ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
НОСКОВА Людмила Германовна - канд. пед. наук, доцент; доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье рассматриваются методические аспекты профессиональной речевой подготовки обучающихся, т.е. приобретения ими навыков грамотной письменной и устной речи, навыков чтения/слушания и понимания текста, а также формирования умений продуцировать тексты различных типов и жанров. Речевая подготовка включает личностно-социальную, личностно-профессиональную составляющие и влечет за собой развитие других личностных и профессиональных качеств, влияет на рост профессионализма в целом. Анализируя разнообразные формы организации учебного процесса при изучении риторики, автор предлагает ознакомиться с накопленным опытом, опирающимся на педагогические принципы изменения стереотипов обучения. Здесь важны этапность и преемственность в содержании обучения, определенность набора необходимых и достаточных профессиональных речевых жанров. Данный подход позволяет интегрировать речеведческие дисциплины со всеми иными дисциплинами.
Ключевые слова: профессиональная речевая подготовка, речеведение, активная речевая личность, речевая компетентность, речевые жанры, воспитание языковой личности
Для цитирования:: Носкова Л.Г. Об эффективности профессиональной речевой подготовки // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 67-72.
С 2010 г. в журнале «Высшее образование в России » появилась рубрика «Академическое письмо». Введением данной рубрики редакция актуализирует проблему профессиональной речевой подготовки как необходимого элемента современного образования.
Термин «речеведение» употребляется по отношению к комплексу научных дисциплин, объединенных общим объектом изучения, в качестве которого выступают речь, речевая деятельность, речевое общение и поведение [1, с. 332]. В центре его внимания - «говорящая и воспринимающая личность, ориентация на характеристику речевого акта в совокупности его языковых, прагматических, психологических и социальных параметров » [2, с. 3]. Потребность в изучении языка и речи в действии привела к интеграции нескольких речевед-ческих наук - стилистики, культуры речи,
риторики. Цель комплекса речеведческих дисциплин состоит в формировании активной речевой личности, умеющей эффективно использовать язык в профессионально значимых сферах и ситуациях общения. Данная цель предполагает формирование профессиональной речевой компетентности обучающихся, связанной с приобретением и закреплением навыков грамотной письменной и устной речи, навыков чтения/ слушания и понимания текста, а также формирование умения продуцировать тексты различных типов и жанров. Одна из целей обучения - обучение речи, общению, межсубъектному взаимодействию на ситуативной основе, поскольку именно речевая деятельность пронизывает всю сферу профессиональной деятельности. Развивая речевые способности, овладевая риторическими знаниями, умениями и навыками, личность развивает речевую культуру, профессио-
нализм, достигает наивысших результатов как субъект деятельности, познания, общения. Речевая подготовка влечёт за собой развитие других личностных и профессиональных качеств, таких как профессиональная креативность, работоспособность, способность ставить цели, регулировать деятельность, быстрее овладевать необходимыми знаниями и т.д.
Особенности речевых ситуаций закрепляются за жанрами речи: монологическими (публичное выступление, интервью), диалогическими (телефонный разговор, беседа, переговоры), полилогическими (пресс-конференция, совещания, деловые переговоры). В зависимости от цели в каждом жанре задействованы свои функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, размышление. В практике преподавания используются самые разные жанры.
На начальном этапе обучения важны игровые методы и приёмы. Здесь хорошо зарекомендовали себя самопрезентации, упражнения-диалоги, эссе. Формы проведения самопрезентаций могут варьироваться (блиц-опрос, «вопрос коллеге », а также прием «неожиданный предмет», где сотруднику предлагается рассказать о себе глазами только что выданной ему... куклы). Еще один интересный вариант самопрезентаций, популярный среди обучающихся, -рассказ о своей прошлой (или будущей) жизни. Если налицо слабая языковая подготовка обучающегося, ему предлагается опора - конкретный рассказ-воспоминание, образец которого составляет педагог.
На следующем этапе обучающиеся уже составляют рекламные объявления, пишут рапорты, заявления на заданную тему, придумывают аргументы к предложенным тезисам, учатся дебатировать, задавать вопросы различного типа. В ходе выполнения предложенных жанровых упражнений у студентов растет словарный запас, улучшаются речевые техники.
Ситуативные диалоги по заданным
ситуациям становятся частью монологических высказываний обучаемых на следующем этапе речевой подготовки. Здесь мы используем такое задание, как проведение пресс-конференции (тему выбирают обучающиеся, непременно актуальную); цель подобного занятия - обобщение пройденного материала, в том числе на других дисциплинах, проверка речевой подготовленности. Пресс-конференция готовится в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Регламент конференции включает подготовку пресс-релиза, приглашение гостей, организацию рабочего места, определение оптимального времени её проведения, вступительное слово, выступления участников, ответы на вопросы, подведение итогов и проч. В процессе подготовки прорабатываются такие риторические жанры, как пресс-релиз, умение озаглавить текст, выступление, заготовки -ответы на предполагаемые вопросы, заключительное слово и т.д. Это сложное задание, но результат очень эффективен: идет дискуссия, оттачивается умение ставить вопросы и отвечать на них, закладывается навык корректного поведения с журналистами и пр.
Без теоретического обучения не обойтись, поэтому мы проводим со слушателями мини-семинары, связанные с риторическими традициями. Основная задача подготовки к таким семинарам - получение новых теоретических сведений, умение перефразировать, рассказать по-своему на основе уже знакомых знаний и имеющейся лексики, приготовить текст доклада для выступления на семинаре. Одно из условий проведения таких занятий - внимательно слушать выступающего, делать записи по ходу, задавать вопросы говорящим после завершения их выступления. При этом все знают, что вопросы могут быть провокационными. Домашним заданием, которое даётся после проведения семинара, может быть «обработка» записей занятия в форме резюме.
Еще одной формой проведения занятий является выбор и обсуждение материалов СМИ по той или иной проблематике. Одна из целей - умение отобрать в информационном поле полезное и необходимое. Рассказ о прочитанном - вторая задача занятия. После взаимного прослушивания обучаемые должны уметь написать итоговую записку-вывод по обсуждавшейся теме - это третья задача занятия. При подготовке итогового документа востребована самостоятельная работа, которая способствует развитию интеллектуальных умений, творческих способностей, формированию самооценки и самоконтроля.
Формы обобщающих занятий могут быть различными. Хорошо зарекомендовали себя занятия на основе проектов и ролевых игр. Ролевые игры могут быть подготовленными (начальный и средний этапы обучения) и неподготовленными (на старшем этапе) или «50% на 50%». Интерес представляет, например, игра «Дебаты». Цель - обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии, что позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения. Среди участников - спикер, представители разных, полярных точек зрения на обсуждаемую проблему (углубление, получение новых знаний, развитие аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога), эксперты (умение усомниться в истинности положения, умение корректно вести дискуссию, привлечь на свою сторону одногруппников, концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала, умение избегать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной, исключать излишнюю эмоциональность, порой неиз-
бежную при организации и проведении коллективного творческого дела). Проекты и ролевые игры позволяют осваивать различные жанровые формы публичной речи, при этом на каждом занятии реализуется важная педагогическая задача - организация межпредметных связей.
Речевая подготовка предполагает выполнение практических заданий по закреплению изложенного материала. Поскольку оно разнесено во времени, трудно определить динамику происходящих изменений, оперативно реагировать на возникающие проблемы. Обеспечить такой синтез может риторический тренинг. Он выступает организационной формой, обеспечивающей погружение в изучаемый предмет. Став участником тренинга, обучаемый обнаруживает проблемы в своих речевых навыках (выясняется, что речь изобилует словами- «паразитами », что трудно дать лаконичный ответ на поставленный вопрос, не удается сжато изложить свою точку зрения и точку зрения коллеги и т.п.). Эффективность тренинга обеспечивается следующими условиями: создание активной речевой среды, обеспечивающей максимально возможное участие всех обучающихся в работе и активизацию их мыслеречевой деятельности; установление атмосферы доверия к тренеру и ко всем участникам группы; учреждение права на ошибку и ее корректного исправления; использование форм и методов активного включения участников в работу группы (например,моз-говой штурм, деловые игры и др.); формирование пакета заданий с учетом уровня развития вырабатываемых компетенций обучающихся, постепенное наращивание степени сложности, самостоятельности выполняемых заданий; сочетание аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, организация начала тренинга в виде мини-лекции, активизирующей знания о речи и общении в определенной сфере, и окончания - в виде рефлексии.
Педагогический анализ предложенных
форм занятий показывает, что обучение говорению - удивительный мир, который позволяет обучающимся и педагогу учиться общаться друг с другом. Использование различных жанров делает это общение интересным, познавательным и востребованным для практической деятельности.
Важным мы считаем и обучение чтению - одной из черт профессиональной речевой грамотности специалиста. В публичной лекции «Русский язык как мировой язык», прочитанной известным писателем А.Г. Битовым на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (2010 г.), была высказана удивительная по ёмкости мысль о том, что сегодня назрела необходимость учить читать. Писатель заметил, что для этого, быть может, «надо разучить читать, поскольку люди слишком научены читать ». Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки - отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Чтение характеризуется увязываемыми между собой понятиями осмысленности, напряженности, скорости. Сложность чтения (его содержание, иногда - форма), инте-ресность материала, интеллектуальная подготовленность читающего - это элементы, создающие напряженность чтения. Языковая культура современного читателя определяется не столько знанием значений слов, сколько умением эти слова понимать, разворачивать в сознании те образы, которые эти слова породили. Читателю необходимо иметь тезаурус - набор взаимосвязанных сведений о предмете разговора. Он постоянно пополняется по мере чтения. Способность человека читающего активно и творчески использовать полученную от чтения информацию в последующем рече-мыслительном продуцировании можно считать продуктивностью чтения. Требуется умение искать и находить в читаемом тек-
сте нужное, ценное, полезное; навык отбора книг, способность отказаться от чтения тех книг, которые этого не стоят, - «только тогда нам всем откроется духовная ценность и душеобразующая сила» [3, с. 5] чтения. Наша сегодняшняя задача - не стремление к многочтению: мы хотим научить лучшему выбору для медленного вдумчивого чтения.
Любая новая схема жизнедеятельности (в том числе и речевая деятельность) может быть усвоена людьми и реализована, если она строится на преобразовании прежних стереотипов, а не на полном их отрицании [4, с. 63]. Программа развития профессиональной речевой подготовки должна опираться на следующие принципы:
1. Принцип постепенности, который определяет схему и ступени смены стереотипов. Краткая схема смены стереотипа:
- отказ от того, что не соответствует реальности в речевом поведении (отказ от «канцелярита», закрытости, ориентации на себя);
- осмысление того, что можно сохранить в речевом поведении (устную основу речи с ее эмоциональными, яркими, выразительными составляющими);
- формирование других элементов на месте исключенных в культуре речевого поведения (владение языковой структурой, правилами речевого воздействия, правилами успешного общения).
2. Принцип использования стереотипа познавательной деятельности (общеметодологический принцип развития).
3. Принцип использования эмоциональной сферы в процессе смены стереотипов (отрицательные чувства как источник длительных переживаний, активизиру-ющихволю; положительные эмоции, социальные чувства: уверенность в себе, внутреннее спокойствие, гордость, чувство долга, ответственность). Условиями, запускающими механизм отрицания прежних схем поведения и утверждения новых, яв-
ляются устойчивая потребность утверждения себя в общности, собственная активность, самооценка и самоанализ как основание для формирования самомодели речевого развития.
4. Принцип достижения, согласно которому желаемый результат получается тогда, когда постепенно сокращается число тех действий, которые повторяют отвергаемые программы речевого поведения.
Прикладной характер профессионально ориентированной риторики определяет многообразие различных заданий практической направленности. Это и риторический анализ устных и письменных текстов, и риторические задачи, риторические игры, упражнения, направленные на совершенствование этоса (влияние на собеседников благодаря личностным качествам, в том числе и коммуникативным); упражнения, задачи, связанные с работой над пафосом (красноречие, умение возбуждать с помощью тропов и фигур интерес к своей личности и вызывать у слушателей удовольствие от восприятия речи), а также упражнения, направленные на развитие культуры мышления.
Общими направлениями речевой подготовки мы считаем:
а) преодоление стилевой закрытости вербальной коммуникации,
б) овладение языковой и речевой коммуникативной компетентностью;
в) формирование языковой личности -субъекта речевой культуры.
Условиями эффективного развития профессиональной речевой подготовки являются:
• специальная организация процесса развития речевой подготовки как педагогически управляемой деятельности;
• использование субъектного и лично-стно-ориентированного подходов в ходе обучения;
• отбор методов развития профессиональной речевой подготовки на основе принципов научности, личностной ориентации, вариативности, сочетаемости и открытости.
Педагогическим инструментом, готовящим выпускника как профессиональную языковую личность, может стать категория риторического идеала. Время актуализировало потребность в риторике, аккумулировавшей в течение веков теорию и технологию эффективной и этически ответственной мыслеречевой деятельности. Использование риторики, обладающей колоссальным образовательно-воспитательным потенциалом, даёт качественный сдвиг в образовании выпускников образовательных организаций, в полной мере владеющих культурой мышления и речи, способных преобразовать социокультурную ситуацию. Речевая подготовка служит целям воспитания общественно активной личности.
Литература
1. Кожина М.Н. Речеведение // Стилисти-
ческий энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. M:
Наука, 2003. 696 с.
2. Мещеряков В.Н. Предисловие // Педаго-
гическое речеведение. Словарь-справочник М.: Наука, 1998. 312 с.
3. Ильин И. Поющее сердце. Предисловие. О
чтении. М., 2004.
4. Меренков А.В. Социология стереотипов.
Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 2001.
290 с.
Статья поступила в редакцию 16.01.16.
ABOUT PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL SPEECH TRAINING
NOSKOVA Ludmila G. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Department of psychology, pedagogics and the organization of work with personnel, MIA Academy of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article addresses issues of vocational speech training, acquisition and mastering of students' written and oral speech. The author dwells on methodic aspects of formation of such skills as reading/hearing and understanding of texts, and also on formation of the ability to produce texts of various types and genres. Speech preparation includes personally social, personally professional interdependent components and forms, involves development of other personal and professional qualities, and stimulates professionalism growth. Analyzing various forms of the organization of educational process when studying rhetoric, the author suggests to get acquainted with an experience relying on the pedagogical principles of changing training stereotypes. This process requires succession, staging, and a definite set of professional speech genres taking into account all disciplines within curriculum. This approach allows to integrate speech-related disciplines with all other disciplines, and thus to intensify continuous process of education.
Keywords: vocational speech training, speech and rhetorical studies, active speech personality, speech genres, oral communication competency
Cite as: Noskova, L.G. (2016). [About Pedagogical Technologies in Vocational Speech Training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (199), pp. 6772. (In Russ., abstract in Eng.)
1. Kozhina, M.N. (2003). [Speech and Rhetorical Studies]. In: Stylistic Encyclopedic Dictionary of Russian. M.N. Kozhina (Ed). Moscow. 696 p. (In Russ.)
2. Meshcheryakov, V.N. (1998). [The Preface]. In: Pedagogicheskoe rechevedeniye [Pedagogical Speech Studies: Dictionary and Reference Book]. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
3. Il'in, I. (2004). Poyushcheeserdtse. Predisloviya. O chtenii [The Singing Heart. Prefaces. About Reading]. Moscow. (In Russ.)
4. Merenkov, A.V. (2001). Sotsiologiya stereotipov [Sociology of Stereotypes]. Yekaterinburg: The Ural State Univ. Publ. (In Russ.)
References
The paper was submitted 16.01.16.
Science Index РИНЦ - 2014
(в скобках —номер в общем списке РИНЦ)
Вопросы философии
Социологические исследования
Педагогика
Вопросы образования
Философские науки
Высшее образование в России
Психологическая наука и образование
15,563 (№ 1) 3,925 (№ 16) 3,331 (№ 24) 2,945 (№ 35) 2,306 (№ 50) 2,153 (№ 59) 2,014 (№ 70)
Университетское управление: практика и анализ 1,000 (№ 223)
Высшее образование сегодня Alma Mater
Эпистемология и философия науки Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика
0,967 (№ 234) 0,865 (№ 271) 0,579 (№ 458)
0,508 (№ 535)