ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Г.А. СИКОРСКАЯ ( Оренбург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Рассматривается новый подход к построению системы оценивания учебных достижений школьников в профильном обучении, который предполагает разработку и внедрение технологии портфолио, позволяющей определять готовность выпускника полной средней школы к обоснованному выбору дальнейшего направления профессионального обучения или работы, а также закреплять навыки анализа результатов своей учебной деятельности.
Современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям развития общества.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуальное обучение и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и коопераций старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (Концепция... 2002).
Введение профильного обучения в старших классах полной средней школы потребовало совершенствования системы оценивания учебных достижений, изменения технологий оценивания, определения готовности выпускника полной средней школы к обоснованному выбору дальнейшего направления профессионального обучения или работы, а также закрепления навыков анализа результатов своей учебной деятельности. Это предполага-
ет разработку и внедрение технологии портфолио, которая позволяет эффективно решать указанные проблемы.
Под портфолио, вслед за А.П. Тря-пицыной (Модернизация... 2002), мы понимаем форму аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени. Для того чтобы понять роль портфолио в современном образовании, необходимо остановиться на трех очень важных вопросах: что является личностным достижением, что понимается под образовательным результатом, в какой мере традиционная система оценивания способна отразить личностные достижения и образовательный результат или необходим поиск иных форм оценки?
Под личностным достижением понимается результат деятельности учащегося, показывающий положительную динамику и социально одобряемый характер; при этом школьник испытывает эмоциональную удовлетворенность (чувства приподнятости, радости, успешности и т.д.) (Дау-това 2006). Признаками достижений выступают результативность образовательной деятельности; положительная динамика относительно эталона или самого себя; социально одобряемый характер, в идеале -общественное признание, тогда достижение подтверждается сертификатом той или иной общественной организации, учебного сообщества; эмоциональная удовлетворенность субъекта достижений.
Достижения могут быть классифицированы на основе различных признаков. Например, по характеру результатов достижения делятся на внешние (освоение программы; продукты деятельности; участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах) и внутренние (положительная динамика личностного роста учащегося; развитие коммуникативной культуры; приобретение уверенности в себе; развитие «Я-концеп-ции»; стремление работать творчески, создавать новое).
© Сикорская Г.А., 2008
По субъективному признаку достижения могут быть индивидуальными и коллективными. Достижения также различаются по специфике или по видам деятельности. Если речь идет об образовательной деятельности, то правомерно говорить о личностных достижениях в образовательной деятельности, понимаемых как образовательные результаты.
Под образовательными результатами понимаются личностные достижения школьника в процессе освоения содержания образовании, выражение степени его успешности и личностного роста (Новикова 2004).
Формой оценки личностных достижений и образовательных результатов выступает аутентичное оценивание. Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся» (Там же).
Необходимость разработки аутентичной системы оценивания связывается сегодня с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, системными изменениями образовательного процесса. Идет поиск методов, форм, технологий оценивания, позволяющих школьнику реализовать свою субъектность.
По сути, речь идет об изменении философии оценивания, которая связана с переходом от дискретности к непрерывности; от фрагментарности к системности; от единичности к множественности; от количественной оценки к качественной; от жесткости в оценивании к гибкости; от искусственности к естественности; от оценки к самооценке; от оценки работы к оцениванию личностных достижений.
Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности учителя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике: увеличение доли и повышение значимости качественных оценок; ориентация на личностные достижения обучающихся; обучение учащихся самооценке результатов учебной деятельности; отказ от формализованной оценки работ творческого характера.
Проведем сравнительный анализ традиционного оценивания, широко распространенного в объяснительно-иллюстративной системе обучения, и аутентичного оце-
нивания. Так, при традиционном оценивании оценка образовательных результатов проводится на основе стандартных критериев, эталонной нормы с целью фиксации соответствия обучающегося этой норме, а при аутентичном оценивании целью является отслеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования. В первом случае оценка образовательных результатов производится на формальной основе, причем субъектом оценивания выступает педагог, а во втором - на неформальной экспертной основе субъектами оценивания выступают не только педагоги, но и сами обучающиеся и их родители. В первом случае оценивание выполняет функцию контроля, оно направлено на выявление того, что учащийся не знает и не умеет. Для неуспевающих учеников это создает стойкий «эффект неудачника», который в психологической науке описан как эффект выученной беспомощности. При аутентичном оценивании происходит констатация того, что ученик знает и умеет. Это создает для ученика ситуацию успеха и в конечном счете приводит к «эффекту успешности» в учебной деятельности, что является стойким мотивирующим фактором - «Я хочу заниматься той деятельностью, в которой я успешен» (Загвоздкин 2004).
Традиционное оценивание использует пятибалльную шкалу, которая не позволяет в полной мере провести качественное оценивание. А при аутентичном оценивании используется в основном качественная оценка. В первом случае субъектом оценивания выступает педагог, что создает ситуацию отчуждения обучающегося от своей работы, а во втором -субъектом оценивания выступает сам обучающийся, что позволяет ему научиться реально оценивать свои личностные достижения и образовательные результаты, способствует становлению адекватной самооценки.
При аутентичном оценивании учащийся публично представляет образовательные результаты и личностные достижения. Аутентичное оценивание в связи с этим реализует еще одну важную задачу - оно показывает учащимся, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой
оценки, предоставляет возможность членам учебного сообщества - учащимся, преподавателям, родителям - не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и в конечном счете использовать полученные знания и навыки в реальной жизни.
Применение видов аутентичного оценивания в образовательном процессе требует новых педагогических подходов со стороны учителя. Учитель не только контролирует и оценивает, как при традиционных формах, но и организовывает, консультирует, помогает обучающемуся. В свою очередь, меняется и характер образовательной деятельности ученика. Он не только выполняет те или иные задания учителя, но и самостоятельно собирает материал, анализирует, оценивает и представляет свои работы. Таким образом, при аутентичном оценивании роли распределяются иначе, чем при традиционном оценивании.
Одной из форм аутентичного оценивания является портфолио.
Портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач (Новикова 2005): развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; содействовать индивидуализации образования школьников; стимулировать и поддерживать учебную мотивацию; определять образовательные результаты, включая различные виды компетентностей; определять динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности в усвоении учебного материала; способствовать обоснованному выбору профиля.
Кроме того, портфолио в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Портфолио как форма аутентичного оценивания выполняет несколько функций:
1) диагностическую (фиксирование, учет изменений в развитии обучающегося за определенный период времени);
2) целеполагания (обучающийся сам определяет порядок, методы и формы представления результатов образовательной деятельности, т.е. включается в целеполага-ние на всех этапах образовательной деятельности, что делает процесс более осознанным и значимым для ученика);
3) рефлексивную (анализ собственной образовательной деятельности);
4) мотивационную (накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что работает на повышение образовательной мотивации);
5) содержательную (портфолио позволяет определить виды образовательной деятельности, в которые включен обучающийся, и содержит в системном виде образовательные результаты);
6) развивающую (фиксация уровня развития обучающегося, который может быть зафиксирован и осмыслен самим субъектом учебной деятельности, с другой стороны - целенаправленная систематическая деятельность обучающегося, которая способствует его развитию);
7) рейтинговую (позволяет обучающемуся определить личностный рейтинг, установить, насколько полно выполнен учебный план, качество и количество работ, сколько набрано баллов, в каком процентном отношении от максимального результата).
Портфолио в профильном обучении выполняет значительную роль. По мнению
А.А. Пинского (2004), чрезвычайно важна роль портфолио в построении образовательного рейтинга выпускника, учитывающегося при наборе в профильные классы.
Пополнение портфолио воспитывает у ученика умение гордиться своими успехами, не стесняться предъявлять их и использовать в конкурентной среде. Следовательно, в профильном обучении портфолио может представлять отчет о своих достижениях.
Есть расхождения в деталях трактовки портфолио на этапе предпрофильной подготовки. Так, автор проекта «Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы» А.А. Пинский считает, что в портфолио следует включать только сертифицированные индивидуальные учебные достижения, т.е. имеющие достаточную сте-
пень объективности: баллы по итогам федеральных экзаменов, а также экзаменов, выбранных по профилю. Разрабатывается балльное исчисление за успехи на олимпиадах разных уровней, конкурсах системы дополнительного образования, в централизованном тестировании и т.д. По данной версии проблематично включение в портфолио результатов, достигнутых внутри своей школы.
В версии, изложенной в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002), наоборот, акцент сделан на внутришкольные достижения учащихся. В документе сказано, что «учитываются различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.».
В настоящее время Академия повышения квалификации РФ предлагает структуру наполнения портфолио, в которой оптимально сочетаются все версии, позволяющие наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 1011-х классов: информация о предметах и курсах, пройденных в ходе предпрофиль-ного и профильного обучения, а также практиках и проектно-исследовательской деятельности.
В заключение отметим, что педагогические возможности портфолио как формы оценивания учебных достижений старшеклассников заключаются в следующем:
- отражая результаты образовательной активности, наиболее адекватно для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану;
- может служить дополнением к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любом экзамене;
- в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования;
- представляя, наряду с результатами олимпиад, результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческих работ, свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и
об умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках;
- являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатами экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента.
Портфолио может обеспечить преемственность школы, вуза и различных институтов рынка труда, поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию на продолжительном этапе обучения школьника, студента и молодого специалиста.
Литература
Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебнометодическое пособие / О.Б. Даутова / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. С. 234 - 235.
Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки /
B.К. Загвоздкин // Шк. технологии, 2004. №3.
C. 179 - 185.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. С. 3.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестн. образования. Тематический выпуск. 2002. Декабрь. С. 14 - 16.
Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: кн. для учителя / под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. СПб.: Союз, 2002. С. 16 - 17.
Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений портфолио: федеральные рекомендации и местный опыт / Т.Г. Новикова // Директор школы, 2004. №7. С. 13 - 24.
Новикова, Т.Г. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта) / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутчен-ков, Е.Е. Федотова // Профильная школа. 2005. №5. С. 46 - 48.
Пинский, А.А. Концепция профильного обучения: все идет по плану / А.А. Пинский // Нар. образование. 2004. №1. С. 55 - 58.
Пинский, А.А. Профилирование никого не застигнет врасплох / А.А. Пинский // Нар. образование. 2003. №4. С. 79 - 83.