не встречающееся в таком виде в их учебной деятельности. Знания о способах дизайнерской деятельности переосмысливаются применительно к конкретным данным задачи в отличие от той формы, в которой они были ранее усвоены.
4. Систематическое решение учебных дизайнерских задач будет способствовать самостоятельному приобретению знаний и умений при прямом столкновении с задачами близкими к реально профессиональным и предполагает обучение на собственном опыте. Студенты, овладевая произвольным выбором метода, способа и приема изображения костюма и его элементов включаются в активную учебную проектную деятельность, в которой велика степень неопределенности, нет заранее известных способов дизайнерских действий, и это их не пугает.
5. Использование системы открытых заданий в обучении формообразованию направлено на индивидуальное созидательное овладение профессией и развитие творческого проектного мышления, профессионального интеллекта и профессиональной самостоятельности, ориентирует студентов на переосмысливание уже имеющих идей и на генерирование новых.
С учётом достаточно многочисленной разновидности открытых задач, педагогическая цель создание учебных открытых предметных задач является неординарной и достаточно новой для системы образования. Мы полагаем, что наши выпускники будут готовы к решению новых профессионально-педагогических проблем, так и к решению других жизненных задач как одной из главных стратегий развития продуктивного мышления в обучении.
Библиографический список
1. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. 2-е издание. Москва: Просвещение, 2005.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Москва: «Вита-Пресс», 2009.
3. Утёмов В.В. К вопросу формирования инновационного мышления учащихся общеобразовательной школы посредством решения задач открытого типа. Вестник Вят ГГУ. Киров: Издательство ВГГУ, 2010; 2 (3): 31 - 34.
4. Матюшкин A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения. Послесловие к кн. В. Оконя. Основы проблемного обучения. Москва: Просвещение, 1968.
5. Калабина О.В. Задачный подход в формировании костюмографических умений при подготовке бакалавров-инженеров по профилю «Технология изделий легкой промышленности». Концепт. 2014; Спецвыпуск № 06: 47-52.
6. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. Москва: «Академия», 2001.
References
1. Sarancev G.I. Uprazhneniya v obuchenii matematike. 2-e izdanie. Moskva: Prosveschenie, 2005.
2. Gin A.A. Priemypedagogicheskoj tehniki. Moskva: «Vita-Press», 2009.
3. Utemov V.V. K voprosu formirovaniya innovacionnogo myshleniya uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly posredstvom resheniya zadach otkrytogo tipa. Vestnik Vyat GGU. Kirov: Izdatel'stvo VGGU, 2010; 2 (3): 31 - 34.
4. Matyushkin A.M. Aktual'nye voprosy problemnogo obucheniya. Posleslovie k kn. V. Okonya. Osnovy probiemnogo obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1968.
5. Kalabina O.V. Zadachnyj podhod v formirovanii kostyumograficheskih umenij pri podgotovke bakalavrov-inzhenerov po profilyu «Tehnologiya izdelij legkoj promyshlennosti». Koncept. 2014; Specvypusk № 06: 47-52.
6. Levina M. M. Tehnoiogiiprofessionai'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: Uchebnoe posobie dlya stud. vysshih pedagogicheskih ucheb-nyh zavedenij. Moskva: «Akademiya», 2001.
Статья поступила в редакцию 09.03.16
УДК 378; 800
Narykova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Kursk State University (Kursk, Russia),
E-mail: olganarykova@mail.ru
PEDAGOGICAL TERMS OF CROSS-CULTURAL SKILLS DEVELOPMENT WITHIN THE SCOPE OF FUTURE BACHELORS' IN THE SPHERE OF LINGUISTIC STUDY. The article is dedicated to consideration of the main pedagogical terms in the system of multicultural educational realization, which nowadays is being regarded as a topical problem in the network of modern linguistic education and at the same time treated within the scope of future bachelors' curriculum at this very sphere of science. The author of the article in all the details makes the research of the general system of methods and principles, which are necessary for cross-cultural communicative skills development and regards the technological side of the process which provides the effectiveness of professional education realization.
Key words: cross-cultural skills, pedagogical terms, principle of novelty, multicultural education, cross-cultural communication, cultural values.
О.Н. Нарыкова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. иностр. яз. и проф. коммуникации Курского государственного
университета, г. Курск, E-mail: olganarykova@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Статья посвящена изучению актуальной проблеме современного языкового образования - выявлению основных педагогических условий реализации поликультурного образования в рамках обучения иноязычному общению бакалавров лингвистических направлений подготовки. Автор статьи детально останавливается на рассмотрении основной системы методов и принципов, оптимизирующих становление навыков поликультурного общения, а также технологической стороне процесса, обеспечивающей эффективность реализации профессионального языкового образования.
Ключевые слова: поликультурные умения, педагогические условия, принцип новизны, поликультурное образование, межкультурное общение, культурные ценности
Под педагогическими условиями развития поликультурных умений в широком смысле понимаются определённые обстоятельства, способствующие оптимизации процесса обучения и без которых развитие поликультурных умений представляется невозможным.
Первым педагогическим условием развития поликультурных умений студентов направления подготовки «Лингвисти-
ка» является владение иностранным языком не ниже уровня В1-В2 по общеевропейской шкале CEFR (знание основных грамматических правила изучаемого языка - но достаточно их знать пассивно - понимать при чтении или аудировании). При производстве самостоятельной речи гораздо важнее понимание и умение донести информацию до собеседника, а грамматические ошибки не играют решающей роли при коммуникации.
Вторым педагогическим условием развития поликультурных умений студентов направления является непрерывное развитие мотивации за счёт использования заданий проблемного характера [1, с. 152].
Факторы, определяющие высокий уровень мотивации для развития поликультурных умений студентов: соответствие характера деятельности и содержания задачи, которую предстоит решить студентам; проблемность как метод развития поликультурных умений студентов; максимальная самостоятельность студентов в процессе развития поликультурных умений.
Как правило, любая предстоящая деятельность, в том числе и образовательная, должна обладать принципом новизны. При вводе нового материала для развития поликультурных умений необходимо соблюдать ряд следующих указаний: посильность; предоставление возможности свободного выбора средств и методов изучения; 3) возможность повтора для повышения уровня мотивации у слабомотивированных студентов.
Современный студент должен обладать умениями самостоятельно осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, проявляя себя как творческую личность. Основные цели организации самостоятельной работы студентов: закрепление полученных теоретических знаний студентов на практике; углубление теоретических знаний и расширение лингвистического кругозора; развитие умений проводить исследовательскую деятельность; формирование критического мышления, развитие творческого потенциала личности [2, с. 76].
Третьим педагогическим условием развития поликультурных умений студентов является отбор аутентичных материалов обучения.
Как правило, в учебниках и УМК аутентичные тексты имеют особое оформление: научно-популярная статья в виде вырезки из газеты; интервью с визуальным сопровождением; аудио- и видеоряды на портативных информационных носителях. Оформление такого рода аутентичного материала способствует повышению интереса обучающихся к тексту, стимулирует мотивацию обучающихся к всестороннему изучению, способствует погружению студентов в языковую среду [1, с. 152].
Большинство исследователей обозначают значимость использования неадаптированных аутентичных материалов обучения, отмечая, что они должны быть посильными и доступными для понимания, и отражать культурную специфику страны изучаемого языка. Необходимо помнить, что отбор учебного материала должен соответствовать уровню развития обучающихся и их интересам, а просмотр отрывков из фильмов, или прослушивание песен, например, будет отличным средством представления информации о культуре страны изучаемого языка [3, с. 25].
Четвёртым педагогическим условием развития поликультурных умений студентов является использование интерактивных технологий обучения.
В процессе интерактивного обучения осуществляется раскрытие творческого потенциала каждого студента и воспитание его личности в ситуациях общения. Интерактивный учебный процесс построен таким образом, что практически каждый студент, вовлечённый в процесс обучения, имеет возможность анализировать и предлагать решения исследуемой проблемы, а также производить рефлексию как на свою деятельность, так и на деятельность целой группы [1, с. 153].
Особо важным условием организации интерактивного обучения является создание и поддержание дружелюбной атмосферы, в которой развиваются умения работы в команде и выбора оптимального решения, происходит осознание ответственности за выбранное решение определённой проблемы.
Среди самых распространенных интерактивных технологий можно выделить: метод проблемного изложения, метод проектов, метод анализа ситуаций (case-study), метод мозгового штурма, метод критического мышления, деловые и ролевые игры.
Проблемная лекция предполагает моделирование противоречий реальной жизни через выражение их в теоретических концепциях. Поставленная проблема побуждает студентов к критическому мышлению, к поиску самостоятельного ответа на поставленный вопрос, таким образом, активизируется внимание обучающихся и возникает интерес к изучаемому материалу. Смоделировать можно научные, социальные, профессиональные проблемы, но они обязательно должны быть связаны с конкретным контекстом обучения.
Семинар-диспут подразумевает коллективное обсуждение каких-либо проблем с целью установления путей их достоверного решения. Такие семинары проводятся в форме диалогиче-
ского общения, предполагающего развитие умений обсуждать проблемы, вести полемику, защищать свои убеждения и взгляды, отстаивать свою позицию, ясно и лаконично излагать мысли.
Учебная дискуссия рассматривается в качестве одного из методов проблемного обучения, применяемых в ходе анализа проблемной ситуации. Чтобы вовлечь в дискуссию всех присутствующих, желательно использовать методику учебного сотрудничества, или кооперативного обучения (объединения интеллектуальных усилий и энергии обучающихся при выполнении общего задания, к примеру, поиск возможных путей решения проблемы).
Игра является сложным социокультурным феноменом, поскольку представляет собой средство общения, обучения и накопления жизненного опыта. В ходе игры происходит освоение правил поведения в мини-модели общества, которые впоследствии переносятся в «большую жизнь». Обучающиеся в процессе совместной игры овладевают навыками коллективной деятельности, накапливают знания о культурных традициях, вносимых в игру участниками, преподавателями, а также посредством дополнительных средств обучения - наглядных пособий, учебников и информационно-коммуникационных технологий.
Игра даёт возможность моделировать реальные жизненные ситуации, искать выход из конфликта, избегая агрессии, в то время как совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений обучающихся.
Одной из игровых технологий является кейсовая технология («Case study» - метод анализа ситуаций). При реализации данного метода студентам предлагают проанализировать какую-либо жизненную ситуацию, одновременно и отражающую некую практическую проблему, и актуализирующую определенный комплекс знаний обучающихся, необходимый для её решения. Предложенная проблема не должна иметь однозначного решения. Являясь, по сути, интерактивным методом обучения, кейс-метод вызывает у студентов положительное отношение, поскольку они видят в нём игру, которая обеспечивает им эффективное освоение теоретических положений и помогает овладеть практическими навыками использования учебного материала. Важно также и то, что анализ ситуаций способствует профессионализации студентов, их взрослению, формирует позитивную мотивацию и вызывает интерес к учебной деятельности.
Метод проектов появился ещё в начале прошлого века в США, поэтому он не является принципиально новым в мировой педагогике. Проектная деятельность, являясь эффективным методом развивающего обучения, направлена на формирование у обучающихся самостоятельных исследовательских умений, таких, как постановка проблемы, проведение экспериментов, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов. На практике проектная деятельность позволяет развивать творческие способности и логическое мышление студентов путем приобщения их к решению конкретных жизненно важных проблем [4, с. 156-157].
Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию идей программированного обучения, открытию новых, ранее не изученных, уникальных технологических возможностей, связанных с современными средствами коммуникации (блог-технология, вики-технология, подкасты, учебные Интернет-ресурсы, и др.). Целью использования информационно-коммуникационных технологий является формирование у обучающихся умений работать с информацией, а также развитие их коммуникативных способностей и исследовательских умений. Информационно-коммуникационные технологии, способствуют организации дистанционного обучения, Информационно-коммуникационные технологии формируют навыки культуры общения, умения вести диалог, в итоге создается подлинно языковая среда в рамках совместных международных телеконференций и телекоммуникационных проектов [3, с. 24].
Пятым педагогическим условием развития поликультурных умений студентов направления подготовки «Лингвистика» является использование комплекса учебных упражнений, учитывающих специфику производственно-практической деятельности студентов.
Развитие поликультурных умений - это, прежде всего, процесс творческого мышления, который требует разработки комплекса учебных упражнений, которые бы влияли на мышление, речь, воображение и активность студентов в коммуникативной деятельности и носили бы развивающий характер [1, с. 153].
Необходимость разработки такого комплекса учебных упражнений будет способствовать реализации концепции языкового поликультурного образования в лингвистическом вузе на когнитивном уровне в овладении знаниями о культурных ценностях и моделях поведения в мировой культуре, изучении опыта социального взаимодействия отдельных стран и культур; на цен-ностно-мотивационном уровне - в формировании ценностных ориентировок и установок обучающихся к межкультурной коммуникации, а также развитии таких качеств, как эмпатия и толерантность по отношению к другим странам, культурам, народам и социальным группам; на деятельностном - в поведенческом выражении - активном социальном взаимодействии с представителями различных культур при сохранении собственной позитивной этнической и культурной идентичности.
В процессе обучения студент будет ознакомлен с культурными особенностями носителей изучаемого языка, знакомиться с культурными реалиями, отражение которых может не находиться в родной культуре, проводить аналогии и дифференцировать культурные феномены контактирующих культур, представлять культуру родной страны, определять сферы возможных кон-
Библиографический список
фликтов и недопониманий в процессе коммуникации, строить кросс-культурные отношения с представителями стран изучаемого языка.
Используемый в рамках учебного процесса комплекс учебных упражнений должен обладать методическим единством. При нарушении целостности данного комплекса, процесс развития поликультурных умений студентов может быть неэффективным, вследствие чего не может быть полностью реализовано в рамках обучения иностранному языку как учебной дисциплины. Поэтому основный акцент должен быть сделан на самостоятельную работу студентов, накопление опыта межкультурного общения и разработку соответствующей методики с учётом следующих методических условий: 1) владение иностранным языком не ниже уровня В1-В2 по общеевропейской шкале CEFR; 2) непрерывное развитие мотивации за счет использования заданий проблемного характера; 3) отбор аутентичных материалов обучения; 4) использование интерактивных технологий обучения; 5) использование комплекса учебных упражнений, учитывающих специфику производственно-практической деятельности будущих бакалавров лингвистических направлений подготовки [2, с. 77].
1. Овсянникова Т.В. Педагогические условия формирования межкультурной компетентности студентов. Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2011; 2 (5): 152 - 155.
2. Нарыкова О.Н. Актуальность и основные проблемы использования новых информационно-коммуникационных технологий в системе высшего профессионального образования. Иностранный язык в профессиональной самоиндентификации студентов современного гуманитарного университета: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 24 - 25 марта 2011). Под редакцией В.В. Борщевой. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011: 75 - 79.
3. Новикова Е.А. Инновации в учебном проектировании. Инновации в образовании. 2007; 4: 23 - 29.
4. Палагутина М.А., Серповская И.С. Инновационные технологии обучения иностранным языкам. Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной заочной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011). Пермь: Меркурий, 2011; Т. I: 156 - 159.
References
1. Ovsyannikova T.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti studentov. Vektor nauki. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011; 2 (5): 152 - 155.
2. Narykova O.N. Aktual'nost' i osnovnye problemy ispol'zovaniya novyh informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Inostrannyj yazyk v professional'noj samoindentifikacii studentov sovremennogo gumanitarnogo universi-teta: sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Moskva, 24 - 25 marta 2011). Pod redakciej V.V. Borschevoj. Moskva: RIC MGGU im. M.A. Sholohova, 2011: 75 - 79.
3. Novikova E.A. Innovacii v uchebnom proektirovanii. Innovacii v obrazovanii. 2007; 4: 23 - 29.
4. Palagutina M.A., Serpovskaya I.S. Innovacionnye tehnologii obucheniya inostrannym yazykam. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii (g. Perm', aprel' 2011). Perm': Merkurij, 2011; T. I: 156 - 159.
Статья поступила в редакцию 02.01.15
УДК 378; 159.9
Pirmagomedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru
Nagieva A.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru
Kaibova A.A., senior teacher, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), Е-mail: gadjiev82@mail.ru
THE STUDY OF SELF-ASSESSMENT IN THE ASPECT OF ETHNIC PSYCHOLOGY AND ETHNOPEDAGOGICS. The article is of great interest in theoretical and practical sphere in studying of self-development. The authors mark the most favorable conditions for the development of a positive self-concept, development of a personality in ethnic and cultural environment. The paper shows that the majority of researchers recognize the important role of ethnic culture in the process of human development. The work gives the relationship of the following basic concepts: "self-esteem", "self-consciousness", "psychology", "pedagogy", "ethnopedagogical culture", "ethno-cultural environment", "adequate self-assessment", "socio-cultural system", which was considered in the framework of the general theory of development of self-esteem and psycho-pedagogical research. The authors show factors for the development of the self-assessment, predetermined by the specificity of the ethno-cultural environment.
Key words: ethnopsychology, ethnopedagogics, personal development, adequate self-esteem, self-image, factors in development of self-esteem, ethnopedagogical culture.
Э.А. Пирмагомедова, канд. психол. наук, ст. преп., филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, Е-mail: gadjiev82@mail.ru
А.Т. Нагиева, канд. пед. наук, ст. преп., филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, Е-mail: gadjiev82@mail.ru
А.А. Каибова, ст. преп., филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, Е-mail: gadjiev82@mail.ru