Научная статья на тему 'Эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности, резистентности организма студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани'

Эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности, резистентности организма студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельникова Оксана Анатольевна

В экспериментальных специальных медицинских группах с дисплазией соединительной ткани А (40 студентов) и В (20 студентов), занимающихся по разработанной методике (в зависимости от фенотипа) выявлена эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности, в отличие от контрольных групп К1 20 студентов специальной медицинской группы (без разделения по фенотипу) и К2 60 практически здоровых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельникова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness individualdifferential method of swimming for external breath's indexes, physical efficiency and constitution's resistance in experimental special medical group with displasia of connecting tissue

The effectiveness of the individual-differential method of swimming for external breath's indexes, physical efficiency and constitution's resistance was found out in experimental special medical group with displasia of connecting tissue A (40 students) and B (20 students) training on the method (worked out in dependence on the phenotype) in contrast to the control groups K1 20 students of special medical group (without dividing according to the phenotype) and K2 60 almost healthy students.

Текст научной работы на тему «Эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности, резистентности организма студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

физической культурой, помимо учебных часов. Это повысит общую работоспособность девушек в течение всего периода обучения в вузе и в дальнейшей жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Баклаенко Н.Г Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков / Н.Г. Баклаенко, Л.В Гаврилова // Здравоохранение РФ — 2000. - №7. — С. 26-33.

2. Панков В.А. Физическая культура и спорт в здоровом образе жизни женщин /В.А. Панков //Теория и практика ФК. - 2000. - №6. - С. 20-22.

3. Г илев Г. А. Физическая культура в вузе - средство социальной защиты студенчества. / Г.А. Гилев //Матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф. Актуальные проблемы сохранения

УДК 796/799

и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона. — Иркутск. - 2006. - С. 31-33.

4. Сафонова Ж.Б. Физические тренировки для студентов специальной медицинской группы в рамках учебной программы /Ж.Б.Сафонова, ГА. Петрова, В.Ф.Красавина, Г.Г. Сабанина. //Инновационные процессы в высшей школе. Матер. V Всерос. науч-метод конф. 1-2 окт. 1999г. — Краснодар: КубГТУ, 1999. - С.93

5. Шушунова М.С. Нетрадиционные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и девочек-подрост-ков / М.С. Шушунова. - М.: «Триада-Х», 2000.- 210с.

ШЕВЕЛЕВА И.Н., аспирант.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.10.06 г.

© Шевелева И.Н.

О. А. МЕЛЬНИКОВА

Омский государственный технический университет

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ДИСПЛАЗИЕЙ

СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ_____________________________________

В экспериментальных специальных медицинских группах с дисплазией соединительной ткани А (40 студентов) и В (20 студентов), занимающихся по разработанной методике (в зависимости от фенотипа) выявлена эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности , в отличие от контрольных групп К1 - 20 студентов специальной медицинской группы (без разделения по фенотипу) и К2 - 60 практически здоровых.

Введение Многочисленные исследования и на- Тем не менее ряд вопросов, в частности, опти-

блюдения специалистов различного профиля сви- мальная нагрузка, а также методика освоения тех-детельствуют, что в последние 10 - 15 лет наблю- ники спортивных способов плавания студентов дается прогрессирующее снижение показателей специальной медицинской группы, повышающего физического развития и резервов здоровья моло- неспецифическую резистентность, ввиду его за-дежи России [1]. каливающего воздействия, наряду с повышением

В последние годы появились данные, что на со- морфофункциональных показателей, остаются стояние здоровья молодого поколения существен- недостаточно разработаны.

ное влияние оказывают различные морфофункци- Противоречивы мнения по основной направ-

ональные проявления дисплазии соединительной ленности обучения плаванию в студенческом ткани [2]. В связи с этим возникает необходимость возрасте: спортивной [3] либо прикладной [4], в совершенствования учебных программфизическо- том числе и оздоровительно-реабилитационной го воспитания в вузах, приспособления различных [5].

видов спорта к особенностям занятий со студента- Цель данной работы - оценить эффективность

ми и, в первую очередь, специальной медицинской дифференцированной методики плавания на по-группы, направленных на постепенное улучшение казатели внешнего дыхания, физической подго-физической подготовленности и развитие функ- товленности и резистентности организма студен-

циональных способностей организма.

тов специальной медицинской группы.

Показатели внешнего дыхания X ± т

Показатели 1 2 А (п = 40) В (п = 20) К1 (п = 20) К2 (п = 60) Достовер- ность различий (Ро)

ФЖЕЛ, мл 1 3900±100 3900±110 3800±110 4200±120 А;В;К1-К2

2 4300±110 4200±200 4200±110 4800±150 А;В;К1-К2

3 4800±100 4600±110 4500±110 5000±110 А;В;К1-К2

Ро <0,001 <0,05 <0,001 <0,001

ДЖЕЛ,мл 1 4770±110 4670±100 4560±110 4935±110 А;В;К1-К2

2 4809±105 4700±110 4640±110 5000±110 А;В;К1-К2

4900±110 4800±110 4750±110 5200±110 А;В;К1-К2

Ро >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

ФЖЕЛ/ДЖЕЛ 1 81±2 83±0,8 83±0,4 85±1,5 А-В-К2

% 2 89±1,3 89±1,6 90±1,2 100±1,2 А;В-К2

3 97±1,2 95±1,6 94±1,6 96±1,2 А-В;А-К1

Ро <0,001 <0,05 <0,05 <0,05

Жизненный индекс, мл/кг 1 60±1,4 55±1,6 56±1,8 58±0,8 а-в-к2; А-К1 ;

2 65±0,6 61±0,8 61±0,6 64±1,0 А-К1; В-К2

3 68±0,8 61±1,3 64±1,0 67±1,2 А-В-К1; В-К2

Ро <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание: 1—начало эксперимента; 2— первый год обучения;

А (астенический), В (дигестивный) - экспериментальные группы; К1 — контрольная группа (специальная медицинская группа).

Методы и организация исследования. Для определения функционального состояния дыхательной системы использовались показатели жизненной емкости легких (должной и фактической), метод индексов: Кетле, жизненный индекс [6], а также гипоксические пробы Штанге и Генчи.

Динамика выносливости, как одного из наиболее важных физических качеств, определялась по тесту К. Купера, (1989) в воде и на суше [6].

Исследование проводилось на базе Омского Государственного Технического Университета (кафедра физического воспитания и спорта).

Студенты специальной медицинской группы были распределены на две экспериментальные группы: А — астенический тип конституции (40 человек), В - дигестивный тип конституции (20 человек) исходя из фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани, занимающихся по разработанной нами методике. Контрольную (К1 ) составили 20 студентов специальной медицинской группы без разделения по фенотипу, занятия проходили по программе (курс плавание) для специальных медицинских групп. Во вторую контрольную группу (К2 ) вошли 60 студентов специализации плавание (практически здоровые), которые занимались по программе общего курса специализации «плавание».

Во всех группах занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю на I - II курсе.

Результаты и обсуждение. На основании учета одного из фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани, изменения структуры (формы грудной клетки) и нарушенной, вследствие этого функции, необходимо было выбрать способ плавания, позволяющий нивелировать неблагоприятные изменения деятельности кардио-респираторной системы.

В связи с этим для студентов астенической конституции с воронкообразной грудной клеткой был определен способ плавания — кроль на груди. При этом способе плавания увеличение подвижности диафрагмы происходит от меняющейся траектории гребковых движений, а повышению экскурсии грудной клетки будет способствовать специфика дыхания.

При килевидной грудной клетке для обучения плаванию был использован способ кроль на спине, который следует рассматривать как наиболее облегченный способ по дыханию, при отсутствии сопротивления как фронтального, так и дополнительного, в связи с чем давление воды на грудную клетку не оказывается.

Для дигестивного типа конституции одним из фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани является повышенная подвижность в коленном и голеностопном суставах, а сандалевидные стопы, способствует более мощному отталкиванию при работе ног в способе брасс.

Изучение и формирование техники рекомендуемого нами способа плавания в зависимости от выбранного морфотипа, также осуществлялось на основе качественного освоения студентами дыхательных упражнений.

Для решения вопроса правомерности увеличения плавательной нагрузки необходимо было выявить реакцию сердечно-сосудистой системы и дыхательной функции, по изменению частоты сердечных сокращений в ответ на проплывание серий дистанционных отрезков с включением «действенной паузы отдыха», особенностью которой явились 10 выдохов в воду.

Тренирующие воздействие индивидуальнодифференцированной методики плавания благотворно сказалось на показателях функции

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАуКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

Время, с 100 1

90

80 70 60 +50 -40 -30 -20 -10 0

Я

I

га

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

Время, с

§ |*П

I № I

.

и

АВКК АВКК

1 2

АВКК

3

АВКК

1

АВКК АВКК 2 3

Рис. 1. Показатели гипоксических проб Штанге (I), Генчи (II)

А, В — экспериментальные группы; К1Г К2— контрольные группы;

1 — начало эксперимента, 2 — первый год обучения, 3 - второй год обучения

внешнего дыхания (табл. 1). Достоверное (Р<0,05-0,001) увеличение значений фактической жизненной емкости легких и жизненного индекса во всех группах, с преимуществом у студентов астенического типа конституции, указывало на повышение объемных резервов дыхательной системы.

По нашему мнению, это произошло за счет динамических дыхательных упражнений при плавании кролем на груди, способствующих снижению ограничения подвижности диафрагмы, увеличению экскурсии грудной клетки, то есть появлению возможности несколько нивелировать рестриктивный тип вентиляционной недостаточности, свойственный лицам с воронкообразной грудной клеткой. Развивается ритм дыхания, связанный с более глубоким вдохом.

Достоверное (Р<0,05-0,001) улучшение показателей внешнего дыхания в группе, плавающих кролем на спине связано с облегченным типом дыхания при этом способе для лиц с килевидной формой грудной клетки. Включение 10 выдохов в воду в «действенных паузах отдыха» способствовало нормальному соотношению дыхательных фаз и увеличило прохождение воздуха по бронхам, на фоне их деформации.

Плавание брассом для лиц дигестивного типа конституции улучшило локальную вентиляцию легких за счет увеличения подвижности грудной клетки и позвоночника.

В целом проведенные исследования доказывают повышение устойчивости организма к дефициту кислорода и позволяют судить об улучшении уровня обменных процессов у студентов с дисплазией соединительной ткани.

Это подтверждается достоверными (Р<0,05 — 0,001) результатами гипоксических проб Штанге и Генчи (рис. 1).

Анализ первого этапа обследования показал примерно одинаковый уровень подготовленности во всех группах, за исключением 12-минутного теста по Куперу в воде в экспериментальных и контрольной (К1) группах, так как большинство студентов специальной медицинской группы не в полной мере владели навыком плавания.

После физических тренировок в течение двух лет (в конце эксперимента) показатели улучшились во всех группах, но динамика их была разнонаправленной.

Так, достоверно (Р<0,001) увеличилось пройденное расстояние в тесте Купера, отражающем выносливость, с преимуществом в группе астенического типа конституции, достигнув показателей контрольной группы (К2- практически здоровых) студентов специализации плавание. По результатам теста Купера в воде было выявлено достоверное (Р<0,001) различие между первым и третьим этапом исследования в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах этот показатель значительно увеличился (до 650 м), в контрольной группе К1 (до 450 м).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из показателей эффективности использования плавания в учебном процессе явилась сравнительная оценка дней временной нетрудоспособности по простудным заболеваниям студентов экспериментальных и контрольной групп.

Физические нагрузки тренирующего характера с использованием плавания, более всего способствуют повышению неспецифической резистентности, устойчивости к простудным заболеваниям организма занимающихся [13].

Объективным отражением изменения иммунологического статуса занимающихся является частота дней временной нетрудоспособности.

В нашем исследовании динамика этих данных у студентов сравниваемых групп показала некоторые закономерности (табл. 2).

В начале занятий плаванием (первый семестр) количество случаев заболеваний было практически одинаковым во всех сравниваемых группах, но с большим числом дней нетрудоспособности в специальной медицинской группе, с превышением их у студентов астенического типа конституции. Это может быть связано с повышенной теплоотдачей при дефиците мышечной массы.

В конце второго семестра, идет постепенная адаптация занимающихся как к водной среде, так и увеличивающимся физическим нагрузкам, что привело к большему снижению не только случаев пропущенных дней по простудным заболеваниям, но их количеству в экспериментальных группах.

Второй год занятий плаванием показал возрастание защитной функции организма у занимающихся, что подтверждает нашу концепцию длительных (не менее двух лет) занятий плаванием. Именно этот период создает более высокий уро-

0

Динамика простудной заболеваемости студентов за два года

Семестры Группы

А (п = 40) 0) 2 = (п В К1 (п = 20) 0) 6 = (п К2

случаи заболева- ний дни нетрудо- способ- ности случаи заболева- ний дни нетрудо- способ- ности случаи заболева- ний дни нетрудо- способ- ности случаи заболева- ний дни нетрудо- способ- ности

I 12 40 10 35 12 36 10 25

II 10 30 8 24 10 28 8 24

III 8 24 6 18 8 24 6 18

IV 4 16 4 12 4 14 4 12

Примечание: А — экспериментальная группа (астенический тип конституции);

В — экспериментальная группа (дигестивный тип конституции); К! — контрольная группа (специальная медицинская группа)

Библиографихеский список

1.Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья/А.Г. Щедрина// Методологические аспекты — Новосибирск — Наука — Сибирское отделение — 1989. — 136с.

2.Земцовский Э.В. Соединительно-тканные дисплазии сердца/Э.В. Земцовский — М.: - Политекс - 1998. - 94с.

3.Быков В.А. Технология ускоренного обучения плава-нию/В.А. Быков // Теория и практика физической культуры - 1992. - №6. - С. 41-42.

4.Перепелица Е.Е Рациональное использование средств и методов начального обучения плаванию студентов в условиях глубокого бассейна/Е.Е. Перепелица//Автореф. дисс. ... канд. пед. наук — Хабаровск — 2004. — 24с.

5.Аикина Л.И. Методические особенности и значение занятий оздоровительным плаванием для лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы/ Л.И. Аикина — Матер. Межрегиональной науч-практ. конф//Методические проблемы оздоровительной физической культуры — Томск -1999. — С. 126 — 128.

6.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия/ К. Купер — М.: Физкультура и спорт. — 1989. — 222с.

МЕЛЬНИКОВА Оксана Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт».

Дата поступления статьи в редакцию: 17.11.06 г.

© Мельникова О.А.

Книжная полка

Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учебное пособие / Д.И. Нестеровский. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 336 с.

В учебном пособии рассматриваются важные вопросы теории и методики преподавания баскетбола как спортивно-педагогической дисциплины, в частности — техники баскетбольных упражнений, обучения этим упражнениям, предупреждения травматизма. Рассматриваются средства и формы организации занятий баскетболом. Отдельные главы посвящены истории развития баскетбола, организации и проведению соревнований, научной работе по баскетболу.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно учителям школ и тренерам по баскетболу.

Ширяев А.Г. Бокс и кикбоксинг: учебное пособие / А.Г. Ширяев, В.И. Филимонов. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 288 с.

В учебном пособии представлено научно-методическое обеспечение воспитания молодого человека средствами единоборств. Приводятся методы и конкретные приемы организации процесса самосовершенствования.

Для студентов высших учебных заведений, а также для учащихся средних специальных учебных заведений, в секциях бокса.

К2 — контрольная группа (практически здоровые)

вень функционального состояния организма, способствующий долговременной адаптации.

Необходимо отметить, что закаливающий эффект у студентов гиперстивного типа телосложения (группа В) более ощутим, так как выявлено одинаковое число пропущенных занятий с группой практически здоровых.

Выводы. В целом вышеизложенное указывает на повышение общей работоспособности организма занимающихся, расширяет компенсаторные механизмы и возможности кардио-респираторной системы, повышая их до оптимального уровня.

Подтверждает эффективность включения длительных занятий плаванием в программу физического воспитания студентов специальной медицинской группы повышение возможностей иммунологической системы, о чем свидетельствует более высокое снижение частоты простудных заболеваний после второго года обучения до практически одинакового уровня со здоровыми студентами.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о высокой оздоровительной эффективности разработанной экспериментальной методики плавания для студентов специальной медицинской группы, что позволило сделать ряд выводов и практических рекомендаций по разработке учебных программ физической подготовки студентов вузов.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАуКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.