УДК378.679.6+378.037 ББК Ч448.47+Ч51.р311
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.В. Пигалова Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
Исследование педагогических условий развития профессионально-педагогических компетенций обусловлено требованиями многоуровневого профессионального образования. Рассматривается системное использование педагогических условий в профессионально-педагогической подготовке студентов вуза физической культура. В работе представлен комплекс педагогических условий профессиональной подготовки студентов, который включает в себя: реализацию личностно ориентированного подхода, проблемное обучение с использованием интерактивных методов и форм обучения, использование контекстного обучения на базе практико-ориентированных научно-методических комплексов, программно-методическое обеспечение подготовки студентов, поэтапное развитие профессиональных компетенций, реализацию принципа преемственности. Разработанные методические материалы могут быть использованы в практике работы вузов и колледжей физической культуры для оптимизации профессиональной подготовки специалистов физической культуры.
Ключевые слова: педагогические условия, профессионально-педагогические компетенции, студенты вуза физической культуры.
Системный подход является методологической основой профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры и позволяет рассмотреть все компоненты и условия педагогической деятельности. «Комплекс педагогических условий профессионально-педагогической подготовки определяется сущностью и содержанием формируемого качества личности и спецификой среды, организационных условий и субъектов деятельности» [10].
Необходимость определения педагогических условий играет роль важного методологического требования к любому исследованию систем, явлений, процессов и предметов. При анализе понятия «условие», В. А. Оганесов трактует его, «с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо, и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется» [6, с. 9].
В философии «условие» трактуется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может: сам предмет при этом рассматривается как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее по отношению к предмету многообразия объективного мира, то есть, условие - это то, от чего зависит предмет, комплекс предметов, харак-
тер их взаимодействия, из наличия которого следует возможность существования, функционирования и развития данного предмета» [9, с. 497].
Е.Ф. Бехтенова определяет педагогические условия как «качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности» [2, с. 14]. В.Н. Кокорев предлагает определять педагогические условия как «совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде и обеспечивающих решение поставленных педагогических задач» [4, с. 11].
А.Я. Найн пишет, что «термин „педагогические условия“ в широком смысле можно определить как совокупность конечных результатов действия социально-педагогических процессов на данном этапе развития общества» [5, с. 14]. Соглашаясь с мнением А.Я. Найна, под педагогическими условиями мы понимаем «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [5].
Теория и методика профессионального образования
Учитывая особенности системы образования, необходимо говорить о психологопедагогических условиях, под которыми понимают «конкретные способы педагогического взаимодействия, взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирование субъектных свойств личности, учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях» [8].
В контексте нашего исследования большой интерес представляют условия, которые, по мнению С.Н. Бегидовой, «определяют возможность и успешность развития компетентности личности, а также использование анд-рогогических основ обучения студентов, что позволит им быть создателями собственных мышления и чувств» [1, с. 128].
Исходя из этого, приведем следующую интерпретацию данного определения в контексте предмета и задач проводимого исследования: это совокупность внешних обстоятельств реализации функций и внутренних особенностей профессионально-педагогического образования, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и смысла педагогической деятельности, ее упорядоченности, целенаправленности и предметной продуктивности.
На основании системного анализа, анализа литературных источников, нормативных документов и собственного опыта, а также проведенного исследования, выделены психо-лого-педагогические условия профессионально-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода.
Первое условие - реализация личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов, который позволяет полноценно проявляться и развиваться личностным функциям субъектов процесса профессионально-педагогической
подготовки.
Личностно ориентированный подход представляет собой последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
При реализации рассматриваемого подхода студент является субъектом собственного жизнетворчества при его потребности к самообразованию, самоопределению, само-
реализации. При личностно ориентированном подходе полноценно проявляются и развиваются личностные функции субъектов процесса профессиональной подготовки. Такой подход требует отношения к студенту как уникальному явлению, самоценности, самостоятельному субъекту собственного созидания в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Суть исследуемого подхода сводится к ориентации на раскрытие способностей отдельных индивидов, формирование гуманистического мировоззрения и основанных на нем социально-ценных качеств личности. Лично-стно ориентированный подход выступает сегодня как целевое направление организации нового образовательного процесса в вузе. В связи с этим, важнейшей задачей высшей школы является подготовка будущих педагогов, имеющих гуманистическое мировоззрение и способных организовать гуманистическое образовательное пространство.
Второе условие - проблемное обучение с использованием интерактивных форм обучения, «... основой которых являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Их отличие от обычных упражнений в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Понятие „интерактивный“ происходит от английского „interact“ („inter“ - взаимный, „act“ - действовать)» [7, с. 57].
Внедрение интерактивного обучения подразумевает конкретные цели. Одна из таких целей состоит в создании благоприятного психологического микроклимата, «ситуации успеха», когда студент чувствует свою успешность, что делает образовательный процесс продуктивным [3]. Занятия проводятся так, что все студенты вовлекаются в процесс познания, повышая свою познавательную активность, способность самосовершенствования и рефлексии.
Система дидактических игр включалась в учебный процесс экспериментальной группы в ходе прохождения программного материала. Всего за период эксперимента было проведено 11 занятий с использованием ДИ.
В своей работе было учтено, что изменения профессионального опыта специалиста в обучающем семинаре-тренинге могут быть эффективными, если реализуется последовательность обучающих процедур. Обучающий семинар-тренинг позволяет решать ряд важных задач развития профессионально-педагогических компетенций, а именно:
- мотивирование профессионального самосовершенствования, педагогической «Я-кон-цепции» на основе структуризации имеющегося профессионального опыта;
- повышение профессиональной компетентности студентов вуза на освоение им нового исследовательского инструментария - содержания структурно-функциональных вариантов педагогических систем, педагогических деятельностей и педагогических технологий;
- построения нового педагогического знания посредством использования в практике обучающего семинара структурно-функциональных инвариантов как единиц анализа педагогических систем, педагогических деятельностей и педагогических технологий.
Третье условие - использование контекстного обучения на базе практико-ориенти-рованных научно-методических комплексов (УНМК), что обеспечивает возможность более раннего включения студентов в практическую педагогическую деятельность, установление непрерывной и органической связи образовательных учреждений и кафедры. Непрерывная практическая работа в образовательном учреждении способствует устранению одной из наиболее важных причин затруднений начинающих учителей - недостаточного знакомства с передовой практикой работы в образовательном учреждении, опытом лучших педагогов.
Учебная и исследовательская деятельность организуется не только в соответствии с государственным образовательным стандартом, но и в соответствии с прямыми потребностями самих учреждений на основе двусторонних договоров «университет - образовательное учреждение». Примерами в рамках университетского комплекса являются следующие образовательные учреждения - МОУ СШ № 337, 136, 123, 6, МДОУ № 142, 350 г. Челябинска, Челябинский государственный педагогический колледж № 1, Челябинский колледж физической культуры УралГУФК.
В рамках этих договоров, как правило, осуществляются три основных направления деятельности:
- организация совместной научно-исследовательской деятельности;
- организация совместной профессионально-педагогической подготовки специалистов физкультурного образования;
- организация системы непрерывного повышения квалификации учителей, инструкторов, преподавателей - сотрудников образовательных учреждений.
Таким образом, традиционная кафедральная структура в совокупности с УМНК по направлениям подготовки специалистов образует новое структурное формирование и качество высшего профессионального образования -университетский комплекс.
Четвертое условие - программно-методическое обеспечение подготовки студентов к профессиональной деятельности, способствующее повышению качества образовательного процесса. Для реализации поставленной цели необходимо:
- разделить учебный материал на структурно-логические модули (блоки);
- определить нормативные баллы (или правила начисления баллов) на все задания и задачи дисциплины;
- составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент;
- организовать учет и расчет рейтингов;
- определить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
В качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций, в качестве цели - модельное построение структуры и содержания профессионального образования. Модули, включенные в программу, представляют собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной компетенции или группы компетенций.
Учебно-методические комплексы разрабатываются с учетом требований рынка труда на основе и в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и включают в себя: учебные программы учебного курса; тезисы лекций и планы семинарских занятий; материалы для самостоятельной работы студентов, в том числе и для студентов, обучающихся по индивидуальному графику; материалы по мониторингу (тестовые задания, задания для самостоятельной работы).
Кроме этого, программно-методическое обеспечение включает в себя материалы балльно-рейтингового контроля, который позволяет повысить эффективность учебного
Теория и методика профессионального образования
процесса на основе стимулирования познавательной активности студентов и формирования навыков самообразования.
Пятое условие - поэтапное развитие профессиональных компетенций студентов. Подготовка студентов к профессиональнопедагогической деятельности - это целостный, завершенный цикл учебно-воспитательных действий как педагогического коллектива вуза, так и самого студента. Последовательность этапов подготовки отражает единство практического и теоретического путей познания и деятельности участников педагогического процесса. Целостная подготовленность достигается через планомерное освоение отдельных операций, действий, способов, сторон деятельности и через квазипрофессио-нальную деятельность в реальной обстановке образовательного учреждения.
Шестое условие - реализация принципа преемственности в образовательном процессе университета. Под преемственностью в данном исследовании понимается оптимальная последовательность в системе содержания учебного материала, применяемых методов, форм и дидактических средств обучения, которые обеспечивают максимальную эффективность профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры.
Содержание образования в вузе физической культуры должно быть подчинено единому принципу - преемственности - и представляет собой единую систему, обусловливающую обеспечение профессиональной подготовки студентов. Центральным звеном преемственности является содержание дисциплин, которые определяют логику преемственности в содержании других дисциплин. Преемственность с другими дисциплинами осуществляется за счет:
а) систематического использования преемственных понятий, проблем, принципов, законов, методов с адекватной дисциплинарной трактовкой;
б) систематического выделения в содержании дисциплин тематических разделов, связанных с содержанием смежных дисциплин.
Проведенный анализ каждого из условий профессионально-педагогической подготовки студентов дает основание сделать вывод, что их комплексное использование в заданном
алгоритме позволяет решить поставленные задачи, повысить качество организации профессионально-педагогической подготовки
студентов и ускорить процесс адаптации студентов к условиям профессиональной деятельности в условиях образовательных учреждений.
Литература
1. Бегидова, С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту / С.Н. Бегидова. - Майкоп, 2001. - 208 с.
2. Бехтенова, Е. Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 320 с.
3. Бондаренко, Н.Ю. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Бондаренко. -Ростов н/Д. - 2006. - 21 с.
4. Кокорев, В.Н. Педагогические условия реализации конвенйии ООН с правах ребенка в современной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.Н. Кокорев. - Омск, 2007. - 19 с.
5. Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Найн // Педагогика. - 1989. - № 2. - С. 12-19.
6. Оганесов, В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Оганесов. -Ставрополь, 2003. - 21 с.
7. Суворова, Н.И. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.И. Суворова // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 57.
8. Фатеев, В.А. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к реализации личностно ориентированного подхода / В.А. Фатеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. - № 6. - С. 63-65.
9. Философский энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989. - 815 с.
10. Хазова, С.А Развитие конкурентоспособности специалистов физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки: моногр. / С. А. Хазова. - Майкоп: Академия естествознания, 2010. - 106 с.
Пигалова Лариса Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск), [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES DEVELOPMENT OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION
L.V. Pigalova Ural State University of Physical Education (the city of Chelyabinsk)
The investigation of pedagogical conditions of professional and pedagogical competencies development is caused by the requirements of multi-level professional education. The systematic use of pedagogical conditions in professional and pedagogical training of students of a university of physical education is reviewed. The set of pedagogical conditions of professional training of students is presented. The set includes: the implementation of a personality oriented approach, problem-posing education with interactive methods and forms of education, the use of contextual education based on practice-oriented and scientific and methodological sets, providing program and methodological support of training students, step-by-step development of professional competences, implementation succession principle. The developed methodological materials can be used in practice of university activities and of colleges of physical education for optimization of training specialists of physical education.
Keywords: pedagogical conditions, professional and pedagogical competences, students of a university ofphysical education.
Pigalova Larisa, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Ural State University of Physical Education, the city of Chelyabinsk, [email protected]
Поступила в редакцию 4 декабря 2012 г.