Научная статья на тему 'Педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога в дошкольном образовательном учреждении как объект мониторинга'

Педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога в дошкольном образовательном учреждении как объект мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОАТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMING AT A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / TEACHER'S METHODOLOGICAL ACCOMPANIMENT / REFLEXIVE TECHNOLOGIES OF A TEACHER'S INTROSPECTION / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Ирина Владимировна, Гончарова Ирина Ивановна

В статье раскрыто содержание необходимых педагогических условий для успешного становления профессиональной компетентности педагога, созданных в дошкольном образовательном учреждении, а также представлены результаты эмпирического исследования оценки их значимости для успешного становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехина Ирина Владимировна, Гончарова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex of Teachers' Professional Competence Forming at a Preschool Educational Institution as a Monitoring Object

In this article the authors present the content of necessary pedagogical environmental complex at a preschool educational institution made up for effective teachers' professional competence forming. Besides, the results of the empirical research of their value for effective teachers' professional competence forming at a preschool educational institution are given in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога в дошкольном образовательном учреждении как объект мониторинга»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378 ББК 74.204.2

Алехина Ирина Владимировна

преподаватель

кафедра педагогики и психологии профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан Гончарова Ирина Ивановна доктор педагогических наук, профессор

кафедра педагогики и психологии профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан Alekhina Irina Vladimirovna Lecture г

Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Education Khakas State University named after N.F. Katanov

Abakan Goncharova Irina Ivanovna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Education Khakas State University named after N.F. Katanov

Abakan

Педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога в дошкольном образовательном учреждении как объект

мониторинга

Pedagogical Environmental Complex of Teachers’ Professional Competence Forming at a Preschool Educational Institution as a Monitoring Object

В статье раскрыто содержание необходимых педагогических условий для успешного становления профессиональной компетентности педагога, созданных в дошкольном образовательном учреждении, а также представлены результаты эмпирического исследования оценки их значимости для успешного становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

In this article the authors present the content of necessary pedagogical environmental complex at a preschool educational institution made up for effective teachers’ professional competence forming. Besides, the results of the empirical research of their value for effective teachers’ professional competence forming at a preschool educational institution are given in the article.

Ключевые слова: педагогические условия становления

профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, методическое сопровождение педагога, рефлексивные технологии самоаттестации педагога, инновационная деятельность.

Key words: pedagogical environmental complex of teachers’ professional competence forming at a preschool educational institution, teacher's methodological accompaniment, reflexive technologies of a teacher's introspection, innovation activity.

Проблема мониторинга становления профессиональной компетентности педагога является актуальной для современного этапа развития непрерывного педагогического образования. Ее актуальность связана с изменениями порядка аттестации педагогических работников, который предусматривает два вида аттестации (обязательную и добровольную), а также систему публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом. В такой ситуации именно мониторинг может обеспечить педагогу контроль и самоконтроль сформированности профессионально важных характеристик и принятие своевременных мер по совершенствованию своей профессиональной компетентности, что позволит педагогу успешно пройти аттестацию.

В современных научных исследованиях, связанных с развитием профессионализма, профессиональной компетентности педагога убедительно доказано, что применение мониторинга жизненно необходимо, поскольку он позволяет проследить процесс профессионального становления педагога в процессе трудовой деятельности (А.С. Белкин, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, А.В. Прохоров, В. А. Рузин, и др.).

Для характеристики становления профессиональной компетентности педагога ДОУ мы считаем наиболее адекватным применять термин «становление», а не «развитие», потому что «становление» предполагает прогрессивную направленность изменений. Становление профессиональной компетентности рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, и др.).

Поэтому в своем исследовании становление профессиональной компетентности педагога ДОУ мы понимаем как качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной

самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту.

В свою очередь, мониторинг становления профессиональной

компетентности педагога ДОУ мы понимаем как процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием и динамикой профессионального уровня педагога с целью объективизации происходящих изменений и придания этому процессу прогрессивной направленности.

Рассматривая объект мониторинга становления профессиональной

компетентности можно выделить актуальное состояние профессиональной компетентности педагога, а также условия, способствующие этому становлению, имеющиеся в ДОУ.

В данной статье мы раскрываем содержание необходимых и

достаточных условий становления профессиональной компетентности педагога в ДОУ и методика их оценки. Следуя факторному подходу, условия - это внешние факторы, которые способствуют изменениям в вещи, «...образуют фон, на котором развертывается превращение возможности в

действительности, но сами не обуславливают непосредственно эту возможность» [2, с.256].

Условия могут определяться как необходимые и достаточные. Необходимые условия - это те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие; достаточные условия - это те условия, которые непременно вызывают данное действие [1, с.628].

Под необходимыми и достаточными педагогическими условиями становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения мы понимаем внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание данного процесса.

Анализ научно-педагогической литературы (Н.Н. Бояринцева, Е.И. Казакова, В.А. Новицкая, П.И.Третьякова, Л.М. Шипицина и др.) по данной проблеме и собственный опыт руководства опытно-экспериментальной работой позволили определить следующие педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога в ДОУ: методическое

сопровождение становления профессиональной компетентности воспитателей в ДОУ; участие педагога в инновационной деятельности; применение в работе воспитателей рефлексивной технологии самоаттестации - портфолио.

Сопровождение понимается как поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы.

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования мы рассматриваем как специально организованное, систематическое взаимодействие методиста и воспитателя, направленное на оказание помощи последнему в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.

В качестве следующего условия мы выделяем использование рефлексивных технологий в самоаттестации педагога.

Рефлексия в общем плане понимается как анализ, переосмысление личностью собственных действий и состояний. У педагога потребность в переосмыслении появляется при столкновении с кризисной ситуацией, когда прежний опыт в качественно изменившихся условиях не способен обеспечить положительные результаты в профессиональной области.

В качестве рефлексивной технологии нами рассматривается портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующей умение педагога решать профессиональные задачи, умение практически применять теоретические знания в процессе профессиональной деятельности, умение выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

Следующее условие успешного становления профессиональной компетентности является работа ДОУ в инновационном режиме.

Как показывает практика, вовлечение педагогов в инновационную деятельность способствует повышению их профессиональной компетентности и увеличению числа педагогов с первой и второй квалификационной категорией.

Особое значение здесь играют формы организации обучения педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения. В качестве таких форм можно выделить: формирование творческих групп педагогов и создание научно-методических объединений, способных самостоятельно решать задачи развития ДОУ в инновационном режиме; мастер-классы, семинары-практикумы, издательская деятельность; тренинги профессионального развития, индивидуальное консультирование.

С целью определения субъективной значимости условий становления профессиональной компетентности для педагогов ДОУ нами был использован метод опроса. В опросе приняло участие 150 педагогов ДОУ г. Абакана (Республика Хакасия), г. Минусинска и г. Курагино (Красноярский край). Содержание опросника представлено в таблице 1.

Таблица 1

Условия становления профессиональной компетентности педагога в ДОУ

Группы условий Оценка влияния условий в баллах

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

I. Участие педагога в инновационной деятельности ДОУ

Работа с научным консультантом

Исследовательская работа по теме самообразования

Обучение на проблемных курсах

Участие в научно-практических конференциях

Обобщение и распространение педагогического опыта

Работа в творческих объединениях с коллегами по проблеме опытно-экспериментальной работы

II. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога в ДОУ

Диагностика уровня профессиональной компетентности воспитателя

Помощь методиста в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования воспитателя

Совместное составление с методистом индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности воспитателя

Тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма в ДОУ

Гуманистическая позиция методиста в консультировании воспитателя по вопросам профессионального роста

Педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей

III. Рефлексивные технологии самоаттестации педагог

Заполнение портфолио

Рейтинговые оценки

Самомониторинг профессиональной компетентности

Самоанализ профессиональной компетентности

Самоорганизация и самоконтроль в построении профессиональной карьеры

Формулирование проблемного поля в собственном профессиональном развитии

Педагогам предлагалось оценить педагогические условия по семибальной симметричной шкале - от позитивно влияющих на успешное становление профессиональной компетентности (+3 балла), до негативно влияющих (- 3 балла). Факторный анализ позволил выявить две группы условий, которые мы определили как значимые и не значимые для становления профессиональной компетентности педагога.

В число значимых условий вошли: работа с научным консультантом; исследовательская работа по теме самообразования, обучение на проблемных курсах; обобщение и распространение педагогического опыта, формулирование проблемного поля в собственном профессиональном развитии; работа в творческих объединениях с коллегами по проблеме опытно-экспериментальной работы; рейтинговые оценки, тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма в ДОУ; гуманистическая позиция методиста в консультировании воспитателя по вопросам профессионального роста; помощь методиста в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования воспитателя; самоорганизация и самоконтроль в построении профессиональной карьеры; помощь методиста в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования воспитателя; заполнение портфолио; совместное составление с методистом индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности воспитателя; самоанализ профессиональной компетентности.

Не значимыми в профессиональном становлении, по мнению воспитателей, оказались такие условия как: участие в научно-практических конференциях, диагностика уровня профессиональной компетентности воспитателя, педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей, самомониторинг профессиональной компетентности.

Такого рода оценка педагогами данной группы факторов говорит о неиспользованных резервах методической службы в ДОУ. Причины этого, по нашему мнению, кроются в традиционной, малофункциональной форме организации методической службы в ДОУ.

Повышение значимости и эффективности данных факторов, для успешного становления профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОУ, нам видится в развитии положительной мотивации педагогов к повышению уровня профессиональной компетентности, в индивидуализации и дифференциации методического сопровождения педагогической деятельности, в овладении педагогами приемами самомониторинга профессиональных достижений, в создании условий для научно-исследовательской работы педагога и др.

Таким образом, разработанный нами опросник позволяет определить значимые и незначимые условия становления профессиональной компетентности педагога в ДОУ. Данные, полученные в результате опроса могут стать основанием для проектирования методического сопровождения становления профессиональной компетентности педагога в ДОУ.

Библиографический список

1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. [Текст] / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 1975. - 717с.

2. Материалистическая диалектика как научная система [Текст] /Под ред.

Ю.П.Шептулина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 305с.

Bibliography

1. Kondakov, N.I. Logical Vocabulary Reference Book [Text] / N.I. Kondakov. - M.: Science, 1975. - 717 p.

2. Materialistic Dialectic as a Scientific System [Text] / Under the Edit. of Yu.P. Sheptulin. - M.: Moscow University Publishing House, 1983. - 305 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.