Серия «Психология»
2013. Т. 2, № 2. С. 54-61
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 37.05.3:378(1)
Педагогические условия, способствующие возникновению и развитию волонтерских инициатив молодежи в современной России
Г. С. Курагина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
В. В. Семикин
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
М. С. Игнатенко
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ диссертационных исследований, посвященных феномену волонтерской деятельности, с целью выявления педагогических условий, способствующих возникновению и развитию волонтерских инициатив молодежи в современной России.
Ключевые слова: педагогические условия, организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия.
В современной России все больше распространяются идеи добровольчества. Российские исследователи (Е. С. Азарова, Л. В. Болотова, Л. А. Кудринская, Н. В. Маковей, О. В. Митрохина, В. В. Митрофаненко, Г. В. Оленина, Л. Е. Сикорская, Л. В Никитина и др.) единодушно рассматривают добровольческую деятельность как действенную форму социализации и воспитания молодежи. В связи с этим феномен добровольчества стал в последнее десятилетие предметом пристального изучения исследователей из разных областей знания. Достаточно подробно исследована добровольческая деятельность как социально-педагогический феномен (Л. А. Кудринская, Л. Е. Сикорская и др.); раскрыты педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи и совокупность педагогических условий подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности (Л. В. Никитина, Л. Е. Сикорская, Н. В. Маковей и др.);
выявлены психологические детерминанты добровольческой деятельности и ее психологические эффекты (Е. С. Азарова, А. Б. Бархаев и др.); определены социально-культурные и социально-педагогические условия формирования гражданской активности и нравственных качеств молодежи в процессе волонтерской деятельности (И. Н. Григорьев, Л. Ф. Козодаева, Л. П. Конвисарева, Е. И. Леонова и др.); изучен опыт социально-педагогической деятельности волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков (А. В. Моров); рассмотрены пути формирования профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе участия в студенческом волонтерском движении (Л. С. Кириллова, Л. В. Болотова, Э. Д. Ахметгалеев, С. Г. Екимова и др.).
Признано, что добровольческая деятельность играет важнейшую роль в становлении гражданского общества и является новым ресурсом в решении современных социальных проблем. Вместе с тем, несмотря на имеющийся в обществе потенциал в осуществлении добровольческих инициатив, практика добровольческой деятельности до сих пор еще не стала распространенным явлением. Так, по данным неправительственных источников в России в добровольческой деятельности участвуют около 1,5-2 % работоспособного населения (для сравнения: в экономически развитых странах - от 10 до 50 %). В то же время опросы ВЦИОМ выявляют, что более 40 % российских граждан желали бы участвовать в общественно полезной деятельности на добровольных началах [15]. Очевидно, что несмотря на то, что в современной России волонтерское движение рассматривается как инновационная форма гражданско-патриотического воспитания, в его организации и развитии имеются определенные трудности. Так, практики волонтерской работы единодушно заявляют о проблеме недостаточной разработанности единой методической базы, обеспечивающей создание условий для организации и дальнейшего сопровождения деятельности современных волонтерских движений. Данное положение обуславливает необходимость анализа исследованности проблемы определения педагогических условий, способствующих возникновению волонтерских инициатив и ее обобщения.
Понятие «условие» является общенаучным и представляет совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов, влияющих на функционирование и развитие какого-либо объекта. По-мнению Н. Ипполито-вой, «педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие» [11, с. 13]. Исследователь определяет различные компоненты педагогических условий: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия. «Организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм,
методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса); психолого-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды (мер воздействия), направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы (преобразование конкретных характеристик личности); дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [11, с. 13]. В данной статье мы будем рассматривать педагогические условия возникновения волонтерских инициатив, учитывая представленные компоненты.
Анализ диссертационных исследований, посвященных волонтерской деятельности молодежи за последние десять лет, позволяет говорить о том, что наибольшее количество исследований (Е. В. Акимова, Л. В. Даль, И. Н. Григорьев, Л. Ф. Козодаева, Е. И. Леонова, Н. В. Маковей, А. В. Митрохина, А. В. Моров, Л. В. Никитина, Г. В. Оленина, Л. Е. Сикорская) посвящено изучению организации волонтерской деятельности в вузах при подготовке будущих педагогов. В качестве организационно-педагогических условий называются [2; 7; 8; 13; 17-19; 21-24]:
1) сформированность у коллектива преподавателей установок на целенаправленное создание в вузе условий для осознания студентами социальной значимости волонтерской деятельности [8];
2) специальная подготовка руководителей педагогического процесса (лидера, общественного деятеля), способных развивать навыки активного гражданского действия, социального и политического участия, творческое, самостоятельное мышление молодежи [2; 7; 8];
3) обеспечение субъектной позиции молодежи в овладении опытом волонтерской деятельности [2; 18; 21];
4) наличие системы работы с молодежью по формированию их позитивного социального опыта [2; 13;18];
5) включение молодежи в разработку и реализацию долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума [7; 18; 19];
6) оказание индивидуальной помощи волонтеру в осознании и развитии важных для участника и руководителя волонтерской деятельности качеств и умений социально-педагогического проектирования и взаимодействия с партнерами [7; 18; 19];
7) наличие технологий и методического обеспечения подготовки волонтеров [13; 17-19; 21; 23];
8) целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие соци-
альных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников [18; 19; 24];
9) обеспечение принципа добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность [7,13,23,24];
10) учет возрастных и личностных особенностей молодежи: мотива-ционной сферы личности волонтера, особенностей уровня притязаний, деятельностных характеристик [7];
11) поэтапное формирование гражданской активности молодежи через систему знаний, умений, навыков на основе сочетания различных форм волонтерской деятельности [7];
12) создание условий для осознания собственной социальной защищенности волонтеров при готовности защищать интересы других [13].
Исследователи рассматривают также и частные педагогические условия волонтерской деятельности, связанные с особенностью благополучате-лей, например при работе с подростками, имеющими трудности в социализации - в качестве особого условия рассматривается создание устойчивой пары «волонтер - воспитанник» [2].
При подготовке специалистов в области социальной работы и социальной педагогики в качестве педагогических условий организации волонтерской деятельности исследователями (Э. Д. Ахметгалеев, Л. В. Болотова, Л. В. Вандышева, О. Р. Данилова, С. Г. Екимова, Л. С. Кириллова Л. Ф., Козодаева, Л. П. Конвисарева, Л. А. Кудринская, В. В. Митрофаненко) рассматриваются [3; 5; 6; 9; 10; 12-14; 16; 20]:
1) проектирование и поэтапное внедрение в учебный процесс системы формирования готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности [3; 6; 9];
2) насыщение предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельности [10; 12; 13];
3) организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности [3];
4) использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию субъектной позиции студента [10; 12];
5) внедрение в учебный процесс социальной волонтерской практики
[10];
6) организация волонтерского сообщества единомышленников, объединенного общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность в вузе, правом выбора средств достижения целей при совместном решении проблем [14];
7) осознание собственной социальной защищенности волонтеров при готовности защищать интересы других [14];
8) сочетанием самоуправления с последовательным развитием демократических начал в управлении [14];
9) реализация ряда принципов: добровольности включения волонтеров в различные виды социально-ценной деятельности; признания за волонтерами права выбора средств достижения целей при совместном реше-
нии проблем; признания равенства личных и общественных потребностей волонтеров; сочетания самоуправления с последовательным развитием демократических начал в управлении волонтерской деятельностью[14].
В исследованиях в области психологии в качестве основных структурных элементов психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность реализации процесса вовлечения в волонтерскую деятельность, исследователи (Е. С. Азарова, А. Б. Бархаев) называют такие компоненты, как [1; 4]:
1) «мобилизационная привлекательность» образа общественных организаций и волонтерской деятельности для аудитории волонтерского ресурса;
2) «осознанная целеустремленность» трудовой деятельности волонтеров на интересы благополучателя;
3) «управляемая организованность» взаимоотношений и общения членов волонтерской общности со стороны руководителя;
4) «значимая причастность» референтных по отношению к волонтер-ству лиц к поддержке статуса волонтера.
А. Б. Бархаев утверждает, что «поддержание данных условий призвано обеспечить реализацию таких основных функций процесса вовлечения, как: побуждающая, деятельностная, интегративная, направляющая, способных обеспечивать формирование у участников волонтерских проектов такого качества, как «вовлеченность [4, с. 7].
Анализ представленных положений показывает, что у исследователей в разных областях знания есть много общего при определении педагогических условий для активизации добровольческих инициатив и организации добровольческой деятельности студенческой молодежи, а именно:
1) организационно-педагогические: обеспечение принципа добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность; наличие руководителей педагогического процесса, способных развивать навыки активного гражданского действия; обеспечение целенаправленного педагогического сопровождения в процессе реализации проектов и других форм добровольческой деятельности молодежи;
2) психолого-педагогические: учет мотивационной сферы личности волонтера, особенностей уровня притязаний, его деятельностных характеристик, формирование такого качества волонтера, как «вовлеченность»;
3) дидактические: наличие технологий и методического обеспечения подготовки волонтеров и организации волонтерского сообщества; возможность обучения навыкам проектирования волонтерской деятельности и их реализации в рамках учебного процесса.
Литература
1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Е. С. Азарова. - Кемерово, 2008. - 192 с.
2. Акимова Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Е. В. Акимова -Рязань, 2006. - 20 с.
3. Ахметгалеев Э. Д. Формирование профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе участия в студенческом волонтерском движении : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Э. Д. Ахметгалеев - M., 2009. - 17 с.
4. Бархаев А. Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Бархаев. - М., 2010. - 24 с.
5. Болотова Л. В. Волонтерская деятельность в социальной сфере : учеб.-метод. пособие / Л. В. Болотова - Тамбов : Изд-во ТГУ им Г Р Державина, 2005. -65 с.
6. Вандышева Л. В. Формирование готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности : автореф. дис... . канд. пед. наук / Л. В. Вандышева. - Самара, 2006. - 18 с.
7. Григорьев И. Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности : автореф. дис... . канд. пед. наук / И. Н. Григорьев - Тамбов, 2009. - 20 с.
8. Даль Л. В. Развитие готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Даль. - Арзамас, 2012. - 23 с.
9. Данилова О. Р. Формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Р. Данилова -Комсомольск-на-Амуре, 2011. - 21 с.
10. Екимова С. Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Г. Екимова. - Хабаровск, 2010. - 20 с. .
11. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] / Н. Ипполитова // General And Professional Education 1/2012. Сс. 8-14. - URL: http://ru. genproedu. com/30. 10. 13.
12. Кириллова Л. С. Формирование практических умений и навыков у будущих социальных работников в процессе добровольческого студенческого движения / Л. С. Кириллова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования : монография / под ред. Н. П. Клушиной. - Ставрополь, 2009.
13. Козодаева Л. Ф. Социально-культурные условия формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности : автореф. дис... . канд. пед. наук / Л. Ф. Козодаева - Тамбов, 2010. - 21 с.
14. Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Конвисарева -Кострома, 2006. - 22 с.
15. Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Программа подготовки и переподготовки кадров в области организации добровольной работы / под ред. В. А. Лукьянова, С. Р. Михайловой. -СПб. : МультиПроджектСистемСервис, 2009. - 64 с.
16. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л. А. Кудринская // Социс. - 2006. - № 5. - С. 15-22.
17. Леонова Е. И. Формирование социальной активности студентов в процессе социокультурной деятельности: новые парадигмы, интернационализация, образовательный перенос / Е. И. Леонова // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 4 (26). - С. 41-48.
18. Маковей Н. В. Педагогические условия подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности: автореф. дис... . канд. пед. наук / Н. В. Маковей. - Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 20 с.
19. Митрохина О. В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Митрохина - М., 2004. - 18 с.
20. Митрофаненко В. В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы : автореф. дис... . канд. пед. наук. / В. В. Митрофаненко -Ставрополь, 2004. - 221 с.
21. Моров А. В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: автореф. дис... . канд. пед. наук. / А. В. Моров. - М., 2004. - 20 с.
22. Никитина Л. В. Феномен волонтерства в современной России / Л. В. Никитина // Волонтер и общество. Волонтер и власть. Научно-практический сборник / сост. С. В. Тетерский. - М. : ACADEMIA, 2000. - С. 5-12.
23. Оленина Г. В. Социокультурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга : автореф. дис... . степ. канд. пед. наук. / Г. В. Оленина. - Барнаул, 2004. - 20 с.
24. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи : автореф. дис... . д-ра пед. наук / Л. Е. Сикорская. - Елец, 2011. - 421 с.
The pedagogical conditions promoting emergence and development of volunteer initiatives of youth in modern Russia
G. S. Kuragina, V. V. Semikin, M. S. Ignatenko
Annotation. Article is devoted to the analysis of the dissertation researches devoted to a phenomenon of volunteer activity, for the purpose of identification of the pedagogical conditions promoting emergence and development of volunteer initiatives of youth in modern Russia.
Key words: рedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions, psi-chologo-pedagogical conditions, didactic conditions.
Курагина Галина Салихьяновна кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет им. А. И. Герцена 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48 e-mail: [email protected]
Kuragina Galina Salihyanova
Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Herzen State Pedagogical University of Russia
48 Moika river embankment, St. Petersburg, 191186 e-mail: [email protected]
Семикин Виктор Васильевич доктор психологических наук, профессор Российский государственный университет им. А. И. Герцена 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48 e-mail: [email protected]
Semikin Viktor Vasilyevich Doctor of Psychological Sciences, Professor
Herzen State Pedagogical University of Russia
48 Moika river embankment, St. Petersburg, 191186 e-mail: [email protected]
Игнатенко Марина Степановна кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет им. А. И. Герцена, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48 e-mail: [email protected]
Ignatenko Marina Stepanovna
Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Herzen State Pedagogical University of Russia
48 Moika river embankment, St. Petersburg, 191186 e-mail: [email protected]