ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ В МИНИ-ГОЛЬФЕ
А.Н. КОРОЛЬКОВ, А.П. СТРИЖАК, Московский городской педагогический университет;
О.И. ФРИЗЕН,
Самарская областная федерация развития гольфа
Аннотация
По протоколам 27 международных турниров определены статистические характеристики нарушений правил в мини-гольфе. Выявлена структура нарушений правил по их различным видам, а также возрастные и половые различия нарушений. Определены национальные особенности нарушения правил. Установлены временные тренды относительной частоты нарушений правил в ходе турниров. Выработаны практические рекомендации по профилактике нарушений с целью улучшения результативности в соревнованиях.
Ключевые слова: правила спортивных соревнований, нарушения правил, мини-гольф, судейство.
Abstract
According to protocol 27 international tournaments defined statistical characteristics of infringements of the rules of mini-golf. Structure revealed violations at their various kinds. The age and sex differences violations. Defined national peculiarities violations. Established temporal trends of the relative frequency of rules violations during the tournament. Practical recommendations for the prevention of violations in order to improve performance in competitions developed.
Keywords: rules of sports competitions, policy violations, mini-golf, refereeing.
Современные Правила проведения соревнований в любом виде спорта имеют целью обеспечение равных условий спортсменам для достижения высоких спортивных достижений. Главным гуманистическим предназначением Правил в современном спорте остается сохранение здоровья спортсменов. Правила также должны обеспечивать зрелищность и динамичность спортивных праздников. Как отмечает А.В. Починкин: «Для современного спорта правила соревнований являются мощным фактором организации любого вида спорта, эффективным рычагом управления его развитием. Правила соревнования (как элемент системы соревнования) оказывают влияние на все подсистемы: соперников, зрителей, соревновательную деятельность и т.п.» [11].
Другой составляющей Правил и спортивного судейства является их дидактическая (обучающая) и воспитательная роль, которая особенно важна для юных спортсменов на этапах становления жизненных социальных принципов, формирования основ спортивного мастерства и правил честной игры [1, 7]. Зрелищность, динамизм, минимум травматизма, сбережение здоровья и жизни недостижимы без объективного и справедливого судейства [7, 8], обеспечивающего равные условия для всех участников. Во всех видах спорта основной принцип работы спортивных судей - профилактика нарушений, а критерием любого правила проведения соревнований и в целом судейства является отсутствие влияния судейства на результат спортивного состязания [8].
Мини-гольф, как спортивная дисциплина, в этом смысле не является исключением. Для него, как и для всех других видов спорта, все перечисленные выше цели и принципы Правил и спортивного судейства неизменны и актуальны.
Вместе с тем вопросы эффективности спортивного судейства и Правил проведения соревнований в мини-гольфе часто не имеют должного эмпирического обоснования. Способом определения основ для совершенствования судейской практики и Правил в игровых видах спорта может быть описательная статистика нарушений Правил по результатам многолетних наблюдений за соревновательной деятельностью [4].
В нашем случае рассматривались статистические данные нарушений правил на крупнейших международных соревнованиях по мини-гольфу: первенствах и чемпионатах мира и Европы и Кубках Европы среди клубных команд по мини-гольфу в период 2007-2016 гг., зафиксированные в протоколах соревнований и находящиеся в открытом доступе на официальном сайте Всемирной федерации спортивного мини-гольфа [17]. Всего нами были рассмотрены протоколы 27 турниров с общим количеством участников 2918 человек и 188 нарушениями правил.
Были поставлены следующие задачи: определить общие статистические характеристики нарушений и их структуру; установить, есть ли половые различия нарушений; есть ли различия между нарушениями взрослых и юниоров; исследовать национальные различия нарушений; установить связь между мастерством, количеством и видом нарушений; установить частоту нарушений в зависимости от раунда и номера лунки; выработать рекомендации по совершенствованию правил и судейства.
При рассмотрении общих статистических характеристик нарушений было установлено, что нарушения, заносимые в протоколы соревнований, обычно делятся на пять видов: 1) нарушения, связанные с задержкой
времени игры (превышением времени подготовки к удару); 2) нарушение правил, в частности, установки мяча в игровой зоне после первого удара, соблюдения очередности совершения ударов во флайте, фиксации счета и т.п.; 3) нарушение тишины в виде эмоциональных восклицаний и громких разговоров; 4) нарушение тишины телефонными звонками и 5) недостойное поведение игроков, проявляющееся в ругани и резких движениях. Также в протоколах встречаются не классифицируемые нарушения правил, к ним же можно отнести и нарушения, совершенные тренерами, находящимися на игровой площадке. Процентные соотношения видов перечисленных нарушений представлены на диаграмме (рис. 1).
Как следует из представленных данных, больше половины всех нарушений связаны с задержкой игры, что естественно снижает ее динамичность и зрелищность. К следующему виду по частоте фиксации относится недостойное поведение игроков и нарушение правил. Этот вид нарушений может повлиять на результаты как самих нарушителей, так и их соперников, присутствующих в этот момент на площадке.
□ Время
□ Поведение ■ Правила
□ Звонок
□ Громко
□ Другие
Рис. 1. Соотношения различных видов нарушений правил по мини-гольфу по результатам анализа протоколов 27 официальных турниров
На рисунке видно, что 7% - нарушение тишины входящими звонками на мобильные телефоны игроков. Эти звонки также могут повлиять на результаты игры и обладателей включенных телефонов, и игроков-соперников, готовящихся к совершению удара. Вообще говоря, ни в каком другом виде спорта спортсмены, участвующие в соревнованиях, не совершают соревновательные действия с электронными гаджетами. Это сказывается на отношении к мини-гольфу самих спортсменов, не как к виду профессиональной деятельности, требующему предельной концентрации внимания и мобилизации физических и психических качеств, а как к способу организации досуга. Такое же впечатление может возникнуть и у зрителей. По нашему мнению, наличие телефонов у спортсменов во время соревнований должно быть запрещено и караться не предупреждениями, а дисквалификацией спортсменов.
Следующие пять процентов нарушений относятся к выкрикам и громким возгласам (3%), также могущим влиять на результаты игры других игроков, и другим не классифицируемым нарушениям (2%).
Интересно, что некоторые спортсмены сами пытаются снизить влияние внешних звуковых помех во время
соревнований. Так на чемпионате мира 2015 г. один игрок специально надевал наушники для пулевой стрельбы. Влияние громких возгласов на спортивные результаты является темой отдельного интересного практического исследования.
Правилами мини-гольфа установлена следующая последовательность штрафов, налагаемых судьями за нарушение Правил [12]: устное предупреждение, письменное предупреждение, повторное письменное замечание + 1 штрафное очко, следующее замечание + 2 штрафных очка. Всего в протоколах 23 турниров было зафиксировано 188 письменных замечаний (в протоколах четырех турниров сведений о нарушениях правил не содержится), в том числе 8 повторных замечаний с одним штрафным очком и одно замечание с двумя штрафными. В среднем за один турнир фиксировалось 5,13 нарушений и начислялось 0,05 штрафных очка. Можно предположить, что замечания судей игрокам могут повлиять на их психоэмоциональное состояние и, следовательно, на результативность совершения ими игровых действий. По этой причине анализ нарушений правил имеет и практическую педагогическую актуальность.
Причинами нарушений правил, исходя из опыта личных наблюдений за игрой, могут быть: недостаточный игровой опыт; проявления темперамента; неадекватная оценка игровой ситуации и отношение спортсменов к игре (результатам игры) [2, 4, 9, 13, 14]. Также к этим причинам может быть отнесена излишняя или недостаточная строгость судейства [10].
Строгость судейства, выражающаяся в количестве сделанных игрокам замечаний, сильно различается от турнира к турниру. Например, на Кубке Европы 2009 г. в протокол занесено 28 замечаний, а на первенстве Европы 2011 г. сведений о нарушениях правил в протоколе не содержится. Хотя и в том, и в другом случае турниры практически не различались ни по количеству участников, ни по мастерству игроков. Кроме того, форма записи нарушений правил различна в разных протоколах. В некоторых протоколах, например, отсутствуют сведения о виде предупреждения: устное или письменное, первичное или повторное. Иногда не указываются номер раунда и номер лунки, на которых допущено нарушение правил. В протоколах Кубка Европы часто не указывается национальная принадлежность клуба, игрок которого нарушил правила. Все это затрудняет анализ совершенных нарушений и оценку эффективности судейства. На наш взгляд, форма фиксации нарушений правил должна быть едина для всех международных турниров и должна быть совмещена с автоматизированной системой подсчета результатов [15]. Для устранения субъективности оценки громкости выкриков, шума и помех во время соревнований можно рекомендовать установление допустимого уровня громкости правилами и контролировать его с использованием шумомеров.
Для установления половых различий в частоте нарушений Правил нами рассматривались результаты 23-х международных соревнований, в протоколах которых результаты мужчин и женщин фиксировались отдельно.
Поскольку в турнирах всегда участвует разное количество мужчин и женщин (их среднее соотношение -70 и 30% соответственно), нами рассчитывалось относительное число нарушений на одного мужчину или женщину, принявших участие в турнире. Оказалось, что относительное количество нарушений для женщин равно 0,05, а для мужчин - 0,09. Таким образом, мужчины достоверно почти в два раза чаще, чем женщины, допускают нарушение правил на соревнованиях (Р = 0,05). Становится ясно, что при проведении соревнований судьям следует уделять большее внимание профилактике нарушений правил у мужчин.
При установлении возрастных различий в относительном количестве замечаний, приходящихся на одного игрока, большое значение имеют особенности судейства на каждом отдельном турнире. Как было показано, на одном турнире может быть зафиксировано большое количество замечаний, а на другом, где судейство менее строгое, зафиксированных нарушений может быть очень мало. Кроме того, некоторые юниоры участвуют и в турнирах для взрослых. По этой причине сопоставление относительного числа нарушений на юниорских и взрослых турнирах не вполне корректно.
Тем не менее такой сравнительный анализ был нами проведен. Рассматривались результаты восьми первенств мира и Европы среди юниоров и пятнадцати чемпионатов мира, Европы и Кубков Европы среди взрослых спортсменов. Среднее количество нарушений, приходящихся на одного игрока за турнир, определялось как корень квадратный из суммы квадратов числа нарушений. Полученные таким образом распределения нарушений по турнирам среди юниоров и взрослых сравнивались между собой с использованием критериев Вилкоксона и Ван дер
Количество нарушений правил,
Вардена. Несмотря на то, что по результатам расчетов среднее количество нарушений правил, приходящихся на одного юниора за турнир, составило 0,17, а у взрослых - 0,08, статистически значимые различия между медианами выборок отсутствуют (Р = 0,05). Двукратное превышение нарушений правил у юниоров по сравнению с взрослыми может объясняться не только возрастными особенностями поведения и малым игровым опытом у юниоров, но и более предвзятым отношением судей к судейству юниорских турниров. Полученные результаты требуют дальнейшей проверки на выборках турниров с большим объемом и примерно одинаковым уровнем строгости судейства.
Обычно считается, что чем ближе к экватору находится государство, тем эмоциональней и подвижней его жители. В этой связи следует предположить и большее количество нарушений правил, связанных с поведением и громкими возгласами у представителей стран с меньшей географической широтой. Также можно было бы предположить большее количество замечаний, связанных с задержками игры, у представителей северных государств. Для проверки этого положения были рассмотрены результаты пятнадцати международных турниров. Результаты Кубков Европы среди клубных команд нами не учитывались, поскольку по протоколам этих соревнований не всегда удается определить гражданство игрока, представляющего тот или иной спортивный клуб. Также не учитывались результаты участников тех стран, представительство которых не превышало 10 человек во всех пятнадцати турнирах. Количество нарушений, приходящихся в среднем на одного игрока, представлено в табл. 1.
Таблица 1
приходящихся на одного игрока
№ п/п Страна Количество замечаний Количество спортсменов Замеч. спортсмен Место*
1. Португалия 6 29 0,21 49
2. Россия 11 54 0,20 28
3. Швейцария 9 46 0,20 16
4. Финляндия 7 38 0,18 27
5. Германия 36 224 0,16 12
6. Чехия 18 112 0,16 23
7. Швеция 9 56 0,16 13
8. Австрия 10 63 0,16 24
9. Италия 4 28 0,14 17
* Среднее место в личном зачете, за которое боролись игроки национальной команды, получившие замечания по результатам 15-ти турниров.
Очевидна тенденция: чем выше место за которое борются игроки того или иного государства, тем в среднем меньше нарушений правил и меньше замечаний, выше игровая дисциплина и лучше теоретическая подготовка игроков.
По представительности игроков, нарушивших правила, и регулярности их получения Россия заняла вто-
рое место среди стран - участниц международных турниров.
Распределения судейских замечаний по различным видам нарушений представлены в табл. 2. Как следует из данных этой таблицы, единственным нарушением спортсменов Швейцарии являются задержки времени. Наиболее невоспитанными игроками являются спортсме-
С*)
ны Австрии, Португалии, Швеции и Финляндии: не реже каждого пятого замечания у игроков этих сборных связано с недостойным поведением. По нарушению правил лидируют сборные Португалии, Швеции и России. На соревнованиях забывают выключить мобильные телеСтруктура зам»
фоны и принимают на них входящие звонки спортсмены Италии и Германии. Представители этих сборных, включая Чехию, также отличаются громкостью выкриков во время игры.
Таблица 2
ний по странам
№ п/п Страна — Время Поведение Правила Звонки Громко
1. Швейцария 1,00 0,00 0,00 0,00 0,00
2. Финляндия 0,70 0,20 0,10 0,00 0,00
3. Россия 0,67 0,08 0,25 0,00 0,00
4. Германия 0,65 0,10 0,08 0,12 0,04
5. Австрия 0,50 0,28 0,11 0,06 0,00
6. Чехия 0,50 0,15 0,19 0,04 0,12
7. Швеция 0,43 0,24 0,29 0,05 0,00
8. Италия 0,41 0,06 0,06 0,29 0,12
9. Португалия 0,13 0,25 0,50 0,00 0,00
Подобный анализ можно провести и для отдельных игроков индивидуально. В каждой сборной легко определяется один-два игрока, которые вносят существенный вклад в общую сумму нарушений правил. Такой анализ позволяет конкретизировать тренерские задачи по улучшению игровой дисциплины как в целом для сборной команды, так и для отдельных ее членов.
Относительная частота зафиксированных нарушений правил в зависимости от номера сыгранного раунда представлена на рис. 2. Эта гистограмма построена по результатам первенств и чемпионатов мира и Европы, без учета результатов Кубков Европы. Поскольку первые имеют понятную и неизменную логику проведения и единое содержание, то было разумным рассматривать их вместе для выявления временных закономерностей в распределении нарушений. Так, по результатам первых шести раундов определяется первенство в командном зачете, по результатам первых десяти раундов определяются финалисты личных соревнований, продолжающие соревноваться в одиннадцатом и двенадцатом раундах.
Гистограмма на рисунке 2 имеет три локальных максимума.
# 0,18 0,16
и аз т
5
Ч 2
0,14 0,12 0,1 0,08 0,06 0,04 0,02
I
I
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Номер раунда
Рис. 2. Распределение замечаний в зависимости от номера раунда
Первый максимум соответствует второму раунду соревнований, во время которого, видимо, происходит адаптация спортсменов к условиям проведения соревнований и спадает стартовое волнение, а судьи определяются с манерой игры каждого конкретного игрока и формируют стиль судейства. В этом раунде судьи путем устных замечаний дают понять игрокам, что можно делать на поле и что нельзя. Игроки, в свою очередь, неосознанно устанавливают для себя границы допустимых нарушений. Вероятно, этими причинами и определяется максимальное количество фиксируемых нарушений правил во втором раунде.
Из рисунка 2 видно, что огибающая распределения замечаний во второй день соревнований (раунды 5-8) точно такая же, как и в первый (раунды 1-4), что говорит и о сходных причинах их возникновения.
Локальный максимум нарушений, приходящихся на 6 раунд, тоже объясним: по сути это 2-й игровой раунд 2-го дня. Поэтому все причины, увеличивающие количество нарушений, такие же, как и во 2-м раунде 1-го дня, но проявляются с меньшей интенсивностью. Кроме того, в этом раунде определяются призеры в командном первенстве, что значительно увеличивает психоэмоциональное напряжение отдельных игроков и повышает их ответственность при подготовке к игровым действиям. Это также влечет за собой неконтролируемые нарушения игровой дисциплины, карающиеся судейскими замечаниями.
В 9-м и 10-м раундах на 3-й день соревнований происходит снижение относительного количества нарушений, поскольку к этому моменту большинство игроков уже знает по своему текущему результату, попадают ли они в финальную часть соревнований, и их психоэмоциональное напряжение снижается вместе с количеством нарушений.
С*)
Резкое снижение количества нарушений в 11-м и 12-м финальных раундах вызвано уменьшением количества игроков. И, наконец, третий локальный максимум нарушений в последнем 12-м раунде определяется повышением психоэмоционального напряжения спортсменов, участвующих в розыгрыше призовых мест.
Выявленные временные тренды изменения количества нарушений в течение соревнований позволяют определить стратегию игры и предпринять меры по профилактике нарушений правил, которые могут повлиять на эффективность совершения игровых действий.
Такой же анализ был проведен нами для определения изменений количества нарушений при игре на отдельных лунках в течение одного раунда (рис. 3).
# 0,16
I 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Номер лунки
Рис. 3. Распределение замечаний в зависимости от номера лунки
Можно предположить, что так же, как и при игре в течение всего соревнования, локальные минимумы и максимумы нарушений определяются текущим состоянием игроков, которое в свою очередь определяется не только их результатом и утомлением, но и сложностью лунок - условной вероятностью попадания в них с одного удара [3]. Как следует из полученных данных, наибольшее количество нарушений правил совершается в середине раунда на 9-й лунке и в середине второй половины раунда на 14-й лунке.
Отдельным интересным вопросом является определение временной стационарности этих изменений: исследование врабатывания и утомления игроков на коротких промежутках времени, установления ритмических изменений их работоспособности [5, 6]. На такие изменения результативности может повлиять и конкретный вид игровых площадок, и очередность их расположения на игровом поле. И, если для бетонных полей очередность расположения лунок неизменна: 9-я лунка - это всегда лунка Г-образной конфигурации с острым углом и узким туннелем (одна из самых сложных), а 14-я - зигзагообразная, плоская, с двумя препятствиями, то для других стандартов очередность расположения лунок произвольная, и влияние их сложности на получение судейских замечаний по ансамблю турниров в среднем нивелируется.
Выводы
Таким образом, проведенный анализ статистики нарушений правил на международных соревнованиях позволил выявить некоторые закономерности и особенности их совершения и фиксации.
В части осуществления судейства установлено, что уровень строгости судейства, проявляющийся в относительной частоте предупреждений и замечаний участникам соревнований, различается от турнира к турниру и зависит от собственных предпочтений судей (манеры судейства). Кроме того, Правилами не регламентируется единая форма фиксации нарушений, что не позволяет проводить объективную оценку эффективности судейства различных соревнований.
Основным видом нарушений являются задержки времени спортсменами при подготовке к совершению удара. Эти нарушения приводят к снижению динамизма и зрелищности игры.
Нарушения тишины, вызванные входящими звонками на мобильные телефоны, составляют 7% всех нарушений. Их следует отнести к грубым нарушениям правил и должны быть предприняты меры для полного исключения этого вида нарушений в соревнованиях для формирования общественных представлений о мини-гольфе как о виде профессиональной деятельности.
Недостойное поведение и ругань игроков на соревнованиях может влиять на результативность игры других участников. Такие нарушения, по нашему мнению, должны относиться к грубым нарушениям и караться начислением штрафных очков без предупреждений.
Выкрики и излишне громкие восклицания иногда могут влиять на результативность игровых действий других игроков. Такая манера ведения игры свойственна спортсменам некоторых национальных сборных. Эта проблема весьма деликатная, и в будущем должен быть найден разумный компромисс между громкостью возгласов и степенью влияния на результаты игры других спортсменов.
Установлено, что мужчины и юниоры приблизительно в два раза чаще нарушают правила, чем женщины и взрослые спортсмены соответственно. По этой причине является обоснованным осуществление профилактических мероприятий с этим контингентом спортсменов до начала соревнований и тренерами, и судьями.
Статистический анализ нарушений по раундам в ходе соревнований и в течение одного раунда позволил выявить временные тренды изменений количества нарушений, которые позволяют уточнить тактику и стратегию игры в ходе соревнований. Безусловно, эти результаты будут полезными в практической тренерской деятельности для планирования содержания тренировочных заданий в микроцикле непосредственной подготовки к соревнованиям.
С*)
Литература
1. Дементьев, ВЛ. Дидактическое значение правил соревнований по спортивной борьбе на базовом этапе технико-тактической подготовки спортсмена / В.Л. Дементьев, А.Ф. Ушаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. -С. 19-22.
2. Иткис, М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1982. - 128 с.
3. Корольков, А.Н. Влияние вида игровых площадок в мини-гольфе на спортивный результат // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 8 . - С. 93-95.
4. Корольков, А.Н. Мини-гольф: теоретические и методические основы спортивной подготовки [Текст]: монография / А.Н. Корольков, под общ. ред. А.А. Ершова. -М.: Эдитус, 2015. - 264 с.
5. Корольков, А.Н. Ультрадианные ритмы результативности в гольфе // Вестник спортивной науки. - 2014. -№ 2. - С. 34-37.
6. Корольков, А.Н. Эффективность тренировки в гольфе в виде передаточной функции квазистационарных спектров результативности // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 10. - C. 62-66.
7. Крамской, С.И. Воспитательная роль арбитра в спортивных играх // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 9. - С. 31-32.
8. Мотлох, А.М. Некоторые аспекты систем проведения соревнований и судейства в армспорте (армрест-
линге) // Теория и практика физ. культуры. - 2004. -№ 10. - С. 52-54.
9. Нежкина, Н.Н. Психофизическая тренировка: учебно-методическое пособие. - 3-е изд. - М.: МГПИ, 2010. - 92 с.
10. Пожарский, В. Осторожно: дети: Типичные ошибки неопытных арбитров // 64 - Шахматное обозрение. -2000. - № 11. - С. 28-29.
11. Починкин, А.В. К вопросу об эволюции состязательной деятельности человека // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 5. - С. 21-22.
12. Правила мини-гольфа / под ред. А.А. Ершова // http://www.rusminigolf.ru/mgolf/minigolf1.html
13. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов, отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: Наука, 1979. - 352 с.
14. Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1973. - 431 с.
15. BangolfArena http://www.isberginformation.com/ eng/baindex.htm
16. Kita, T. International comparison of manner code violations among golfers / T. Kita, S. Yoshihara, T. Yamamo-to // Человек, спорт, здоровье. - IV Междунар. конгресс, 23-25 апреля 2009 г. Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2009. - 7 с.
17. World Minigolf Federation: официальный сайт / http://www.minigolfsport.com/
References
1. Dement'ev V.L. Didactic importance of the rules of the competition for wrestling at the basic stage of the technical and tactical training of the athlete / V.L. Dement'ev, A.F. Usha-kov // Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, treni-rovka. - 2003. - No. 2. - Pp. 19-22.
2. Itkis, M.A. Special preparation of the shooter. - Moscow: DOSAAF, 1982. - 128 p.
3. Korol'kov, A.N. Influence of the type of playgrounds in mini-golf on the sporting result // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. - 2014. - No. 8. -Pp. 93-95.
4. Korol'kov, A.N. Minigolf: theoretical and methodological foundations of sports training [Text]: monograph / A.N. Korolkov, under ed. A.A. Ershov. Moscow: Editus, 2015. - 264 p.
5. Korol'kov, A.N. Ultradian rhythms of performance in golf // Vestnik sportivnoy nauki - 2014. - No. 2. -Pp. 34-37.
6. Korol'kov, A.N. The effectiveness of training in golf as a transfer function of quasi-stationary performance spectra // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. -No. 10. - Pp. 62-66.
7. Kramskoy, S. Educational role of the arbitrator in sports games // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2001. -No. 9. - Pp. 31-32.
8. Motloh, A.M. Some aspects of the systems of conducting competitions and refereeing in armsport (arm-wrestl-
ing) // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2004. -No. 10. - Pp. 52-54.
9. Nezhkina, N.N. Psychophysical training: educational-methodical manual. - 3rd ed. - M.: Moscow State Pedagogical University, 2010. - 92 p.
10. Pozharsky, V. Beware: children: Typical errors of inexperienced arbitrators // 64 - Shakhmatnoye obozre-niye. - 2000. - No. 11. - Pp. 28-29.
11. Pochinkin, A.V. To the question of the evolution of the adversarial activity of man // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1997. - No. 5. - Pp. 21-22.
12. Rules of mini-golf / ed. A.A. Ershov // http://www. rusminigolf.ru/mgolf/minigolf1.html
13. Rusalov, V.M. Biological bases of individual psychological differences / V.M. Rusalov, ed. E.D. Chomskaya. - M.: Nauka, 1979. - 352 p.
14. Yuryev, A.A. Bullet shooting sports. - Ed. 3rd, revised and added. - M.: FiS, 1973. - 431 p.
15. BangolfArena http://www.isberginformation.com/ eng/baindex.htm
16. Kita, T. International comparison of manner code violations among golfers / T. Kita, S. Yoshihara, T. Yamamoto // Chelovek, sport, zdorov'ye. IV Mezhdunar. kongress, 23-25 aprelya 2009 goda Nats. gos. un-t fiz. kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta. - SPb. - 2009. - 7p.
17. World Minigolf Federation: official website / http:// www.minigolfsport.com/
C*)