Л.Г. НОСКОВА,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Педагогический анализ эффективности преподавания профессионально ориентированной риторики
В статье рассматривается обучение эффективному профессиональному общению как главная цель профессионально ориентированной риторики на примерах использования разных форм организации учебного процесса в Академии управления МВД России.
Речевые способности, речевая культура сотрудника полиции, риторическая подготовленность, методы и приемы обучения риторике, теория и практика занятий.
Одна из главных целей обучения полицейского в рамках профессиональной подготовки и формирования кадрового потенциала полиции России — это обучение речи, общению, межсубъектному взаимодействию на ситуативной основе, поскольку именно речевая деятельность пронизывает всю работу полицейских, играя особую роль в его социально-коммуникативной компетентности и личностном развитии как профессионала. Развивая речевые способности, овладевая риторическими знаниями, умениями и навыками, личность развивает речевую культуру, т. е. достигает наивысших результатов как субъект деятельности, познания, общения. При этом понятие речевой культуры выходит за рамки лингвистического ее понимания как «использование средств и возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели высказывания при соблюдении языковых норм». Риторическая подготовленность полицейского влечет за собой развитие других личностных и профессиональных качеств (профессиональная креативность, работоспособность, способность ставить цели, регулировать деятельность, быстрее овладевать необходимыми знаниями и т. д.), влияет на рост профессионализма в деятельности и общении.
Риторическая подготовленность как инвариант профессионализма — это оптимальное использование средств и возможностей языка для достижения профессионально значимых целей в процессе коммуникации. Это такой уровень развития личности, при котором ею достигается наиболее полное и свободное овладение знаками языковой структуры, речевыми средствами
регулирования социальных, межличностных отношений с целью достижения оптимального результата в профессиональной деятельности.
Если разделить профессиональную деятельность полицейского на внутриструктурную (обеспечивающую внутреннюю деятельность органа) и внешнюю (внешние контакты и связи), то можно определить социальные роли, выполняемые сотрудниками органов внутренних дел в этих видах профессиональной деятельности. Так, внутриструктурная деятельность отвечает за распределение таких социальных ролей, как «руководитель», «подчиненный», «коллега», внешняя — таких, как «начальник — представитель власти», «должностное лицо соответствующего уровня». Каждая из вышеперечисленных социальных ролей требует определенного типа речевого поведения.
Особенности речевых ситуаций закрепляются за жанрами речи: монологическими (публичное выступление, интервью), диалогическими (телефонный разговор, беседа, переговоры), полилогическими (пресс-конференция, совещания, деловые переговоры). В каждом из жанров использование языка имеет свои особенности, но кардинальные различия связаны со сменой формы языкового выражения, «переводом» письменной речи в устную или наоборот.
В зависимости от цели в каждом жанре используются свои функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, размышление. Наблюдения показывают, что наиболее часто используемые в речи сотрудников органов внутренних дел жанры информационного повествования (сообщения), описания (констатации); значительно реже используются размышление (рассуждение, исследование, раскрытие внутренних признаков). Это можно объяснить «закрытостью» информации, необходимостью ее «дозировать» как внутри структуры, так и вне ее, преобладающей в деятельности органов внутренних дел стратегии исполнительности, нежели анализа, а также преобладание количественных параметров над качественными с их оптимальной эффективностью.
Наблюдения показывают, что сотрудники органов внутренних дел, не имеющие риториче-
69
вэ
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о *£
s с
И
о
bS
и
И IT
S
U
о
и
ы о оэ О
$
и с:
о
и
О <
О
S и и ш с О
70
ской подготовки, слабо владеют технологиями и средствами успешного речевого общения. Их речь отличается невыразительностью, неточностью, неправильностью. Ответы таких руководителей не логичны, не конкретны (уход от ответа), не обладают смысловой позитивностью. В этих случаях мы отмечаем и нарушение этикетных норм, и неумение устанавливать контакт с собеседниками, пользоваться средствами успешной коммуникации (обращения, благодарность, речевая доброжелательность). Невыразительность речи обусловливает неэффективность общения. В целом речевое поведение полицейского, не имеющего речевой подготовки, отличается закрытостью, дистанционно-стью, отстраненностью от адресата.
В связи с этим огромное значение приобретает риторическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в рамках учебных занятий. Условимся понимать риторические жанры как «средство ценностно-ориентированного общения» и «средство диагностики усвоения предметных знаний обучающихся и их отношения к изучаемой теме» [1, с. 14—15].
В нашей практике преподавания использованы различные жанры. На начальном этапе обучения важны игровые методы и приемы. Очень хорошо на этой ступени обучения в качестве средств для развития творческих способностей обучающихся зарекомендовали себя самопрезентации, упражнения-диалоги, эссе — контрольные творческие задания.
Часто творческие упражнения одновременно являются контрольными. По конкретной речи может быть дешифрована личность говорящего (иногда вопреки его желанию). Мы используем самопрезентацию и как форму социально ориентированного общения исходя из научного положения, рассматривающего устное общение не только как наиболее совершенную форму общения, но и как наиболее специализированную, где закономерности общения выступают в своем неприкрытом виде. Речевое высказывание при этом является и диагностическим — так проявляется личность человека. Говорить — поведение эгоцентрическое, человек делает в этой ситуации только то, что считает для себя необходимым.
На занятии по риторике идет знакомство, высказываются замечания и пожелания к выполненным работам, после чего обучающиеся дорабатывают свои риторические тексты и на их основе готовят публичные выступления и оглашают их вновь, но в другом формате. Так, интересным заданием (популярным и среди обучающихся) является рассказ о своей «прошлой» или «будущей» жизни. Там, где педагог видит слабую языковую подготовку обучающихся (например, в группе иностранцев), он предлагает
«опору» — конкретный рассказ и перечень примерных вопросов, на которые следует ответить. Это мотивирует к составлению собственных риторических текстов. На другом этапе обучаемые уже составляют рекламные объявления, пишут рапорт на заданную тему, придумывают аргументы к предложенным тезисам, учатся дебатировать, создавать обвинительно-защитительные речи (монологические реплики прокурора, защитника и обвиняемого), задавать различные вопросы. Растет словарный запас, улучшается речевая техника в ходе выполнения предложенных жанровых упражнений.
В процессе подобной работы явно выделяются также этапы риторической деятельности, как докоммуникативный (этап подготовки) и коммуникативный (этап исполнения выступления).
Ситуативные диалоги создаются по заданным ситуациям и становятся частью монологических высказываний обучаемых на следующем этапе риторического обучения. Мы используем задание «Проведение пресс-конференции» (тема придумывается слушателями), цель подобного занятия — обобщение пройденного материала, проверка речевой подготовленности. Пресс-конференция готовится в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями: подготовкой пресс-релиза, приглашением гостей, организацией рабочего места, определением оптимального времени ее проведения, вступительным словом, выступлениями участников, ответами на вопросы «из зала», подведением итогов и проч. В процессе подготовки прорабатываются риторические жанры: пресс-релиз, выступление, и заготовки — ответы на предполагаемые вопросы, заключительное слово и т. д. Это сложное задание, но оно очень эффективно: идет дискуссия, оттачивается умение задавать вопросы и отвечать на них, закладываются навыки корректного поведения с журналистами и пр. Ведущую роль в ситуативных диалогах играют инструментальные знания («Как выступать в негативно настроенной аудитории?», «Полемический кодекс чести» и т. п.). Наш опыт показывает, что в вузах, где риторика и культура общения преподаются, слушатели мыслят ярче и профессионально интереснее.
Без теоретического обучения обойтись невозможно, поэтому мы проводим со слушателями и мини-семинары, связанные с риторическими традициями и культурой России. Материал педагог просит заранее подготовить, предлагая использовать как библиотеку, так и электронные ресурсы. Основная задача подготовки к таким семинарам — получение новых теоретических сведений, умение перефразировать, рассказать на основе уже знакомых знаний и имеющейся лексики, приготовить текст доклада на семинар.
Одно из условий всех занятий по риторике — внимательно слушать речи одногруппников, делать краткие записи по ходу, задавать вопросы говорящим после завершения их выступления (разрешены провокационные вопросы). В домашнее задание после проведения такого семинара включается «обработка» записей занятия в форме резюме. В итоге уже на следующем семинаре обучаемые становятся более внимательными к речи друг друга.
Еще одной формой проведения занятий по риторике является выбор и обсуждение материалов СМИ по той или иной проблематике. Умение отобрать в огромном информационном поле полезное, необходимое — одна из целей. Рассказ о прочитанном — вторая задача занятия. И третья — после взаимного прослушивания обучаемые должны уметь написать итоговую записку-вывод по обсуждавшейся теме. Главным остается принцип самостоятельной работы над подготовкой итогового документа, что способствует развитию интеллектуальных умений, творческих способностей, формированию самооценки и самоконтроля. Формы обобщающих занятий могут быть различными. Хорошо зарекомендовали себя на практике работа на основе проектов и ролевых игр.
Проектная деятельность как одна из форм риторизации учебно-воспитательного процесса нашла свое место в нашей практической деятельности. Это, например, проект «Измени стилистически текст», целью которого является использование риторических знаний в нестандартных ситуациях (обобщение пройденного материала). В ходе его выполнения очень ярко проявляется творческое начало: авторы выбирают стиль (здесь, в частности, проявляются их интересы), часто идет словообразование — рождаются собственные новые слова по имеющейся словообразовательной схеме, выявляются личные качества работающего над текстом. Несомненными результатами проектной деятельности является не только развитие творческих способностей, но и формирование интереса к профессии. В другом проекте под названием «Досуг» (или «Досуг полицейского») при подготовке используются такие жанровые формы, как интервью, доклад, а при публичной защите как весьма эффективные жанры в диалоговом общении — «вопрос — ответ», реплика и т. п. Слушатели одной группы берут интервью у одногруппников, коллег, педагогов на тему: «Как вы проводите свое свободное время?», слушатели другой — собирают материал по той же проблеме, но по тематике другой страны, используя сведения, полученные из Интернета, книг, путеводителей и т. д. Обучаемые третьей группы получают задание рассказать о нашей стране «глазами иностранца», что означает най-
ти интервью, прочитать заметки из разных источников о том, каким видят гости нашей родины досуг полицейского. Также им предлагается подготовиться по теме: «Что вы думаете о досуге будущего?» (т. е. что изменится, что сохранится в будущем?). Далее происходит обработка собранных материалов и подготовка риторических текстов, на следующем этапе — работа с текстом, который мы обозначаем как «Создай себе опору», предполагается создание специальных схем, диаграмм, графиков по результатам интервью, чтобы показывать их в процессе рассказа в качестве наглядного средства. После этого происходит защита, где слушатели получают навыки презентации, которые сегодня столь необходимы руководителям органов внутренних дел.
Ролевые игры могут быть подготовленными (начальный и средний этапы обучения) и неподготовленными (на старшем этапе), или «50 на 50». Интерес представляет, например, игра «Дебаты», целью которой является обучить слушателя умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Вместе с тем подготовка к такой игре позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умение вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что существует и противоположная позиция.
Проекты и ролевые игры позволяют внедрить различные жанровые формы публичной речи на занятиях. Однако опыт показывает, что необходимо включать в тематическое планирование и специальные задания по развитию навыков неподготовленной (спонтанной) речи. Это могут быть занятия, содержащие полностью неподготовленное высказывание (т. е. высказывание по заданной ситуации), так и занятия, включающие условно неподготовленное выступление. Под последним мы понимаем высказывания не по конкретной изучаемой теме, а рассказы, выходящие за рамки материалов учебной программы.
Условно неподготовленные высказывания, по нашему мнению, очень полезны, поскольку стимулируют развитие коммуникативных способностей и дают обучающимся возможность общаться на интересные для них темы. В качестве иллюстрации приведем занятие «Необычные явления в нашем языке», подготовка к которому включала домашнее задание — небольшие заготовки — сообщения на основе статей, или же случаи из личного опыта. Мы ориентировались не на простые высказывания, поскольку на практике убедились в том, что использование различных жанров помогает приблизить общение к конкретным жизненным ситуациям.
71
вэ
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о *£
s с
И
о
bS
и
И IT
S
U
о
и
ы о оэ О
$
и с:
о
и
О <
О
S и и ш с О
72
Отметим и занятие «Блиц-опрос», во время которого слушатели мгновенно должны давать ответы на неожиданные вопросы. После задания слушатели группы обобщали всю информацию, обсуждали ее (новое в ответах, умение быстро и правильно, точно ответить на поставленный вопрос и пр.) и готовили краткое резюме.
Интересным для педагогического анализа профессионально-риторической эффективности преподавания учебных дисциплин и форм занятий является занятие «Сними маску». Подготовленный заранее слушатель выступал с речью, а «специалисты» должны были определить, к какой группе правонарушителей его следует отнести. Еще один интересный жанр — жанр рекламы. Слушатели должны были составить два — три рекламных текста, связанных с правоохранительной тематикой.
На каждом занятии реализовывалась важная педагогическая задача — организация межпредметных связей. На занятиях всегда используется прием сопоставления, который помогает развитию речемыслительной деятельности обучающихся, т. е. предполагает умение всегда находить в предметах и явлениях плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Так, например, в «Путешествии к полицейским (страна)» проводим дискуссию «Преимущества и недостатки службы ...», в процессе которой каждая группа представляет какой-то вид путешествия и старается найти в нем и плюсы, и минусы.
Еще один из видов запланированных занятий по развитию навыков неподготовленной речи — построение высказываний с опорой на вопросы. Аудитория делится на группы, каждая из которых получает задание составить рассказ, опираясь на предложенные вопросы. Слушатели должны представить, что они прочитали профессиональный текст (приговор, обвинительное заключение, аналитическую справку и т. д.) и им необходимо восстановить его содержание (жанровые разновидности рассказа могут быть различными). Обычно преподаватель предлагает пять — семь вопросов и тем самым наносит канву будущего рассказа. Впоследствии эти вопросы помогут обучающимся «вспомнить», что они читали.
Весьма сложным является проведение «Риторического турнира». В качестве задания предлагается либо приготовить сообщение на тему «Риторика в жизни полицейского», либо выбрать одно из творческих заданий, созданных в различных жанрах в течение учебного года. В конце учебного курса обучающимся предлагается написать рефлексию (здесь мы имеем в виду рефлексию как особый риторический жанр), т. е. раскрыть то, что они смогли познать за этот год — успехи, проблемы, причины неудач и т. п. Отметим, что это — добровольное
задание. Участие в риторических турнирах результативно: возрастает интерес к теории риторики, поскольку обучаемые видят практическое применение своих знаний; участники турниров произносят речи более уверенно, раскованно, что рождает экспромт; предоставляется равная возможность всем обучающимся; чувство успешности и риторические умения позитивно влияют на изучение других дисциплин. Важен и воспитательный аспект этого процесса: происходит раскрытие положительных личностных черт, развивается речемыслительная деятельность. В результате участники турнира из аудитории выходят с желанием не только совершенствовать речь, но и самосовершенствоваться.
Любая работа в изучении риторики обязательно предполагает практические задания по закреплению изложенного материала. Выполнение их разнесено во времени, поэтому трудно определить динамику происходящих изменений. Обеспечить такой синтез может риторический тренинг. Он выступает организационной формой погружения в изучаемый предмет. Тренинг — это совокупность специально организованных форм общения и обучения, в которых формируются коммуникативные навыки, прорабатываются вопросы собственно профессиональной деятельности слушателей. Тренинг имеет важное преимущество, которое состоит в групповом характере его организации. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению собственной проблемы. Человек не замыкается в себе, его не смогут выбить из колеи трудности. Выявление общего поля проблем убеждает обучаемого, что его затруднение не только не уникально, но достаточно типично и характерно для многих из присутствующих. В повседневной практике общения, в частности, в ходе публичных выступлений, далеко не каждый обучаемый может осознать уровень своих знаний, характер имеющихся у него проблем, потенциал и ограничения в речевом общении. Сам факт того, что он говорит всю свою жизнь, даже если смутно ощущает при этом какой-то дискомфорт, является достаточным основанием, чтобы не испытывать комплекса неполноценности. Став участником тренинга, в зависимости от качества обучения со стороны преподавателя и групповой динамики, обучаемый обнаруживает проблемы в своем познании (выясняется, что речь изобилует словами-«паразитами», что трудно дать лаконичный ответ на поставленный вопрос, не удается сжато изложить свою точку зрения и точку зрения коллеги и т. п.). Обучаемый осознает, в чем конкретно проявляется его неподготовленность к решению тех или иных проблем, и это становится стимулом для продолжения занятий уже вне риторического тренинга — во время даль-
нейшей учебы, в свободное время. Этот этап характеризуется тем, что многие действия воспринимаются обучаемым как процедуры, находящиеся под его постоянным самоконтролем.
Специфику построения межличностных отношений с людьми у сотрудников органов внутренних дел определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и различные случаи и ситуации. Происходит общение с новыми и «особыми» людьми. Сотрудники полиции встречаются с такими людьми не по собственному выбору и часто вопреки своему желанию. Профессиональная необходимость заставляет специалиста иметь дело с гражданами, дела и действия которых не вызывают сочувствия и симпатии. Более того, они могут вызывать негативную реакцию при знакомстве с особенностями их личностных структур. Каждый работник правоохранительных органов должен обладать искусством взаимодействия с любым человеком вне зависимости от своего располо-
Список литературы
1. Горбач Л.В. Риторика и риторизация: содержание работы лаборатории // Роль риторики и риторизации в развитии школы № 149. Пермь, 1998.
жения к нему, знать, что от того, как сложится его общение с индивидом и будет реализован индивидуальный подход, зависит эффективность работы в целом. На риторических тренингах в полицейских аудиториях мы отрабатываем речевые техники, позволяющие устранить психологические барьеры, организовать сближение и диагностировать личностные особенности (методика контактного взаимодействия).
Педагогический анализ предложенных форм занятий показывает, что обучение говорению — удивительный мир, который позволяет обучающимся и педагогу познавать различные грани творчества. Использование различных жанров делает это общение интересным, познавательным и востребованным для практической деятельности. Занятия по риторике — это прекрасная возможность использования, шлифовки и создания новых жанровых форм, поскольку обучение словесности — это обучение прежде всего общению.
E-mail: [email protected]
вэ
о
X
<
U
а
О
X 3 X
л
<
и н S
UJ Е
о <
М ft
° о
< =9 Ü <
s с
И
о ¡Ü
и
И IT
S
U
о
U
И S X И IT UJ
S и и ta С О
73