3. Деза Е. И. Возможности построения индивидуальных траекторий фундаментальной подготовки учителя математики // Наука и школа. 2009. № 1.
4. Деза Е. И. О некоторых обобщениях m-метрик // Актуальные проблемы математики, информатики, физики и математического образования: юбилейн. сб. 70 лет кафедре мат. анализа МПГУ. М.: Прометей МПГУ, 2004.
5. Деза Е. И. Специальные числа натурального ряда. М.: URSS, 2010.
6. Деза Е. И., Деза М. М. Энциклопедический словарь расстояний. М.: Наука, 2008.
7. Деза Е. И., Котова Л. В. Сборник задач по теории чисел. М.: URSS, 2011.
8. Деза Е. И., Модель Д. Л. Основы дискретной математики. М.: URSS, 2010.
9. Пантелеева Е. И. О средних значениях некоторых арифметических функций // Математические заметки. 1994. Т. 55, вып.2.
10. Deza E, Deza M. M. Figurate numbers. World Scientific, 2011.
ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
MONITORING TECHNOLOGY OF CHILD-MINDERS' SPEECH COMPETENCE IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL PROCESS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
М. П. Андросова
В данной статье раскрыты сущность понятий «речевая компетентность», «мониторинг речевой компетентности», выделены компоненты профессиональной речи педагогов и требования к ней. Рассмотрены вопросы организации технологии мониторинга речевой компетентности воспитателей как одно из средств повышения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, технология, мониторинг, речевая компетентность, педагогический процесс.
M. P. Androsova
The article aims to highlight the concepts of «speech competence», «monitoring of speech competence», as well as to disclose the components and requirements of teachers' professional speech. Issues of monitoring technology of organization of child-minders' speech competence as one of the means of enhancing pedagogical process in preschool educational institutions are considered.
Keywords: preschool educational institution, technology, monitoring, speech competence, pedagogical process.
Ступень дошкольного детства выступает как один из главных образовательных резервов, по своему содержанию не уступающих последующим ступеням. Как отмечают многие современные российские исследователи (К. Ю. Белая, Е. Н. Герасимова, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк, О. А. Скоролупова и другие), дошкольное образование должно быть не только доступным, оно должно быть качественным. Одним из важнейших средств повышения качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), несомненно, является речь педагога, так как именно речевая компетентность становится важнейшим инструментом деятельности воспитателя, средством реализации задач методического и дидактического характера. В педагогической деятельности корректно построенные речевые структуры являются
основным способом реализации педагогических задач. Поэтому речевое мастерство специалистов, работающих во всех ступенях образовательной системы, в том числе дошкольной, является одним из базовых аспектов профессионального мастерства.
Если обратиться к анализу научных определений компетенции и компетентности, то под компетенцией понимается круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий и прав (лат. сотре-1еге 'добиваться, соответствовать, подходить'); компетентность - обладание компетенцией, осведомленность, обладание знаниями [1, с. 282].
Подчеркивая значимость речевой компетентности в педагогической деятельности, целесообразно обратиться к словам В. А. Сухомлинского: «Каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть сло-
весником. Слово - важнейший педагогический инструмент» [2, с. 96]. Особенно это касается воспитателей ДОУ, тех педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста, в тот отрезок, когда совпадает сенситивный период для их речевого развития.
Подражая окружающим, дети дошкольного возраста перенимают у педагогов не только произношение звуков, слов, словоупотребление, построение фраз, но и несовершенства и ошибки. Именно поэтому к речи педагога ДОУ сегодня должны предъявляться серьезные требования и проблема повышения речевой компетентности воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
М. М. Алексеева, В. И. Яшина среди требований к речи педагога выделяют: содержательность, точность, логичность; соответствие возрасту ребенка; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его действиям [3].
К вышеперечисленным требованиям нужно отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, выполняющие такие функции, как:
- эмоциональное объяснение и запоминание значений слов;
- углубление эмоциональных переживаний, запоминание материала (слышимого и видимого);
- приближение учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- образец поведения для детей;
- социальная воспитывающая роль, наряду с языковыми средствами.
Но, как показывает практика, не все педагоги ДОУ умеют организовать и использовать языковое общение в интересах развития речи детей. Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения воспитателя. Безусловно, такое общение с ребенком носит формальный характер, в особенности тогда, когда более 50% высказываний воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, которые способствуют развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. Овладение культурой, демократичным стилем общения, умением обеспечить субъект-объектное общение, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, является профессиональной обязанностью воспитателя ДОУ.
Одним из главных способов отслеживания качества речи педагога выступает экспертиза реального речевого процесса. Экспертами могут выступить представители администрации ДОУ, другие педагоги. Посещение, изучение, анализ занятия - наиболее популярная процедура при оценке качества речи взрослого; также существуют и другие способы исследования - изучение мнения родителей, конкурсы педагогического мастерства, рефлексия собственной деятельности.
Технология использования мониторинга речевой компетентности воспитателей ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования понимается как система действий и составляющих, включающая цели, задачи, субъекты, объекты, процедуру, принципы, критерии и показатели. В данном случае мониторинг выступает как комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния исследуемого средства повышения качества педагогического процесса в ДОУ - речевой компетентности воспитателей.
Целью мониторинга речевой компетентности воспитателей ДОУ является исследование речи педагогов, разработка методических рекомендаций по выявленным недостаткам.
В соответствии с обозначенной целью мониторинга определяется следующая задача - получение информации о соответствии речевой компетентности воспитателей ДОУ основным требованиям, а также разработка мероприятий по использованию полученных данных. Объектами мониторинга выступают: кадровый потенциал ДОУ (особенности профессиональной компетентности педагогов), материально-техническая база, речевая среда и др. Своевременность, гласность, целенаправленность, комплексность, непрерывность, разносторонность, полнота, достоверность - основные принципы, позволяющие эффективно использовать мониторинг как условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Для разработки и реализации технологии мониторинга речевой компетентности воспитателей необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Например, одним из главных средств экспертизы качества речевой компетентности воспитателей является анкета. Анкета как шкалированная модель объекта исследования должна отражать основные свойства объекта, быть компактной, лаконичной, а ее смысловое содержание не должно выходить за пределы компетенции экспертов, ее использующих. Целью анкеты выступает оценка уровня речевой компетентности воспитателей.
Качество речи моделируется в виде совокупности 6 параметров и их проявлений, которые отражают значимые характеристики речевой компетентности:
- уникальность - умение сроить речь в соответствии со своей индивидуальностью (индивидуальная манера речи, индивидуальный стиль речи), как проявление единственности, неповторимости говорящего субъекта, его непохожести на других;
- осознанность - умение говорить со смыслом, наполнять каждое слово смыслом. Говорение со смыслом есть не что иное, как понимание ценности слова;
- ответственность - бережное отношение к языку, соблюдение чистоты языка как проявление избирательного характера словоупотребления. При таком подходе педагог осознанно избегает использования языковых излишеств;
Таблица
Оценка качества речевой компетентности воспитателей
1. Уникальность
1 Не использует штампы, общие, избитые фразы
2 В речи проявляет яркие, красивые индивидуальные особенности личности (образованность, воспитанность, остроумие, раскованность, самостоятельность и др.)
3 Уместно использует индивидуальные словоупотребления
2. Осознанность
4 Речь продуманная (слова произносятся обдуманно)
5 Речь убедительна (используются доводы от фактов, авторитета, личного опыта и не используются доводы от угрозы, осуждения, обещания)
6 Демонстрирует эрудицию, использует примеры других сфер знаний
7 Речь точная
8 Речь уместная (соответствует ситуации)
9 Речь краткая (говорит по существу, не говорит лишнего)
10 В речи не проявляет комплексы собственной неполноценности, уважает, любит себя
3. Ответственность
11 Нет нарушений норм в произношении
12 Нет нарушений лексических речевых норм
13 Нет нарушений грамматических речевых норм
14 Нет нарушений стилистических речевых норм
15 Уместно употребляет нелитературные формы национального языка (просторечия, диалекты)
4. Диалогичность
16 Говорит приятное, использует похвалу, создает ситуацию успеха
17 Речь эмоциональная, но не раздражительная
18 Речь ясная, понятная, доступная для детей дошкольного возраста
19 Использует речевые средства, выражающие уважение к собеседнику (манера здороваться, обращаться, задавать вопросы, отвечать на вопросы)
20 Не употребляет слова и выражения в приказной форме
21 Своей речью способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует участие аудитории в разговоре
5. Действенность
22 Нет расхождения вербальных и невербальных средств
23 Речь внутренне согласована, логически не противоречива
24 Поведение адекватно произносимому слову
6. Эстетичность
25 Не употребляет деловую лексику
26 Использует образные средства, афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые слова
27 Использует интонационно богатую речь
28 Использует оптимальный темп речи, громкость голоса
- диалогичность - умение говорить так, чтобы через слово осуществлялось взаимоуважение, взаимообогащение, взаимопонимание;
- действенность - умение перевести слово в действие, сделать слово действенным (прагматический аспект слова). Расхождение слова и дела всегда, во все времена, считалось позором и рассматривалось как обесценивание слова и человека;
- эстетичность - умение говорить красиво, со вкусом, так, чтобы слово восхищало, возвышало, доставляло удовольствие [4].
Мы предлагаем анкету для экспертизы качества речевой компетентности воспитателей ДОУ, разработанную на основе методики А. И. Севрук, Е. А. Юниной, где эксперт отмечает те проявления из предложенного списка, которые имели место
во время наблюдения (см. таблицу). Количество отмеченных
проявлений составляет числовой рейтинг качества речи.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.
2. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. М.: Пед. о-во России, 2001.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000.
4. Севрук А. И. Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе. М.: Пед. о-во России, 2005.