УДК 371.13/.14 ББК 74.104
Притуло Анна Викторовна соискатель г. Сургут Pritulo Anna Viktorovna
Post-graduate Surgut
Педагогические условия развития методической компетентности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении Pedagogical Conditions for the Development of Methodological Competence of the Kindergartener in the Pre-school Institution
В данной статье уточняются понятия «компетентность», «компетенция», «методическая компетентность», раскрывается содержание процесса развития методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), рассматриваются педагогические условия развития методической компетентности в дошкольном образовательном учреждении в процессе профессионально-педагогической деятельности.
This article carriies the notion of «competence», «competency», «methodological competence», the content of the development process of methodological competence of a kindergartener at the pre-school institution, examines pedagogical conditions for the development of methodological competence in pre-school educational institution during the professional-pedagogical activity.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, методическая компетентность, педагогические условия, воспитатель дошкольного образовательного учреждения.
Key words: competence, competency, methodological competence, pedagogical conditions, kindergartener of the pre-school institution.
«Компетентность» человека стала объектом специальных научных исследований, начиная со второй половины XX века. Интерес к ее изучению впервые возник в США в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала в сфере бизнеса, появившейся на фоне ускоренного вхождения в жизнь
информационных технологий. «Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя занял образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной задачи» [5].
В настоящее время в России происходит интенсификация поисков решения проблемы компетентности в образовании. В «Стратегии модернизации содержания общего образования», вышедшей в России в 2001 году, были представлены основные положения компетентностного подхода, базирующегося на ключевом понятии «компетентность». Происходящие изменения коренным образом затронули сферу дошкольного образования. Остро встал вопрос о компетентном педагоге-воспитателе, отвечающем современным требованиям:
- осуществляет деятельность в соответствии с годовыми и месячными планами, участвует в планировании педагогического процесса в ДОУ;
- анализирует целенаправленность и эффективность собственных воздействий на детей, координирует свою методическую деятельность в зависимости от сложившейся образовательной ситуации в группе;
- владеет наиболее эффективными методами и приемами в работе с детьми;
- регулирует ход воспитательно-образовательного процесса, составляет образовательную программу для конкретной группы детей на основе комплексной программы дошкольного образовательного учреждения с учетом парциальных программ и авторских методик;
- разрабатывает инновационные педагогические технологии, авторские программы;
- выбирает и использует действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к родителям воспитанников;
- предвидит трудности, которые могут возникнуть при выполнении рабо-
ты, умеет быстро сориентироваться в сложившейся ситуации, найти оптимальный выход.
Таковы требования к современному компетентному воспитателю.
В словаре русского языка С. И. Ожегова [10] «компетентный» (производное от компетентности) - это знающий, осведомленный, авторитетный, обладающий компетенцией. Компетенция, в свою очередь, - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. В словаре по социальной педагогике А. В. Мардахаева [12] «компетентность» (от лат. сompetentia - принадлежность по праву) трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо». В словаре терминов по дошкольному образованию Н. А. Виноградовой [2] «компетентность» рассматривается как степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга вопросов (полномочий), соответствующих конкретной должности; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, качество личности профессионала.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что соответственно трактовке понятия «компетентность» в различных словарях на первое место выходит обязательное наличие знаний в какой-либо области.
Во всех вышеперечисленных определениях присутствует основополагающее начало - знания, но вместе с тем на первое место ставится не просто «владение усвоенной познавательной информацией» [2], а умение своевременно, эффективно применить их в реальной практике.
Анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что отсутствует однозначное понимание понятия «компетентность». Нет четкого разграничения смыслового значения понятий «компетентность» и «компетенция».
В Глоссарии терминов Европейского Фонда Образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как: 1) способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) способность выполнять особые трудовые функции [1]. И. А. Зимняя указывает на тот факт, что в 60-х годах прошлого века уже было заложено пони-
мание различий между понятиями «компетентность» и «компетенция», трактуя последнюю как не пришедший в «употребление» резерв «скрытого», «потенциального». Она же указывает на компетенции как на «некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений)» [3].
Мы присоединяемся к мнению ученых (Зимняя И. А., Ялалов Ф. Г. и др.), рассматривающих компетентность как социально-профессиональную характеристику, близкую к целям и задачам практикоориентированного образования.
Для нашего исследования развития методической компетентности воспитателя ДОУ, в отличие от компетенции, важна именно компетентность, которая может рассматриваться в ключе формирования профессиональных требований к специалисту-педагогу.
Исследование профессиональной компетентности педагога - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда отечественных ученых (Н. В. Кузьмина, Л. Л. Петровская, А. К. Маркова, В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) и, как правило, рассматривается отечественной наукой как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности.
Необходимо заметить, что вопрос о степени развития способности и готовности к профессионально-педагогической деятельности остается дискуссионным.
Разнообразие трактовок понятия «профессионально-педагогическая компетентность» определяется различием теоретико-методологических подходов (личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического и др.) к решению исследовательских научных задач, изменением требований к качеству подготовки специалистов в современном обществе.
По мнению М. И. Лукьяновой, анализ подходов к определению компетентности и профессиональной готовности к педагогической деятельности позволяет считать, что уровень сформированности профессиональной готовности можно соотнести с уровнем профессиональной компетентности. Их содержа-
тельные характеристики всегда конкретизируют различные аспекты педагогической деятельности и возможности по их реализации, всегда указывают на их взаимосвязь и их взаимообусловленность [8].
Задача выявления уровня профессиональной готовности воспитателя решается заведующим ДОУ, заместителем заведующего по воспитательной и методической работе при приеме последнего на работу и методической службой учреждения непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
При всей широте и многообразии литературы по изучению проблемы профессионально-педагогической компетентности, она рассматривается все еще недостаточно системно и представляет широкое поле деятельности для разработки компонентной структуры.
Необходимо заметить, что с 2003 года существует фиксированная трактовка компонентной структуры компетентности (И. А. Зимняя), согласно которой:
а) компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя;
б) компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления;
в) содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации;
г) являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью ее реализации в любой требующего этого ситуации [4].
Вместе с тем, анализируя научно-исследовательский опыт по данной проблеме, мы пришли к выводу, что одни ученые выделяют в структуре профессиональной педагогической компетентности / компетенции методическую компетентность как отдельный вид (компонент). Например, Кузьмина Н. В. выделяет пять элементов или видов компетентности: специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, ау-топсихологическая [7]. Ипполитова Н. В. включает в содержательный аспект профессионально-педагогической подготовки будущих учителей такие компоненты, как нравственно-психологическая, методологическая, теоретическая, методическая, технологическая подготовка [6]. Другие исследователи (Маркова
А. К., Жукова М. Н. и др.) подразумевают ее включение как необходимую основу в виде профессионально значимых знаний, умений (владение различными методами обучения, знание дидактических принципов, методов и приемов, умение применять их на практике, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения и т. д.) [9].
Методическая деятельность педагогов предполагает подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Воспитатели должны самостоятельно отбирать научно-педагогическую, психологическую, познавательную информацию, уметь методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать, выбирать эффективные средства обучения.
Очевидно, что в свете современных требований к воспитателю ДОУ по достижению качественно более высоких результатов образования методическая компетентность воспитателя предполагает не только хорошую теоретическую подготовку и владение комплексом умений: аналитических, прогностических, организационных, проектировочных и т. д., но и высокий уровень творческого потенциала, т. е. способность к изменению ценностных ориентаций и конструированию новых образцов личного поведения.
С учетом вышесказанного, мы рассматриваем методическую компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения как инте-гративное профессионально значимое качество личности воспитателя ДОУ, выражающееся в овладении профессиональным опытом в области способов формирования знаний, умений и навыков у воспитанников, умении ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения методических задач, ценностном отношении к педагогической профессии при эффективном самоконтроле и адекватной оценке своей деятельности.
Для успешного развития методической компетентности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении необходим ряд педагогических условий.
В философском энциклопедическом словаре условие определяется как «то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое); существенный компонент
комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [15]. В целом, анализ философской и педагогической литературы по данной проблеме показывает, что условия представляют совокупность обстоятельств, определяющих достижение цели осуществляемой деятельности. Ипполитова Н. В. рассматривает педагогические условия как «совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, материально-пространственной среды, направленной на достижение поставленных целей» [6]. Мы, в свою очередь, определяем педагогические условия как комплекс необходимых мер, совокупность взаимосвязанных предпосылок, обеспечивающих успешность в достижении поставленной цели.
В ходе исследования нами были выделены педагогические условия развития методической компетентности воспитателя ДОУ:
1. Развитие ценностного отношения к педагогической деятельности на основе интеграции личностной позиции воспитателя и имеющихся у него общекультурных, психолого-педагогических, методологических и методических знаний, актуализации его индивидуального опыта.
Данное условие способствует развитию как профессионально-педагогической компетентности воспитателя в целом, так и развитию методической компетентности в частности. В сложившихся социально-экономических условиях дошкольные образовательные учреждения вынуждены уделять повышенное внимание развитию ценностного отношения к педагогической деятельности, продолжая работу вузов с профессионально не сориентированными выпускниками, а в настоящий момент молодыми специалистами ДОУ. Также существует необходимость развития ценностного отношения к педагогической деятельности у педагогов с большим стажем работы, имеющих педагогическое дошкольное образование (в этом случае на первое место выходит актуализация индивидуального опыта), и у педагогов, имеющих педагогическое образование по другим специальностям, как правило, это учителя школы с различной специализацией (до трети, а в иных учреждениях и до половины всего педагоги-
ческого состава). Во втором случае более значимо владение педагогами общей и частными методиками организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В таких неоднородных по уровню профессионально-педагогической подготовки коллективах педагогическая работа по развитию методической компетентности воспитателей является связующей основой, платформой, на которой выстраивается воспитательно-образовательный процесс учреждения.
2. Осуществление дифференцированного целостного методического сопровождения воспитателя, которое имеет аналитический характер, а его результаты - диагностическую направленность, и предусматривает выработку педагогических умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности (самоорганизация, саморегуляция).
Развитие методической компетентности воспитателя ДОУ - процесс продолжающийся всю профессиональную жизнь педагога и нуждающийся в методическом сопровождении со стороны лиц, осуществляющих руководство методической работой в образовательном учреждении. Очевидно, что оно должно носить упреждающий и сопровождающий характер. Основной принцип сопровождения воспитателя ДОУ созвучен с главным постулатом деятельности итальянского педагога Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а в остальном я сделаю сам» [13]. В этом случае мы можем говорить о развивающем взаимодействии, когда каждый из вступающих во взаимодействие субъектов педагогической деятельности не просто содействует развитию другого, но именно в этом находит условия для собственного развития.
3. Рефлексия учебно-методических действий на разных этапах педагогической деятельности (самоанализ и самооценка).
Рефлексия (лат. геАехю - отражение) - обращение назад, осознание собственных действий и состояний [2]. По мнению А. К. Марковой, педагогическая рефлексия - это «способность учителя мысленно представить себе сложившуюся картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе», «само-
стоятельное обращение учителя к самоанализу без того, чтобы от него это потребовала администрация школы» [9].
Исходя из того, что методическая компетентность предполагает глубокие теоретические знания, аналитические и проективные умения, практические навыки методического характера, характеризующие операциональную сторону педагогического процесса, необходимость самоанализа и самооценки своей деятельности приобретает особую актуальность.
Таким образом, выделенные в ходе исследовательской деятельности педагогические условия ориентированы на развитие субъектной позиции каждого педагога, его ценностного отношения к выбранной профессии, способности к самостоятельному выбору и ответственности за принимаемые решения, рефлексии своих действий и в целом способствуют развитию методической компетентности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.
Библиографический список
1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
2. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н. А. и др. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
4. Зимняя, И. А. Педагогические психология : Учебник для вузов. Изд. второе, доп. испр. и перераб. - М. : Логос, 2004. - 384 с.
5. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.
6. Ипполитова, Н. В., Колесников, М. А., Соколова, Е. А. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза : личностный аспект : Монография / Н. В. Ипполитова. - Шадринск : Исеть, 2006. - 236 с.
7. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя / Н. В. Кузьмина. - М. : АПН, 1990. - 149 с.
8. Лукьянова, М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия / Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2007. - № 1 (35).
9. Маркова, А. К. Психология труда учителя : Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : Ок. 53000 слов / С. И. Ожегов;
Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. - 896 с.
11. Равен, Д. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие, реализация. - М. : Логос, 2002. - 86 с.
12. Словарь по социальной педагогике : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. А. В. Мардахаев. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
13. Столяренко, А. М. Общая педагогика : учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 479 с.
14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. http.www/eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.
15. Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - 764 с.
Bibliography
1. Glossary of Terms labour market, developing standards of educational programs and curricula. The European Foundation for Education. ETF, 1997.
2. Pre-school education. Glossary / Sost. Vinogradov NA and others. - Moscow : Iris Press, 2005. - 400 pp.
3. Winter, I. A. Key competence - a New Paradigm Result of Education. / Higher education today - 2003. - № 5.
4. Winter, I. A. Educational Psychology : The Textbook for High Schools. Publ. Second, ext. Corr. and перераб. - Moscow : Logos, 2004. - 384 pp.
5. Ivanov, D. Competenses and Competence Approach in Modern Education / Dmitry Ivanov. - Moscow : Chistye Prudy, 2007. - With 32.
6. Ippolitova, N. V., Kolesnikov, M. A., Sokolova, E. A. System of Professional Pedagogical Training of Students : Personal Aspect : Monography / N. V. Ippolitova. - Shadrinsk : Iset, 2006. - 236 pp.
7. Kuzmina, N. V. The Professionalism of the Individual Teacher / N. V. Kuzmina. - Moscow : APN, 1990. - 149 pp.
8. Lukyanova, M. I. Professional Competent Teacher : Theoretical Analysis Concepts / Office Preschool Education Agency - 2007. - № 1 (35).
9. Markova, A. K. Psychology Labour teacher : Book for teachers. Metro : Education, 1993. - 192 pp.
10. Ozhegov, S. I. Dictionary of Russian Language : words Ok. 53000 / S. I. Ozhegov; Ed. prof. L. I. Skvortsova - Moscow : OOO «Publishing House» ONIKS 21 Century : OOO «Published «Peace and Education», 2003. - 896 pp.
11. Ravi, D. Competence in Modern Society : the Identification, Development, Implementation. - Moscow : Logos, 2002. - 86 pp.
12. Dictionary of Social Education : Learning. Manual for the studio. Higher Вестник ЧГПУ 122008 122
training facilities / Avt. - Compiler. A. V. Mardahaev. - Moscow : Publishing Center «Academy», 2002. - 368 pp.
13. Stolyarenko, A. M. General Education : Training Manual for University Students Enrolled in Educational Specialties (030000) / A. M. Stolyarenko. -Moscow : YUNITI - DANA, 2006. - 479 pp.
14. Hutorskoy, A. V. Key competencies and educational standards // Internet journal «Eydos». - 2002. - April 23. http.www/eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
15. Philosophical Encyclopedic Dictionary. - Moscow : Sov. Encyclopedia, 1983. - 764 pp.