Педагогические исследования
Л. В. Неверова
(Нижний Новгород)
исследование потенциала добровольчества: педагогический контекст
В статье рассматриваются результаты исследования добровольчества как средства воспитательного воздействия на детей и молодежь. Пришедшее в Россию в конце прошлого века добровольчество (волонтерство) в начале XXI века стало средством становления личности как компетентного, дееспособного и полноправного члена общества.
Добровольчество как средство решения социальных проблем общества и как средство воспитания детей и молодежи исследуется в отечественной науке с конца XX века (В. Г. Бочарова, В. А. Кудинов, Р. М. Куличенко, Н. С. Морова, Л. Е. Сикорская, Н. Ю. Слабжанин, И. И. Фришман и др.].
В педагогике добровольческая (волонтерская] деятельность рассматривается: как способ формирования толерантности (Л. В. Ху-лин], как средство воспитания социальной инициативности у детей и молодежи (С. В. Те-терский], как фактор развития социальной активности молодежи (Л. П. Конвисарева], как составляющая системы подготовки студентов высшей школы к профессиональной деятельности (Э. Д. Ахметгалеев, Л. В. Болотова, Е. В Богданова, С. Г. Екимова, Л. С. Кириллова, Л. Ф. Козодаева, И. В. Маковей, И. А. Степанова], как средство формирования гражданской ответственности (И. Н. Григорьев, Т. А. Садчикова], как направление работы детских и молодежных общественных организаций (Е. В. Акимова, Л. Е. Никитина, И. М. Жел-тикова], как социальное служение молодежи (О. В. Решетников, Т. В. Склярова], как процесс становления и развития личности студентов (Л. Е. Сикорская], как средство воспитания ребенка на разных исторических этапах (С. Н. Гальман] и др.
Глобальные изменения в политической, социально-экономической сферах жизни страны в конце XX века, переход к обществу рыночных отношений вызвали многие негативные тенденции, оказывающие влияние на
социальную ситуацию развития ребенка. Данное явление выразилось в разрушении или изменении всех общественных институтов, в том числе расслоении семей по уровню достатка, массовом обеднении людей. На этом фоне институт семьи утратил свое былое значение, в том числе и в исполнении своих традиционных функций, в частности воспитательной. Из-за разрушения государственной системы воспитания значительная часть школ увлеклась учебным процессом в ущерб воспитательному. Произошло разрастание границ социально-незащищенного детства: социального сиротства и его спутников - безнадзорности, беспризорности и пр. На улицах городов появились дети, порвавшие связи с семьей и школой, произошел рост злоупотребления психоактивными веществами среди молодого населения.
Сложившаяся ситуация в стране не осталась без внимания государственных структур. В условиях складывающихся в России новых общественных формаций и отношений государственная политика защиты детства потребовала незамедлительного вмешательства. Были приняты комплексные меры, которые регламентировали и направляли социальную политику государства, а также ставили перед ним ряд целей:
- предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
- создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;
- пропаганду здорового образа жизни и
реализацию программ, направленных на профилактику злоупотребления психоактивными веществами.
Однако возникшие проблемы требовали не только законотворческой, но и социально-педагогической деятельности по выявлению, ранней диагностике и преодолению негативных явлений. В образовательных учреждениях стали вводиться в штатное расписание ставки социальных педагогов, социальных работников, психологов. В стране росло количество различных социально-психологических служб, центров, консультаций, но их деятельность была лишь косвенно направлена на предупреждение социальных проблем детства. В основной своей массе данные учреждения работают с детьми и семьями, уже имеющими комплекс проблем.
Ответом на сложившуюся ситуацию стал поиск педагогами-исследователями актуальных форм и средств, которые могли бы способствовать исправлению положения детей в сложившейся социально-экономической ситуации.
Так, появляется ряд исследований, в которых, в частности, отражаются проблемы безнадзорности (Г. А. Кудрявцева, Ф. А. Мустаева, Г. В. Орлова], социального сиротства (А. А. Ре-ан, Ж. К. Дандарова, В. А. Прокофьева], социальной дезадаптации подростков (Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Т. Д. Молодцова], девиант-ного поведения подростков (А. Д. Гонеев] и др.
Активное изучение лучшего зарубежного и отечественного опыта, в том числе и в области профилактической работы с несовершеннолетними, показало, что одним из эффективных средств для разрешения актуальных социальных проблем является использование добровольческого ресурса. Причем у данного явления в России имелась историческая основа. Например, в Российской империи с XVIII века проблемы предупреждения отклоняющегося поведения решались с помощью филантропии и меценатства. Исследователь С. В. Гальман, основываясь на анализе исторических документов, отмечает, что в XX веке после революционного переустройства российского общества, добровольчество переживало несколько «пиков» своей активности, которые пришлись на 20-е годы прошлого века - начальный этап построения социалистического общества; на этап Великой отечественной войны - 1941-1945 годы; 60-80-е
годы XX века и на этап, завершающий XX столетие [2].
Особое внимание следует уделить этапу 60-80-х годов XX века, когда добровольческая деятельность детей наиболее ярко отразилась в деятельности Коммуны юных фрун-зенцев (1959 г.], во главе которой стояли И. П. Иванов, Л. Г. Борисова и Ф. Я. Шапиро. Обращение к И. П. Иванову важно, поскольку в его трудах раскрывается понятие «заботы» и как основы педагогического процесса, и как реальное действенное проявление гуманизма, и как нравственно мотивированная деятельность. Впервые возводится до уровня концептуальной идеи тезис о том, что забота может объединять воспитателей и воспитанников, когда они вместе добровольно и бескорыстно действуют на благо кого-либо.
Организация и проведение коллективных творческих дел (КТД] стали формой проявления общей творческой гражданской заботы о ближнем. Впоследствии педагоги, увлекшись внешней стороной методики, порой не желая признавать личную несостоятельность, обвиняя в несовершенстве методическую систему, неблагоприятные внешние обстоятельства и пр., постепенно утрачивали интерес к концептуальной основе коллективных творческих дел, заменяя их практикой проведения обычных школьных мероприятий. Действительно, данная методика требовала и требует великого труда души, напряжения интеллекта и нравственного стержня у педагога.
Совершенно иной, утилитарный, подход предлагала зарубежная практика добровольчества (волонтерства]. В частности, хорошо зарекомендовала себя в профилактической работе методика обучения волонтеров по принципу «равный обучает равного». В Объединенной программе Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) отмечается, что данная методика предполагает влияние членов определенной группы на других членов той же группы с целью добиться изменения поведения последних.
Основой данного метода стал ряд известных поведенческих теорий: социально-когнитивная теория А. Бандуры, теория рационального действия М. Фишбейна и А. Эйзена, теория распространения инноваций К. Роджерса, теория образования на основе участия П. Фрейре. Суть данных теорий сводится к утверждению, что «горизонтальный процесс»
общения равных с равными позволяет людям выработать способы решения проблемы и обеспечить изменения в собственном поведении [4]. В России данная методика была успешно освоена молодежным волонтерским антинаркотическим движением. На ее основе в образовательных и общественных организациях в настоящее время создаются программы, направленные на профилактику наркомании, распространения ВИЧ/СПИДа и других социальных девиаций. Не рассматривая участников-волонтеров данных программ с нравственных, творческих или гражданских позиций, их авторы получают тем не менее желаемый результат - рост уровня осведомленности участников по проблемам, обозначенным в программах, изменение отношения к ним в группах сверстников, обучение жизненным навыкам.
В Стратегии «Здоровье и развитие подростков России», подготовленной при поддержке Представительства Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в Российской Федерации, в частности отмечается, что «значительное место в формировании высокого качества жизни современных подростков занимают взаимоотношения с друзьями. Данные взаимоотношения могут быть направлены как на формирование здорового поведения, так и на формирование вредных привычек и пристрастий, вплоть до саморазрушения» [1, с. 33]. Именно поэтому, наиболее эффективным признан подход, при котором заранее подготовленные и заинтересованные молодые люди - волонтеры - активно пытаются найти общий язык со своими сверстниками, живущими в схожих условиях, и помогают пропагандировать в своей среде необходимые знания, убеждения и навыки в области здорового образа жизни.
В работах исследователей добровольческая деятельность несовершеннолетних рассматривается как технология профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа и безнадзорности. Так, например, в исследовании О. В. Митрохина доказывается, что молодежь, начиная со старшего подросткового возраста, наиболее перспективна в профилактической работе, так как может легко устанавливать непосредственный контакт со сверстниками [3]. Особо отмечается, что в работе с такими серьезными антисоциальными проявлениями, как безнадзорность, правонарушения, наркомания, ВИЧ/СПИД, экстремизм и др., не-
обходима соответствующая подготовка добровольцев, которую проводят специально обученные педагоги, психологи, медицинские работники.
Кроме этого, привлеченные к профилактической деятельности подростки и молодежь на протяжении всей профилактической программы остаются под социально-педагогическим патронированием, осуществляемым педагогическим работником, к которому предъявляются высокие требования: обладание высоким уровнем духовно-нравственной культуры, личная примерность, способность в повседневной деятельности выступать носителем тех ценностей, о которых он сообщает молодежи.
Со временем позитивные общественные тенденции, выразившиеся в росте добровольческих инициатив, связанных с защитой ребенка, были дополнены детской и молодежной добровольческой активностью:
- организацией свободного времени детей, подростков и молодежи;
- социально-педагогической и психологической поддержкой сверстников (организация волонтерских объединений, чья деятельность направлена на профилактику асоциального поведения и пропаганду здорового образа жизни];
- туристической и военной подготовкой;
- восстановлением и уходом за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- экологической защитой;
- творческим развитием (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников], информационным обеспечением мероприятий;
- помощью в реставрационных работах;
- интернет-добровольчеством, приобретающим в последнее время всё более широкую популярность (яркий пример - создание и развитие интернет-ресурса «Википедия»];
- спортивным волонтерством и др.
С расширением направлений добровольческой деятельности увеличивается и количество исследований, в которых она становится предметом изучения.
Исследования подтверждают, что добровольчество является мощным средством воспитательного воздействия на детей и молодежь. Сегодня «социально преобразующая добровольческая деятельность» активно утверждается в воспитательной практике школ.
Добровольчество является одним из направлений внеурочной деятельности учащихся в условиях осуществления требований нового образовательного стандарта [6]. Кроме этого, исследователь Е. В. Акимова вводит в научный оборот термин «педагогическое волон-терство», рассматривая его как «взаимодействие педагогов, добровольцев с представителями подрастающего поколения, нуждающимися в комплексной помощи при решении проблем становления и саморазвития личности» [1, с. 6]. На наш взгляд, такой подход в современных условиях уже не отражает в полной мере весь огромный потенциал добровольчества в педагогической деятельности. Сегодня добровольчество уже не только «решает проблемы» или «оказывает помощь».
Потенциал добровольчества может раскрываться в самостоятельных инициативных действиях субъектов в социуме, способствующих становлению личности в качестве компетентного члена общества, обладающего готовностью и способностью вносить личный вклад в его развитие. Педагогам отводится ведущая роль по воспитанию компетентных, дееспособных и полноправных членов общества, в том числе и через добровольческую деятельность. Сегодня важно педагогам принять не только потенциал, но и ценности добровольчества. В этом нам видятся проблема и возможность для проведения дальнейших исследований с целью наиболее полного раскрытия добровольческого ресурса для гармонизации взаимоотношений человека и общества.
Литература
1. Акимова Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Рязань, 2006. - 20 с.
2. Гальман С. В. Добровольческая деятельность как средство воспитания ребенка в России в XX веке : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.0l. - Великий Новгород, 2015. - 26 с.
3. Митрохина О. В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2004. - 23 с.
4. Просвещение по методу «равный - равному» и ВИЧ/СПИД. Концепции, применение и проблемы : материалы Объединённой программы Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮнЭЙДС). [Электронный ресурс]. URL: http://data.unaids.org/pub/Report/2007/JC1194-PeerEducation_ru.pdf (дата обращения 18.09.2015).
5. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Елец, 2011. - 39 с.
6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2010. - 223 с. — (Стандарты второго поколения).
7. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - 54 с.