УДК 94:364.66(364.4)
00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-123-128
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ДРУЖИН УЧАЩИХСЯ КАК ФОРМЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Н. И. Горлова
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва
Представлена история волонтерской деятельности учащихся в годы Первой мировой войны на основе делопроизводственных документов учебных заведений Курской губернии, сосредоточенных в Государственном архиве Курской области. Изучение проблемы связано с необходимостью углубленного рассмотрения добровольческой деятельности молодежи в дореволюционной России. Выявленные новые документальные материалы стали ценными источниками, позволившими значительно расширить и уточнить представления о формировании волонтерского движения молодежи в тяжелое для страны время. Отражены различные аспекты проблемы: сущность, содержание и виды волонтерской деятельности молодежи в военные годы. Представлены данные об истории возникновения на территории Курской губернии первых трудовых дружин учащихся в 1915-1916 гг., которые создавались для оказания помощи семьям крестьян, призванных в армию, проанализированы особенности волонтерского движения молодежи на начальных этапах становления добровольных ученических формирований, а также выявлены трудности, с которыми сталкивались организаторы дружин. Именно трудовые дружины стали одной из распространенных форм организации самодеятельных инициативных добровольческих объединений молодежи, которые заботились о нуждающихся гражданах, решая проблему недостатка рабочей силы в селах и деревнях по всей стране после призыва в армию мужчин старших возрастов.
Ключевые слова: молодежное волонтерское движение, трудовые дружины учащихся, трудовая помощь, сельскохозяйственные работы, учебные заведения, Первая мировая война, Курская губерния.
События Первой мировой войны непосредственным образом отразились на состоянии сферы добровольчества дореволюционной России. Военные расходы и трудности военного времени, массовая мобилизация в армию трудоспособной части населения активизировали общественное самосознание и самодеятельность граждан в российском обществе. В обращениях правительства неоднократно подчеркивалась роль волонтеров в тяжелое для страны время: «... новые призывы военнообязанных в ряды нашей доблестной армии еще больше ослабили кадры трудоспособного населения нашей деревни, и в наступающий новый период полевых работ перед государством и обществом снова встает, и при том в более острой форме, задача обеспечить всеми доступными средствами и способами нормальный, по возможности, ход полевых работ, дабы поселить в защитниках родины... уверенность, что все, не несущие непосредственно тягот боевой жизни, приложат все усилия к оказанию всяческой помощи оставленным семьям. и влить в них бодрость и силы к одолению упорного врага» [1, с. 20]. И чем дольше длилась война, тем очевиднее становилось, что невозможно обойтись без служения, вплоть до самопожертвования, на благо своему Отечеству, без гражданского участия всего населения, в том числе и молодежи, воплощенного в высшей степени деятель-
ностной и альтруистической форме - добровольчестве. Добровольческий труд учащихся был, с одной стороны, формой мобилизации необходимых трудовых ресурсов в условиях военного времени, с другой стороны - проявлением государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность в условиях военного времени рассматривалась как высшее проявление гражданского долга и была направлена на социализацию подрастающего поколения в военный период, формирование патриотического сознания молодежи. Для страны волонтерское движение стало одним из способов получения в свое распоряжение дополнительных кадровых и финансовых ресурсов.
В современной исторической науке отмечается тенденция усиления интереса к отечественному опыту, эволюции и многообразию социальных практик волонтерского движения молодежи в дореволюционной России, в том числе и в условиях Первой мировой войны. Однако вопрос о формах и масштабах волонтерского движения молодежи по оказанию помощи пострадавшим от военных действий разрабатывается в нашей стране лишь в последние полтора десятилетия.
Понимание и объективная оценка прошлого невозможны без комплексного анализа происходивших в стране экономических, социальных и политических процессов, которые в первую очередь
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)
влияли на содержание и конкретные формы выражения добровольческого труда. Обращение к изучению территориального аспекта волонтерской активности молодежи в 1915-1916 гг. является одним из перспективных научных направлений в истории молодежного волонтерского движения дореволюционной России, позволяющих воссоздать целостную картину добровольческого движения, развернувшегося по стране в тяжелые для нее годы.
Такие авторы, как С. В. Букалова, О. Н. Горди-енко, О. М. Долидович, В. В. Карпова, Е. Н. Поли-щук, Н. В. Тарасова, В. С. Сулимов и др. обращали внимание в своих исследованиях на отдельные вопросы формирования волонтерского движения в Первую мировую войну, основные направления и формы добровольческого труда молодежи [2-9]. В частности, был изучен вопрос организации добровольных трудовых ученических дружин.
В данном исследовании авторы стремятся дополнить эти исследования, обратив внимание на волонтерское движение учащихся в условиях Первой мировой войны на региональном материале Курской губернии, и ставят задачу определить приоритетные формы и направления деятельности добровольцев.
Источниковую базу исследования составили архивные материалы, содержащиеся в фонде Курской мужской гимназии (ф. 185, 529 дел, 18081918 гг.) Государственного архива Курской области. Эти материалы позволили реконструировать процесс вовлечения учащихся начальных и средних учебных заведений в волонтерское движение. Введение в научный оборот новых источников по добровольческой проблематике, несомненно, будет способствовать уточнению содержания современных краеведческих изданий, посвященных ретроспективному обзору развития молодежного волонтерского движения в Курской области. Наибольшую ценность представляют отчеты руководителей дружин, которые стали базовым источником для характеристики социальных практик учащихся и позволили раскрыть процесс образования, структуру и состав добровольных трудовых объединений учащихся на протяжении 1915-1916 гг.
Ситуация с развитием молодежных инициатив в военные годы наглядно демонстрирует, что основным катализатором организации добровольной помощи было наличие серьезных социально-экономических проблем в обществе. Учащаяся молодежь рассматривалась как один из стратегических ресурсов решения многочисленных трудностей. Одним из направлений российского волонтерского движения стали объединения учащихся, деятельность которых проявилась в самых разнообразных формах - от обеспечения армии и населения про-
дуктами питания до участия в оказании помощи семьям, лишившимся в войну своих кормильцев, и др.
Очевидно, что главная идея подобных добровольных трудовых объединений молодежи в годы Первой мировой войны состояла в помощи «бедным и нуждающимся в рабочей силе семьям воинов, не имеющим средств для найма рабочих, и пополнение недостатка в рабочих силах... например, на пригородных огородах, в имениях и т. п.» [1, с. 5]. Трудовые дружины, с одной стороны, решали проблему недостатка рабочей силы в условиях, когда большинство взрослых было мобилизовано на войну, с другой - несли в себе воспитательный потенциал. Комиссией по внешкольному сельскохозяйственному образованию отмечалось: «...входя в трудовые дружины, дети будут жить среди природы и набираться сил и новых впечатлений, работая посильно на пользу родины и отдыхая в то же время от однообразных книжных занятий зимой, в новой обстановке и среди новых людей. А возвратившись с работ, оздоровленные и обновленные телом и душой, дети с энергией примутся за обычные занятия в школах, довольные своим подвигом и исполненным долгом» [1, с. 2].
С июля по август 1914 г. были опубликованы циркулярные распоряжения Главного управления землеустройства и земледелия и министерства народного просвещения, адресованные инспекторам сельского хозяйства и губернским (областным) правительственным агрономам, а также директорам и управляющим сельскохозяйственными учебными заведениями. В циркулярах настойчиво предлагалось школам «принять живое участие в организации и осуществлении помощи семьям запасных и ратников. привлечь к общей работе в указанном направлении всех правительственных агрономических чинов, оказать содействие в этом патриотическом деле различным местным сельскохозяйственным учреждениям» [1, с. 13, 17]. Данные распоряжения положили начало формированию трудовых объединений учащихся средних учебных заведений и тиражированию опыта различных добровольческих практик молодежи на нужды фронта во внеурочное время.
Комиссия по внешкольному сельскохозяйственному образованию составила Примерное положение о трудовых дружинах учащихся от 16 апреля 1916 г., в котором подчеркнула особую роль начальников, преподавателей и воспитателей учебных заведений в «расположении учащихся принять участие в трудовых дружинах». В документе были сформулированы основные правила участия школьников в трудовой помощи, а также регламентация их деятельности [1, с. 21]. В дружины могли добровольно вступать учащиеся старших классов
мужских учебных заведений с согласия родителей или заменяющих их лиц.
В Планах устройства трудовых дружин учащихся предусматривалась организация трех видов возможных добровольческих объединений исходя из характера предполагаемых работ. Дружины по полевым сельскохозяйственным работам, создаваемые с целью «пополнения недостатка в рабочих силах, необходимых для полевых работ в хозяйствах», были предназначены для выполнения следующих видов работ: обработки почвы, производства посевов, ухода за полевыми растениями, уборки трав и хлебов. Численный состав дружины определялся от 25 до 50 человек. Для каждой дружины было рекомендовано сформировать передвижной сельскохозяйственный обоз, который перевозил бы необходимый инвентарь для работы (плуги, бороны зубчатые, сеялки, косы, серпы и др.). Кроме того, в Планах приводились приблизительные цифры количества дружинников сообразно видам выполняемых работ (таблица).
Виды работ и рекомендуемое число дружинников [1, с. 8]
Виды работ Количество дружинников
Ручные работы - мотыжить, окучивать картофель, свеклу 15-25
Косить косами траву, хлеб 2-4
Вязать хлеб в снопы за косцом 3-6-8
Жать серпом с вязкою в снопы 8-12
Сушить-ворошить, сгребать и копнить сено (смотря по урожаю) 2-8
На укладку сена в стога на 300 пуд. сена с подвозкой 3
Руководитель и куратор деятельности дружины должен был иметь «практическое знакомство с огородничеством» и возможность «давать необходимые объяснения», а также вести беседы по культуре огородных растений» [10, с. 4].
Дружины для сбора лекарственных средств предназначались для заготовки необходимых лекарственных средств для нужд армии и населения, способствуя тем самым «освобождению родины от иностранной зависимости в деле охранения народного здравия». Вступать в ряды такого рода трудовых объединений разрешалось учащимся мужских и женских учебных заведений с 12 лет.
Дружины по огородничеству (от 25 до 50 человек) были предназначены для работы в летнее каникулярное время на огородах частных лиц, учебных заведений и др. Предварительная подготовка дружинников предусматривала двухчасовую лекцию об огородничестве и огородных растениях. На группу выделялся необходимый инвентарь. Для дружины в 25 человек признавалось достаточно
иметь: лопат - 25 шт.; граблей железных - 15 и деревянных 25 шт.; садовых ножей - 25 шт.; мотыг легких - 25 шт.; совков - 10 шт.; дубовых лопаточек для рыхления земли между растениями - 25 шт.; корзин с двумя ручками - по мере необходимости.
Деятельность трудовых объединений Курска позволяет уточнить и конкретизировать организационные и содержательные стороны практики добровольных организаций.
Первые трудовые объединения учащихся в уездах Курской губернии были задействованы в полевых работах в летнее внеучебное время 19151916 гг. Дружинники помогали семьям военных в уборке хлеба, с готовностью выполняли различные виды сельскохозяйственных работ, решали вопросы благоустройства населенных пунктов. Так, ученическая дружина курских мужских средних учебных заведений работала на полях в летнее каникулярное время 1916 г. под руководством преподавателя П. М. Зиньковского. Всего она оказала помощь по уборке хлеба 28 семьям запасных в д. Щелковке Обоянского уезда.
Наибольший исследовательский интерес представляют архивные материалы, составившие «Дело о деятельности трудовых дружин гимназии в период полевых работ по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну» (№ 496). Доступные свидетельства и отчеты кураторов дружин воссоздают максимально цельную, обобщенную картину деятельности и численного состава добровольных дружинников с 1915 по 1917 г. в различных уездах губернии.
Уникальную информацию содержит отчет А. И. Коренева - руководителя трудовой дружины учеников Курской мужской гимназии, созданной летом 1916 г. для сельскохозяйственных работ в с. Клюква (Курский уезд) в составе 14 добровольцев [10, л. 14]. Анализ материалов отчета А. И. Коренева позволяет реконструировать трудовые будни добровольных дружинников.
19 июня А. И. Коренев отправился в соседнее село Клюкву, находящееся верстах в 12 от г. Курска, на встречу со старостами трех соседних деревень. На встрече руководитель официально известил о формировании добровольного трудового объединения, его целях и задачах, а также прояснил условия работы «за обед и ужин в рабочие дни» [11, л. 14].
26 июня учащиеся-дружинники собрались в 5 часов вечера на квартире А. И. Коренева в г. Курске, погрузили все необходимые вещи на нанятую подводу и отправились пешком в с. Клюква. Прибыв к месту назначения, дружинники разместились в земской школе, предоставленной Курской уездной земской управой по предварительной договоренности в их распоряжение.
Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2018. 5 (194)
«27 июня утром напились чаю, подождали, пока спала роса, и, так как у крестьян к этому времени не было работы, отправились к помещице Пожида-евой в соседний лес, где под руководством лесника принялись поворачивать в рядах сено.
В 12 часов дня нам привезли из экономии обед, к обеду явилась сама хозяйка со своими двумя дочками - взрослыми барышнями, которые также приняли участие в работе. Обедать расположились на сене и по-простому, из одной миски, принялись за обед. На обеде было предложено: суп из пшена с картофелем и салом, жареный картофель и молоко. После обеда некоторые дружинники отправились по ягоды, а другие предпочли отдохнуть на душистом сене.
28 июня. Так же, как и предыдущий день, работали на уборке сена у г. Пожидаевой» [11, л. 14 об.].
В праздничные дни дружинники организовывали свой досуг, гуляли в лесу, купались, катались на лодке по реке Сейм. Обычно учащиеся выезжали на работу рано утром - около 6-7 часов - и возвращались часов в 7-8 вечера. Вечерами происходило планирование и распределение работ на следующий день. С 25 июля по 1 августа работа дружинников отличалась разнообразием: объединившись в небольшие группы в составе 2-3 человек, одни помогали косить, другие возили копны на гумна, а некоторые помогали крестьянам расчищать место для молотьбы и др. Со 2-8 августа началась усердная молотьба, дружинники молотили рожь цепями. Работы закончились в конце августа, и дружинники возвратились в Курск.
По мнению руководителя группы А. И. Коренева, сельскохозяйственные работы оказали на дружинников в воспитательном отношении исключительно «благотворное» влияние. Каждый учащийся осознавал, что своим добровольным трудом он приобщается к доблестной армии и помогает своей стране. По наблюдению руководителя, дружинники также значительно окрепли в физическом отношении.
В отчетах кураторов ученических трудовых объединений сообщалось о настороженном отношении крестьян к дружинникам. Нередкими были случаи, когда их встречали «как ненужных или чуждых посетителей», принимая зачастую за малолетних преступников, «вследствие недостатков продуктов ищущих в деревне лучшего продовольствия». Однако это недоверие исчезало в первые же дни пребывания дружинников в деревнях и селах, сменяясь «радушным отношением, желанием оказать дружинникам какую-нибудь помощь и поддержку и трогательным выражением дружинникам своей искренней благодарности» [11, л. 14 об.].
Учебные заведения, на базе которых были образованы трудовые объединения, в вопросах опреде-
ления места и времени работы учащихся, обеспечения их продовольствием, местом проживания сотрудничали с земскими и городскими общественными учреждениями.
Расходы, связанные с обучением дружинников, а также оплатой специалистов соответствующего профиля, лежали на Департаменте земледелия. Учебные заведения, согласно распоряжению министерства народного просвещения, брали на себя расходы по обеспечению учащихся продовольствием, специальной одеждой и обувью, необходимым инвентарем, а также по оплате труда руководителям добровольных трудовых объединений.
Значительные материальные затраты были связаны с обеспечением учащихся питанием и проживанием. Так, надворный советник Амелин Иван Петрович - руководитель полевыми работами трудовой дружины курского Кутузовского реального училища в составе 18 человек с 14-30 июля 1916 г. в деревне Поповке Курского уезда - в своем отчете указывал следующие статьи расходов: поездки 5 руб. 03 коп.; прислуга/кашевар 3 руб.; продовольствие 31 руб. Итого было израсходовано 39 руб. 03 коп. [11, л. 8].
На организацию ученической рабочей дружины из воспитанников Сандомирской гимназии и курских мужских средних учебных заведений руководителем дружины П. Зиньковским было потрачено 100 руб., а именно: на проезд дружины до г. Обояни 33 руб. 61 коп.; поездка руководителя в Полевую 1 руб. 40 коп.; телеграмма председателю обоянской управы 86 коп.; фотографические пластинки 5 руб.; дружинниками при отправке на участки 8 руб. На продовольствие дружинников израсходовано 51 руб. 13 коп. [11, л. 10].
Кроме того, в документах упоминаются имена тех, кому была оказана помощь ученическими дружинами. Например, учениками курской мужской гимназии была оказана трудовая помощь в полевых работах (косили, вязали, сносили и складывали хлеб в копны) в 1915-1916 гг. следующим крестьянам Курского уезда: А. Золотухину (Коренная Пустынь), Е. Золотухину (д. Дубовец), Е. Нови-щенковой (д. Сухой Неполк), Г. Константинову и Ю. Семенову (с. Тазово) [11, л. 5].
Ученики курских Кутузовского и городского реальных училищ за время с 14 по 30 июля 1916 г. в д. Поповке Курского уезда трудились в 25 хозяйствах лиц, призванных на войну (М. П. Петрухи-ной, В. А. Калининой, С. С. Петрухина, И. Г. Пе-трухина, К. В. Петрухина, А. К. Петрухиной, П. С. Петрухиной, Е. Ф. Бирюковой, Д. С. Петру-хиной, Х. В. Калининой, Е. П. Петрухиной, Ф. А. Петрухина, М. В. Петрухиной, И. Д. Калинина, П. И. Ельниковой, Т. А. Михайловского, А. И. Бирюковой и др.).
В архивных документах отражены и общие ито- Не вызывает сомнений, что мобилизация учащейся
ги деятельности трудовых объединений. Руководи- молодежи Курской области и в целом деятельность
тели отмечали, что учащаяся молодежь оказалась трудовых объединений по стране смогли отчасти
морально и физически не готова к тяжелым усло- восполнить недостаток рабочих рук во время сель-
виям труда и проживания. Отсутствовали необхо- скохозяйственных работ - при проведении посев-
димая предварительная практическая подготовка к ной, уборки хлебов, на огородах.
предстоящим сельскохозяйственным работам и их Важно отметить, что анализ архивных краевед-
курирование со стороны специалистов-агрономов ческих материалов позволил определить профиль-
непосредственно во время рабочих смен в полевых ность, ключевые направления и результаты дея-
условиях. тельности трудовых дружин, а также глубже по-
Социально-экономические трудности, вызван- нять специфику организации объединений, рас-
ные участием Российской империи в Первой миро- смотреть сферу приложения добровольческих уси-
вой войне, повлекли за собой существенные транс- лий молодых граждан, проследить численность и
формации в концептуальном оформлении волон- состав общественных активистов. Полученные
терского движения молодежи и его организацион- данные, касающиеся трудовых объединений уча-
ных форм деятельности. Изменения затронули и щихся на территории Курской губернии, могут по-
сознание самого участника добровольческого тру- высить достоверность научных сведений в деле из-
да в понимании новой для него гражданской роли учения добровольческой деятельности дружинни-
и доли своей ответственности за будущее страны. ков в 1915-1917 гг.
Список источников и литературы
1. Трудовые дружины и их устройство // Сб. справочных сведений, составленный Комиссией по внешкольному сельскохозяйственному образованию, состоящей при Департаменте земледелия. Петроград: Типография В. Ф. Киршбаума, 1916.
2. Букалова С. В. Трудовые дружины учащихся как форма реализации молодежной политики в годы Первой мировой войны // Вестн. гос. и муницип. управления. 2015. № 2 (17). С. 141-147.
3. Гордиенко О. Н. Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период Первой мировой войны // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 83-85.
4. Долидович О. М. Учащиеся Барнаула в практике благотворительной работы в годы Первой мировой войны // Вестн. Томского гос. ун-та. 2016. № 409. С. 47-54.
5. Карпова В. В. Повседневная жизнь участников трудовых ученических дружин в России (1915-1916 гг.) // Вестн. Ленинградского гос. унта им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 48-55.
6. Карпова В. В. К вопросу о рентабельности деятельности ученических трудовых дружин в годы Первой мировой войны (1915-1916 гг.) // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: сб. материалов междунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова, отв. ред. В. А. Веременко. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 370-377.
7. Полищук Е. Н. Молодежное движение России в дореволюционный период / под ред. С. А. Комарова, Е. Н. Полищук. СПб.: Изд-во юр. ин-та, 2011. 180 с.
8. Тарасова Н. В. Педагогический опыт добровольческой деятельности школьников в России второй половины XIX - начала XX в. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. Вып. 3 (18). С. 142-154.
9. Сулимов В. С. Движение трудовых дружин учащихся школ Западной Сибири в 1915 г. (на примере Барнаула) // Сибирский пед. журнал. 2011. № 2. С. 190-195.
10. Краткий отчет о трудовых дружинах учащейся молодежи, устроенных Комиссией в 1916 г. Пг.: Типография Петроградского градоначальства, 1917.
11. Фонд Курской мужской гимназии // Государственный архив Курской области. Ф. 185. Оп. 1. Д. 496.
Горлова Наталья Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Стремянный переулок, 36, Москва, Россия, 117997). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.10.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-123-128
HISTORY OF THE RISE AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' VOLUNTARY LABOR BANDS AS A FORM OF VOLUNTEER ACTIVITY OF THE YOUTH ON THE TERRITORY OF THE KURSK GUBERNIA DURING THE FIRST WORLD WAR
N. I. Gorlova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
The history of volunteer activity of students in the years of the First World War is presented on the basis of office documents of educational institutions of the Kursk province, concentrated in the State Archives of the Kursk region.
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)
The need to study them is caused not only by the scientific, but also by the practical need for a deeper consideration of the volunteer activity of young people in pre-revolutionary Russia. Documentary materials are valuable sources, greatly expanding and refining our understanding of the formation of a volunteer movement of young people in a difficult time for the country. The article reflects the issues related to the examination of the essence, content and types of volunteer activity of the youth in the war years. Presents the data on the history of the formation of the first labor squads of pupils - in 1915-1916 on the territory of the Kursk province to help families of peasants drafted into the army, analyzes the features of the volunteer movement of the youth at the initial stages of formation of voluntary student groups, reveals the difficulties encountered by the organizers of the squads. It was the labor squads that became one of the most widespread forms of organizing amateur volunteer initiative youth associations that cared for distressed citizens, solving the problem of labor shortage in villages throughout the country, which increased after the recruitment of older men. The need to study them is caused not only by scientific, but also by the practical necessity for a deeper consideration of the volunteer movement of the youth in pre-revolutionary Russia.
Key words: sources, youth volunteer movement, labor squads of students, labor aid, agricultural work, educational institutions, the First World War, Kursk province.
References
1. Trudovyye druzhiny i ikh ustroystvo. Sbornik spravochnykh svedeniy, sostavlennyy Komissiyey po vneshkol'nomu sel'skokhozyaystvennomu obrazovaniyu, sostoyashcheypriDepartamente zemledeliya [Workers' detachments and their organization. A compilation of background information compiled by the Commission on Extracurricular Agricultural Education, which is part of the Department of Agriculture]. Petrograd, Tipografiya V. F. Kirshbauma Publ., 1916 (in Russian).
2. Bukalova S. V. Trudovyye druzhiny uchashchikhsya kak forma realizatsii molodezhnoy politiki v gody Pervoy mirovoy voyny [Workers' druzhina students as a form of implementation of youth policy during the First World War]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya - Bulletin of State and Municipal Administration, 2015, no. 2 (17), pp. 141-146 (in Russian).
3. Gordienko O. N. Organizatsiya trudovykh druzhin uchashchikhsya v pomoshch soldatskim sem'yam na territorii Altayskogo okruga v period Pervoy mirovoy voyny [The organization of labor druzhin pupils to help soldiers' families in the Altai Territory during the First World War]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2008, vol. 3 (77), pp. 83-85 (in Russian).
4. Dolidovich O. M. Uchashchiyesya Barnaula v praktike blagotvoritel'noy raboty v gody Pervoy mirovoy voyny [Students of Barnaul in the practice of charitable work during the First World War]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, no. 409, pp. 47-54 (in Russian).
5. Karpova V. V. Povsednevnaya zhizn' uchastnikov trudovykh uchenicheskikh druzhin v Rossii (1915-1916) [Everyday life of participants of working pupils in Russia (1915-1916)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina - Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2015, no. 2, pp. 48-55 (in Russian).
6. Karpova V. V. K voprosu o rentabel'nosti deyatel'nosti otryadov studencheskoy rabochey sily v gody Pervoy mirovoy voyny (1915-16) [To the question of the profitability of the activities of student labor squads during the First World War (1915-16)]. MateriaTnyy faktor i predprinimatel'stvo v povsednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost': sb. materialov mezhdunarodnoy nauch. konf. [Material Factor and Entrepre-neurship in the Everyday Life of the Population of Russia: History and Modernity: collection of materials of the international. sci. conf. Under general ed. of prof. V. N. Skvortsov]. Saint Petersburg, Leningrad State University Publ., 2016, pp. 370-377 (in Russian).
7. Polishchuk E. N. Molodezhnoye dvizheniye Rossii v dorevolyutsionnyy period [The youth movement of Russia in the pre-revolutionary period. Ed. S. A. Komarov, E. N. Polishchuk]. Saint Petersburg, Law Institute Publ., 2011. 180 p. (in Russian).
8. Tarasova N. V. Pedagogicheskiy opyt dobrovol'cheskoy deyatel'nosti shkol'nikov v Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX v. [Pedagogical experience of voluntary activity of schoolchildren in Russia in the second half of XIX - early XX century]. Otechestvennaya i zarubezhnaya peda-gogika, 2014, no. 3 (18), pp. 142-154 (in Russian).
9. Sulimov V. S. Dvizheniye trudovykh druzhin uchashchikhsya shkol Zapadnoy Sibiri v 1915 g. (na primere Barnaula) [Movement of labor druzhin pupils of schools in Western Siberia in 1915 (on the example of Barnaul)]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2011, no. 2, pp. 190-195 (in Russian).
10. Kratkiy otchet o trudovykh druzhinakh uchashcheysya molodezhi, ustroyennykh Komissiyey v 1916 g. [Brief report on the labor squads of young students organized by the Commission in 1916]. Petrograd, Tipografiya Petrogradskogo gradonachal'stva Publ., 1917 (in Russian).
11. Fond Kurskoy muzhskoy gimnazii [Fund of the Kursk male gymnasium]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurskoy oblasti [State Archives of the Kursk Region]. F. 185. Op. 1. D. 496 (in Russian).
Gorlova N. L, Plekhanov Russian University of Economics (per. Stremyannyy, 36, Moscow, Russian Federation, 117997). E-mail: [email protected]