЛЕДОВАНИЯ
Н.В. Тарасова
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, молодежная политика, добровольческая деятельность, формы добровольчества.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА XX ВВ.1
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания молодежи посредством реализации добровольческой (волонтерской) деятельности. Проводится историко-педаго-гический анализ основных форм добровольческой деятельности школьников в России в конце XIX - начале XX веков. Анализируются природосберегающие (экологические) детские союзы (идея защиты птиц и животных как прототип идеи защиты ближнего), трудовая помощь и благотворительность в военные годы (идея милосердия, созидательной активности).
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, без всякого преувеличения, является одной из важнейших проблем любого государства, предполагающего существовать и развиваться в исторической перспективе. В современной России проблема патриотического воспитания, изучения его исторических традиций и осуществления на их основе его эффективной организации является вопросом сохранения нашей государственности в современных геополитических условиях.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательско-го проекта «Добровольчество как средство патриотического воспитания школьников в России второй половины XIX - начала XX вв.» №12-36-01352, тип - а2.
А.И. Солженицын в одном из своих интервью, после возвращения в Россию, говорил: «Беда той стране, в которой слово «демократ» становится ругательным, и гибель той, в которой ругательным становится слово «патриот».
С. И. Беленцов отмечает, «что природные качества русской души: ее безграничный патриотизм, вера в Бога, ответственность за судьбу Родины, гуманность, доброта всегда отличали русского человека и являлись неотъемлемыми для характеристики гражданственности. В самые ответственные для Родины, государства моменты юношество не по указке, не по приказу демонстрировало свои лучшие качества» [1].
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одной из первостепенных задач является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций.
Добровольческая деятельность на благо общества всегда рассматривалась как неотъемлемая составляющая проявления патриотического самосознания личности. Понятия «волонтер», «волонтерское движение», «волонтерская деятельность» появились за рубежом в 20-30-е г. XX века в социологии. Термин «добровольчество» в его современном понимании или тем более термин «волонтерство» не были знаком России до середины 80-х годов XX века (изначально они рассматривались исключительно в военном контексте).
Добровольческая деятельность нами рассматривается как интегратив-ное понятие, включающее в себя социальный и педагогический аспект. Во-первых, добровольчество - социально значимая, сознательная, осуществляемая без принуждения деятельность людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповедания в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Во-вторых, добровольческая деятельность - действенная форма социализации молодежи, обеспечивающая противопоставление потребительской психологии и соответствующей ей модели поведения, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи в различ-
ные этапы развития отечественной истории находила в своем решении весьма своеобразные подходы и способы. Период конца XIX - начала XX вв. имел ряд явлений и процессов, существенно повлиявших на понимание сути и средств патриотического воспитания подрастающего поколения. К ним относятся: становление гуманистической парадигмы образования; экономический подъем и эволюционное развитие рыночных отношений, в том числе и рынка труда; революционные события и последовавшие за ними политические реформы, ставшие началом демократизации социально-политической системы и формирования основ гражданского общества.
К началу XIX века в педагогике были определены основные направления воспитания гражданственности и патриотизма. Так в XIX в. представители либерально-демократического направления Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев главными чертами нравственности считали патриотизм и гуманизм. Н. И. Пирогов в воспитании патриота-гражданина приоритет отдавал развитию нравственности, долга и ответственности перед народом. К. Д. Ушинский выступал за сохранение в воспитании народной педагогики и подчеркивал важность воспитания любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на становление личности: «Труд - необходимое условие гармонического развития человека - физического, умственного, нравственного, эстетического» [15].
Конец николаевской эпохи постепенно создал условия начала либераль-но-демократических преобразований , начатых Александром II во второй половине XIX века. Масштабные реформы не могли не отразится на практике воспитательной работы.
Педагогические дискуссии конца 50-х годов помогли сформулировать основные принципы нового российского образования: всесословность, открытость, приоритетное развитие личности.
Определяя воспитательные приоритеты, В.Г. Белинский считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [3].
По мере развития в России гражданского самосознания начинают меняться задачи нравственного долга, для успешного решения которых требуются новые средства, а главное - новые люди, способные их решать.
Постепенно к лучшему начинает изменяться атмосфера внутри учебных заведений Российской империи. Наряду с традиционной официальной и авторитарной, по своей сути, воспитательной практикой и традициями казённого патриотизма в духе николаевской триады «самодержавие, православие, народность», не оставлявшей и даже прямо подавлявшей какую - либо личную инициативу, без которой невозможно добровольчество, особенно в детской среде, П.Ф. Каптерев так характеризовал качественно новый этап в развитии педагогики: «Педагогическая мысль сразу ожила, как будто кто спрыснул ее живой водой. Разом появились новые направления, новые идеалы, прежняя мертвенность и казенщина исчезли. Были затронуты и поставлены на очередь самые существенные и широкие вопросы об общественном образовании, национальном, свободном, об отношении государства и общества к народному образованию, и каждый из этих идеалов и вопросов привлекал к себе внимание общества» [8].
Распространение гуманистических взглядов в русском обществе второй половины XIX века привело к появлению в педагогике нового понятия -«гуманность». Высшие человеческие достоинства выходили на первый план в воспитательной деятельности. Гуманность стала рассматриваться, по мнению С. И. Беленцова, как: внимательное, любовное отношение к детям; воспитательное влияние должно основываться на нравственном и умственном превосходстве воспитателя, а не на подавлении личности ребенка; послушание должно достигаться не страхом, а любовью; система взаимоотношений воспитателя и воспитанника должна основываться на индивидуальном подходе к личности, который строится на результатах тщательного изучения воспитанника [2].
Вторая половина XIX века считается временем становления и развития научных основ педагогики вообще и патриотического воспитания в частности. Опираясь на достижения западноевропейской и отечественной пси-холого-педагогической науки, в школьную воспитательную практику начинают активно внедряться научно обоснованные, новые подходы, формы и методы организации патриотического воспитания.
К концу XIX века по мере развития гражданского общества получают всё большее распространение либерально-гуманистические идеи в педагогике. Лейтмотив педагогических воззрений Х1Х-начала XX вв. - опора в воспитании на национальные черты характера, нравы, обычаи, христианскую мораль и нравственность.
Начало XX века связано с широким распространением западных педагогических идей «реформаторской педагогики», в частности идей «свободно-
го воспитания», в рамках которого формируются новые подходы к формированию деятельностной гражданской позиции личности ребёнка.
В России, как и на Западе, сторонники «свободного воспитания» составляли наиболее радикальное крыло идеологов педоцентристской революции. Выдающимся представителем этого направления был К. Н. Вентцель. Он отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и религиозной.
Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др.
Зарубежная педагогика вооружала российскую теорию и практику новыми средствами воспитания гражданской активности, такими как совместные игры детей, творческая самодеятельность школьников, ученическое самоуправление; настаивала на их широком применении в воспитательной практике.
Образовательные заведения, строившие учебно-воспитательный процесс на идеях новой педагогики, получают в России начала XX века широкое распространение. Среди них наиболее известны «Школа шалунов» А. Радченко в Баку и московская семейная школа O.A. Кайдановской-Берви, а также близкие в то время к направлению «свободного воспитания» такие учебно-воспитательные комплексы, как «Сеттльмент» и «Детский труд и отдых», последовательно возглавлявшиеся А.У. Зеленко и С.Т. Шацким [9]. Идеи «свободного воспитания» в России начала XX века способствовали утверждению в педагогической теории и практике идеалов гуманизма патриотизма и гражданственности, а также, безусловно, способствовали развитию добровольчества.
Нами были рассмотрены наиболее эффективные формы патриотического воспитания юношества второй половины XIX - начала XX вв.: природосберегающие (экологические) детские союзы (идея защиты птиц и животных, как прототип идеи защиты ближнего), трудовая помощь и благотворительность в военные годы (идея милосердия, созидательной активности).
Описывая значение природосберегающих (экологических) детских союзов в добровольческой деятельности школьников в России второй половины XIX - начала XX вв., следует отметить, что отношение детей ко всему живому - это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. «Все знают, до чего детская природа близка к наивно-животной; а животные — это точно дети, которые никогда не вырастут... Привыкнув любовно относиться к животным, от-
носиться поэтически и сострадательно, привыкнув вдумчиво смотреть на этот мир далеких от человека и, однако, уже одушевленных, нуждающихся и страдающих существ, — ребенок и будущий взрослый человек перенесет то же отношение и на человека» , - так в начале XX века писал В. В. Розанов, обращаясь к теме создания в России детских «Майских союзов» для охраны птиц и животных [11].
В 1865 году в Англии в деревне Утгрин г. Смитис был создан детский союз для охраны животных. Однако традиционно считается, что первый «Майский союз» для защиты птиц был организован профессором 3. Топелиусом. Связано это с тем, что именно в нем появляется четкая организация и свод правил, соблюдаемых его членами: «Мы хотим быть добрыми и милосердными... Мы будем защищать невинных и беззащитных... Мы никогда не будем тревожить, ранить или убивать мелких птиц... Мы будем насыпать птицам корму зимой и в сильные холода спасать их от замерзания... Мы любим свободу и хотим, чтобы и другие были свободны... Мы будем по мере возможности освобождать невинных узников... Никогда неправда не будет совершена с нашего согласия или оттого, что мы равнодушно допустим ее совершения» [14].
К началу XX века во многих странах были созданы подобного рода союзы, кружки, товарищества. Во Франции число «школьных товариществ» превышало 4 ООО, и их рост продолжал активно увеличиваться. В Финляндии к 1903 году «Майских союзов» насчитывалось более 300. В Голландии было несколько таких крупных детских союзов. В Норвегии подобного рода союзы были созданы в Бергене. В Германии во Франкфурте-на-Майне и в его окрестностях «Майских союзов» насчитывалось около 30. «Большой немецкий государственный союз покровительства животным» в Бремене, основанный Ф.С. Кютманом к 1903 году, включал более 10 000 членов.
В России первый «Майский союз» для охраны птиц и других животных был создан Псковской губернии в родовом имении Елизаветино, принадлежащем Е. Е. Вагановой. В основу правил союза легли идеи З.Топелиуса. Для формирования настоящего общества для охраны птиц и других животных был избран комитет, состоящий из 12 самых грамотных мальчиков, из которых были выбраны председатель и секретарь. Всего же записались в «Майский союз» 26 мальчиков. Было принято решение собираться на заседания союза каждый месяц, читать интересные статьи о жизни животных и птиц, заниматься посадкой кустов и деревьев, распространять по всем деревням мысль о пользе учрежденного союза, чтобы привлечь в него как можно больше детей. Всем записавшимся в союз были розданы особые
значки из жести с нарисованной ласточкой, хватающей на лету насекомое. Значок пришивался к фуражке. Вскоре «Майский союз» насчитывал уже более сотни мальчиков.
1 июня 1901 года Министерство внутренних дел утвердило устав «Майского союза», и он официально был признан общественной организацией. В этот период союз насчитывал около 500 детей из 47 ближайших селений.
В конце 1903 года по решению псковских властей «Майский союз» был переименован в союз «Ласточка». Связано данное событие с тем, что в условиях возникновения революционный идей, тайных первомайских маевок название «Майский союз» могло быть неверно истолковано.
В 1899 году в журнале «Задушевное слово» возникла идея организации Всероссийского детского союза, не реализованная вследствие затянувшихся формальностей. Однако сама идея проекта создания подобных союзов, целью которых является развитие в детях чувства любви ко всему живому, нашла поддержку практически во всех уголках России.
Однако существовали и отдельные мнения педагогов, высказывавшихся против самой формы создания подобного рода союзов. В 1901 году в Одессе Н. Ф. Бунаков выступил с критикой «Майских союзов»: «Брать с учащихся, поступающих в союз, торжественное обещание исполнять все пункты устава, это значит идти вразрез с тем общеизвестным психологическим фактом, что дети школьного возраста не обладают способностью в такой же степени исполнять данные обещания, как взрослые люди... Как можно требовать от детей, чтобы они не обращались дурно ни с одним животным? Не значит -ли это, что им воспрещается даже истреблять вредных животных и в том числе блох, тараканов и т.п. Требование...чтобы дети выпускали всех пойманных птиц, может иметь результатом нарушение права собственности: ведь дети будут, пожалуй, выпускать птиц не только своих, но и чужих» [5].
Министерством народного просвещения активно поддерживалась идея создания подобного рода союзов. Министр народного просвещения Зенгер в циркуляре, адресованном попечителям учебных округов, «признал желательным, чтобы преподаватели естествознания внушали учащимся в средних учебных заведениях сострадательное отношение к безвредным и беззащитным животным и, в частности, птицам и знакомили бы учащихся с пользой птиц, чем содействовали бы целям «Майских союзов»» [10].
К популяризации «Майских союзов» подключились печатные издания: журналы «Задушевное слово», «Народное образование», «Лесопромышленный вестник», газета «Новое время».
Характеризуя трудовую помощь и благотворительность в годы Первой мировой войны как важное средство добровольчества, следует отметить особое настроение, сплоченность и живую отзывчивость школьной молодежи. «Война при всей своей ужасной сути дает благотворную почву для развития нравственных характеристик подрастающего поколения. Чувство глубокого патриотизма формируется у детей, когда они понимают, что любовь к родине, угроза опасности порабощения страны являются ключевыми факторами в объединении в борьбе с общим врагом, заставляющими забыть все раздоры, пробудить желание любой ценой добиться победы, независимости отечества» [7].
Указ Николая II, касающийся добровольного вступления студентов вузов в ряды действующей армии, подтолкнул к активным действиям не только среднюю, но и начальную школу. Участие в войне молодого поколения зафиксировано во многих документах. Так, например, на страницах еженедельного иллюстрированного художественно-литературного журнала с карикатурами «Искры» регулярно размещались материалы, посвященные юным защитникам Отечества: «Малолетний герой разведчик, крестьянский мальчик с. Крестникова, Симбирского уезда, Василий Наумов, 12 лет, дважды ранен, награжден двумя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью и произведен в старшие унтер-офицеры» [6].
В армию, на фронт дети бежали практически из всех городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Киева, Екатеринбурга, Новгорода и др.), хуторов, деревень, сел и станиц. Старшие записывались добровольно, младшие бежали тайно. Бежали как поодиночке, так и группами. Только в сентябре 1914 года в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, едущих на фронт.
Разумеется, все это свидетельствовало о проявлении глубоких патриотических чувств русского юношества. Война призвала в очередной раз задуматься над вопросами воспитания подрастающего поколения. Необходимо было найти действенный способ создания благоприятной атмосферы, в которой дети могли бы внести посильную лепту в оказании помощи для своей Родины не на арене боевых действий, а в тылу. И дети были привлечены к активной, в некоторых случаях, даже самостоятельной помощи Родине. Подростки и дети провожали на фронт войска в дни массовой мобилизации, переписывались с солдатами, встречали первых раненых, помогали санитарным отрядам, в изготовлении и отправке на фронт подарков, в сборах в пользу раненых и инвалидов. Так, например, в Двинске был организован отряд санитаров, добровольцев из учащихся реального училища и
гимназии, помогавших при переноске раненых. В Киеве 50 учеников из 3-й мужской гимназии были привлечены, в свободное от занятий время, к уходу за ранеными в лазаретах старообрядческой общины и в двух больницах (Елизаветграде, Полтаве) [12].
Ярким примером детского патриотизма в России в годы Первой мировой войны стала трудовая помощь учащихся, которая проявилась в разнообразных формах: в обеспечении армии и населения продуктами питания, в оказании учебной помощи беднейшим ученикам гимназии, преимущественно тем из них, чьи семьи лишились своих кормильцев в войну и др.
Главное управление Землеустройства и Земледелия циркулярными распоряжениями от 28 июля, 2 августа и 9 октября 1914 года предложило Инспекторам сельского хозяйства и Губернским (Областным) Правительственным Агрономам, а также Директорам и Управляющим сельскохозяйственными учебными заведениями «принять живое участие в организации и осуществлении помощи семьям запасным и ратникам..., привлечь к общей работе в указанном направлении всех правительственных агрономических чинов, оказать содействие в этом патриотическом деле различным местным сельскохозяйственным учреждениям» [16]. Осенью 1914 года были созданы трудовые отряды для работы в хозяйствах воинов. 14 марта 1915 года Ведомство Земледелия даже вынесло решение о возможности «поступиться переводными экзаменами и изменением плана летних практических занятий с таким расчетом, чтобы часть учащих и учащихся имела возможность оказывать местному населению своевременную помощь в работе» [16].
В мае 1915 года общество «Народная помощь» приступило к организации добровольных дружин из учащихся средних учебных заведений для сельскохозяйственных работ и политической пропаганды. В «Примерном положении о трудовых дружинах учащихся», составленном Комиссией по внешкольному сельскохозяйственному образованию от 16 апреля 1916 года отмечается, что трудовые дружины учащихся «образуются для пополнения недостатка рабочих сил в сельском хозяйстве и предназначаются для трудовой помощи семьям воинов, а также для работы на огородах, устраиваемых с целью снабжения овощами войск и лазаретов, и для других земледельческих работ, как например, по уборке сена и урожаев» [16].
Учебные заведения, в состав которых входили трудовые дружины, активно сотрудничали с земскими, городскими и общественными учреждениями, а также с сельскохозяйственными учебными заведениями с целью определения места и времени работ, в которых могут принять участие чле-
ны дружины, решения вопросов, связанных с обеспечением учащихся продовольствием, помещениями для проживания во время выполнения сельскохозяйственных работ и т. д. Кроме того, сельскохозяйственные учебные заведения оказывали посильную помощь дружинникам в снабжении их необходимыми орудиями труда, инвентарем. Ученики старших классов этих заведений осуществляли техническое руководство работой дружин. Расходы на обучение членов дружин, а также оплату «приглашенных тех-ников-руководителей» брал на себя Департамент Земледелия. Затраты на доставку учащихся к месту их работы, на обеспечение их продовольствием, на рабочую одежду и обувь, на орудия труда, на заработную плату руководителей и заведующих дружинами осуществлялись согласно распоряжению Министерства Народного Просвещения, за счет специальных средств учебных заведений, местных земств, благотворительных, общественных учреждений и частных лиц.
Труд учащихся мог осуществляться 1) в виде благотворительной помощи бедным и нуждающимся в рабочей силе семьям воинов, не имеющим средств для найма рабочих, и 2) для пополнения недостатка в рабочих силах в хозяйствах доходных, например, на пригородных огородах, в имениях и т.п.
Таким образом, с одной стороны, трудовые дружины способствовали решению проблемы недостатка рабочей силы, возникшей в результате того, что большинство взрослых было на войне, с другой - несли в себе образовательный потенциал - «реальные знания о почве, растениях и животных и вообще о сельской жизни оставляют отпечаток в душе на всю жизнь» [16].
Церковные школы тоже не остались в стороне от оказания помощи отчизне в военные годы. Святейшим Синодом 8-9 марта 1916 года за № 1704 было издано определение «О привлечении церковных школ к заготовке овощей для продовольствия войск». В данном документе были сформулированы основные правила участия церковных школ в трудовой помощи. «Училищный Совет при Св. Синоде поручает епархиальным училищным советам и уездным их отделениям располагать заведующих и учащихся церковных школ к устройству с 1916 года, при участии в работах учащихся, огородов с целью разведения необходимых для продовольствия войск капусты, свеклы, моркови и луку...Для осведомления с предстоящим делом заведующих и учащихся церковных школ, им рассылаются бесплатно через уездные отделения епархиальных училищных советов: 1) изданные Департаментом Земледелия брошюры: а) «Краткие указания по разведению огородных овощей» и б) «Сушка плодов и овощей в русской печи» (сост. Полевицкий), и 2) Условия поставки сушенных наквашенных овощей для
продовольствия войск» [16].
Высокая, как правило, производительность труда ученических дружин, недостаток рабочей силы в деревнях, особенно усилившийся после призыва в армию мужчин старших возрастов, многочисленные положительные отзывы сельского населения все более и более расширяли географические рамки создания добровольческих организаций по оказанию трудовой помощи. Так, осенью 1915 г. трудовые дружины существовали более чем в 20 губерниях и областях России. В весенне-летний период 1916 г. практически в каждой губернии европейской части России работали как минимум несколько сотен учащихся, объединенных в трудовые дружины.
Краеведческий материал, найденный нами в Государственном архиве Курской области показывает, что в городе Курске (в Курской учительской школе, I мужской гимназии, Мариинской гимназии) была создана и успешно функционировала система различных воспитательных мероприятий, имеющая в своей основе цель - формирование патриотических характеристик личности. Это были многочисленные пожертвования, участие в работе трудовых дружин во внеучебное время и др. Трудовые дружины школьников работали в летнее внеучебное время в 1915-1917 гг., в различных уездах Курской губернии: в д. Шелковка Обоянского уезда, в с. Клюква и д. Поповка Курского уезда и др. Гимназисты оказывали помощь отдельным семьям в уборке хлеба, выполняли другие сельскохозяйственные работы, занимались благоустройством населенных пунктов [4].
Росту трудовых дружин в немалой степени способствовала и широкая пропаганда их деятельности в центральных и местных газетах, в «Вестниках» губернских земств и «Известиях» Объединенного комитета земского и городского союзов, в печатных изданиях Министерства земледелия. Журналы «Вестник воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская школа», «Школа и жизнь» и др. часто на своих страницах публиковали материалы о деятельности трудовых отрядов, об их помощи местному населению в сельскохозяйственных работах.
Интересен опыт учебной трудовой помощи в годы Первой мировой войны, на примере Екатеринодарской 1-й мужской гимназии. Так, 13 ноября 1914 года состоялось заседание педагогического Совета гимназии, где был рассмотрен циркуляр Попечителя кавказского учебного округа об организации школою «школьной трудовой помощи». Для решения этой задачи был организован и введен в деятельность с 7 декабря 1914 года «Кружок репетиторов» под руководством преподавателя Николая Преображенского. Кружок был создан для беднейших учеников младших классов гимназии.
Репетиторами для них стали ученики старших (с пятого по восьмой) классов. При отборе репетиторов говорилось о характере деятельности кружка, его ценности в жизни школы, особенно подчеркивался тот факт, что кружок «особо важен в настоящее тяжелое время, лишившее многих детей заботы своих родителей и воспитателей» [13].
Целью «Кружка репетиторов» было оказаниие учебной помощи беднейшим ученикам гимназии и преимущественно тем из них, чьи семьи лишились своих кормильцев в войну. Помощь членов кружка состояла в занятиях с неуспевающими; снабжении учеников учебными пособиями и письменными принадлежностями; при позволении средств, оказание денежной помощи, которая обязательно была связана с учебными интересами учеников.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что в понятие «патриотизм» входит любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Очевидно, что способность к служению своему Отечеству как раз и воплощается в его наиболее деятельностной и альтруистической форме - добровольчестве.
Соответственно феномен добровольчества в контексте патриотизма можно рассматривать как высшее проявление гражданско-патриотической составляющей нравственной сферы личности.
На наш взгляд, описанный фактический материал, теоретические положения и выводы об основных формах добровольческой деятельности школьников в России второй половины XIX - начала XX вв. в настоящее время могут быть использованы федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти при разработке и осуществлении молодежной политики, при разработке программ патриотического воспитания учащейся молодежи.
Литература
1. Беленцов С.И. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже XIX - XX вв.: взаимодействие или взаимные претензии // Народное образование. -2005. - №2. - С. 185.
2. Беленцов С.И. Радикализм учащейся молодежи: взгляд в историю // Педагогика. - 2005. - № 7. - С. 76-84.
3. Белинский В.Г. Избранное /В. Г. Белинский// Сост. Е. Ю. Тихонова. Ин-т общественной мысли. М.: РОССПЭН, 2010. - С.233.
4. Гако О. возмещении расходов по организации трудовых дружин. -23.08.1916 - 5.5 1917. -Ф. 185 On. 1 ед. хр. 496.
5. Гарф Ф. 102. Оп. 233. Ч. 13. Д. 1800. Вовлечение подростков в организации.
6. Дети в тылу и на фронте // Иллюстративный художественно-литературный журнал с карикатурами «Искры». - 1915. - №28. - С. 223-224.
7. Джунковская Е.В. Война и воспитание. - Спб.: Тов-во. М.О. Вольф,
1915. - 14 с.
8. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1915. - С.676.
9. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М.: ИТПиМИОРАО, 1993. - С. 135.
10.РГИА Ф. 733. Ин. оп. 229. Д. 1. Циркуляры Департамента Народного Просвещения по разряду средних учебных заведений 1875-1917.
11 .Розанов В. В. Собрание сочинений. Во дворе язычников / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1999. - С. 329-331.
12.Роков Г. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. - 1914. - № 6. - С. 76-77.
13.Рудольф Н.Ф. Школьная трудовая помощь. Тифлис, 1916. - С.19-30.
14. Русаков В. Детские майские союзы для охраны птиц и покровительства животным. Спб.: Тип. М.О. Вольф, 1903. - 48 с.
15.Рыбаков А. В Идеи патриотизма в ретроспективе отечественной научной мысли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-ес1иса1н)п.ги/(дата обращения 13.02.2014).
16. Трудовые дружины и их устройство. Петроград: Тип. В. Киршбаума,
1916. - 36 с.
РЕЦЕНЗИИ
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ:
ЛУКАЦКИЙ М.А «ОПИСАТЕЛЬНАЯ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ И ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013.
Монография посвящена рассмотрению вопросов, связанных с реализацией педагогической наукой функций описания и объяснения образовательной реальности, а также предсказания изменений в ней. Особенности осуществления этих функций проанализированы и интерпретированы на материале истори-ко-педагогических и экспериментальных педагогических исследований. Большой интерес представляет рассмотрение историко-педаго-гического исследования как одного из направлений исторического поиска, проведенное автором на основе анализа сущности и методологии исторического познания. Ценность представленной монографии определяется также обширным и детальным исследованием генезиса педагогики в зеркале философии науки, вопросов научно-педагогической рациональности и критериев научности педагогического знания, а также структуры науч-но-педагогической теории.
Актуальность рассматриваемой в книге проблематики связана, прежде всего, с тем, что в настоящее время педагогическая наука стремительно меняет свой теоретический и категориально-понятийный остов. Именно поэтому значимым становится обоснование
Л.М. Сидон