УДК 796:378.14
О. А. МЕЛЬНИКОВА И. Н. ШЕВЕЛЕВА
Омский государственный технический университет
№
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В связи с ухудшением состояния здоровья студентов и повышением требований к будущим специалистам со стороны общества и рынка труда основная роль в сохранении и укреплении здоровья отводится системе физического воспитания в вузе. В данной работе представлены результаты педагогического контроля формирования здоровьесберегающих компетенций в образовательном процессе по физическому воспитанию у студентов технического вуза.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, учебный процесс, здоро-вьесберегающие компетенции.
Актуальность проблемы здоровья студентов в современных неблагоприятных экологических и социально-экономических условиях жизни не вызывает сомнения, так как, по сведениям Минздрав-соцразвития России, только 30 % студентов вузов можно считать практически здоровыми, 70 % имеют отклонения в состоянии здоровья [1].
Учитывая состояние здоровья студентов и требования к будущим специалистам со стороны общества и рынка труда в процессе обучения студентов в вузе необходимо искать новые эффективные подходы в физическом воспитании [2].
Понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым, осознание ценностей здоровья и ориентации на сохранение и укрепление его средствами физической культуры.
К моменту окончания высшего учебного заведения у молодых людей заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья [3]. В связи с этим возрастает социальная и педагогическая значимость организации оздоровительной работы в вузах, нацеленная на развитие компетентности студентов в сфере здорового образа жизни. Наряду со специальными предметами физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, которой принадлежит основная роль в сохранении и укреплении здоровья, формировании здоровьесберегающих компетенций [4].
В данной работе представлены результаты педагогического контроля формирования здоровье-сберегающих компетенций в образовательном процессе по физическому воспитанию у студентов технического вуза.
В соответствии со стандартами высшего образования компетенция (от лат. сompetere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Анализ специальной литературы показал, что компетентность студентов в сфере здорового образа жизни проявляется в готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья [4 — 7].
Мы рассматриваем здоровьесберегающие компетенции как готовность личности к приобретению знаний о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни, к формированию ценности здоровье-сберегающей деятельности по отношению к себе и окружающим; к потребности в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.
В связи с этим педагогическая деятельность преподавателя по физическому воспитанию в вузе предполагает совершенствование содержания учебного курса.
На кафедре «Физическое воспитание и спорт» Омского государственного технического университета дисциплина «Физическая культура» реализуется в порядке, установленном образовательной организацией в форме лекций, методико-практи-ческих, практических занятий, студенту предлагаются виды физкультурно-спортивной деятельности согласно его интересам, природным способностям, физическому развитию и уровню здоровья для обеспечения не только физической подготовленности
о
от
Е
Т
Таблица 1
Результаты оценки уровня знаний теоретического и методико-практического материала
Оценка Абсолютное число %
«Отлично» Р> 92 % 300 91
«Хорошо» 80 % < Р <92 % 14 35
«Удовлетворительно» 68 % < Р <80 % 6 15
«Неудовлетворительно» Р = 60 % — —
Рис. 1. Самооценка уровня физической активности студентов (в начале эксперимента)
Рис. 2. Самооценка уровня физической активности студентов (в конце эксперимента)
58%
35%
Н Плохое дисгармоничное
□ Ухудшенное дисгармоничное
□ Гармоничное развитие
До эксперимента
61%
33%
Плохое дисгармоничное 13 Ухудшенное дисгармоничное ¡-1 Гармоничное развитие
После эксперимента Рис. 3. Оценки гармоничности телосложения
и высокой работоспособности, но и для формирования здоровьесберегающих компетенций.
В соответствии с этим результатом учебной деятельности является умение применять различные системы упражнений в формировании здорового образа жизни; осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма во время самостоятельных занятий; использовать средства и методы физической культуры для формирования физических и психических качеств личности.
Для осуществления педагогического контроля в ходе опытно-экспериментальной работы у 320 юношей основной группы 3-го курса были проведены следующие исследования: оценка уровня знаний теоретического и методико-практиче-ского материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья; анкетирование студентов по самооценке состояния здоровья (по В. П. Войтенко) [7] и физической активности; оценка гармоничности телосложения; динамика физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов.
Оценка уровня знаний теоретического и мето-дико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья осуществлялась по тестовым заданиям, разработанным на кафедре «Физическое воспитание и спорт» ОмГТУ. Следует отметить, что к концу эксперимента у 82 % студентов уровень знаний оценивался на «отлично», у 16 % — на «хорошо» и только у 2 % — на «удовлетворительно» (табл. 1).
Самооценка состояния здоровья (по В. П. Вой-тенко) и оценка физической активности студентов осуществлялась по результатам анкетирования 320 студентов. За период исследования выявлена положительная динамика самооценки состояния здоровья студентов.
Результаты анкетирования по оценке физической активности приведены на рис. 1, 2. В ходе опытно-экспериментальной работы высокий уровень физической активности у студентов увеличился на 2 %, средний — на 9 %. При этом низкий уровень физической активности снизился на 11 %.
Для оценки гармоничности телосложения был использован индекс грудного показателя, определяемый по формуле: окружность груди в сантиметрах, умноженная на 100 и разделенная на рост в сантиметрах. Показатель, равный более 55, соответствовал отличному развитию, 50 — 55 — гармоничному, менее 50 — недостаточному. После опытно-экспериментальной работы отмечено улучшение показателей гармоничности развития, результаты представлены на рис. 3.
Для выявления динамики физической подготовленности использовался 12-минутный тест ходьбы и бега по Куперу [8], прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине. После опытно-экспериментальной работы выявлена достоверная положительная динамика вышеперечисленных показателей (табл. 2).
Для определения физической работоспособности была использована проба с дозированной физической нагрузкой (степ-тест). Результаты ЧСС, полученные в процессе исследования, необходимы для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы.
Следует отметить, что величина максимального потребления кислорода (МПК) является одним
Показатели физической подготовленности студентов
Таблица 2
Показатели Период исследования (п-320) Р
12-мин тест по Куперу, м 1 2380±42 <0,05
2 2585±32
Прыжок в длину с места, см 1 224±0,03 <0,05
2 235±0,05
Подтягивание на перекладине, кол-во 1 10,3±1,11 <0,05
2 10,9± 1,21
№
Примечание: 1 — начало эксперимента; 2 — конец эксперимента; Р — достоверность различий.
Таблица 3
Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов
Показатели Период исследования п-320 Р
ЧСС в покое, уд/мин 1 77±0,4 <0,05
2 73±0,2
ЧСС максимальная, уд/мин 1 158±1,3 <0,05
2 141±0,5
РШС170, кгм/мин 1 952±67,1 <0,05
2 1250±41
МПК абс., л/мин 1 2,8±0,5 <0,001
2 4,7±0,2
ЧСС на 5-й минуте восстановления 1 87±1,2 <0,001
2 78±0,6
Примечание: 1 — начало эксперимента; 2 — конец эксперимента; Р — достоверность различий.
из самых важных и демонстративных показателей состояния здоровья человека, являясь основным фактором, определяющим способность человека к физической работе и установление индивидуальной чувствительности или толерантности каждого занимающегося к физической нагрузке — необходимое звено в педагогическом контроле занимающихся.
Повышение МПК свидетельствует об эффективности учебно-тренировочных занятий. Данный показатель определялся по общепринятой методике [9].
Анализ полученных результатов указывает на достоверное повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов за период исследования (табл. 3).
Одним из основных показателей аппарата внешнего дыхания является величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отражающая их вентиляционную способность. Кроме того, показателем внешнего дыхания относится жизненный индекс (ЖИ) и ги-поксические пробы (Штанге и Генчи).
Следует отметить, что жизненный индекс, характеризующий функциональные возможности дыхательного аппарата и свидетельствующий об увеличении дыхательной поверхности легких на единицу массы тела, до начала исследования составил в среднем 60 мл/кг при норме не менее 65 — 75 мл/кг.
Достоверное (Р<0,05 —0,001) увеличение значений фактической жизненной емкости легких и жизненного индекса за период опытно-экспериментальной работы свидетельствует о повышении объемных резервов дыхательной системы.
Кроме того, для определения функционального состояния дыхательной системы использовались гипоксические пробы Штанге — регистрация времени задержки дыхания при глубоком (но не максимальном) вдохе, в среднем у здоровых лиц этот показатель равен 50 — 60 секундам.
Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе выполняется после обычного (но не чрезмерного) выдоха, в среднем этот показатель равен 20 — 25 секундам.
В результате исследования было выявлено достоверное (р < 0,001) увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе и после выдоха.
Таким образом, наши исследования свидетельствуют об адаптации дыхательной системы к физическим нагрузкам.
Изучение психо-эмоционального статуса студентов особенно актуально в современных условиях, поскольку учебный процесс, как правило, протекает на фоне высокого нервно-эмоционального напряжения, при воздействии на организм неблагоприятной экологии, осложненной гипокинезией, избытком информации и другими негативными факторами внутренней и внешней среды.
Принимая во внимание, что под влиянием физических тренировок уменьшается уровень личностной тревожности [10], а также ситуационной тревожности и депрессии [11], было проведено исследование этих показателей.
Анализ оценки уровня личностной тревожности (табл. 4) после эксперимента показал улучшение результата на 8 %, кроме того, наблюдалось снижение количества студентов (от 10 до 15 %) с симптомами
о
от
Е
Т
Таблица 4
Показатели уровня личностной тревожности (вторая часть шкалы) Спилбергера—Ханина у студентов за период эксперимента
Уровень тревожности Период исследования n = 320
Абс. число чел. %
Низкий 1 115 36
2 122 38
Средний 1 154 48
2 166 52
Высокий 1 51 16
2 32 10
Примечание: 1 — до эксперимента; 2 — после эксперимента.
тревоги и депрессии за период исследования. Это подтверждает, что регулярная физическая нагрузка обладает антистрессовым действием, снижающим тревогу и депрессию.
Таким образом, результаты педагогического контроля в образовательном процессе по физическому воспитанию у студентов технического вуза свидетельствуют, о том, что за период исследования у студентов улучшились: самооценка состояния здоровья, показатели гармоничности телосложения; увеличились физическая активность, показатели физической подготовленности и работоспособности; повысились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшились психологические показатели, что в целом подтверждает эффективность опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование здоровьесберегающих компетенций.
Библиографический список
в здоровьесберегающей образовательной среде вуза : дис. ... д-ра пед. наук / Г. А. Мысина. — Тула, 2011. — 433 с.
2. Мельникова, О. А. Компетентностный подход в физическом воспитании студентов вуза / О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2013. - № 5 (122) - С. 189-191.
3. Сафонова, Ж. Б. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова, О. А. Мельникова, Т. В. Колтошова, И. Н. Шевелёва, Г. А. Петрова. - Омск : ОмГТУ, 2007. - 60 с.
4. Мельникова, О. А. Формирование компетенций в сфере физического воспитания у студентов технического вуза : моногр. / О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева. - Омск : ОмГ-ТУ, 2014. -125 с.
5. Воронин, Д. Е. Формирование здоровьесохраняющей компетентности студентов высших учебных заведений средствами физического воспитания : автореф. дис. . канд. пед. наук / Д. Е. Воронин. - Херсон, 2006. - 21 с.
6. Камаев, О. И. Особенности использования компетент-ностного подхода в здоровьеформирующей технологиях в условиях вуза / О. И. Камаев, Е. К. Камаева // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 4. - С. 37-39.
7. Манжелей, И. В. Физическая культура: компетентност-ный подход : учеб. пособие / И. В. Манжелей, Е. А. Симонова. -Тюмень : ТюмГУ, 2011. - 183 с.
8. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 222 с.
9. Карпман, В. Г. Эффективность механизма Франка - Старлинга при физической нагрузке / В. Г. Карпман, З. Б. Белоцерковский // Кардиология. - 1983. - № 6. - 106 с.
10. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. - Л. : ЛНИИТЕК, 1976. - 26 с.
11. Zigmond, A. S. The Hospital Anxiety and Depression scale / A. S. Zigmond, R. P. Shaith // Acta Psychiatz. - Scand. - 1983. -Vol. 67. - P. 361-370.
МЕЛЬНИКОВА Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт». ШЕВЕЛЕВА Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: [email protected]
1. Мысина, Г. А. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов
Статья поступила в редакцию 23.03.2015 г. © О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева
Книжная полка
ББК 85.1/Р69
Романтика спорта. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля : кат. выст. / авт. текста Н. В. Муратова, С. В. Черноок. - Омск : Омскбланкиздат, 2014. - 39 с.
Каталог по выставке «Романтика спорта» Омского музея изобразительных искусств им. В. А. Врубеля. Включает произведения отечественного искусства XX в. из собрания музея — живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное и монументальное искусство, вобравшие в себя многообразные оттенки спортивной тематики.