Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ
УДК 378
Ш.М-Х. Арсалиев Р.У. Дендиева
8ЬауаШ ЛгеаИеу
к;й«1 БепШеуа
Общественно-экономические преобразования на современном этапе предъявляют повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения, так как общество находится в условиях духовного обнищания, практикуется пропаганда средствами массовой информации не лучших образцов поведения. Возрождение прогрессивных этнопедагогических традиций воспитания, уровень и само содержание воспитательной работы с учащимися младших классов приобретает на данном этапе самое важное значение [3].
Целе-ориентационные педагогические условия связаны с целеполаганием, формированием тех личностных и предметных компетентностей, на которые ориентирована система нравственно-эстетического воспитания. Под целе-ориентационными педагогическими условиями реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы мы понимаем:
— ориентацию образовательного процесса на развитие личности учащихся начальной школы как будущего носителя и творца региональной культуры;
— ориентацию образовательного процесса на осознание ценностей региональной культуры как личностно значимых в процессе становления личности.
Чувство причастности к национальной культуре способствует пробуждению национальной гордости и достоинства личности. Это, в свою очередь, является важной составляющей процесса воспитания и способствует формированию у личности системы национальных ценностей, основу которых составляют духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность является результатом потери национальных корней. Поэтому особого внимания требует социальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Знакомить детей с правилами поведения и общения, с нравственными нормами общества недостаточно, необходимо в совместных воспитательных действиях педагогов и родителей формировать нравственные качества, устойчивость к неблагоприятным и негативным условиям, которые в последующем станут основой для нравственных поступков. Содержание этнопеда-гогики чеченцев, формы и методы воспитания подрастающего поколения основаны на мудрости и жизненном опыте представителей старших поколений, они вырабатывались на протяжении веков, поэтому их использование дает эффективные результаты [1; 4].
© Арсалиев Ш.М-Х., Дендиева Р.У., 2014
Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия
В современных общественно-политических условиях развития образования очень важно обеспечить преемственность поколений путем приобщения детей к процессу творчества. При этом чем разнообразнее материал приобщения, тем больше интерес у детей возрастает. Сам объект изучения и познания, будь то вышивка, ткачество, лепка, роспись по ткани, становится важным фактором постижения уровня мастерства на основе системного обучения, которое включает в себя совокупность теоретических и практических знаний, куда входит и история. Историческая преемственность, являясь одним из условий общественного прогресса, дает возможность подрастающим поколениям овладеть, развить и обогатить все то лучшее в духовно-нравственной сфере, что было создано до них [3; 5].
Известно, что фундаментом нравственного воспитания является усвоение простых норм морали, в процессе чего вырабатываются нравственные качества, переходящие затем в убеждения. Чем меньше возраст у ребенка, тем больше внимания надо обратить на воспитание таких качеств, как честность, скромность, трудолюбие, уважение к окружающим, особенно к старшим. Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы эти нравственные нормы проникли в души детей и стали для них субъективно значимыми. Человеческие ценности, кроме накопления нравственных и духовных ценностей, предполагают формирование у подрастающих поколений способности создавать новые системы ценностных отношений между людьми. [2; 4; 5]
Ценностно-содержательные педагогические условия связаны содержательной стороной учебно-воспитательного процесса, его информационной составляющей, этнопедагогическими и этнокультурными компонентами. Создание ценностно-содержательных педагогических условий означает:
— включение особенностей этнопедагогической системы чеченцев в образовательный процесс как неотъемлемого содержательного компонента, отбор и структурирование ценностей и традиций региональной этнопедагогической культуры;
— отражение в содержании образования учащихся начальной школы самобытности и уникальности региональной этнопедагогической культуры во взаимосвязи с российской и мировой;
— раскрытие внутренних связей между современной социокультурной ситуацией в регионе и культурологическими предпосылками ее формирования на примере использования регионально-художественных материалов.
В ситуации глубокого кризиса духовности, в которой оказалась наша страна в результате глобальных изменений в общественно-политическом устройстве, повышение уровня нравственно-эстетического воспитания, опирающегося на богатый воспитательный потенциал народов России, в контексте поставленных обществом и государством задач педагогического процесса приобретает особую значимость. Как свидетельствуют результаты данного исследования, чеченская этнопедаго-гика обладает богатым нравственно-эстетическим потенциалом. Между тем, педагогическими коллективами школ республики недостаточно используются богатейшие возможности народной педагогики в практике школьного воспитания, в частности, младших школьников. С целью качественного улучшения ситуации, на наш взгляд, необходимо:
— осознание педагогическими коллективами, что полноценное духовное развитие личности школьника невозможно, если он не ощущает себя частью своего народа, его духовной культуры, которая является лучшей школой нравственности и красоты;
— при разработке учебных и воспитательных планов всех звеньев школьного обучения учитывать воспитательные возможности народных традиций и шире использовать их на уроках и во внеурочной деятельности учащихся в соответствии с принципом системности;
— в системе работы по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся необходимо предусмотреть реальные возможности родительского сообщества, особенно тех семей, в которых существуют богатые традиции семейного воспитания нравственных норм;
— руководителям учреждений системы образования необходимо принять во внимание, что
Вестник Университета № 8, 2014
задачу воспитания нравственно-эстетической культуры с опорой на народные традиции успешно решать может лишь педагог, который сам является носителем высокой духовности, включающей народную культуру;
— с целью профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к целенаправленной системной работе по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников на народных традициях пересмотреть вузовские программы и включить в учебные планы всех педагогических учебных заведений Северного Кавказа по национально-региональному компоненту учебный курс «Традиции кавказских народов в духовно-нравственном воспитании младших школьников»;
— с целью стимулирования деятельности педагогических коллективов по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся на народных традициях рекомендовать руководителям субъектов СКФО включать в программы грантов данную тематику и привлекать к грантовой деятельности педагогов начальных классов.
Психолого-методические педагогические условия связаны с организацией учебного процесса и включают:
— субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе, обеспечивающее общность ценностей и целей нравственно-эстетического воспитания;
— творческое переосмысление известных и разработка инновационных форм и методов работы с региональным этнопедагогическим материалом;
— опора на развитие личности учащихся начальной школы и их творчество;
— расширение пространства использования форм и видов познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информационных технологий и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает, как минимум, два последовательно осуществляемых этапа: внедрение в учебный процесс личностно-ориентированных технологий образования, воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Для освоения новых педагогических технологий требуется время и специальная подготовка учителя. Соблюдение выявленных нами педагогических условий позволит обеспечить эффективное функционирование системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы на основе использования региональных этнопедагогических и культурных традиций.
Библиографический список
1. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование национальной культуры в подготовке учителей начальных классов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 200 с.
2. Николаев В. Л. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы / В. Л. Николаев. -М., 1998. - 178 с.
3. Солдатенков А. Д. Поликультурное образование в многонациональной школе - основа диалога культур и стабилизации общества: психолого-педагогический сборник. - Вып. 1. - M., 2000. - С. 91-97.
4. Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев / З.И. Хазбулатова. - Назрань: Пилигрим, 2007. - С. 73-75.
5. Устное народное творчество вайнахов: учеб. для студентов вуза. - Грозный, 1977. - С. 37-41.