УДК 796.352.4
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ МИНИ-ГОЛЬФУ В СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Е.А. Лысов, О.И. Фризен, Д.В. Правдин, В.А. Фесенко
Рассмотрены особенности спортивной подготовки юных спортсменов в мини-гольфе в зимний подготовительный период. Описывается содержание тренировочных занятий. Определена эффективность различных тренировочных воздействий в виде приращений спортивных результатов, методики развития чувства темпа и методики сенсорной изоляции.
Ключевые слова: мини-гольф, периодизация спортивной подготовки, специальный подготовительный период, чувство темпа, кинестезия, сенсорная изоляция.
Мини-гольф - спортивная дисциплина, имеющая относительно давние традиции. Первые клубы мини-гольфа появились в Швеции и Германии в 30-х годах прошлого века [2]. Мини-гольф не относится к массовым видам спорта. По данным официального сайта Всемирной федерации спортивного мини-гольфа [2, 10], всего в мире мини-гольфом занимается 38 тыс. спортсменов, регулярно принимающих участие в официальных соревнованиях. Хотя почти каждый человек с нормальной двигательной активностью хотя бы раз в жизни пробовал играть в мини-гольф, дартс или боулинг [7, 10].Всемирная федерация спортивного мини-гольфа, состоящая из 57 членов-государств, существует с 1993 года. В течение каждого года проводятся чемпионаты и первенства мира и Европы, разыгрываются кубки мира и Европы. С недавних пор проводятся чемпионаты Азии. Всего каждый год проводится 1500 официальных турниров [2]. В России регулированием деятельности в мини-гольфе занимается Комитет по мини-гольфу в Ассоциации гольфа России. С 2003 года регулярно проводятся первенства и чемпионаты страны, разыгрывается кубок России. Формируются юниорская и взрослая сборная страны, участвующая в международных соревнованиях. Спортивная дисциплина мини-гольф включена в общероссийский реестр видов спорта, имеет соответствующие разрядные нормы и требования в Единой всероссийской спортивной классификации. Разработан и утвержден Федеральный стандарт спортивной подготовки по гольфу и мини-гольфу, разработана и утверждена методическим советом Минспорта России примерная программа спортивной подготовки по гольфу, включая спортивную дисциплину мини-гольф [7]. Однако до сих пор подготовка российских спортсменов, как правило, ведется без системы: преобладающим средством подготовки является соревновательный метод, то есть спортсмены начинают тренироваться за несколько дней до начала ответственных
соревнований, и, как правило, на тех полях, на которых эти соревнования проводятся [2, 4, 7, 10].
Исключение в этом смысле составляют российские юниоры, которые осуществляют спортивную подготовку более или менее постоянно. По этой причине и благодаря усилиям энтузиастов-тренеров российские юниоры в отличие от взрослых спортсменов достигли определенных успехов на международной арене: 3-е командное место на первенстве мира (Сочи, 2010, тренер Т.Ю. Чеснова), 2-е место на первенстве Европы (Юлия Корытина, Португалия, 2013, тренер А.Н. Корольков), 1-е место на первенстве мира (Игорь Пантелимонов, Финляндия, 2014, тренеры Т.Ю. Чеснова и С.А. Фокин) и 3-е командное место среди девушек на первенстве мира (Австрия, 2016, тренер А.Н. Корольков). При этом успехов в этих соревнованиях достигли те спортсмены, которые имели возможность тренироваться на специальных спортивных площадках для мини-гольфа в закрытых помещениях или на открытых площадках в течение всего года [2].
Содержание спортивной подготовки в мини-гольфе, основанное на отечественной системе спортивной подготовки в других видах спорта, подробно рассмотрено в фундаментальных трудах А.Н. Королькова -представителя научной школы проф. В.Г. Никитушкина [1-10]. В этих работах рассматривается содержание спортивной подготовки на многолетних этапах [4], содержание тренировок в годичном цикле [3, 5], содержание и эффективность отдельных тренировочных упражнений [1, 3, 5, 9, 11], содержание и планирование периода непосредственной подготовки к основным соревнованиям в сезоне [2]. Однако, подробные методики спортивной подготовки в различные периоды годичного цикла не нашли еще широкого освещения в отечественных и зарубежных публикациях.
В этой связи представляется актуальным рассмотреть содержание и определить эффективность тренировочных воздействий в зимний специальный подготовительный период.
Цель исследования - определить содержание специального подготовительного периода спортивной подготовки юниоров, специализирующихся в мини-гольфе.
В нашем исследовании решались следующие задачи:
• оценить допустимый объем и интенсивность тренировочных воздействий;
определить эффективность метода сенсорной изоляции, определить эффективность метода развития чувства темпа совершения игровых действий и метода развития чувства скорости;
определить уровень физической подготовленности юных спортсменов.
Организация и методы исследования. Исследования проводились в течение зимнего тренировочного сбора на спортивных площадках для мини-гольфа стандарта миниатюр-гольф в «Олимпийском парке» (г. Адлер) 4-10 янв. 2017 г. В сборах принимало участие 12 юных спортсменов в
возрасте 9-16 лет массовых разрядов (от II-го юношеского до КМС). В течение семи дней осуществлялись по три тренировочных занятия ежедневно.
Первое занятие тренировочное занятие проводилось с 8.30 до 9.00 и состояло в 10-минутной пробежке (1,5-2 км) и совершении общеразвивающих и специальных упражнений на берегу моря. Перед началом занятий фиксировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, также фиксировалась ЧСС после беге и спустя минуту отдыха. Специальные упражнения заключались в имитации игровых действий на реальном поле в г. Самара, воспроизведении темпа их совершения с использованием электронного метронома AdamsEM-988 [9, 11].
Второе тренировочное занятие проводилось с 10.00 до 12.30. На этом занятии юные спортсмены отрабатывали технику игры на отдельных лунках и, если не позволяли погодные условия, развивали чувство скорости с использованием специально разработанного устройства для измерения скорости мячей [12].
Третье тренировочное занятие проводилось с 15.00 до 18.00 и, как правило, заключалось в игре на счет ударов в соревновательном режиме.
В конце тренировочного дня в 21.00 подводились итоги проведенных тренировок и ставились задачи на следующий тренировочный день.
Кроме того, в первый день и предпоследний день сборов были проведены контрольные тренировки в виде соревнований на счет ударов, результаты которых затем использовались для оценки эффективности тренировочных воздействий. Также проводился турнир в формате матч-плей, в течение которого каждый из спортсменов сыграл по 11 игр. В четвертый день тренировочного сбора во время второй тренировки спортсмены сыграли четыре раунда на счет ударов с ограничением слуха и зрения: первый раунд без ограничений, второй раунд с ограничением слуха с помощью противошумовых вкладышей, третий раунд с ограничением слуха и с ограничением зрения после прицеливания и четвертый раунд в обычном режиме.
В последний день тренировочного сбора все спортсмены прошли тестирование физической подготовленности в виде сдачи нормативов комплекса ГТО для соответствующих возрастных групп.
Результаты всех тренировочных игр, результаты измерений темпа и скорости совершения игровых действий, результаты игр с ограничением действия органов чувств, результаты тестирования физической подготовленности фиксировались в электронных таблицах и затем обрабатывались статистическими методами с использованием пакетов MicrosoftExel и Stadia 8.0.
Результаты исследования. Для определения допустимого объема и интенсивности тренировочных воздействий при проведении каждой тренировки подсчитывалось количество совершенных технических действий для каждого спортсмена. Утомление спортсменов оценивалось
субъективно по внешним признакам. В частности было установлено, что в среднем утомление спортсменов, выражающееся в снижении концентрации внимания и остроты мышечного чувства, наступало к концу второго часа тренировки или после совершения 250-300 технических действий. Всего за 6 тренировочных дней (за 12 тренировочных занятий на поле) каждый спортсмен совершил приблизительно по 3200-3400 технических действий или по 600-800 ударов каждый тренировочный день, что видимо и может служить критерием допустимого объема тренировочных нагрузок.
Такой объем тренировочных воздействий, видимо, близок к предельным нагрузкам, поскольку, по словам тренера Ю. Корытиной, серебряного призера первенства Европы 2013 года, А.Н. Королькова, Юлия в течение сезона 2012-13 гг. совершила около 56 тыс. технических действий в разных вариациях.
Для снижения влияния монотонии на результаты игры использовались различные педагогические приемы: игра в обратной стойке левосторонней клюшкой, игра, стоя на одной ноге, игра с закрытыми глазами, игра с фиксацией задержки дыхания, игра с фиксацией биений сердца и т. п. приемы.
На рис. 1 приведены распределения средних результатов игроков до и после проведения тренировочного сбора. Как следует из полученных данных, выборочные средние результаты улучшились с 28,87 удара за раунд до 26,07. При этом возросла и стабильность: среднее квадратическое отклонение составило 4,04 удара за раунд до осуществления тренировочной программы и 2,72 удара после ее реализации. С использованием критериев Стьюдента и Фишера была установлена статистическая значимость этих различий (р=0,05). Кроме того, эти различия также являются и педагогически важными, поскольку разность в средних результатах 2,8 удара за раунд превышает разность нормативов КМС и I-го взрослого разряда.
. 7
£ 6 01
8 5 I 4
5 3 о
е 2
и
s 1 10
I
■и И
I
24,88
27,16 29,44 31,72
средний результат, ударов за раунд
34
1до □ после
Рис. 1. Средние результаты спортсменов перед и после проведения
тренировочного сбора
Для определения эффективности метода сенсорной изоляции [6, 7] была проведена контрольная тренировка, состоящая из четырех раундов: в игре на счет ударов в обычном режиме, в игре на счет ударов с ограничением слуха с помощью берушей, в игре на счет ударов с ограничением слуха и зрения, и в заключительной игре на счет ударов без ограничения действия органов чувств. Полученные результаты изображены на рис. 2.
---ДО — • -БЕЗ СЛУХА ...... БЕЗ ЗРЕНИЯ И СЛУХА -ПОСЛЕ
Рис. 2. Изменение результатов при ограничении действия
органов чувств
Установлено, что средний результат первого раунда при игре в обычном режиме составил 27,9±5,6 удара за раунд; при игре с ограничением слуха 26,3±3,9 удара; с ограничением зрения и слуха 31,4±7,8 удара; и при игре в обычном режиме в заключительном раунде 27,1±5,2 удара. Гипотеза «Есть различия в выборочных средних» с использованием критерия Стьюдента (р=0,05) оказалась справедливой для результатов раунда с ограничением слуха и с ограничением слуха и зрения. Несмотря на то, что статистически значимых различий между результатами других раундов установлено не было можно предварительно утверждать, что игра с ограничением органов чувств приводит к улучшению результатов за счет повышения чувствительности сенсорных систем игроков и активации моторной зоны коры головного мозга. Этот факт также подтверждается ранее проведенными пилотными исследованиями [9]. Кроме того, также как и в исследовании А.Н. Королькова и др. [9], было установлен факт достижения лучшей результативности при ограничении слуха (26,3±3,9 удара против 27,1±5,2 удара при игре в обычном режиме). Представляется перспективным, по крайней мере, для отдельных игроков,
выступать на соревнованиях в наушниках для стрельбы. Этот факт требует дальнейшей экспериментальной проверки на выборках испытуемых большего объема и с разными вариантами чередования раундов с ограничением действия сенсорных систем.
Эффективность метода развития чувства темпа совершения игровых действий определялась путем сравнения частот колебаний клюшки при имитации игровых действий на самарском игровом поле до тренировочного сбора и по его завершении. Для этого в течение 6-ти тренировочных дней на утренней разминке все игроки совершали имитационные действия с частотой равной 0,9 Гц (54 колебания в мин), которая в среднем соответствовала собственной частоте гравитационных колебаний системы верхние конечности игрока - клюшка [5]. Тем самым в сознании и нервно-мышечной системе игроков интериоризировался такой темп совершения игровых действий, при котором скорость прихода клюшки к мячу определяется не мышечными усилиями игроков, а действием силы тяжести и углом отклонения клюшки от вертикали [6, 8].
Эффективность примененной методики развития чувства темпа подтверждается данными, приведенными на рис. 3.
1 0,9
о °'8 £ 0,7
к 0,6 л
5 0,5 | 0,4 | 0,3 5 0,2 0,1 0
■ ДО □ ПОСЛЕ
Рис. 3. Реализация темпа выполнения удара до и после выполнения
тренировочной программы
Как следует из полученных результатов, выборочные дисперсии темпа совершения игровых действий у всех игроков существенно уменьшились: среднее квадратическое отклонение темпа до тренировок было равно 0,09 Гц, а после ежедневных тренировок стало 0,03 Гц. При этом эти различия были статистически значимыми (Б-критерий, р=0,05), а средняя частота колебаний практически стала равна эталонной: 0,91 Гц. Для
I й
0,87
0,94 1,00
Темп, Гц
1,07
достижения такого эффекта понадобилось ежедневное совершение каждым игроком от 216 до 324 колебаний в течение шести дней в темпе, задаваемом метрономом.
Определение уровня физической подготовленности юных спортсменов было осуществлено в последний день тренировочного сбора. Все спортсмены выполняли тесты, предусмотренные комплексом ГТО, для своей возрастной категории. Испытания состояли в выполнении наклона вперед из положении стоя, прыжок в длину с места, сгибания-разгибания туловища в положении сидя за 30 и 60 с, сгибания-разгибания рук в упоре лежа (отжимания), подтягивания на высокой перекладине, бег на 60 и 100 м, бег на 1 и 2 км. В результате оказалось, что 2 спортсмена из 12 выполнили нормативы комплекса на «золотой значок», 1 спортсмен показал результаты уровня «серебряного и бронзового» значка, а остальные спортсмены смогли выполнить нормативы лишь в отдельных испытаниях. Это свидетельствует о недостаточном уровне физической подготовленности юных спортсменов, пятеро из которых входят в юниорскую сборную страны по мини-гольфу. В результате проведенных испытаний для каждого спортсмена были установлены индивидуальные направления в осуществлении общей и специальной физической подготовки в ближайшем будущем [3].
Выводы. В результате проведенных исследований было установлено, что в среднем утомление спортсменов, выражающееся в снижении концентрации внимания и остроты мышечного чувства, наступало к концу второго часа тренировки или после совершения 250-300 технических действий что видимо и может служить критерием допустимого объема тренировочных нагрузок.
При реализации тренировочной программы выборочные средние результаты улучшились с 28,87 до 26,07 удара за раунд, возросла стабильность: среднее квадратическое отклонение изменилось с 4,04 удара за раунд до осуществления тренировочной программы до 2,72 удара после ее реализации.
При исследовании эффективности методов сенсорной изоляции установлены статистически значимые различия в результатах игры с ограничением слуха и с ограничением слуха и зрения. Также можно предварительно утверждать, что игра с ограничением органов чувств, приводит к улучшению результатов за счет повышения чувствительности сенсорных систем игроков и активации моторной зоны коры головного мозга. Установлена эффективность метода развития чувства темпа совершения игровых действий путем сравнений результатов в реализации задаваемого темпа до и после реализации тренировочной программы. Выборочные средние квадратические отклонения в реализации темпа в 0,9 Гц уменьшились в три раза с 0,09 до 0,03 Гц.
При сдаче нормативов комплекса ГТО для большинства игроков установлен в среднем невысокий уровень их физической подготовленности, позволяющий выполнять лишь отдельные нормативы в испытаниях. Это позволило определить направления специальной и общей физической подготовки для каждого спортсмена индивидуально.
Перспективы дальнейших исследований. К перспективам дальнейших исследований можно отнести разработку тренировочных программ для других периодов спортивной подготовки юных спортсменов в годичном цикле, включая не только программы тренировок на тренировочных сборах, но и еженедельных занятий в соответствии с требованиями Федерального стандарта. Перспективным также является дальнейшая разработка методов развития кинестетических представлений спортсменов в части повышения чувствительности сенсорных систем спортсменов, методик определения собственной частоты крутильных колебаний туловища игроков, методов освоения техники выполнения с боковым верчением мяча и т. п.
Список литературы
1. Корольков А.Н. Анализ чувства усилия при игре в мини-гольф // Теория и практика физической культуры. 2012. № 1. С. 54-56.
2. Корольков А.Н. Мини-гольф: теоретические и методические основы спортивной подготовки: монография. М.: Эдитус, 2015. 264 с.
3. Корольков А.Н. Оценка общей физической подготовленности с помощью центроидного метода главных компонентов для многих переменных // Вестник спортивной науки. 2013. № 1. С. 15-19.
4. Корольков А.Н. Стохастическое прогнозирование результатов в мини-гольфе // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2014. № 11(117). С.78-82.
5. Корольков, А.Н. Тренировка кинестетических усилий в паттинге и мини-гольфе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 4. С. 58-62.
6. Корольков А.Н., Климанова М.В. Определение порогов восприятия движений в суставах верхних конечностей // Вестник Челябинского государственного университета: образование и здравоохранение. 2013. № 26(317). С. 36-41.
7. Корольков А.Н., Никитушкин В.Г. Современные проблемы спортивной тренировки в гольфе // Вестник спортивной науки. 2015. № 1. С. 10-14.
8. Корольков А.Н., Ольховикова К.О. Точность ощущения движений пронации-супинации свободных верхних конечностей // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 95-100.
9. Корольков А.Н., Никитушкин В.Г., Кулькова И.В. Повышение результативности в гольфе методом сенсорной изоляции // Спортивный психолог. 2013. № 3. С. 36-39.
10. Фесенко В.А., Галяминская Л.В., Фризен О.И. Современные тенденции развития российского мини-гольфа // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 160-166.
11. Формирование акустических образов игровых действий в мини-гольфе /А.Н. Корольков [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3(133). С. 119-123.
12. Фризен А.И., Фризен О.И., Корольков А.Н. Возможности применения устройства для измерения скорости мячей в паттинге и мини-гольфе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5(135). С. 225-231.
Лысов Евгений Александрович, тренер-преподаватель, [email protected], Россия, Самара, Самарская федерация развития гольфа,
Фризен Оксана Ивановна, тренер-преподаватель, samaraoksi@,mail.ru, Россия, Самара, Самарская федерация развития гольфа,
Правдин Дмитрий Владимирович, тренер высшей категории, директор, [email protected], Россия, Самара, детско-юношеская спортивная школа № 7,
Фесенко Владимир Антонович, канд. мед. наук, директор, [email protected], Россия, Самара, Самарская федерация развития гольфа, Самарский государственный педагогический университет
EXPERIENCE AND ORGANIZATION OF MINIGOLF TRAINING IN A SPECIAL
PREPARATION PERIOD
E.A. Lisov, O.I. Friesen, D.V. Pravdin, V.A. Fesenko
Features sports training of young athletes in the mini-golf in the winter training period is considered in the article. The content of the training sessions is described. The effectiveness of various training actions in the form of increments of sports results, methods to develop a sense of pace and sensory isolation technique is determined.
Key words: mini golf, periodization of athletic training, special training period, a sense of pace, kinesthesia, sensory isolation.
Lisov Yevgeny Aleksandrovich, coach and teacher, samlea63@mail. ru, Russia, Samara, Samara Golf Federation development,
Friesen Oksana Ivanovna, coach and teacher, samaraoksi@,mail.ru, Russia, Samara, Samara Golf Federation development,
Pravdin Dmitry Vladimirovich, coach and teacher, director, duch-7@,mail. ru, Russia, Samara, Children's and youth sports school № 7,
Fesenko Vladimir Antonovich, candidate of medical Sciences director, 63golf@,mail.ru, Russia, Samara, Samara Golf Federation development, Samara State Pedagogical University