ISSN 2304-120X
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 15320
УДК 159.924.24
Кондратьева Ника Валерьевна,
аспирант ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары [email protected]
Сущность понятия «творческие способности»
Аннотация. В статье описаны определения понятий «творчество», «способности», «творческие способности», дан анализ трактовки этих понятий в современной научной литературе, рассмотрены факторы, влияющие на развитие творческих способностей. Автор дает своё собственное определение понятиям «творческие способности», «креативность».
Ключевые слова: способности, творческие способности, творчество, креативность, способность к творчеству.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Изменение образовательной парадигмы, заключающейся в переходе от знание-вой к личностно ориентированной, появление новых образовательных стандартов наметили путь к кардинальной перестройке всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого и подготовку к быстро меняющейся жизни в условиях быстрого развития техники, науки и других сфер жизни общества ставит проблему развития творческих способностей детей на первое место. А вопрос воспитания способностей остается одним из важнейших в педагогической и психологической науках.
Для определения сущности творческих способностей обратимся сначала к рассмотрению необходимых для этого основных понятий. Для нашего исследования таковыми являются «творчество» и «способности».
В научной литературе существуют различные подходы к определению творчества. В Новой философской энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом: «Творчество - присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень» [1].
Психологический словарь трактует творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [2].
В педагогической энциклопедии творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [3].
Целостная концепция творчества появилась в конце XVIII в. Ее создателем был И. Кант. Согласно его точке зрения, творческий процесс представляет собой общность сознания, субъективности представлений и воображения. Творческая способность -связь чувственных впечатлений и рассудка. Под воображением И. Кант понимал единство сознательной и бессознательной деятельности [4].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
В экзистенциализме (А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.) субъектом и объектом творчества является свободная личность, которая познает мир интуитивно. Выход за пределы индивидуального, природного, социального и есть творчество [5].
Н. А. Бердяев определяет творчество как свободу личности. Творчество очищает, возвышает человека. Творчество есть всегда положительный опыт, раскрытие самости, глубокое переживание, преодоление себя [6].
М. Хайдеггер рассматривал творчество как «выход на “перекресток” множества равновероятных вариантов сущего» [7].
З. Фрейд интерпретировал творчество как активность личности, возникающую в процессе снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей. Этот переход энергии исследователь назвал сублимацией [8].
Марксистское понимание творчества исходит из определения его как социально полезной деятельности, характеризующейся оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [9].
Взгляды на понимание творчества представителей гуманистической психологии оказались наиболее близкими к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество. А. Маслоу, К. Роджерс считают, что творчество - это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение [10].
Е. Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [11].
Я. А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию, как условие развития [12].
Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский, С. В. Максимова понимают творчество как проявление неадаптивной активности (стремление выйти за рамки, потребность в выдвижении оригинальных познавательных задач, развертывание внутренних потенциалов) [13-15].
Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культуры. Творческий процесс невозможен без участия познавательных способностей индивида, его мотивационной и ценностной сфер.
Обратимся к понятию «способности».
Существуют различные определения понятия «способности». С. Л. Рубинштейн, основоположник философско-психологической теории деятельности, определял способность как сложное образование, содержащее ряд психологических особенностей личности, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые в процессе этой деятельности и вырабатываются. «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов (“деятельностей”), посредством которых действия и деятельности регулируются» [16].
К. К. Платонов, В. Э. Чудновский, Б. М. Теплов рассматривают способности как качество, как индивидуально-психологические особенности личности, приводящие к успеху в какой-либо деятельности [17-19].
Согласно Б. М. Теплову, способности возникают на основе задатков, врожденных особенностей индивидуума. Они не могут возникнуть вне деятельности. На развитие способностей влияют темперамент, мотивация и самооценка.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
В. Д. Шадриков определяет способности с трёх позиций: индивида, субъекта деятельности и личности. «Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). А постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания» [20].
В. А. Крутецкий считает, что наряду с индивидуальными особенностями психических процессов способностями являются и особенности эмоционально-волевой составляющей личности, ее отношение к деятельности. Любая деятельность требует от человека целого ряда взаимосвязанных способностей. Исследователь указал на существование общих способностей, которые необходимы для выполнения любой деятельности, и специальных, без которых невозможно успешное выполнение какой-либо конкретной деятельности. Также В. А. Крутецкий разделил способности на теоретические и практические. Первые связаны со склонностью человека к абстрактно-теоретическим умозаключениям, а вторые - к конкретным практическим действиям [21].
Т. И. Артемьева подчеркивает индивидуализированность способностей. На это влияют особенности индивидуального пути развития индивида, характер его взаимодействия с действительностью, выработка типичного для индивида способа выполнения деятельности. Развитие способностей происходит не только в деятельности, оно связано со всей системой воспитания, обучения, процесса общения и зависит от активности самого индивида. Процесс развития способностей личности - качественные изменения имеющихся способностей. Именно поэтому Т. И. Артемьева делит способности не по видам деятельности, а на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности определяются как возможные новообразования, возникающие на основе появления новых проблем и задач, требующих решения индивидом. Актуальные способности - способности, развивающиеся в конкретных условиях какого-либо вида деятельности. Актуальные способности составляют лишь часть способностей потенциальных. Развитие потенциальных способностей возможно лишь в социальной среде с учетом психологической природы индивида. Способность, согласно Т. И. Артемьевой, это высший уровень развития психических процессов; психическая деятельность особого качества, обнаруживающая в себе психическую активность, высокую мотивационную составляющую личности, что ведет к успешному выполнению той или иной деятельности [22].
Определим сущность и механизм возникновения творческих способностей. У многих исследователей креативность отождествляется с творческими способностями, а творчество - со способностью к творчеству.
В начале XX в. возникла психоаналитическая теория творчества, основоположником которой был З. Фрейд. Согласно ей творчество - это перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В творчестве находят воплощение вытесненные стремления и переживания, так называемая сублимация. Способности, творческие способности, рассматриваются как индивидуальные врожденные характеристики, включенные в структуру Эго. Подсознание является важнейшим источником творчества [23].
К. Юнг объясняет творчество как процесс самоактуализации, работу по преобразованию своей личности [24].
М. Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии, описывает творчество как разрушение существующего гештальта для построения наиболее подходящего к
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
ситуации. Творческие способности понимаются им как психологические особенности личности, направленные на достижение равновесия [25].
Дж. Келли, автор теории личностных конструктов, видит в каждом индивиде исследователя и рассматривает творчество как альтернативу банальному [26].
А. Адлер, создатель системы индивидуальной психологии, полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой управляет своей жизнью. Вся человеческая культура - способ компенсации человеком своих несовершенств [27].
Э. Фромм рассматривает творческие способности как врожденные потенциальные способности, дремлющие в каждом человеке [28].
Л. Терстоун отмечает, что развитию творческих способностей способствуют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи. Творческие решения приходят в момент релаксации, рассредоточения [29].
С. Герберт, сторонник когнитивной психологии, считает, что творческие способности не несут какой-либо уникальности и не отличаются от других познавательных процессов [30].
Дж. Гилфорд считает креативность универсальной познавательной творческой способностью. Основой креативности является дивергентное мышление, которое направлено на поиск нескольких вариантов решения проблемы и выходит за пределы существующих стандартов [31].
По мнению А. Ребера, креативность - психический процесс, который приводит к уникальным результатам [32].
Г. Айзенк определил креативность как «способность, которая помогает человеку выдвигать идеи». По его мнению, креативность - составляющая общей умственной одаренности [33].
Е. Торренс подчеркивает, что творческие способности - это высший мыслительный процесс, связанный с инсайтом - яркой догадкой, соединяющей в себе новые ассоциации с решаемой проблемой [34].
Представители гуманистической психологии считают, что творческие способности присущи каждому из нас. Творческие способности созвучны понятию «самоактуализирующейся личности». Они проявляются в деятельности. По мнению А. Маслоу, источником творчества является потребность в самоактуализации и самореализации [35].
По мнению К. Роджерса, творческие способности направлены на достижение «идеального Я» [36].
Ф. Баррон рассматривает творчество как общее необходимое условие развития человека. Творчество - это способность адаптивно реагировать на меняющиеся условия жизни, способность к созданию чего-то нового. Это «новое» может носить и субъективный характер [37].
На рубеже XIX-XX вв. сложилось отдельное направление - психология творчества. Б. Г. Ананьев называет творчество «высшей интеграцией субъектных свойств» человека [38]. Развитие общих способностей приведет к развитию способности к какой-либо конкретной деятельности.
С точки зрения А. Н. Леонтьева, творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. д.) [39].
С точки зрения А. Г. Маклакова, творческие способности - это специальные способности, определяющие успех творчества [40].
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
А. Н. Лук в определении творческих способностей уделил большое внимание приемам мышления, особенностям восприятия, памяти и мотивации. Творческие способности присущи каждому, однако уровень их развития зависит от индивидуальных особенностей, среды, в которую заключен индивид, воспитательных воздействий и личности воспитывающего [41].
A. М. Матюшкин подчеркивает обязательное наличие высокой познавательной мотивации и исследовательской активности у детей с развитыми творческими способностями [42].
B. И. Андреев указывает на мотивационно-творческую активность и общую направленность личности (творческий интерес, любознательность, стремление к лидерству, самообразованию), без которых не может быть развитых творческих способностей [43].
C. Медник способность к творчеству интерпретирует как способность преодолевать стереотипы и способность к продуцированию большого количества ассоциаций. Исследователь рассматривает творческий процесс как синтез конвергентной и дивергентной составляющих [44].
Н. С. Лейтес определил креативность как особый склад ума, особое качество умственных процессов [45].
Согласно М. А. Холодной, дивергентные способности и есть креативность [46].
Е. Л. Яковлева дает определение творческости как реализации человеком собственной индивидуальности [47].
A. В. Хуторской не говорит о творческих способностях как таковых, он рассматривает их как креативные качества (образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, инициативность, способность к генерации идей, независимость, склонность к риску и т. д.) личности, входящие в интегративное понятие креативности, которая составляет наряду с когнитивными качествами и оргдеятельностными сущность выделенных исследователем эвристических способностей [48].
B. А. Петровский вычленил и обосновал понятие «неадаптивная активность» («надситуативная»), которая является составляющей механизма творческого процесса. Это способность подниматься над проблемой, ставить избыточные согласно положению проблем цели, преодолевать внешние и внутренние ограничения деятельности. В понятие «неадаптивная активность» входят и личностные особенности, такие как тяга к риску, альтруизм, «сверхнормативность» в деятельности, глубокая саморефлексия [49].
B. Н. Дружинин понимает творчество как активность личности. А способность человека к такому роду активности есть креативность. Индивидуальные особенности приводят к доминированию либо надситуативной (творческой), либо адаптивной (нетворческой) активности, что позволяет делить людей на более и менее творческих [50].
Согласно Д. Б. Богоявленской, источником творчества является неадаптивная активность, а показателем творческости считается интеллектуальная активность (одно из проявлений неадаптивной активности), сочетающая в себе общие умственные способности и высокий уровень мотивации к исследовательской работе [51].
C. В. Максимовой была разработана концепция «дуальности неадаптивных и адаптивных проявлений в творчестве». Согласно концепции в творческом процессе различают два вида активности: неадаптивную активность, необходимую для генерации новых идей, целей и т. д., и адаптивную активность, важную для их претворения в жизнь. На этапе неадаптивной активности происходит постановка цели, порождение гипотезы, идеи, образа; задействованы дивергентное и образное мышление, интуиция, активизировано правое полушарие. На этапе адаптивной активности происходит
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
воплощение образа, идеи, решение проблемы, появление творческого продукта; преобладают конвергентное мышление, логика, вербальный интеллект, активизировано левое полушарие [52].
Теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности» позволяет нам дать собственное определение. Творческие способности -синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т. д.). Креативность мы рассматриваем как качественное изменение психики индивида, влияющее на весь опыт его жизнедеятельности, характеризующийся принятием нетипичных решений, интересом к исследовательской деятельности, саморазвитию, и позволяющее создавать принципиально новые идеи, продукты. Процесс развития творческих способностей ведет к возникновению креативности, устойчивого свойства личности с высокой мотивацией к творческой деятельности. Творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности. Большое значение для развития творческих способностей имеет социальная, воспитательно-образовательная среда.
Ссылки на источники
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; председатель научно-ред. совета В. С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.
2. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Олма-Пресс, 2004.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / председатель научно-ред. совета А. М. Прохоров. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009.
5. Там же.
6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. - М.: Изд-во «Академический проект», 2015. - 522 с.
7. Хайдеггер М. Исток художественного творения. - М.: Изд-во «Академический проект», 2008.
8. Ильин Е. П. Указ. соч.
9. Там же.
10. Там же.
11. Яковлева Е. Л., Фельдштейн Д. И. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.
12. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, 7-8 октября 2010 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков, Т. В. Галкина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
13. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
14. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО Горбунок, 1992.
15. Максимова С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н. В. Маркиной,О. В. Верещинской. - Челябинск: Паритет-Профит, 2002. - С. 42-58.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М.: Изд-во «Педагогика», 1989.
17. Платонов К. К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972.
18. Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. - 1986. -№ 3. - С. 78-91.
19. Теплов Б. M. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961.
20. Шадриков В. Д. Теоретические взгляды на природу способностей // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 октября 2005 г. -Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. - С. 12-19.
21. Крутецкий В. А. Материалы конференции по проблеме способностей. - М.: Изд-во АПН СССР, 1970.
22. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977.
23. Ильин Е. П. Указ. соч.
24. Там же.
25. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
26. Келли Дж. Теория личности (теория личных конструктов). - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997.
28. Там же.
29. Там же.
30. Там же.
31. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008.
32. Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч.
33. Дружинин В. Н. Указ. соч.
34. Там же.
35. Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч.
36. Там же.
37. Там же.
38. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии. - СПб.: Питер, 2001.
39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
40. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008.
41. Лук А. Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.
42. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. - М.: Педагогика, 1991.
43. Ильин Е. П. Указ. соч.
44. Дружинин В. Н. Указ. соч.
45. Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч.
46. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 236-261.
47. Яковлева Е. Л., Фельдштейн Д. И. Указ. соч.
48. Хуторской А. В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. - 21 апреля. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0421 .htm.
49. Петровский В. А. Указ. соч.
50. Дружинин В. Н. Указ. соч.
51. Богоявленская Д. Б. Указ. соч.
52. Максимова С. В. Указ. соч.
Nika Kondratyeva,
Postgraduate Student, Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev, Cheboksary [email protected]
The essence of the concept “creative abilities”
Abstract. The paper describes the definitions of such concepts as “creativity”, “abilities”, “creative abilities”. The author analyzes interpretations of these concepts in modern scientific literature. The author views the factors affecting the development of creative abilities and gives own definition of “creative abilities” and “creativity”.
Key words: abilities, creative abilities, creation, creativity.
References
1. (2000-2001) Novaja filosofskaja jenciklopedija: v 4 t. / In-t filosofii RAN; Nac. obshhestv.-nauch. fond; predsedatel' nauchno-red. soveta V. S. Stepin, Mysl', Moscow (in Russian).
2. Meshherjakov, B. & Zinchenko, V. (2004) Bol'shojpsihologicheskij slovar1, Olma-Press, Moscow (in Russian).
3. (1999) Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija: v 2 t. / predsedatel' nauchno-red. soveta A. M. Proho-rov, Bol'shaja Rossijskaja Jenciklopedija, Moscow (in Russian).
4. Il'in, E. P. (2009) Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti, Piter, St. Petersburg (in Russian).
5. Ibid.
6. Berdjaev, N. A. (2015) Filosofija svobody. Smysl tvorchestva. Opyt opravdanija Izd-vo “Akademicheskij proekt”, Moscow (in Russian).
7. Hajdeqqer, M. (2008) Istok hudozhestvennogo tvorenija, “Akademicheskij proekt”, Moscow (in Russian).
8. Il'in, E. P. (2009) Op. cit.
9. Ibid.
10. Ibid.
11. Jakovleva, E. L. & Fel'dshtejn, D. I. (1997) Psihologija razvitija tvorcheskogo potenciala lichnosti, Mos-kovskij psiholoqo-social'nyj institut, Moscow (in Russian).
12. Zhuravlev, A. L., Holodnaja, M. A., Ushakov, D. V. & Galkina, T. V. (eds.) (2010) Psihologija intellekta i tvorchestva: tradicii i innovacii: materialy Vseros. konf., posvjashh. pamjati Ja. A. Ponomareva i V. N. Druzhinina, 7-8 oktjabrja 2010 g., Izd-vo “Institut psihologii RAN”, Moscow (in Russian).
13. Boqojavlenskaja, D. B. (2002) Psihologija tvorcheskih sposobnostej, Akademija, Moscow (in Russian).
7
ISSN 2304-12QX
Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. - ISSN 2304-120X.
концепт
научно-методический ~ электронный журнал
14. Petrovskij, V. A. (1992) Psihologija neadaptivnoj aktivnosti, TOO Gorbunok, Moscow (in Russian).
15. Maksimova, S. V. (2002) “Tvorchestvo kak fenomen neadaptivnoj aktivnosti”, in Markina, N. V. & Veresh-hinska, O. V. (eds.) Razvitie tvorcheskogo potenciala uchashhihsja v sisteme detskogo dopolnitel'nogo obrazovanija. Serija “Jekologija tvorchestva”. Vypusk 2, Paritet-Profit, Cheljabinsk, pp. 42-58 (in Russian).
16. Rubinshtejn, S. L. (1989) Osnovy obshhejpsihologii. T. 2, Pedagogika, Moscow (in Russian).
17. Platonov, K. K. (1972) Problemy sposobnostej, Nauka, Moscow (in Russian).
18. Chudnovskij, V. Je. (1986) “Aktual'nye problemy psihologii sposobnostej”, Voprosy psihologii, № 3, pp. 78-91 (in Russian).
19. Teplov, B. M. (1961) Problemy individual'nyh razlichij, Izd-vo API RSFSR, Moscow (in Russian).
20. Shadrikov, V. D. (2005) “Teoreticheskie vzgljady na prirodu sposobnostej”, Sistemogenez uchebnoj iprofessional"noj dejatel'nosti: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf., 18-19 oktjabrja 2005 g, Izd-vo “Kan-cler”, Jaroslavl', pp. 12-19 (in Russian).
21. Kruteckij, V. A. (1970) Materialy konferencii po probleme sposobnostej, Izd-vo APN SSSR, Moscow (in Russian).
22. Artem'eva, T. I. (1977) Metodologicheskij aspekt problemy sposobnostej, Nauka, Moscow (in Russian).
23. Il'in, E. P. (2009) Op. cit.
24. Ibid.
25. Vertgejmer, M. (1987) Produktivnoe myshlenie, Progress, Moscow (in Russian).
26. Kelli, Dzh. (2000) Teorija lichnosti (teorija lichnyh konstruktov), Izd-vo “Rech'”, St. Petersburg (in Russian).
27. H'ell, L. & Zigler, D. (1997) Teoriilichnosti. Osnovnye polozhenija, issledovanija iprimenenie, Izd-vo “Piter Press”, St. Petersburg (in Russian).
28. Ibid.
29. Ibid.
30. Ibid.
31. Druzhinin, V. N. (2008) Psihologija obshhih sposobnostej, Piter, St. Petersburg (in Russian).
32. H'ell, L. & Zigler, D. (1997) Op. cit.
33. Druzhinin, V. N. (2008) Op. cit.
34. Ibid.
35. H'ell, L. & Zigler, D. (1997) Op. cit.
36. Ibid.
37. Ibid.
38. Anan'ev, B. G. (2001) Chelovek kak predmet poznanija psihologii, Piter, St. Petersburg (in Russian).
39. Leont'ev, A. N. (1977) Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost', Politizdat, Moscow (in Russian).
40. Maklakov, A. G. (2008) Obshhaja psihologija: ucheb. dlja vuzov, Piter, St. Petersburg (in Russian).
41. Luk, A. N. (1976) Myshlenie i tvorchestvo, Politizdat, Moscow (in Russian).
42. Matjushkin, A. M. (1991) Razvitie tvorcheskoj aktivnosti shkol'nikov, Pedagogika, Moscow (in Russian).
43. Il'in, E. P. (2009) Op. cit.
44. Druzhinin, V. N. (2008) Op. cit.
45. H'ell, L. & Zigler, D. (1997) Op. cit.
46. Holodnaja, M. A. & Gel'fman, Je. G. (2008) “Cennostnye aspekty psihologii intellekta i ih realizacija v obrazovatel'noj praktike”, Cennostnye osnovanija psihologicheskoj nauki i psihologija cennostej, Izd-vo “Institut psihologii RAN”, Moscow, pp. 236-261 (in Russian).
47. Jakovleva, E. L. & Fel'dshtejn, D. I. (1997) Op. cit.
48. Hutorskoj, A. V. (2005) “Struktura jevristicheskih sposobnostej uchashhihsja”, Internet-zhurnal “Jejdos”, 21 aprelja. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0421.htm (in Russian).
49. Petrovskij, V. A. (1992) Op. cit.
50. Druzhinin, V. N. (2008) Op. cit.
51. Bogojavlenskaja, D. B. (2002) Op. cit.
52. Maksimova, S. V. (2002) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В. кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.09.15 Получена положительная рецензия 06.09.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 06.09.15 Опубликована 07.09.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Кондратьева Н. В., 2015
8