УДК 378.14.015.62
DOI: 10.14529^190208
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Л.Н. Овинова, Е.Г. Шрайбер, В.С. Колмакова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Целью данной статьи является определение педагогических условий эффективной реализации метода проектов в образовательном процессе вуза на примере преподавания иностранного языка.
Метод анализа и синтеза был использован для изучения научной литературы; конкретизация и обобщение - для выявления признаков метода проектов и комплекса педагогических условий, а наблюдение и изучение педагогического опыта - при реализации метода проектов на практике. В статье проинтерпретированы основные понятия «метод», «проект», «проектная деятельность», «педагогические условия», обоснована целесообразность применения метода проектов в процессе преподавания иностранного языка, выделены отличительные признаки метода проектов, с учетом которых на основе некоторых положений гуманно-ориентированной системно-синергетической методологии по отношению к объекту исследования был определен комплекс педагогических условий его реализации. Представлены авторские разработки внедрения метода проектов в учебной и внеучебной деятельности образовательного процесса вуза на примере преподавания иностранного языка в группах студентов-бакалавров факультета журналистики с учетом требований ФГОС ВО 3+ к развитию ключевых общих и профессиональных компетенций.
В статье впервые обоснован комплекс педагогических условий эффективной реализации метода проектов в образовательном процессе вуза на примере преподавания иностранного языка с учетом развития ключевых компетенций. Представленные авторские разработки внедрения метода проектов и методики реализации педагогических условий могут стать основой для педагогов-практиков при использовании метода проектов в процессе преподавания иностранного языка в вузе, направленного на формирование ключевых общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: образовательный процесс, метод проектов, проектная деятельность, ключевые профессиональные компетенции, педагогические условия.
Постановка проблемы. Современная система образования должна соответствовать потребностям общества, которому для своего успешного развития во всех сферах нужны компетентные специалисты. В связи с этим главными целевыми установками в реализации ФГОС ВО третьего поколения являются компетенции, полученные студентами в ходе обучения, при этом под термином «компетенция» понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Несмотря на то, что использование традиционных форм и методов обучения придает образовательному процессу научность, четкость, системность, обеспечивает логически правильную подачу учебного материала, оптимальность затрат ресурсов, они не могут решить всех задач, которые стоят перед системой высшего образования сегодня. Поэтому необходимы новые подходы к конструирова-
нию содержания учебных дисциплин, совершенствованию технологий и методов обучения, то есть наиболее эффективные способы достижения поставленных в программных документах целей.
Одним из вариантов решения задач модернизации высшего образования является использование метода проектов, реализация которого позволяет осуществлять межпредметную интеграцию, формирует у студентов способность к осуществлению практической деятельности, а именно - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Проектное обучение, основанное на использовании метода проектов, является одним из инновационных и приоритетных направлений в мировом образовании сегодня. В новых образовательных условиях началась работа над проектным обучением и в нашем универ-
ситете. Данная технология, по мнению А.Л. Шестакова, ректора ЮУрГУ, позволит вузу существенно повысить качество обучения и конкурентоспособность выпускников на российском и международном рынках труда. Реализация проектного обучения включена в стратегию развития ЮУрГУ. Проектные программы постепенно внедряются в учебные планы подготовки студентов различных направлений. Кроме того, проектная деятельность в условиях дефицита академических часов и увеличения доли самостоятельной работы студентов вузов становится все более востребованным видом обучения.
Несмотря на то, что метод проектов используется в практике образовательного процесса вузов на современном этапе достаточно активно, вызывает большой интерес у преподавателей различных предметов, необходимо отметить недостаточную разработанность проблемы выявления педагогических условий реализации метода проектов в преподавании иностранного языка в вузе с целью развития ключевых общих и профессиональных компетенций. Это в свою очередь затрудняет осмысление преподавателями собственного опыта, перспектив использования метода проектов.
Анализ состояния практики реализации метода проектов в преподавании иностранного языка в вузе с целью развития профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о том, что современный вуз не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов для достижения целей ФГОС ВО нового поколения. Значительная часть студентов, имеющих опыт участия в осуществлении образовательных проектов по иностранному языку, демонстрирует низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка для профессиональных целей, слабо осознает значимость проектной деятельности и полученных результатов для будущей профессиональной деятельности.
По данным нашего опроса, преподаватели иностранных языков испытывают сложности при организации проектной деятельности в рамках традиционной методики в курсе профессионально-ориентированного иностранного языка с целью развития ключевых профессиональных компетенций, проявляют достаточно слабый интерес к реализации метода проектов во внеучебной деятельности. Это касается решения вопросов межпредметной
интеграции для определения проблематики образовательных проектов, организации педагогического сотрудничества в ходе работы над проектом. Было выявлено также, что существует проблема эффективной диагностики результатов проектной деятельности студентов.
В связи с вышеизложенным целью данной статьи является определение комплекса педагогических условий, способствующих эффективной реализации метода проектов в образовательном процессе вуза с целью развития ключевых общих и профессиональных компетенций.
Обзор литературы. В данной работе под «методом проектов» мы будем подразумевать такой способ достижения дидактической цели, при котором в процессе самостоятельного планирования и активного систематического выполнения определенного типа заданий происходит решение значимой для студентов проблемы и создаются условия для развития профессиональной компетентности, а проектная деятельность рассматривается как деятельность обучаемых в рамках реализации метода проектов [20].
Использование метода проектов в образовательном процессе вуза обусловлено его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность использовать и применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач [1, 26-28, 30]. В этом смысле проектирование рассматривается как средство для развития компетенций [9, 10, 24, 25].
Анализ научных источников [5, 7, 11, 16, 21-23, 29] позволил нам выявить и сформулировать следующие отличительные признаки метода проектов по сравнению с другими инновационными методами и технологиями для обоснования целесообразности его применения в образовательном процессе вуза с целью развития ключевых общих и профессиональных компетенций:
• проблемная ситуация - один из ключевых признаков метода проекта, так как от правильной формулировки и постановки проблемы зависит успех всего проекта. Важно учитывать личные и профессиональные интересы студентов, их личностные качества, а также требования ФГОСов и иных документов, определяющих социальный заказ системе образования;
• направленность на результат (готовый продукт) - основной признак метода проектов. По окончании проектной деятельности студенты должны представить конечный готовый продукт в заранее обговоренном формате (презентация, виртуальный тур, видео, интервью, доклад, чертеж и т. д.);
• самостоятельность - в ходе работы над проектным заданием студенты на каждом из этапов в той или иной степени действуют самостоятельно. Особенно это касается этапа поиска, сбора и анализа необходимой информации, оформления результата работы, подготовки к его представлению и защите;
• самоорганизация - студентам приходится на каждом из этапов проектной деятельности озадачиваться вопросами самодисциплины, внутренней организации, ответственности перед собой и коллективом, тайм менеджментом, так как, работая в коллективе, надо уметь работать не столько на личный результат, сколько на результат всей команды;
• самореализация - именно использование данного метода предоставляет студентам возможность реализовать себя в творческом, личностном и профессиональном аспекте, так как проектная деятельность предусматривает значительный объем самостоятельной работы;
• последовательность - признак, учитывающий постепенное, строго регламентированное продвижение работы над проектом согласно разработанному сценарию;
• процессуальность - признак, подчеркивающий особенность проектной работы как деятельности, процесса, в ходе которого студенты находят решение поставленной проблемной задачи и продумывают варианты его воплощения в качестве готового продукта;
• прагматичность - признак, отражающий практико-ориентированный характер готового социально-значимого продукта, возможность практического применения полученных результатов;
• междисциплинарность - зачастую метод проектов применяется в проектной деятельности, в которой оказываются задействованными более одной предметной области.
Научные исследования, посвященные проблеме разработки комплекса педагогических условий при реализации метода проектов, касаются выявления мотивации и поэтапного включения метода проектов в содержание образования, эмоционального состояния и отношения студентов и преподавателей
к проектной деятельности, содержательной составляющей проектной деятельности, способствующей овладению необходимыми компетенциями, особенностям коллективной работы и продуктивности совместной деятельности [3, 4, 6, 8, 13, 19] и т. д.
Однако проблема определения комплекса педагогических условий эффективной реализации метода проектов в процессе преподавания иностранного языка в вузе с целью развития ключевых общих и профессиональных компетенций исследована недостаточно.
Результативность любого процесса зависит в первую очередь от того, в каких условиях он протекает. В философской литературе категория «условия» является общенаучной и одной из ведущих наряду с такими, как «личность», «деятельность», «материя» и др. Наиболее общая дефиниция этой категории содержится в философском словаре, который рассматривает ее как категорию, выражающую отношение предмета к окружающим явлениям, без которых этот предмет существовать и развиваться не способен. При этом сам предмет рассматривается как нечто обусловленное, а условие - относительно внешнее по отношению к предмету многообразие объективного мира [18].
В нашем исследовании мы рассматриваем педагогические условия как комплекс обстоятельств, способствующих успешной реализации метода проектов в образовательном процессе вуза, направленном на развитие ключевых общих и профессиональных компетенций.
При выявлении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование метода проектов в образовательном процессе вуза, направленном на развитие ключевых общих и профессиональных компетенций, нами были приняты во внимание цели, поставленные в актуализированных ФГОС ВО третьего поколения, то есть социальный заказ общества, проанализирована научная литература и эффективный педагогический опыт по проблеме исследования, в том числе и собственный, использованы возможности избранной методологии, учтены особенности метода проектов.
Методология исследования. Исходя из принципов государственной политики в сфере образования РФ [17], которая основывается на гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности и т. д., основных общепри-
нятых положений общенаучных методов, а также особенностей предмета исследования в качестве методологического основания определения и обоснования педагогических условий реализации метода проектов в процессе преподавания иностранного языка в вузе, нами была выбрана гуманно-ориентированная системно-синергетическая методология, разработанная Г.Н. Сериковым [14, 15], базирующаяся на следующих принципах:
- гуманизма, т. е. провозглашение человека высшей ценностью и опора на его (студента) природоопределенные свойства и задатки;
- системности, т. е. построение образовательного процесса как системы;
- синергизма, т. е. сотрудничества, взаимодействия участников образования. Данная методология представляет собой индуктивный синтез гуманно-ориентированной сис-темно-синергетической общности в гуманно-ориентированном процессе, направленном на достижение антропосинергизма участников образования посредством введения общих гуманно-ориентированных установок в методах достижения поставленных целей и задач, с учетом природоопределенных свойств людей и процессов саморегуляции в развитии системно-синергетической общности участников образования.
В ходе исследования применялись универсальные теоретические научные методы: анализ и синтез (изучение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме выявления педагогических условий реализации проектного обучения в целом и их применения в системе высшего образования в частности), конкретизация, обобщение (выявление и обоснование признаков метода проектов и комплекса педагогических условий его реализации в системе высшего образования) и практические научные методы: наблюдение (осуществляемое в процессе преподавания иностранного языка (немецкий и английский языки) в группах 2-го курса студентов-бакалавров факультета журналистики с применением метода проектов на основе авторских разработок), изучение и обобщение педагогического опыта применения метода проектов в образовательном процессе вуза.
Данные методы применялись сообразно стандартной процедуре: выявление объекта исследования, сбор необходимых теоретических и эмпирических данных (изучение соот-
ветствующей литературы и практического педагогического опыта), выявление признаков, параметров и характеристик исследуемого объекта, систематизация и упорядоченность полученных аналитических данных.
Следование процедуре применения вышеуказанных теоретических и практических методов исследования позволило авторам выполнить поставленную задачу исследования, заключающуюся в выявлении и методологическом обосновании педагогических условий реализации метода проектов в вузе.
Основные результаты исследования. Анализ научных изысканий по проблеме выявления педагогических условий использования метода проектов в образовательном процессе вуза позволил нам применить метод проектов в собственной практической деятельности. При использовании метода проектов в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка в группах бакалавриата по направлению подготовки «Журналистика» мы ставили перед собой цель определить те педагогические условия, которые бы способствовали эффективному применению данного метода в образовательном процессе вуза.
Обучение иностранному языку будущих журналистов в бакалавриате длится четыре семестра, количество учебных часов составляет от трех до четырех в неделю. Уровень знаний студентов варьируется от А2 до В2 по общеевропейской шкале оценивания (Common European Framework of Reference, CEFR).
Метод проектов был экспериментально использован нами в четвертом семестре в образовательном процессе по иностранному языку будущих журналистов. Содержательно данный семестр наполнен экспериментальным курсом «Глобальные проблемы человечества», который состоит из шести тематических блоков, каждый из которых посвящен определенной группе глобальных проблем (экологические, политические, социально-экономические, духовные и т. д.).
Материал данного курса представлен в одноименном пособии, которое содержит обширную информацию по каждому из блоков курса в виде текстов, видеосюжетов, упражнений на развитие различных видов речевой деятельности, контрольно-измерительных и справочных материалов. Учитывая междисциплинарный характер содержания данного курса, большой объем информации, необхо-
димость творческого подхода к выполнению заданий курса, дефицит аудиторных часов, а также возможность развития профессиональных компетенций, мы решили при изучении данного курса использовать метод проектов.
При выборе тем проектов мы руководствовались следующими требованиями:
• темы проектов должны соответствовать по содержанию и сложности требованиям учебных программ профессионального обучения;
• последовательность проекта должна отвечать педагогическому принципу - обучение от простого к более сложному;
• тема проекта должна быть посильной, по характеру и сложности соответствовать трудовым навыкам и умениям, приобретенным студентами к моменту выполнения проекта;
• сложную проектную задачу необходимо преобразовать в несколько простых и решать их поэтапно, путем последовательного рассмотрения входящих в сложную задачу частных проблем;
• альтернативные варианты решений целесообразно прорабатывать последовательно, то есть в каждый данный момент прорабатывается только одна концепция.
В качестве социально-значимого результата были предложены следующие виды: интернет-страница, телепередача, газета, журнал, законопроект, отчет, справочник, учебное пособие, сборник, выставка, реклама, модель, ролевая игра, экскурсия, конференция, доклад, презентация, видеоролик, видеофильм, интервью. Создание данных видов продуктов требует от студентов, во-первых, опору на имеющиеся знания профессиональных дисциплин, а во-вторых, соответствующих умений и навыков.
Таким образом, была предпринята попытка с помощью метода проектов создать условия, способствующие не только совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции студентов [2], но и развитию профессиональных компетенций студентов.
По характеру доминирующей в проекте деятельности, согласно классификации проектов Е.С. Полат, данный проект можно охарактеризовать как поисково-исследовательский творческий проект [12].
По характеру предметно-содержательной области данный проект можно отнести к межпредметному проекту, по количеству участ-
ников данный проект может быть индивидуальным, парным, а также групповым, по продолжительности может быть краткосрочным и долгосрочным.
Возможны два варианта использования метода проектов в ходе изучения курса «Глобальные проблемы человечества». Можно предложить студентам подготовку мини-проектов по каждой из тем данного курса. В таком случае меняется характер проекта по продолжительности, он становится краткосрочным. В другом случае студенты в начале семестра при изучении первого блока курса знакомятся с содержанием всего курса, его проблематикой, затем им предлагаются темы проектных заданий, а также виды продукта -результата проекта. В данном случае проект считается долгосрочным, так как его выполнение длится почти семестр.
Определение педагогических условий реализации метода проектов с целью развития ключевых общих и профессиональных компетенций мы проводили и при использовании метода проектов во внеучебной деятельности студентов. Это состоялось в рамках проекта «Экономические игры» для студентов экономических специальностей (ВШЭиУ) экспериментальной и элитной программ обучения. Студентам факультета журналистики была предоставлена возможность участия в проекте «Интервью с участником экономических игр», который являлся групповым по количеству участников, краткосрочным по продолжительности, так как на подготовку и реализацию проекта уходит 8 академических часов. Целью данного проекта было развитие профессиональных навыков, необходимых для ведения интервью, разработка и представление интервью на английском языке.
В результате мы пришли к выводу, что использование метода проектов в образовательном процессе вуза, направленном на развитие ключевых общих и профессиональных компетенций, будет успешным при следующем комплексе педагогических условий:
• согласованное сотрудничество педагогов и студентов;
• выбор проблемы проекта с учетом индивидуальных образовательных и личностных интересов студентов;
• приоритет самостоятельной творческой деятельности студентов при постоянном педагогическом сопровождении.
Рассмотрим каждое из условий подробнее.
1. Согласованное сотрудничество педагогов и студентов. Необходимо работать над созданием благоприятного микроклимата, дружественной обстановки и построением партнерских отношений между участниками образовательной деятельности на протяжении всех этапов реализации проектной деятельности. Учебно-педагогическое взаимодействие, основанное на сотрудничестве, доверии и взаимоуважении, является залогом успешного применения метода проектов и реализации проектной деятельности в целом. Важно обратить внимание не только на взаимодействие между педагогами и студентами, но и на характер общения между самими студентами. Будущий специалист должен уметь сотрудничать и вежливо общаться в коллективе, толе-рантно относиться к мнению и поведению других людей, быть вежливым и воспитанным.
Согласованное партнерство педагогов и студентов обусловлено положениями гуманно-ориентированной системно-синергетиче-ской методологии и состоит в том, что совместными усилиями участники проектной деятельности, руководствуясь сходными представлениями о гуманизме и настроениями на претворение этих представлений в действительность, во взаимодействии друг с другом решают поставленные проблемные вопросы и приходят к достижению общего результата [15].
Сплоченность участников образования приводит к более качественным результатам взаимодействия, чем разобщенность. Настрой каждого участника проекта на совместную деятельность и поддержку своих партнеров является основой для развития группового антропосинергизма. Антропосинергизм означает гармонию в сосуществовании с собой и с окружающими людьми. В процессе антро-посинергизма, обладающего свойствами саморегуляции и самоуправления, создаются благоприятные условия для самореализации участников проектной деятельности [14].
2. Выбор проблемы проекта с учетом индивидуальных образовательных и личностных интересов студентов. Ключевую роль в этом условии должны сыграть способности, задатки, наклонности обучающихся, их психолого-педагогические особенности. С момента рождения замысла проекта, его планирования и исполнения обучающиеся должны получать удовольствие от занятий. Тогда они максимально эффективно смогут самореализоваться
в нем, проявить самостоятельность и независимость. При возникновении трудностей во время работы над проектом внутренняя мотивация, рожденная и подпитываемая интересным проблемным вопросом, будет служить своеобразным «локомотивом», толчком к продвижению вперед, к результату.
Постановка проблемного вопроса (задачи) с учетом индивидуальных образовательных и личностных интересов обучающихся согласно положениям гуманно-ориентированной системно-синергетической методологии учитывает природоопределенные свойства студентов и особенности субъект-субъектного взаимодействия в процессе проектной деятельности. Постановка проблемного вопроса будет неминуемо влиять на отбор содержания проектной деятельности, которое является предметом взаимодействия участников проекта. Качество же усвоения содержания проекта зависит от свойств взаимодействия его участников [14].
Антропосинергизм в стадии зрелости характеризуется высокой степенью сплоченности участников коллектива, что способствует активной самореализации студентов в сочетании с исполнением компетенций в образовательном процессе. Оказавшись в обстановке, благоприятствующей самореализации, участник проекта инстинктивно и намеренно будет стремиться к тому, чтобы самореализация осуществлялась постоянно. В этом случае его природоопределенные предпосылки, задатки раскроются в полную силу. Приоритет гуманизма в данном случае состоит в том, что каждый участник проекта предстает как уникальное явление, сочетающее в себе и при-родоопределенную специфику, и социально-обусловленную общность, и индивидуальную духовность. Следовательно, приоритет гуманизма побуждает педагогов создавать такие педагогические условия, которые обусловливали бы самореализацию обучающихся, снимали бы противоречия между природоопре-деленной спецификой каждого человека и целесообразностью его социального сосуществования с другими людьми.
3. Приоритет самостоятельной творческой деятельности студентов при постоянном педагогическом сопровождении. Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [12]. Тем не менее на определенном этапе
проектной деятельности студент получает ведущую роль в образовательном процессе, становится полноправным субъектом своей образовательной деятельности, архитектором своей индивидуальной образовательной траектории, в рамках которой вправе решать, какую часть работы, в каком объеме, каким образом и в какое время он готов выполнить, единолично или в команде, на каких условиях и т. д. Студенту предоставляется определенная свобода действий в рамках заранее спроектированного сценария решения проблемного вопроса. Преподавателю на данном этапе отводится роль помощника, наблюдателя, фасилитатора, который ненавязчиво и очень аккуратно может оказывать педагогическое содействие студентам, а если возникнет необходимость, то и корректировать их действия, решения и поведение.
Приоритет самостоятельной творческой деятельности студентов при постоянном педагогическом сопровождении также зиждется на положениях методологии об индивидуальном антропосинергизме и учете природоопре-деленных свойств студентов. Речь идет о том, что каждый человек рождается с присущими ему свойствами, задатками. Сталкиваясь с социальной действительностью, человек проявляет себя так, чтобы сохранить свою природную уникальность и одновременно самореализоваться. На это направлены все его внутренние ресурсы, проявляя при этом свои уникальные природные свойства. Таким образом происходит самореализация, как правило, путем саморегуляции, т. е. без намеренного проявления человеком себя. Когда саморегулирующиеся и намеренные предпосылки поведения человека сонаправлены друг с другом, саморегуляция и самоуправление происходят согласованно, это ведет к высокой степени зрелости индивидуального антропо-синергизма, а следовательно, к эффективной самореализации и высоким творческим достижениям. Задача педагога в данном случае заключается в создании качественного взаимодействия между всеми участниками проектной деятельности, способствующего достижению стадии зрелого антропосинергизма [15].
Выявленные педагогические условия реализации метода проектов в образовательном процессе вуза позволили нам проанализовать методику реализации каждого из условий в проектной деятельности в процессе преподавания иностранного языка.
Методика реализации первого педагогического условия (согласованное сотрудничество педагогов и студентов) предполагает деятельность преподавателя по созданию благоприятного психологического климата в группе, положительной мотивации к участию в проекте, организации учебно-педагогического взаимодействия, основанного на сотрудничестве, доверии и взаимоуважении. Важная роль отводится анализу и учету межличностных отношений в группе, характеру общения между студентами, развитию рефлексии, особенно при выполнении групповых проектов.
Методика реализации второго педагогического условия (выбор проблемы проекта с учетом индивидуальных образовательных и личностных интересов студентов) заключается в объяснении проблемного поля учебного курса студентам, выделении в нем наиболее актуальных, интересных проблем; его корреляции с возможностями развития ключевых профессиональных компетенций; в изучении и анализе способностей, задатков, наклонностей обучающихся, их психолого-педагогических особенностей.
Третье педагогическое условие (приоритет самостоятельной творческой деятельности студентов при постоянном педагогическом сопровождении) реализуется на этапе непосредственной работы студентов по выполнению проектного задания в выборе и использовании оптимальных методов и форм педагогического сопровождения проектной деятельности студентов, стимулировании проявлений творчества студентов, проведении постоянного мониторинга процесса работы над проектом.
Выводы. Для достижения поставленных перед системой высшего образования задач, заключающихся в подготовке современного востребованного специалиста с определенным набором личностных качеств и компетенций, закрепленных в соответствующих документах об образовании, высшим образовательным учреждениям необходимо соответствовать и своевременно реагировать на социальный заказ общества. Одним из способов реализации данной тенденции рассматривается процесс модернизации высшего образования, то есть обновления всех звеньев образовательной системы и генерирования новых форм и методов образования. Инновационным методом, активно применяемым в системе высшего образования, является метод проектов, лежащий
в основе проектного обучения, провозглашенного приоритетным направлением стратегии развития ЮУрГУ. Но, по нашему мнению, данный метод используется недостаточно эффективно, так как не реализует весь свой образовательный потенциал, заключенный в выявленных авторами отличительных признаках. Использование метода проектов в образовательном процессе вуза, по нашему мнению, целесообразно с учетом выявленных признаков данного метода, которые позволили нам определить педагогические условия его успешной реализации в соответствии с выбранными методологическими основаниями, исходя из анализа соответствующей научной литературы и практического педагогического опыта его (метода проектов) применения. Внедрение данного метода в образовательную практику высшего образования в совокупности с комплексом педагогических условий, а именно: согласованное сотрудничество педагогов и студентов; выбор проблемы проекта с учетом индивидуальных образовательных и личностных интересов студентов; приоритет самостоятельной творческой деятельности студентов при постоянном педагогическом сопровождении - направлено на развитие ключевых общих и профессиональных компетенций, что позволяет решить задачи подготовки компетентного специалиста в вузе на современном этапе.
Литература
1. Баринова, М.О. Использование метода проектов для организации образовательного процесса в вузе /М.О. Баринова, В.Н. Зарипов, С.Н. Баринов // Научный поиск. - 2018. -№ 3 (29). - С. 22-24.
2. Бурцева, Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов (англ. яз.): автореф. дис. ... канд. пед. наук/Э.В. Бурцева. - Улан-Удэ, 2002. - 6 с.
3. Бусыгина, А.Л. Педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности / А.Л. Бусыгина, А.А. Сараева. - https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-effektivnoy-podgotovki-buduschih-uchiteley-k-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 06.12.2018).
4. Вязанкова, В. В. Педагогические условия использования метода проектов в преподавании графических дисциплин в техническом вузе / В.В. Вязанкова, А.М. Медведев. -
http://www.science-education.ru/ru/article/view? id =27394 (дата обращения: 08.12.2018).
5. Гансуар, К.Др. Опыт проектно-ориен-тированного обучения и организации командной работы студентов вуза / К.Др. Гансуар, Е.А. Неретина, Ю.В. Корокошко // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. -С. 22-30.
6. Иванникова, М.В. Педагогические условия подготовки будущих учителей к реализации метода проектов в образовательной области «Технология» / М.В. Иванникова // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - Т. 1. - С. 83-87.
7. Казун, А.П. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран / А. П. Казун, Л. С. Пастухова // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 2. - С. 32-59.
8. Коваленко, Ю.А. Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности студентов вуза - будущих дизайнеров: дис. ... канд. пед. наук /Ю.А. Коваленко. - Казань, 2013. - 261 с.
9. Комиссарова, А. В. Метод проектов как педагогическое условие формирования информационной компетентности студентов технического вуза // Человек и образование. - 2011. - № 2 (27). - С. 77-83.
10. Малкова, И.Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компетентности / И.Ю. Малкова // Вестник Томского гос. ун-та. - 2005. - № 286. -С. 164-167.
11. Петрова, М. В. Видеоблоггинг как инновационная форма проектно-ориентиро-ванного обучения иностранному языку студентов-журналистов /М.В. Петрова // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 3. -С. 140-159.
12. Полат, Е.С. Метод проекта: история и теория вопроса / Е.С. Полат. -https://studfiles.net/preview/6306194/ (дата обращения: 25.12.2018).
13. Пшеничникова, Т.Д. Педагогические условия формирования профессионального мастерства муниципальных служащих методом проектов в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Д. Пшеничникова. - Томск, 2003. - 17 с.
14. Сериков, Г.Н. Основание педагогических исследований / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. -238 с.
15. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2005. -440 с.
16. Трищенко, Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем / Д.А. Трищенко // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 4. -С. 132-152.
17. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.12.2018).
18. Философский словарь / А.В. Адо и др.; под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
19. Халилов, С.Р. Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук / С.Р. Халилов. - Кара-чаевск, 2011. - 171 с.
20. Цыгулева, М.В. Опыт реализации проектной методики для формирования профессиональной компетентности специалиста / М.В. Цыгулева // Вестник ТПГУ. -2010. - № 10 (100). - C. 56-61.
21. Шулежкова, С.Г. Проектный метод преподавания и гуманитарные дисциплины -две вещи несовместные? / С.Г. Шулежкова, А.М. Максимова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 1 (37). - С. 108-119.
22. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / Щукин А.Н. - М. : Фило-матис, 2008. - 187 с.
23. Balikaeva, M.B. Innovative technologies as a means of the development of future engineers'professional mobility abroad /M.B. Balikaeva, E.L. Chizhevskaya, G.Ya. Grevtseva
et al. // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - 2018. -No. 441 (1).
24. Friesem, Y. Teaching Truth, Lies, and Accuracy in the Digital Age: Media Literacy as Project-Based Learning / Y. Friesem // Journalism and Mass Communication Educator. SAGE JOURNALS. - 2019. - P. 1-14.
25. Lang, L. Encouraging Deep Learning through Collaborative Projects and Public Exhibition / L. Lang // PEOPLE: International Journal of Social Sciences. - 2018. - No. 3 (3). -P. 1108-1124.
26. Larmer, J. It's a project-based world / J. Lamer // Educational Leadership. - 2016. -No. 73 (6). - P. 66-70.
27. Lisa, D. Evaluating impact: a comparison of learning experiences and outcomes of students completing a traditional versus multidis-ciplinary, Project-Based Introductory Statistics Course / D. Lisa, F. Kristin, C.L. Jennifer et al. // International Journal of Education, Training and Learning. - 2018. - Vol. 2, no. 1. - P. 16-28.
28. Marsh, D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension -Actions, Trends and Foresight Potential / D. Marsh. - Oxford: Oxford Uni. Press, 2002. -204 p. ' '
29. Voloshina, I. Elite engineering education in mixed project groups / I. Voloshina, I. Kotlyarova // Proceedings of the 14th International Conference Efficiency and Responsibility in Education, 8th - 9th June 2017. - Prague, 2017. - P. 528-535.
30. Ummah, S.K. Creating manipulatives: improving students' creativity through project-based learning / S.K. Ummah, A. In 'am, R.D. Azmi // Journal on Mathematics Education. -2019. - Vol. 10, no. 1. - P. 93-102.
Овинова Лада Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Шрайбер Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Колмакова Виктория Сергеевна, преподаватель кафедры иностранных языков, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 25 февраля 2019 г.
DOI: 10.14529/ped190208
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO IMPLEMENT A PROJECT METHOD AT A TERTIARY LEVEL
L.N. Ovinova, [email protected],
E.G. Shraiber, [email protected],
V.S. Kolmakova, [email protected]
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The objective of article is to determine pedagogical conditions of foreign language teaching to implement a project method at a tertiary level.
Theoretical and practical methods, such as analysis, synthesis, generalization, observation and study of teaching experience were applied to design the pedagogical conditions and to implement a project method into an educational practice.
The paper interprets the main terms, such as a method, project, project-based activity and pedagogical conditions, highlights the feasibility of project method in the process of foreign language teaching, as well as particularizes a project-based learning. As a result, a set of pedagogical conditions with the regard for peculiar features of projects has been designed to implement the project method. The paper tackles content authoring to implement the project method in cur-ricular and extracurricular settings and guides how to teach foreign language following Federal State Education Standards of Higher Education 3+ in traditional Bachelor groups of Journalism to develop key general and professional competencies.
The article for the first time substantiates a set of pedagogical conditions for the effective implementation of the project method in the educational process of a higher education institution on the example of teaching a foreign language with regard to the development of key competencies. The authors'experience can become the basis for teachers when they use the project method in foreign language teaching at a university, aimed to form key general and professional competencies.
Keywords: educational process, project method, project-based learning, key professional competences, pedagogical conditions.
References
1. Barinova M.O. [Use of the Method of Projects for the Organization of Educational Process in Higher Education Institution]. Scientific Search, 2018, no. 3 (29), pp. 22-24. (in Russ.)
2. Burtseva E.V. Uchebnyy proekt kak sredstvo motivatsii izucheniya inostrannogo yazyka u stu-dentov neyazykovykh vuzov (angl. yaz.). Avtoref. kand. diss. [Academic Project to Motivate Non-Linguistic Students to Study a Foreign Language (English). Abstract of Cand. diss.]. Ulan-Ude, 2002. 6 p.
3. Busygina A.L., Saraeva A.A. Pedagogicheskie usloviya effektivnoy podgotovki budushchikh uchiteley kproektnoy deyatel'nosti [Pedagogical Conditions for Effective Teachers' Training for Working Project]. Available at: https://cyberleninka.ra/article/npedagogicheskie-usloviya-effektivnoy-podgotovki-buduschih-uchiteley-k-proektnoy-deyatelnosti (accessed 06.12.2018).
4. Vyazankova V.V., Medvedev A.M. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya metoda proektov v prepodavanii graficheskikh distsiplin v tekhnicheskom vuze [Pedagogical Terms of the Project Method Usage in Teaching Graphic Disciplines in Technical University]. Available at: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=27394 (accessed 08.12.2018).
5. Ganseuer C.Dr., Neretina E.A., Korokoshko Yu.V. [Experience of Project-Oriented Learning and Organisation of Teamwork Among University Students]. Integration of Education, 2015, vol. 19, no. 2, pp. 22-30 (in Russ.). DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.022
6. Ivannikova М.V. [Pedagogical Conditions of Future Teachers Training to Implement Project Method within the Educational Field of "Technology"]. Innovatsionnye Tekhnologii v Obrazovanii i Nauke: Materialy Mezhdunarodnoy naucho-prakticheskoy konferentsii [Innovative Technologies in Education and Science: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. 2017, vol. 1, pp. 83-87. (in Russ.)
7. Kazun A.P., Pastukhova L.S. [The Practices of Project-Based Learning Technique Application: Experience of Different Countries]. The Education and Science Journal, 2018, vol. 20, no. 2, pp. 32-59. (in Russ.) DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-32-59
8. Kovalenko YuA. Pedagogicheskie usloviya organizatsii proektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov vuza - budushchikh dizaynerov. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical Conditions to Organize Project Activity of Students - Future Designers. Diss. Cand. (Ped.)]. Kazan', 2013. 261 p.
9. Komissarova А.V. [Project Method as a Pedagogical Condition to Foster Students' Information Competency at Technical University]. Man and Education, 2011, no. 2 (27), pp. 77-83. (in Russ.)
10. Malkova I.Yu. [Project-Based Activity in Education: Hypothesis of Project Competency Content]. Bulletin of Tomsk State University, 2005, no. 286, pp. 164-167. (in Russ.)
11. Petrova M.V. [Video Blogging as an Innovative Form of the Project Activity in Foreign Language Teaching to Journalism Students]. The Education and Science Journal, 2018, vol. 20, no. 3, pp. 140-159. (in Russ.) DOI: 10.17853/1994-5639-2018-3-140-159
12. Polat Е.S. Metodproekta: istoriya i teoriya voprosa [Method of Projects: History and Theory]. Available at: https://studfiles.net/preview/6306194/ (accessed 25.12.2018).
13. Pshenichnikova T.D. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo masterstva munitsipal'nykh sluzhashchikh metodom proektov v protsesse povysheniya kvalifikatsii. Avtoref. kand. diss. [Pedagogical Conditions to Master Public Employees with the Help of Project Method During Professional Development Course. Abstract of Cand. diss.]. Tomsk, 2003. 17 p.
14. Serikov G.N. Osnovanie pedagogicheskikh issledovaniy [Basis for Pedagogical Researches]. Chelyabinsk: IIUMTS Obrazovanie Publ., 2005. 238 p.
15. Serikov G.N. Pedagogika. Kniga 1: Ob"ekt issledovaniy [Pedagogics. Part 1: Object of Research]. Мoscow, Gumanitar. izd. tsentr VLADOS Publ., 2005. 440 p.
16. Trishchenko D.A. [Experience of Project-Based Learning: An Attempt at Objective Analysis of Results and Problems]. The Education and Science Journal, 2018, vol. 22, no. 4, pp. 132-152. (in Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2018-4-132-152
17. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federa-tsii" [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 20.12.2018).
18. Frolov I.T., Аdo A.V. Filosofskiy slovar' [Dictionary of Philosophy]. Мoscow, Politizdat Publ., 1991. 560 p.
19. Khalilov S.R. Pedagogicheskie usloviya realizatsii metodaproektov v professional'noy podgo-tovke budushchego pedagoga. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical Conditions to Implement Project Method in the Process of Future Teacher Training. Diss. Cand. (Ped.)]. ^rachaevsk, 2011. 171 p.
20. Tsyguleva M.V. [An Experience of Project Methodic for Developing Professional Competency of a Specialist]. Bulletin of TPGU, 2010, no. 10 (100), pp. 56-61. (in Russ.)
21. Shulezhkova S.G., Maximova A.M. [Project Method of Teaching and Humanities. Are These Two Things Incompatible?] Perspectives of Science and Education, 2019, no. 37 (1), pp. 108-119. (in Russ.) DOI: 10.32744/pse.2019.1.8
22. Shchukin A.N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazy-kam [Modern Intensive Methods and Technologies to Teach Foreign Languages]. Мoscow, Philomatis Publ., 2008. 187 p.
23. Balikaeva M.B., Chizhevskaya E.L., Grevtseva G.Ya., Kotlyarova I.O., Volkova, M.A. Innovative Technologies as a Means of the Development of Future Engineers' Professional Mobility Abroad. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2018, no. 441 (1). DOI: 10.1088/1757-899X/441/1/012007
24. Friesem Y. Teaching Truth, Lies, and Accuracy in the Digital Age: Media Literacy as Project-Based Learning. Journalism and Mass Communication Educator, SAGE JOURNALS, 2019, pp. 1-14. DOI: 10.1177/1077695819829962
25. Lang L. Encouraging Deep Learning through Collaborative Projects and Public Exhibition. PEOPLE: International Journal of Social Sciences, 2018, No. 3 (3), pp. 1108-1124.
26. Larmer J. It's a Project-Based World. Educational Leadership, 2016, no. 73 (6), pp. 66-70.
27. Lisa D., Kristin F., Jennifer C.L., Karen S.-F., Kaori G., Jennifer R. Evaluating Impact: A Comparison of Learning Experiences and Outcomes of Students Completing A Traditional Versus Multidisciplinary, Project-Based Introductory Statistics Course. International Journal of Education, Training and Learning, 2018, vol. 2, no. 1, pp. 16-28. DOI: 10.33094/6.2017.2018.21.16.28
28. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension - Actions, Trends and Foresight Potential. Oxford, Oxford Uni. Press Publ., 2002. 204 p.
29. Voloshina, I., Kotlyarova I. Elite Engineering Education in Mixed Project Groups. Proceedings of the 14th International Conference Efficiency and Responsibility in Education, 8th-9th June 2017. Prague, 2017, pp. 528-535.
30. Ummah S.K., In'am A., Azmi R.D. Creating Manipulatives: Improving Students' Creativity Through Project-Based Learning. Journal on Mathematics Education, 2019, vol. 10, no. 1, pp. 93-102. DOI: 10.22342/jme.10.1.5093.93-102
Received 25 February 2019
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Овинова, Л.Н. Педагогические условия реализации метода проектов в образовательном процессе вуза / Л.Н. Овинова, Е.Г. Шрайбер, В.С. Колмакова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11, № 2. - С. 79-90. Б01: 10.14529/ре(1190208
Ovinova L.N., Shraiber E.G., Kolmakova V.S. Pedagogical Conditions of Foreign Language Teaching to Implement a Project Method at a Tertiary Level. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 2, pp. 79-90. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped190208