КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ BRIEF REPORTS
УДК 37.032
Педагогические условия развития личности студентов
Н. Ю. Борисова
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]
Обосновывается необходимость личностного развития студентов, значимость личностной зрелости молодых специалистов для успешной адаптации к профессиональной деятельности. Для каждого из четырех структурных компонентов личностно-професси-онального развития, проанализированных в трудах выдающихся советских и российских психологов и педагогов, приводятся педагогические условия формирования. На основе опыта практических занятий в высшем учебном заведении выработаны рекомендации по оптимальному выстраиванию учебного процесса.
Ключевые слова: структурные компоненты личностно-профессионального развития; педагогические условия развития личности; практические занятия; высшее учебное заведение.
Pedagogical Conditions of Students Personal Enhancement
N. Yu. Borisova
National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia [email protected]
The author has substantiated the need of students' personal enhancement and has shown the significance of recent graduates' personal maturity for their successful adaptation to professional life. The author did give pedagogical conditions necessary for each of four structural components of personal and professional development, analyzed in the works of eminent Soviet and Russian psychologists and teachers. Based on own experience of practical studies in a university, the author did elaborate guidelines for educational process optimization.
Keywords: structural components of personal and professional development; pedagogical conditions for personal enhancement; instructional devices; practical studies; university.
© Борисова Н. Ю.
Борисова Н. Ю.
В современных условиях российского образовательного процесса личностное развитие студентов является такой же важной составляющей адаптации к трудовой деятельности, как их профессиональное развитие.
В исследованиях В. А. Сластенина и его последователя М. Я. Виленского, а также В. К. Бальсевича, Л. И. Лубыше-вой, И. С. Барчукова и др. показано, что студенчество — это период интенсивного развития личности. В основе личности лежит продукт индивидуально-психического развития — структура, обеспечивающая стойкую взаимосвязь различных сторон личности как единого образования. В работах отечественных психологов и педагогов (Б. Г. Ананьева, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Е. И. Степановой, А. В. Петровского, М. Я. Виленского и др.) выделены следующие структурные компоненты лично стно-профессионального развития студента: информационно-познавательный, мотивационно-ценност-ный, рефлексивный и предметно-результативный.
Рассмотрим, какие педагогические условия необходимы для всестороннего развития личности на практических занятиях в высшем учебном заведении.
Информационно-познавательный компонент. Знания-умения, прикладные знания, знания-навыки играют ключевую роль в воспитании мировоззрения, стимулировании интереса к активной работе. Главная цель обучения в высшем учебном заведении, как отмечает Е. В. Бондарев-ская, — не только накопление информационного багажа, но и освоение способов самостоятельной деятельности познавательного характера [1].
Для развития информационно-познавательного компонента применяют следующие педагогические условия:
— заблаговременное обсуждение с обучающимися тематики лекций,
методических и практических занятий с целью определить интерес к рассматриваемым темам;
— постановка задач, предполагающих самостоятельный поиск сведений по исследуемому вопросу, формулировку возможных путей и способов его решения;
— обмен сообщениями во время консультационных часов и индивидуальных бесед;
— моделирование педагогических ситуаций с целью активизировать сознание обучающихся, вовлечь их в самостоятельный поиск и дополнение недостающей информации.
Преподаватель должен по мере возможности способствовать преобладанию осознаваемой мыслительной активности над неосознаваемой.
Мотивационно-ценностный компонент является направляющим в структуре личности студента. Мотивация, как известно, представляет собой совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; ее главные рычаги — мотивы, потребности и стимулы. Преподавателю следует выстраивать практические занятия таким образом, чтобы задействовать как можно большее число мотивов и увеличивать побуждающую силу каждого из них.
Мотивационная поддержка образовательного процесса заключается в формировании у студентов уверенности в состоятельности и эффективности научного подхода, в возможности овладения учебной дисциплиной.
При формировании данного компонента применяются следующие педагогические приемы:
— создание ситуации успеха;
— осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
— установление отношений сотрудничества между преподавателем и студентами;
— профессиональная направленность учебного процесса, в частности подбор задач, моделирующих проблемные аспекты будущей профессиональной деятельности.
Рефлексивный компонент. Рефлексия подразумевает осознание себя как личности, критическое рассмотрение и анализ своих знаний и поступков.
Бондаревская и Кульневич [2] выделяют рефлексию в качестве специфического источника знаний, базирующегося на внутреннем опыте, в отличие от опыта внешних ощущений; реализации потребности отчитываться перед собой и анализировать себя; обоснования и принятия своего места в окружающей действительности. Найн и Клюев считают эмпирическое проявление рефлексии свидетельством выполнения ею таких функций, как самооценка, самоанализ и саморегуляция [3]. Тем самым она обеспечивает рост личности, развитие творческих способностей и самовоспитание.
Развитию рефлексивного компонента способствуют:
— вариативность обучения (различные варианты, предлагаемые студентам, соответствуют опыту в разных видах деятельности);
— диалог между субъектами образовательного процесса (взаимодействие, основанное на доверии и сотрудничестве);
— творческий подход, с преобладанием проблемного обучения;
— игровой метод, формирующий адекватную самооценку и развивающий самосознание.
Предметно-результативный компонент. Условия, содействующие развитию данного компонента: разработка структуры занятий; индивидуально-дифференцированный способ обучения; определение степени
нагрузки; мотивационная поддержка; проверка и коррекция результатов самостоятельной работы.
Кроме того, необходимо вызывать у студентов заинтересованность; обосновывать актуальность рассматриваемых проблем; информировать обучающихся о полученных результатах и поощрять их за правильную и успешную работу [4].
Таким образом, педагогические условия личностного и профессионального роста студентов позволяют сформировать и закрепить: теоретические и практические знания и умения, заинтересованность в их освоении, направленность личности на активные действия. Развитие творческого потенциала студентов служит залогом совершенствования умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Рассмотренные выше компоненты и условия их развития взаимосвязаны, их комплексное использование дает возможность всесторонне развивать личность студента и оптимизировать учебный процесс. Благодаря сформиро-ванности всех компонентов создаются условия для осознанного участия обучающихся в образовательном процессе, творческого развития и самовоспитания личности, в результате чего возрастает уровень профессиональной коммуникации.
Литература
1. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. 563 с.
3. Найн А. Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: Изд-во Челяб. инта развития проф. образования, 1998. 264 с.
4. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 208 с.
Поступило после доработки 22.01.2018
Борисова Наталья Юрьевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шоки-на, д. 1), [email protected]
References
1. Bondarevskaya E. V. Smysly i strategii lich-nostno orientirovannogo vospitaniya (Meanings and Strategies of Personality Oriented Education), Peda-gogika, 2001, No. 1, pp. 17—24.
2. Bondarevskaya E. V., Kul'nevich S. V. Peda-gogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh
УДК 378.2
i sistemakh vospitaniya (Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Education Systems), M., Rostov n/D., TTs "Uchitel' ", 1999, 563 p.
3. Nain A. Ya., Klyuev F. N. Problemy razvi-tiya professional'nogo obrazovaniya: regional'nyi aspect (Vocational Education and Training Development Problems: Local Aspect), Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. in-ta razvitiya prof. obrazovaniya, 1998, 264 p.
4. Shiyanov E. N., Kotova I. B. Razvitie lich-nosti v obuchenii (Personal Enhancement in Education), M., Akademiya, 1999, 208 p.
Submitted after updating 22.01.2018
Borisova Natalya Yu., senior lecturer at Physical Education Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]
Развитие способностей к научно-исследовательской работе у студентов
А. И. Гавриков
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия
Автор утверждает, что посредством обучения математике можно развить у студентов стремление к исследовательской работе, пробудить интерес к решению нестандартных задач, стимулирующих творческое мышление. В связи с этим автор обосновывает необходимость разработки индивидуальных заданий по математике, решение которых считает первым шагом будущего специалиста к научной деятельности. Автор приводит примеры и методы решения нестандартных задач.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов; преподавание математики в высшем учебном заведении; решение задач; индивидуальное задание.
Development of Students' Capability for Research Work
A. I. Gavrikov
National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia [email protected]
© Гавриков А. И.