ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 355.232.2 ББК Ц439.9
ГРНТИ 14.35.09
Код ВАК 13.00.08
Белорожев Олег Николаевич,
аспирант Шуйского филиала Ивановского государственного университета; 153040, г. Иваново, пр-т Строителей, 33; старший преподаватель кафедры пожарной тактики и основ аварийно-спасательных и других неотложных работ (в составе УНК «Пожаротушение»); Ивановская пожаро-спасательная академия ГПС МЧС России; 155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, 24; e-mail: Beliyon@mail.ru.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ К АКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: активное взаимодействие; чрезвычайные ситуации; педагогические условия; курсанты; военное образование; деловые игры.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрыты особенности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России. На основе анализа литературных источников рассмотрено понятие «взаимодействие» и выделен его такой существенный признак, как активность взаимодействия. Наряду с профессионально важными качествами курсантов МЧС в статье выделено такое интегра-тивное личностное качество, как способность курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях, и обосновано, что его развитие является одним из способов оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов. Более подробно в статье рассматриваются педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию способности курсантов образовательных учреждений МЧС России к активному взаимодействию в экстремальных профессиональных ситуациях. В статье приведен пример, который показывает, как реализуется одно из заявленных педагогических условий - учет специфики дисциплин «Пожарная тактика» и «Пожарно-тактическая подготовка». Приводится алгоритм проведения деловой игры и делаются выводы.
Belorozhev Oleg Nikolayevich,
Post-graduate Student, Shuya Branch of Ivanovo State University, Ivanovo; Senior Lecturer, Department of Fire-Fighting Tactics and the Bases of Resque Operations, Ivanovo Fire-Fighting Academy of EMECOM, Shuya, Russia.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CADETS' ACTIVE COOPERATION SKILLS DEVELOPMENT IN EMERGENCY SITUATIONS
KEYWORDS: cooperation; emergency; pedagogical conditions; cadets; military education; role play.
ABSTRACT. This article describes the peculiarities of cadets' training in educational establishments of EMERCOM. Based on the literature analysis, the notion of interaction is analyzed; its essential feature is active cooperation. Among the important qualities and skills of cadets, the paper mentiones such integra-tive quality of a person as an ability to active cooperation in emergency situations. Development of such ability is one of the ways of optimization of professional training. The paper describes in detail such educational conditions that promote efficiency of active cooperation skills formation in EMERCOM educational establishment. The paper provides an example of one of educational requirements realization, namely the features of the subjects "Fire-fighting Tactics" and "Fire-fighting Training". The role play is described; the conclusion are made.
B1
а
I ведение. В настоящее время акту) альной становится проблема оценки качества профессиональной подготовленности сотрудника МЧС России, традиционно связанной с усвоением профессиональных компетенций. Однако профессиональная деятельность сотрудников МЧС России требует от них не только сформиро-ванности профессиональных компетенций, но и развития профессионально важных личностных качеств, которые оказывают существенное влияние на эффективное вхождение в профессию. Данная проблема все более актуализируется в настоящее время в свете происшедших в мире природных, экологических, техногенных и социальных потрясений, поэтому одной из значимых характеристик такой подготовки является формирование готовности и способности
курсантов к выполнению гражданского долга с риском для жизни в чрезвычайных ситуациях посредством активного взаимодействия друг с другом.
Методологические подходы к проблеме взаимодействия личности в педагогическом процессе раскрыты отечественными философами, психологами и педагогами (Г. М. Андреева, С. Ф. Анисимов, Л. В. Бай-бородова, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Г. Ковалев и др.). При рассмотрении педагогической деятельности как процесса управления многими авторами подчеркивается положение о том, что главное в ней -это процесс взаимодействия.
В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Так, Г. М. Андреева определяет взаимодействие как организацию сов-
© Белорожев О. Н., 2017
местной деятельности, в процессе которой для участников чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовывать обмен действиями [1, с. 132].
В философии категория «взаимодействие» определяется как всеобщая форма связи различных явлений, осуществляющая их взаимное изменение. Так, М. С. Каган указывает, что межличностное взаимодействие следует характеризовать как «обмен», в процессе которого «обмениваются» идеи, мысли, чувства, переживания, действия (что составляет внутренний мир человека) людей, которые взаимодействуют друг с другом [12, с. 47]. Ученые (Г. М. Андреева, С. Ф. Анисимов, А. Г. Ковалев), исследуя категорию взаимодействия, указывают на то, что в данном процессе личность понимается как социальный субъект, который активно взаимодействует с окружающей действительностью. Процесс взаимодействия характеризует учебно-воспитательную деятельность, объединяя развитие мысли, чувства и привычку в поведении, которые мотивируют процесс профессионального становления человека [2, с. 146].
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «взаимодействие» определяется через понятие «деятельность», которая трактуется как активное взаимодействие субъекта с окружающим миром [14, с. 322]. Л. В. Байбородова, определяя сущность взаимодействия, указывает, что данное понятие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное «изменение». Автор подчеркивает также, что взаимодействие происходит в процессе совместной деятельности и при взаимодействии происходит передача опыта, информации от поколения к поколению [4, с. 97].
Особенности взаимодействия достаточно подробно анализируются исследователем А. Г. Ковалевым. В своих работах автор делает вывод о том, что при взаимодействии людей возникает определенный групповой, коллективный настрой мыслей и чувств, появляются интересы и стремления, которые приводят к единству воли, определенным поступкам и действиям [14, с. 109].
В «Словаре военных терминов» предлагается определять понятие «взаимодействие» как согласованные по целям, зада-
чам, месту, времени и способам выполнения задачи действия войск (сил) для достижения цели боя (операции), которое осуществляется между подразделениями, частями (кораблями), соединениями и объединениями различных видов вооруженных сил, родов войск. Различают тактическое, оперативное и стратегическое взаимодействие [16, с. 24].
На основе анализа представленных точек зрения можно заключить, что взаимодействие будущих специалистов МЧС России в чрезвычайных ситуациях - это согласованные, координированные действия на основе взаимного содействия, направленные на решение конкретной задачи группой курсантов в чрезвычайных ситуациях.
Результаты исследования. Известно, что одной из существенных характеристик взаимодействия является активность. Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. Поэтому при изучении диалектического единства детерминации социальных систем необходимо учитывать состояние активности, в которой находятся действующие субъекты [10, с. 125]. При активном взаимодействии его участники приобщаются к опыту друг друга, происходит «обмен» мыслями, чувствами, действиями, что обогащает внутренний мир участников взаимодействия, развивая и взаимоизменяя его. Чем сложнее социальная система, тем разнообразнее формы активности.
На основании анализа научной литературы определена сущность понятия «способность курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях». С нашей точки зрения - это личностное ин-тегративное качество, характеризующееся умением преодолевать стресс-факторы, обладание стрессоустойчивостью, выдерживание экстремальных условий, таких как общая эмоционально-волевая устойчивость, устойчивость к воздействию высоких температур, шума, вибрации, ограниченного пространства; спасение людей с риском для жизни; хладнокровные действия в опасных условиях, состояние мобилизованности, наличие компенсаторных возможностей; способность к оперативному мышлению; быстрое и слаженное выполнение необходимых действий в чрезвычайных ситуациях [7, с. 42-45].
Овладение курсантами навыками активного взаимодействия происходит в процессе их профессиональной подготовки в рамках аудиторных практических занятий, в том числе это возможно сделать на факультативных занятиях курса «Пожаротушение». Для этого должны быть реализо-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 4
97
ваны следующие педагогические условия:
1. Углубленное изучение дисциплин «Пожарная тактика» и «Пожарная техника».
Данное условие может быть обеспечено включением в учебный материал дополнительных тем по данным дисциплинам, проведением факультативных занятий, в частности факультатива «Пожаротушение», организацией практических занятий с целью моделирования приемов активного взаимодействия в чрезвычайных ситуациях.
2. Активное взаимодействие субъектов образовательного процесса при проведении практических занятий по моделированию чрезвычайных ситуаций.
При применении данного условия необходимо использовать компьютерные технологии, деловые и ролевые игры с распределением профессиональных ролей, которые позволяют совершенствовать коммуникативные умения, проявляющиеся в диалогизации учебных занятий, создании атмосферы коллективного и группового решения профессиональных задач [17, с. 6-13]. Важны и формы организации занятий. Для реализации данного условия возможно применять коллективные формы работы с курсантами, которые предполагают безоценочное отношение к результатам деятельности, когда курсанты могут высказывать свое мнение, аргументируя его. Такая учебная деятельность способствует личностному развитию курсантов, развивает в них уверенность в необходимости действий, используемых в реальной чрезвычайной ситуации.
3. Учет специфики дисциплин «Пожарная тактика» и «Пожарная техника». В программах по данным дисциплинам обычно не ставится задача по формированию способности курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях. Включение данной задачи в указанные дисциплины позволяет курсантам не только совершенствовать свои профессиональные умения, но и приобретать собственный профессиональный опыт будущего специалиста МЧС России. Развиваются также творческие способности курсантов.
4. Достаточное материально-техническое обеспечение практических занятий на реальных объектах. Достаточное количество разнообразной техники дает возможность применять на практических занятиях разнообразные виды самостоятельной работы курсантов, позволяет развивать творческие способности курсантов, помогает им активно взаимодействовать друг с другом, приобретая опыт конструктивного взаимодействия в чрезвычайных ситуациях.
5. Взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной работы курсантов. При реализации
данного условия предполагается построение образовательной программы по принципу интеграции специальных дисциплин. Практическим результатом работы в соответствии с данным принципом являются комплексные учения, где курсанты демонстрируют профессиональные знания пожарной тактики, пожарной техники, демонстрируют умения активного взаимодействия друг с другом.
В качестве примера остановимся более подробно на реализации одного из заявленных педагогических условий - учет специфики дисциплин «Пожарная тактика» и «Пожарно-тактическая подготовка». Практические занятия по данным дисциплинам проводятся обычно в формах деловой игры и пожарно-тактических задач в учебных центрах и на полигонах, где имеется вся необходимая пожарная техника. Рассмотрим алгоритм проведения деловой игры.
Перед курсантами одной группы была поставлена профессиональная задача: организовать бесперебойную подачу воды к месту тушения пожара, применив свои знания по пожарной тактике и технике. Водоснабжение на месте пожара удовлетворительное. В течение 1 минуты 24 секунд курсанты выполнили поставленную задачу без каких-либо проблем и замешательств, но при работе группы наблюдалось отсутствие слаженности в действиях курсантов.
Второй группе была поставлена задача организовать бесперебойную подачу воды к месту тушения пожара при условии, что подъездные пути к водоисточнику отсутствуют. Обучаемый, назначенный на должность начальника караула, принимает решение о заборе воды с помощью гидроэлеватора. Эта задача более сложная, чем в первом случае. Для ее решения обучаемые должны действовать слаженно, работать в группе под руководством начальника караула или командира отделения: избегать изломов рукавных линий; гидроэлеватор следует располагать в воде всасывающей сеткой вверх во избежание забора в рукавные линии камней, песка и т.п.; не допускать опорожнения цистерны автомобиля; поддерживать необходимый (рабочий) напор на насосе. Правильное выполнение такой профессиональной задачи, несомненно, требует организации активного взаимодействия курсантов («пожарных»), проявления решительности, инициативности, слаженности действий [11, с. 68; 12, с. 22].
Анализируя деловую игру, курсанты понимают, как важно развивать в себе навыки активного взаимодействия в чрезвычайной ситуации. В своих отзывах курсанты отмечали следующее: «Данная деловая игра убедила меня в важности воспитания смелости,
решительности, дисциплинированности. Я убедился, как важно иметь глубокие и прочные профессиональные знания, нужно обладать силой, ловкостью, решительностью, смелостью, всем членам группы действовать активно в чрезвычайной ситуации».
Заключение. Проведение практических занятий на базе учебных центров (полигонов) показало их эффективность в процессе формирования у курсантов способности к активному взаимодействию в
чрезвычайных ситуациях, так как курсанты с большим желанием и интересом выполняли предлагаемые им коллективные профессиональные задачи. Поэтому развитие такого интегративного качества, как способность курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях является важной задачей совершенствования профессиональной подготовки курсантов МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М., 1997- - 288 с.
2. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. : Мысль, 1988. - 253 с.
3- Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы. -М. : Высшая школа, 1980. - 368 с.
4. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 336 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. : ИРПО, 1995. - 336 с.
6. Бодалев А. А. Личность и общение. - М. : Педагогика, 1983. - 133 с.
7. Бондаренко А. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса / / Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 5. - С. 42-45.
8. Бордовская Н. В. Психология и педагогика : учеб. для вузов. - СПб. : Питер, 2004. - 299 с.
9. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы. - Шуя : Шуйский гос. пед. ун-т, 2008. - 179 с.
10. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. - М. ; Л., 1984. - 181 с.
11. Ермилов А. В. Совершенствование индивидуально--личностных качеств курсантов вузов МЧС России в процессе учебной практики на базе учебных и спасательных центров // Педагогическое образование в России.- 2015. - № 4. - С. 16-22.
12. Ермилов А. В. Модель формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов на занятиях по дисциплине «Пожарная тактика» в учебных и спасательных центрах МЧС России // Вестник Владимирского гос. ун-та им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия : Педагогические и психологические науки. - 2015. - № 20 (39). - С. 60-68.
13. Каган М. С. Человеческая деятельность. - М. : Политиздат, 1974. - 220 с.
14. Ковалев А. Г. Психологические особенности человека. - Л. : ЛГУ, 1960. - Т. 2. - 304 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
16. Плехов А. М. Словарь военных терминов. - М. : Воениздат, 1988. - 48 с.
17. Петерсон Л.Г. Определение понятия «деятельность» в современной педагогике в контексте исторического процесса формирования системно-деятельностного подхода / / Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 4. - С. 6-13.
18. Скляренко И. С. Формирование у курсантов профессиональной ценностной установки на адаптивность в общении // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. - 2011. -Вып. 11 (30). - С. 463-468.
19. Северин Н. Н. Педагогическая концепция многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб. - 55 с.
REFERENCES
1. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya. - M., 1997. - 288 s.
2. Anisimov S. F. Dukhovnye tsennosti: proizvodstvo i potreblenie. M. : Mysl', 1988. - 253 s.
3. Arkhangel'skiy S. I. Uchebnyy protsess v vysshey shkole: ego zakonomernye osnovy i metody. - M. : Vysshaya shkola, 1980. - 368 s.
4. Bayborodova L. V. Vzaimodeystvie v raznovozrastnykh gruppakh uchashchikhsya. - Yaroslavl' : Akad-emiya razvitiya, 2007. - 336 s.
5. Bespal'ko V.P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya. - M. : IRPO, 1995. - 336 s.
6. Bodalev A. A. Lichnost' i obshchenie. - M. : Pedagogika, 1983. - 133 s.
7. Bondarenko A. V. Psikhologo-pedagogicheskoe vzaimodeystvie uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa / / Eksperiment i innovatsii v shkole. - 2015. - № 5. - S. 42-45.
8. Bordovskaya N. V. Psikhologiya i pedagogika : ucheb. dlya vuzov. - SPb. : Piter, 2004. - 299 s.
9. Burlakova T. V. Individualizatsiya professional'noy podgotovki studentov v pedagogicheskom vuze: kontseptual'nye osnovy. - Shuya : Shuyskiy gos. ped. un-t, 2008. - 179 s.
10. Vygotskiy L. S. Soznanie kak problema psikhologii povedeniya. - M. ; L., 1984. - 181 s.
11. Ermilov A. V. Sovershenstvovanie individual'no-lichnostnykh kachestv kursantov vuzov MChS Rossii v protsesse uchebnoy praktiki na baze uchebnykh i spasatel'nykh tsentrov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii.- 2015. - № 4. - S. 16-22.
12. Ermilov A. V. Model' formirovaniya professional'no znachimykh lichnostnykh kachestv kursantov na zanyatiyakh po distsipline «Pozharnaya taktika» v uchebnykh i spasatel'nykh tsentrakh MChS Rossii // Vestnik Vladimirskogo gos. un-ta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovykh. Seriya : Pedagog-
nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2017. № 4
99
icheskie i psikhologicheskie nauki. - 2015. - № 20 (39). - S. 60-68.
13. Kagan M. S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. - M. : Politizdat, 1974. - 220 s.
14. Kovalev A. G. Psikhologicheskie osobennosti cheloveka. - L. : LGU, i960. - T. 2. - 304 s.
15. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. - M. : Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2003. - 528 s.
16. Plekhov A. M. Slovar' voennykh terminov. - M. : Voenizdat, 1988. - 48 s.
17. Peterson L.G. Opredelenie ponyatiya «deyatel'nost'» v sovremennoy pedagogike v kontekste is-toricheskogo protsessa formirovaniya sistemno-deyatel'nostnogo podkhoda // Innovatsionnye proekty i pro-grammy v obrazovanii. - 2016. - № 4. - S. 6-13.
18. Sklyarenko I. S. Formirovanie u kursantov professional'noy tsennostnoy ustanovki na adaptivnost' v ob-shchenii // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2011. - Vyp. 11 (30). -S. 463-468.
19. Severin N. N. Pedagogicheskaya kontseptsiya mnogourovnevoy sistemy professional'noy podgotovki sotrudnikov GPS MChS Rossii k deyatel'nosti v chrezvychaynykh situatsiyakh : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -SPb. - 55 s.