УДК 796:614.8
В. В. Тарский
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается проблема формирования гуманности как интегративного качества спасателей. На основании педагогических условий излагается концептуальная основа исследования сформированности гуманности как интегративного качества спасателей. Дается количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: гуманность, интегративное качество, педагогические условия, личность безопасного типа (ЛБТ), функция, педагогический эксперимент.
V V Tarsky
Pedagogical aspect of humanity formation as an integrative quality of lifesavers
The problem of humanity formation as an integrative quality of lifesavers is observed. In virtue of pedagogical conditions a conceptual base of humanity formedness research as an integrative quality of lifesavers is stated. Qualitative-quantitative analysis of experimental work results is given.
Key words: humanity, integrative quality, pedagogical conditions, personality of secure type (PST), function, pedagogical experiment.
Анализ реальной ситуации последних лет по адаптации и поведению специалистов службы спасения РС (Я) в экстремальных условиях позволяет утверждать, что проводимая работа не имеет ничего общего с декларируемой проблемой формирования гуманности, так как она порождает такие негативные явления, как возрастание тревожности, психологической усталости, обострение дезадаптивности спасателей в условиях ЧС. Эти негативные проявления объясняются целым рядом причин, среди которых немаловажную роль играет гуманность как интегративное качество личности спасателей, осмысления ими гуманистической природы профессионализма, недостаточность гуманно-ориентированного педагогического сопровождения процесса физической подготовки. В большей степени это связано с тем, что в настоящее время вопрос о гуманности спасателей был самым дискуссионным ввиду достаточно размытого представления о ценностях гуманности в ЧС, что инициировало трудный поиск новых смысловых ориентиров гуманности.
Однако в научно-методической литературе, посвященной гуманизации процесса прикладной физической подготовки, недостаточно освещены
ТАРСКИЙ Василий Васильевич - первый заместитель начальника ГКУ РС (Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)».
E-mail: [email protected]
аспекты формирования гуманности как интегративного качества личности спасателей. До настоящего времени для спасателей не разработаны научно обоснованные педагогические рекомендации по гуманизации прикладной физической подготовки. Следовательно, задачей данного исследования является выявление педагогических аспектов формирования гуманности спасателей в целях обеспечения высококачественного управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций в условиях республики.
Обратившись к данной проблеме, постараемся обозначить понятийное поле исследования.
В качестве первого ключевого понятия нами было выбрано определение понятия гуманизма по Е. А. Кафырину, под которым он понимает «высшую ценность», «человечество и общечеловеческую безопасность», «ценности индивида занимают не самое высокое место, поэтому неслучайно он способен к самопожертвованию во имя более высоких ценностей» [1, с. 9]. Мы придерживаемся следующей позиции: гуманизм - это, прежде всего, практика
человечного.
В качестве второго ключевого понятия было выбрано понятие «гуманность». В педагогическом словаре дается следующее определение: гуманность (лат. Иитапш - человечный) - это есть человечность, человеколюбие [2]. В общем смысле - система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям,
оказания помощи, непричинения страданий. В более узком смысле гуманность - противоположность жестокости, то есть стремление не причинять страданий человеку насколько это возможно [3, с.156].
В психологическом словаре дается следующее определение: гуманность (от лат. Иитапш человечный) обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Понятие «гуманность» как социальной установки, включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого «помогающего поведения» и др. [4, с.145].
Отсюда можно сделать следующий вывод, что гуманность - одно из интегративных качеств личности, характеризующееся наличием системы профессионально-важных установок спасателей и его готовностью к действенно-эмоциональному сочувствованию пострадавшему в условиях ЧС. На основании данного определения мы считаем, что гуманность можно рассматривать как интегративное качество, которое включает гуманные чувства мужества.
В качестве третьего ключевого понятия нами выбрано понятие «интегративное качество», под которым понимается проявление гуманных чувств, характеризующихся определенной концептуальной общностью с понятием «личность безопасного типа» (ЛБТ), которые проявляются в практических действиях в реальной среде ЧС.
В качестве четвертого ключевого понятия нами выбрано понятие «личность безопасного типа» (ЛБТ). В психологическом словаре дается следующее определение: ЛБТ - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для ЛБТ характерны: поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха смерти, страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни [5].
Вышеизложенные ключевые понятия раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования
гуманности как интегративного качества личности спасателей в процессе физической подготовки.
Следовательно, процесс формирования гуманности как интегративного качества личности спасателя содержит три аспекта:
1) целевой - определяет стратегию и тактику действия в ЧС;
2) эмоциональный - отражает удовлетворенность спасателя своим действием, ее эмоциональную насыщенность;
3) волевой - является движущей силой гуманности личности, обеспечивает ее готовность к достижению целей действия в условиях ЧС.
Поэтому становится понятно, что складывающаяся в настоящее время ситуация требует исследования педагогического аспекта формирования гуманности как интегративного качества личности в процессе физической подготовки с учетом условий республики.
Особенностями арктической зоны России, оказывающими влияние на формирование требований к обеспечению комплексной безопасности населения и территорий, являются:
а) экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;
б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения (1-2 чел. на 10 кв. км);
в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;
г) уязвимость природы от производственной деятельности человека [6, с. 9].
Поэтому в нормативных документах по развитию освоения российской арктической зоны в различной форме выражены приоритетные задачи:
1) разработать новые технологии проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях низких температур;
2) организовать подготовку и обучение личного состава, персонала и сотрудников ведомств и организаций, осуществляющих деятельность в Арктике, основам безопасности жизнедеятельности в природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия), основам спасательного дела, разработав специализированную программу физической подготовки гуманной направленности.
Педагогическое осмысление данной проблемы показывает, что ключ к решению проблемы видится в освоении новых гуманно-ценностных отношений в процессе физической подготовки, формирующих такие важные качества, как самоотверженность, профессионализм и выносливость в условиях
чрезвычайных ситуаций. При ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера деятельность спасателей сопряжена с опасными для жизни и здоровья действиями и необходимостью выполнять служебные задачи в обстановке нервно-психического и эмоционального напряжения и стресса.
Вышеизложенные проблемы требуют от спасателей особой прикладной физической подготовки, психологической установки, эмоционально-волевой устойчивости и ответственности. Данная педагогическая проблема решается в процессе физической подготовки.
В. Н. Мясищев отмечает, что гуманность «нельзя представлять как часть или сторону, как элемент, а следует понимать как интегральную «позицию» личности в целом» [3 с. 45]. Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает наличие гуманных чувств, гуманных отношений и взаимодействий.
Применительно к нашей проблеме, если рассматривать гуманность как качество личности, то прежде всего под этим следует понимать поведение человека, отражающее его духовно-нравственные ценности по отношению к другим людям в целом, проявляющееся в милосердии, человеколюбии, человечности, сострадании и доброте. При этом ведущим нравственным принципом выступает альтруизм - бескорыстное служение людям, которое в целом характеризует гуманность личности.
На основе анализа базовых ценностей Е. В. Бонда-ревская и С. В. Кульневич [7] сформулировали идею, которую необходимо реализовать в процессе физической подготовки и которая эффективно влияет на воспитание ЛБТ, то есть личности, неспособной причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе. Данная идея становится возможной в связи с развитием гуманистических педагогических ценностей, ориентированных на формирование гуманности как интегративного качества личности спасателей.
В научных исследованиях [8, 9, 10, 11, 12]
дается следующее определение ЛБТ: это человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья. Данной личности свойственны такие качества, как поисковая активность, коллективистская мотивация, чувство уверенности в собственных силах, готовность к сопереживанию, отсутствие страха смерти, страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. На этом строится наша позиция. Мы понимаем гуманность как основную категорию ЛБТ, которая является интегративным качеством спасателя.
А. В. Петровский [13] подчеркивает, что «личностные качества существуют в форме феномена межличностных взаимоотношений».
В нашем случае формировать личность - значит воспитывать в ней способность к выстраиванию перспективных линий гуманности как интегративного качества. Интегративное качество - это способность управления своим поведением и планирования своих действий на основе гуманных чувств, соблюдение элементарных норм и правил поведения в условиях ЧС. Следовательно, интегративное качество включает в себя такие категории личностного качества спасателей, как добросовестность, ответственность, долг, готовность, честность, смелость, решительность, настойчивость, инициативность, находчивость, выдержка, самообладание и т. д. Данные качества развиваются в процессе физической подготовки.
Прикладная физическая подготовка обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Рационально построенные учебно-тренировочные занятия способствуют формированию
гуманности спасателей. На основании анализа исследований мы считаем, что физическая подготовка тесно связана с направлением профессионального совершенствования спасателей. Она представляет собой интегративно-целостный процесс в достижении общей цели (формирование гуманности как интегративного качества личности), общих и специфических принципов, внутренней организации, интеграции структурных элементов обучения. Вышеизложенные педагогические аспекты будут
эффективно действовать при реализации следующих педагогических условий формирования гуманности как интегративного качества личности спасателей в процессе физической подготовки:
- обусловленность процесса формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки с реализацией деятельностного, личностного, гуманно-личностного, интегративного подходов;
- обеспечение гуманистической направленности физической подготовки, способствующей формированию системы мотивов гуманности спасательной деятельности и поведения;
- программно-методическое обеспечение основных и элективных курсов гуманистическим содержанием, обеспечения единства учебной и практической деятельности спасателей в процессе физической подготовки;
- создание единой воспитательной среды и индивидуального поля личности, которые усиливают гуманные качества спасателя в сложных ситуациях техногенного, природного характера [14].
Комплекс педагогических условий помогает реализовать выполнение гуманных приемов, связанных с элементами новизны, риска, опасности, в
сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями в процессе физической подготовки.
Концептуальной основой проведённого нами исследования проблеме формирования гуманности как интегративного качества спасателей в процессе физической подготовки выступает совокупность следующих положений:
- сущность личности спасателя проявляется и реализуется в отношении к сложным ЧС, которую целесообразно рассматривать в системе отношений спасатель - пострадавший («человек - человек»), попавший в сложные чрезвычайные ситуации и это отношение оценивать как гуманное интегративное качество;
- гуманность спасателя как интегративное качество может и должно рассматриваться как цель и результат профессионализма;
- формирование гуманности как интегративного качества личности спасателей предполагает содержательное педагогическое обеспечение; применение системы специальных форм и методов организации процесса физической подготовки, способствующих овладению спасателями нравственных принципов, норм и правил взаимодействия с людьми, попавшими в ЧС;
- формирование гуманности как интегративного качества личности спасателей выступает как приоритетное направление физической подготовки, учитывающее специфические условия природного, техногенного, социального, эпидемиологического характера ЧС.
Таким образом, вышеизложенные концептуальные основы педагогического аспекта формирования гуманности как интегративного качества личности предполагает реализацию следующих функций:
- аксиологической, определяющей своеобразные ценностные координаты гуманности, внутреннюю позицию деятельности и поведения спасателей в сложных ЧС;
- личностно-развивающей функции, обеспечивающей гуманистической ориентированностью действия спасателей в процессе спасения пострадавших;
- преобразовательной функции, способствующей самореализации спасателя в профессиональной деятельности, поведении.
Вышеизложенные педагогические функции помогают спасателю регулировать свое поведение в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, которые определяются не только уровнем его физической или тактической подготовки, но и той субъективизацией объективных факторов внешней среды, то есть личности безопасного типа. Именно сочетание гуманистических уровней регуляции характеризует реакцию на любой психогенный экстремальный
раздражитель.
С этой точки зрения гуманность как интегративное качество помогает спасателю быстро корректировать свое отношение на основе двух уровней реакций:
- приспособительные, активизирующие быстрые реакции;
- реакции, активизирующие сложные гуманистические функции, которые формируют стратегию поведения и обеспечивают процесс распределения внимания и способов действий.
В целях подтверждения проведённых исследований мы провели опытно-экспериментальную работу на базе ГКУ РС (Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» и Горного факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Республики Саха (Якутия).
Целью экспериментального исследования явилась проверка эффективности педагогических условий формирования гуманности как интегративного качества личности спасателей в процессе физической подготовки.
Опытно-экспериментальная работа по формированию гуманности как интегративного качества личности спасателей в процессе физической подготовки проводилась в целях реализации педагогических условий на практике. В экспериментальной работе большое внимание уделялось повышению эффективности и качества организации процесса прикладной физической подготовки спасателей. Успех реализации цели формирования гуманности как интегративного качества спасателей связан с усилением в содержании физической подготовки гуманистического материала, разработкой и внедрением специальных интегративных курсов по выбору, таких как «Катаклизмы природы и человек», «Экологические проблемы РС (Я)». Расширение объёма осваиваемого спасателями гуманистического содержания обучения при этом обеспечивалось благодаря использованию модульного принципа построения процесса физической подготовки. Модуль предполагал изучение блока взаимосвязанных проблем, реализующихся через физическую подготовку с интеграцией народных физических упражнений и силовых приемов.
В рамках учебных курсов рассматривались не только глобальные и региональные проблемы экологии, природные катаклизмы, пожары, но и традиции народных силовых приемов физических упражнений. Физическая подготовка как составная часть образовательного процесса способствует формированию физических, морально-психологических и гуманных качеств спасателей. Народные виды физических упражнений якутов уникальны, [15] они показывают особенность проживания, выживания в суровых условиях Севера. Национальные прыжки,
Таблица 1
Динамика сформированности гуманности как интегративного качества спасателей в процессе физической подготовки
КРИТЕРИИ Группы УРОВНИ Эмпирическое значение критерий (Х2)
Критический Нормальный Продуктивный Г п К ы ^ К ЭГ Э Г п К И н 5 ЭГ Э
I II I II I II
Эмоционально- ценностный ЭГ 10 % 22 % 64 % 73 % 24 4 2,6 22,2
КГ 6 % 13 % 63 % 64 36 % 28 %
Познавательно- аналитический ЭГ 14 % 24 % 57 % 67 % 29 % 10 % 5,4 17
КГ 9 % 13 % 46 % 51 % 43 % 36 %
Деятельностно- практический ЭГ 12 % 24 % 58 % 69 % 28 % 6 % 5,2 27
КГ 9 % 13 % 51 % 56 % 47 % 34 %
прыжки через нарты, перетягивание палки, «прыжки горностая» (из упора лежа передвижение вперед, одновременно отталкиваясь руками и ногами), являются уникальными упражнения, которые развивают быстроту реакции, ловкость, выносливость и гибкость. Для успешного выполнения спасательных двигательных действий спасателю необходим определённый уровень развития физических качеств. Этот уровень может быть оптимальным только при условии усиленной физической подготовки с учётом экстремальных условий. Народные физические упражнения способствуют формированию таких качеств как добросовестное отношение к людям, чувство ответственности и долга, готовность прийти на помощь товарищам, гуманность, честность, воля к победе в экстремальных условиях.
Смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и находчивость, выдержка и самообладание - такие качества вырабатываются у спасателей в процессе физической подготовки и направляются на выполнение поставленной цели. Это характерно, например, для спасательных операций, где постоянно преодолеваются трудности.
Вышеизложенные качества позволили выявить критерии сформированности гуманности как интегративного качества спасателей с учетом индивидуальных особенностей испытуемых. Критериями выступают: эмоционально-ценностный, познавательно-
аналитический, деятельностно-практический критерии. Показателями уровня сформированности гуманности соответственно являются:
- способность спасателя к принятию пострадавших, характер внешнего проявления чувств, связь переживаний с гуманистическими знаниями и поступками;
- осознанность и прочность гуманистических
знаний, сформированность практических умений, активность в практической гуманистической деятельности;
- наличие гуманной мотивации, владение основными умениями и навыками организации спасательской деятельности, проявление инициативы в гуманной спасательской деятельности.
Для определения результатов опытноэкспериментальной работы по каждому критерию были определены критический, нормальный и продуктивный уровни сформированности гуманности как интегративного качества личности спасателей в процессе физической подготовки. На каждом этапе экспериментальной работы с помощью комплекса методов (наблюдения, анкетирования, тестирования, анализа результатов деятельности, метода самооценки, экспертной оценки, ранжирования и др.) были проведены диагностические срезы, которые позволили выявить динамику формирования гуманности как интегративного качества личности спасателей в процессе физической подготовки (табл. 1).
В целях точного утверждения результатов эксперимента использовался корреляционный анализ, то есть коэффициент ранговой корреляции гБ Спирмена. Проведенный эксперимент начального и заключительного этапов показал достаточно тесную взаимозависимость выделенных показателей оценки уровня сформированности гуманности как интегративного качества личности спасателей.
Сравнительный анализ уровня сформированности гуманности как интегративного качества личности в экспериментальной группе (ЭГ) показал динамику данного процесса у спасателей: зафиксирован рост числа спасателей с высоким и среднем уровнем -на 12 % и 10 % соответственно, а число спасателей с низким уровнем снизилось на 20 %.
Таким образом, во-первых, результаты опытноэкспериментального исследования свидетельствуют о правомерности и эффективности выбранных нами положений формирования гуманности как интегративного качества личности спасателя в процессе физической подготовки.
Во-вторых, полученные экспериментальные данные утверждают о том, что педагогические условия формирования гуманности как интегративного качества личности спасателя подтвердили свою эффективность.
В-третьих, результаты экспериментального исследования дали основания утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена, задачи выполнены, противоречия разрешены.
Л и т е р а т у р а
1. Кафырин Е. А. Глобализация: взаимосвязь общечеловеческого и национального. Глобальный гуманизм. - М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2003. - С. 9.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред Б. М. Бим-Бада. - М., 2003. - С. 412.
3. Мясищев В. Н. Психология отношений // Избр. психол. труды. - М.: Воронеж, 1995. - С. 45.
4. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
- 431 с.
5. http://psihotesti.ru/gloss/tag/lichnost_bezopasnogo_tipa
6. Чуприян А. П. Обеспечение комплексной безопасности населения и территорий Арктической зоны РФ на основе создаваемой системы специализированных аварийно-
спасательных центров // «Предупреждение и ликвидация ЧС в Арктике». - М. 2012. - С. 9-17.
7. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -М.: Просвещение, 1999. - 560 с.
8. Алдошина Е. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). -
С. 3-6.
9. Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности.
- М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2006. - 476 с.
10. Основы современного гуманизма: Учеб. пособие для вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина.
- М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
11. Исследовательская деятельность педагога: Учеб.
пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - 3-е изд. - М.:
Академия, 2010. - 176 с.
12. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.
13. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону, 1996. - 506 с.
14. Тарский В. В. Педагогическое обоснование структурно-функциональной модели формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки // Наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 117-120.
15. Кочнев В. П. Национальные виды спорта ЯАССР: Учеб. пособие для студентов факультетов физического воспитания Якутского государственного университета. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. - С. 27.