Научная статья на тему 'Педагогические возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании экономической культуры у старшеклассников'

Педагогические возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании экономической культуры у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАРШЕКЛАССНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / CULTURE / ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC CULTURE OF SENIOUR HIGH SCHOOL STUDENTS / FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Владимир Александрович

В статье описаны модель и педагогические условия формирования экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic Potential of the Discipline "Foreign Language" for Shaping Economic Culture among Seniour High School Students

The article describes a model and pedagogic conditions instrumental to shaping economic culture among high school students in the process of learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании экономической культуры у старшеклассников»

3. Кузьмина, Н. В. Профтехучилище как педагогическая система / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : ВНИИ проф.-тех. обр., 1987 — 67 с.

4. Лабренцева, Е. Ю. Проблемы непрерывного профессионального образования в условиях модернизации системы образования / Е. Ю. Лабренцева // Профессионал. — 2003. — № 2. — С. 21.

5. Смирнова, И. П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко // Педагогика. — 2002. — №9. — С. 5.

6. Baacke D. Einführung in die Ausserschulische Pädagogik / D. Baacke. — München : Juwenta-Verlag, 1985. — 270 S.

Поступила 28.11.08.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В. А. Кузьменко (Челябинский государственный педагогический

университет)

В статье описаны модель и педагогические условия формирования экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам.

Ключевыге слова: культура; экономическая деятельность; экономическая культура старшеклассника; формирование.

Современный этап развития общества характеризуется высокой степенью динамизма перемен в социально-экономической сфере, что ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Модернизация российского образования приоритетно направлена на становление личности и успешную адаптацию подрастающего поколения к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы максимально эффективно подготовить выпускника к вступлению в реальную экономическую деятельность и экономические отношения. Ему необходим целый комплекс качеств — деловых, волевых, культурных, — для того чтобы быть жизнестойким и конкурентоспособным в современных экономических условиях. Важнейшим среди этих качеств является экономическая культура [3].

Проанализировав основные нормативные документы Российской Федерации в сфере образования, мы пришли к выводу, что социальный заказ государства в образовании также направлен на

воспитание человека современно образованного, экономически культурного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Очевидно, что в настоящее время в обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных народов и культур. Согласно И. Л. Биму, иностранный язык как учебный предмет обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом и служит формированию качеств личности, ее направленности на использование своего творческого потенциала в интересах решения глобальных, в том числе экономических, проблем человечества [1]. Одна из функций языка — передача информации; учитель может построить свою деятельность так, чтобы наряду со знанием, например, лексического строя языка передавать учащимся посредством лексики необходимую информацию. Это делает возможным насытить курс иностранного языка самым

© Кузьменко В. А., 2009

111!111Й1И1!Ш № 3,

разнообразным содержанием, и в частности с экономической направленностью. Таким образом, мы считаем, что иностранный язык обладает действенными возможностями формирования экономической культуры у старшеклассников. Чтобы доказать это, на основе системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов нами была разработана структурно-функциональная модель формирования экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам (рисунок).

Общая целевая направленность модели связана с повышением уровня экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам. Целевой блок осуществляет целевую функцию модели, обеспечивающую ориентацию и мотивацию старшеклассников.

Содержательный блок модели представлен интеграцией когнитивного, личностно-деятельностного и ценностноориентационного компонентов.

Когнитивныш компонент предполагает приобретение старшеклассниками экономических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности; овладение навыками работы с источниками экономической информации на иностранном языке. Он связан со следующими функциями: информационной, состоящей в умении учителя донести до старшеклассников необходимый объем экономических знаний на иностранном языке; конструктивной, обеспечивающей отбор содержания учебной информации экономического характера, построение творческих заданий и упражнений на материале экономического содержания; коммуникативной, способствующей применению полученных знаний в речевой деятельности.

Личностно-деятельностныш компонент раскрывает возможности старшеклассников выразить себя в различных видах социально и экономически значимой деятельности, обеспечивает развитие экономически значимых качеств

личности и применение их на практике. Ведущими функциями компонента являются организационная, связанная с участием старшеклассников в практической экономической деятельности, и коммуникативная, способствующая формированию у учащихся навыков делового общения на иностранном языке в процессе экономической деятельности.

Ценностно-ориентационныгй компонент модели представляет собой систему экономических ориентаций старшеклассников, мотивов их деятельности, направленных на повышение своего уровня экономической культуры; предполагает формирование таких экономически значимых качеств личности, как трудолюбие, бережливость, рациональность, самостоятельность и предприимчивость. Им реализуются такие функции, как информационная (доведение до старшеклассников информации экономической направленности) и ориентационная (формирование у учащихся интереса к социально-экономическим проблемам современности, потребности в совершенствовании своего уровня экономической культуры, а также в развитии мотивов активного участия в социально-экономической жизни общества).

Организационный блок определяет формы, методы и средства формирования экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам и выполняет организационную функцию.

Результативный блок в модели выполняет аналитическую функцию и включает в себя критерии сформирован-ности экономической культуры (низкий, средний и высокий ее уровни).

В модели предусмотрена коррекция, предназначенная для установления обратной связи субъектов учения, своевременного получения информации о формировании компонентов экономической культуры.

Разработав данную модель, мы столкнулись с необходимостью выявления педагогических условий, способствующих ее успешному функционированию.

Факторы, оказывающие влияние на формирование экономической культуры у старшеклассников

Современные факторы социально-экономического развития России

Социальный заказ на формирование экономической культуры личности

Целевой блок

Формирование у старшеклассников экономической культуры

цели, ориентированные на развитие у старшеклассников экономически значимых качеств личности, экономических знаний и умений

цели, ориентированные на прогресс старшеклассников в изучении иностранного языка

Принципы системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов

— Содержательный блок компоненты:

Коррекция

содержания формирования экономической когнитивный

личностно-деятельностный

культуры у старшеклассников ценностно- ориентационный

Коррекция

организации

формирования

экономической

культуры у

старшеклассников

Функции

целевая

информационная

конструктивная

коммуникативная

ориентационная

аналитическая

организационная

Организационный блок

Методы Средства Формы

организации организации организации

Комплекс педагогических условий и '

Низкий уровень

Результативный блок

Критерии определения уровня сформированности экономической культуры у старшеклассников

Экономическая культура старшеклассника, сформированная на высоком уровне

Средний уровень

Модель формирования экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам

11111111111* № 3,

Под педагогическими условиями мы понимаем комплекс взаимодействующих мер учебно-воспитательного процесса в рамках предмета «Иностранный язык», направленных на формирование экономической культуры у старшеклассников, которые обеспечивают переход на более высокий уровень ее сформированности. Исходя из этого, следует предполагать, что формирование экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам будет протекать более эффективно при применении в образовательном процессе методов активного и интерактивного обучения; включении текстовых и видеоматериалов экономической направленности на иностранном языке и при организации экономической деятельности старшеклассников на изучаемом иностранном языке.

Первое и второе педагогические условия направлены на формирование у старшеклассников экономических знаний; первое, второе и третье — на формирование экономически значимых качеств личности; первое и третье — на формирование экономических умений.

Специфика методов активного и интерактивного обучения, составляющих первое педагогическое условие формирования педагогической культуры, заключается в том, что они побуждают старшеклассников к действию и способствуют общению друг с другом и с учителем. В результате такой перестройки деятельности учителя и учащихся увеличивается доля самостоятельной творческой работы старшеклассников, что позволяет за более короткий срок добиться лучших результатов в учебной деятельности.

На уроках английского языка мы провели такие деловые игры, как «Подготовка ко дню рождения», «Презентация компании», «Экономический аукцион» (А. С. Прутченков) и др. Так, например, цель «Экономического аукциона» заключалась в том, чтобы активизировать изучение старшеклассниками экономических понятий, связанных с рыночными

отношениями, ознакомить участников аукциона с процедурой его проведения и использования кредита под определенный процент. При этом вся речевая деятельность проходила на английском языке.

Также применялись другие методы активного и интерактивного обучения: дискуссионные столы и пресс-конференции. Устраивая дискуссии, мы ставили перед собой цель — сформировать у старшеклассников умение выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, логично и обоснованно выражать свои мысли. Так, учащимся предлагалось высказать свое мнение о справедливости английских пословиц экономического содержания, которые сводятся к отношению человека к деньгам, богатству, труду:

1. No pains, no gains (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Easy come, easy go (Что без труда наживается — легко проживается).

3. Business before pleasure (Делу — время, потехе — час).

4. A bargain is a bargain (Уговор дороже денег).

5. Money is a good servant but a bad master (Деньги — хороший слуга, но плохой хозяин) и др.

В рамках реализации второго педагогического условия — включения в учебный процесс текстов и видеоматериалов экономической направленности на занятиях по английскому языку — мы применяли следующие типы текстов:

1) учебные, несущие информационную дидактическую функцию с целью формирования у старшеклассников экономических знаний, понятий и представлений («Import and export of goods — Импорт и экспорт товаров», «A day in an accounts department — Один день в бухгалтерии», «What the value of goods consists of — Из чего складывается стоимость товара» и др.);

2) имеющие мотивирующий характер и несущие главным образом развивающую и воспитательную функции с целью формирования у старшеклассников экономически значимых качеств лично-

сти («Famous people: what they used to be — Знаменитые люди: кем они были раньше)», «The secrets of successful business — Секреты успешного бизнеса)», «Can money make people happy? — Могут ли деньги сделать людей счастливыми?» и др.).

Что касается использования видеоматериалов, то мы определили ряд требований к видеоматериалам экономической направленности на иностранном языке:

— демонстрация экономических отношений между людьми, экономической деятельности, в которую они вступают, сопровождаемая экономически насыщенной лексикой;

— создание проблемной ситуации экономического характера: в видеодокументе должен присутствовать некоторый вызов, проблема, решение которой будет зависеть от мнения старшеклассника;

— способность видеофрагмента вызвать коммуникативную реакцию у старшеклассников, т. е. прокомментировать сюжет, высказать свое собственное мнение по поводу происходящего на экране;

— соответствие языковой и речевой сложности видеофрагмента уровню владения старшеклассниками иностранным языком.

В соответствии с вышеперечисленными требованиями мы отобрали ряд видеоматериалов из числа учебных (видеоматериалы-приложения к учебно-методическим комплексам издательств «Longman», «Oxford University Press» и «Macmillan») и художественных фильмов на английском языке («Лучше не бывает», «Знакомьтесь: Джо Блэк», «Чего хотят женщины», «Чужие деньги», «Уолл Стрит», «Красотка» и др.). Сначала мы знакомили старшеклассников с новой лексикой, которую они закрепляли через систему речевых тренировочных упражнений, затем приступали непосредственно к просмотру видеофрагмента. Далее старшеклассникам предлагалось включиться в выполнение различных коммуникативных упражнений: обсудить проблему, затронутую в фильме, охаракте-

ризовать персонаж и его основные качества личности и т. д. Сталкиваясь с жизненными ситуациями экономической направленности, показанными в видеофрагменте и ранее не пережитыми в силу ограниченного опыта, учащиеся имели возможность проецировать их на себя, осмыслить и просчитать возможность своего собственного поведения в подобных ситуациях.

Третье педагогическое условие заключается в организации экономической деятельности старшеклассников на иностранном языке. Мы согласны с А. Н. Леонтьевым в том, что деятельность предполагает не только действия отдельного человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т. е. предполагает некоторую совместную деятельность [2]. Принимая это во внимание, мы организовывали экономическую деятельность старшеклассников таким образом, чтобы в ее процессе они постоянно взаимодействовали друг с другом в достижении результата. Обучение иностранному языку происходило в форме сотрудничества, совместной деятельности учителя и старшеклассников. Так, мы предложили старшеклассникам осуществить проект по оснащению кабинета английского языка новым оборудованием, наглядными пособиями, мебелью и т. д.; составить на английском языке план проведения выпускного вечера и др. Речевая деятельность старшеклассников также проходила на английском языке.

С целью проверки необходимости и достаточности предложенных условий мы обратились к такому методу, как опытно-экспериментальная работа. По окончании формирующего этапа был измерен уровень экономической культуры у каждого старшеклассника. При этом использовались те же методы диагностики, что и на констатирующем этапе. Проанализировав полученные данные, мы обнаружили, что на итоговом срезе количество старшеклассников, обладающих низким уровнем экономической культуры, уменьшилось на 62 %, а количество старшеклассников, имеющих вы-

№ 3, 2009

сокий уровень, увеличилось на 50 % по сравнению с начальным срезом. Полученные результаты были подвержены математической обработке (%2-критерий Пирсона), что подтвердило значимость повышения уровня экономической культуры у старшеклассников на конец опытно-экспериментальной работы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что разработанные нами модель и педагогические условия формирования экономической культуры у старшеклассников являются эффективными. Это доказывает, что дисциплина «иностранный язык» обладает реальны-

ми возможностями в формировании экономической культуры у старшеклассников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим, И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И. Л. Бим // Иностр. яз. в шк. — 1989. — № 1. — С. 19—26.

2. Леонтьев, А. Н. Анализ деятельности / А. Н. Леонтьев // Вестн. МГУ. — 1983. — №2. — С. 9—18.

3. Сасова, И. А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования : дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Сасова. — М., 1989.

Поступила 22.12.08.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ

В. А. Адамантова (Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектно-исследовательская деятельность рассматривается автором как неотъемлемая часть экологического образования учащихся, которая организуется для развития их творческих возможностей, формирования первоначальных практических умений, организации научной работы.

Ключевыге слова: проектно-исследовательская деятельность; экологический проект; взаимодействие

учителя и ученика.

Одним из способов максимального раскрытия творческого потенциала учащихся на уроках экологии в школе является включение подростка в проектноисследовательскую деятельность. Под этим термином мы понимаем деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости по определенному виду исследования [3]. Не всегда просто подготовить исследовательский проект по экологии: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним посетить библиотеку и подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, про-

смотреть в Интернете все материалы по теме и, самое главное, заставить поверить в свои силы, в то, что его выступление будет самым интересным.

Исследовательские проекты по экологии представляют собой творческую, исследовательскую работу учащегося (или группы учащихся), выполненную под руководством преподавателя. Такая работа организуется для развития творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания по экологии, формирования первоначальных практических умений, организации научной работы, для улучшения профориентации школьников.

Исследовательские проекты по экологии подводят к одной из сложнейших категорий современности — понятию

© Адамантова В. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.