Научная статья на тему 'Педагогические условия развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза (на примере обучения английскому языку)'

Педагогические условия развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза (на примере обучения английскому языку) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА [ГК] / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / КОГНИТИВНЫЙ И ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ГК / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ / ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ / СТИМУЛИРУЮЩАЯ / ТВОРЧЕСКАЯ / ОЦЕНОЧНО-НОРМАТИВНАЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИИ ГК / КРИТЕРИИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ УРОВНЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТОСТИ ГК / THE HUMANITARIAN CULTURE OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES IN THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION [HC] / AXIOLOGICAL / COGNITIVE / AND PERSONALITY CREATIVE STRUCTURAL COMPONENTS OF HC / HUMANIST / VALUABLY ORIENTED / TRANSFORMATIVE / STIMULATING / CREATIVE / VALUABLY NORMATIVE / SOCIAL LY COGNITIVE / AND COMMUNICATIVE FUNCTIONS OF HC / CRITERIA AND CORRESPON DING TO IT LEVELED INDEXES OF THE DEVELOPMENT OF HC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина Елена Павловна

На основании проведенных исследований в статье отмечены сущность и структура гуманитарной культуры студентов технических специальностей; приведен критериальный аппарат оценки развитости уровней гуманитарной культуры будущих специалистов-«техников» в процессе обучения английскому языку; показана технология развития данного феномена средствами английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical conditions of the development of the student humanitarian culture in the technical courses of higher education institutions by means of English language

On the basis of the conducted research we have grounded the connection of the statement «Humanitarian Culture» with the other kinds of Culture; defined more precisely the essence and the structure of the Student Humanitarian Culture in the Technical Institutions of Higher Education; created the evaluating criteria for the levels of the Student Humanitarian Culture during the processes of the English language studying; created the technology of the development of the given above phenomenon by means of the English Language.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза (на примере обучения английскому языку)»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

УДК 378.1

Е. П. РЫБИНА

Филиал Московского государственного университета технологий и управления в г. Мелеузе, Республика Башкортостан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ)

На основании проведенных исследований в статье отмечены сущность и структура гуманитарной культуры студентов технических специальностей; приведен критериальный аппарат оценки развитости уровней гуманитарной культуры будущих специалистов-«техников» в процессе обучения английскому языку; показана технология развития данного феномена средствами английского языка.

Ключевые слова: гуманитарная культура студентов технических специальностей вуза [ГК]; аксиологический, когнитивный и личностно-творческий компоненты структуры ГК; гуманистическая, ценностно-ориентационная, преобразовательно-созидательная, стимулирующая, творческая, оценочно-нормативная, социально-познавательная и коммуникативная функции ГК; критерии и соответствующие им уровневые показатели развитости ГК.

Актуальность изучения развития гуманитарной культуры [ГК] студентов технических специальностей вуза обусловлена развитием гуманистической концепции образования, тенденцией перехода высшей школы от традиционной «знаниевой» парадигмы к личностно-развивающей. Особое значение в этом контексте приобретает проблема развития ГК специалистов технических областей знания как путь преодоления узкого профессионального техницизма мышления специалистов техносферы.

Гуманитарная культура, способствующая становлению специалиста как субъекта духовной культуры общества, обладающего способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых высших человеческих ценностей. Основной путь развития ГК будущих спе-циалистов-«техников» в период профессиональной подготовки — системно-содержательная трансформация высших человеческих ценностей в содержание обучения гуманитарным дисциплинам, которые своим предметом имеют исторические формы общественного бытия, материальной и духовной культуры.

Большим потенциалом реализации гуманитарного содержания образовательного процесса и развития ГК студентов обладает дисциплина «Иностранный язык», так как изучение иностранного языка помимо собственно языковой подготовки и лингвистического развития дает студентам возможность познавать иностранную культуру в сопоставлении с родной культурой, расширять культурологические знания и обогащать ГК личности. Национально-культурный компонент содержания обучения иностранному языку выступает в качестве психолингвистического, приобщая студентов технических специальностей к высшим человеческим ценностям, которые и способствуют познанию гуманистической технологии будущей профессиональной деятельности. Отмеченное

актуализирует разработку научно-педагогических теорий, обращенных к развитию ГК будущих специалистов технического профиля средствами английского языка.

Следует отметить, что, хотя необходимость и актуальность развития ГК студентов как средства повышения уровня их профессиональной подготовки глубоко обоснованы в ряде научных работ [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], степень разработанности проблемы является недостаточной: в имеющихся трудах не обоснована взаимосвязь исследуемого понятия с другими видами культуры; требует уточнения сущность и структура ГК студентов технических специальностей; требует разработки критериальный аппарат оценки развитости уровней ГК будущих специалистов-«техников» в процессе обучения английскому языку; не разработана технология развития данного феномена средствами английского языка.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил выделить и систематизировать ряд положений, имеющих методологическое значение для обоснования сущности ГК студентов технических специальностей вуза. Обращение к анализу целостности и модификации культуры личности обусловило рассмотрение ее ГК. Условием, побудившим к изучению данного понятия, послужила необходимость глубокого понимания духовно-нравственных проблем и высших человеческих ценностей в целях гуманизации профессиональной деятельности. В своем исследовании мы определяем гуманитарную культуру студентов технических специальностей вуза как характеристику личности, отличительными чертами которой являются постижение духовности, ценностно-смыслового содержания жизни, гуманистической технологии профессиональной деятельности посредством усвоения гуманитарного знания, развития гуманитарного мышления,

ориентации на высшие человеческие ценности при творческом подходе к решению профессиональных и личностных задач. В работе обосновано, что гуманитарная культура будущих специалистов технического профиля является важным элементом вариативного блока профессиональной культуры и способствует гуманистическому решению профессиональных задач.

Целостность и системность ГК студентов-«техни-ков» представлена в исследовании совокупностью аксиологического, когнитивного и личностно-творческого компонентов.

Аксиологический компонент образован совокупностью высших человеческих ценностей, выработанных человечеством и включенных в современный образовательный процесс высшей профессиональной школы (Гуманизм, Человек, Жизнь, Общество, Труд, Природа). Соизмерение знаний с высшими человеческими ценностями обеспечит заинтересованность в гуманизации своей профессиональной деятельности и всей системы общественных отношений.

Когнитивный компонент ГК студентов-«техни-ков» — это система обобщенных гуманитарных знаний, отражающих высшие человеческие ценности и гуманистические принципы, а также гуманитарный стиль мышления.

Личностно-творческий компонент структуры ГК студентов-«техников» раскрывает механизм овладения гуманитарным знанием и представляет воплощение личностной культуры как творческий процесс.

Для изучения особенностей процесса развития ГК будущих специалистов технического профиля нами обоснованы функциональные компоненты исследуемого вида культуры, обеспечивающие взаимосвязь между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным результатом. В состав функциональных компонентов ГК студентов технических специальностей вуза входят гуманистическая, ценностно-ориентационная, преобразовательно-созидательная, стимулирующая, творческая, оценочнонормативная, социально-познавательная и коммуникативная функции.

Гуманистическая функция направлена на сохранение и развитие духовности личности. Ценностноориентационная функция обеспечивает решение смысложизненных проблем сообразно высшим человеческим ценностям, построением в сознании идеальной модели личности как ориентира ее дальнейшего саморазвития. Преобразовательно-созидательная функция предполагает достижение личностью более высокого уровня культурного саморазвития и самореализации. Стимулирующая функция обеспечивает стимулирование процесса развития сущностных сил личности, ее ориентации в мире общей, нравственно-эстетической и профессиональной культуры. Творческая функция связана с психологическими процессами личности. Усвоение гуманитарного знания, эмоциональное и интеллектуальное восприятие теоретической гуманитарной информации являются импульсом для самораскрытия гуманитарной культуры личности в творческой деятельности. Оценочно-нормативная функция подразделяет действия студентов на положительные и отрицательные, гуманные и бесчеловечные. Она способствует выработке критериев оценки действий и поступков, формируя режим регламентированного поведения. Кроме того, гуманитарная культура, формируя эталонные ценности, вырабатывает идеалы, которые стимулируют претворение в жизнь целей жизнедеятельности. Социально-познавательная функция осуществляет

художественное, эстетическое, нравственное, профессионализированное познание. Основным результатом познавательного отношения к миру в гуманитарной культуре является установление смысла и значения содержания разнообразных явлений бытия. Коммуникативная функция способствует удовлетворению потребности личности в общении, обеспечивает процесс взаимопонимания, обмена гуманитарными знаниями, высшими человеческими ценностями и социальными чувствами, переживаниями, мнениями и оценками.

Проведенное исследование позволило сформулировать критерии и соответствующие им уровневые показатели развитости ГК будущих специалистов-«техников» в ходе обучения английскому языку.

Критерий развития аксиологического компонента ГК студентов установлен по оценке культуроведчес-кого материала сообразно высшим человеческим ценностям. Критерий развития когнитивного компонента ГК студентов — по владению культуроведческим материалом страны изучаемого языка. Критерий развития личностно-творческого компонента ГК студентов определен по умению преобразовывать куль-туроведческий материал с позиции высших человеческих ценностей.

На этапе диагностирования проводилось изучение интересов студентов-«техников» к изучению английского языка, осуществлялся анализ ценностных ориентаций будущих специалистов, происходило выявление степени владения культуроведческим материалом страны изучаемого языка, а также знаниями, умениями и навыками иноязычной речи, сопоставление творческих способностей студентов в ходе решения учебных и личностных задач на практических занятиях. Необходимые сведения мы получили, используя стандартные психолого-педагогические методики тестирования, модифицированные и разработанные нами анкеты.

В ходе оценки части показателей для фиксации полученных результатов мы использовали модульную технологию обучения с рейтинговой системой контроля знаний, где основной акцент был сделан на укрупнение блоков культуроведческого материала с постепенным присвоением высших человеческих ценностей на личностном уровне. На данном этапе были выявлены причины низкого уровня развитости ГК у студентов-«техников», которые анализирова-нись и учитывались в дальнейшей работе по обучению английскому языку.

Цель этапа проектирования — создание технологии гуманитарно-культурного обучения английскому языку посредством вариативного выбора форм, методов и приемов работы, а также их оптимального сочетания на основе результатов предыдущего этапа. Развитие ГК студентов технических специальностей не может быть ограничено рамками только практических занятий, поэтому предусматривает самостоятельную работу студентов — домашнее чтение. Данный этап был условно разделен на структурно-содержательную, организационную и инструментальную части. Структурно-содержательная часть определяет основные разделы и тематическое планирование в соответствии со стандартом, а также структурными и функциональными компонентами гуманитарной культуры. В содержание обучения английскому языку включены следующие вопросы: «Британские острова», «История и язык британского народа», «Британские национальные символы», «Вероисповедания в Великобритании», «Стратификация в британском обществе», «Великобритания — государство всеоб-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009

Распределение студентов по уровням развития гуманитарной культуры в процессе обучения английскому языку в экспериментальной и контрольной группах (Примечание: в числителе - данные начального среза, в знаменателе - данные конечного среза)

Компоненты гуманитарной культуры Критерии развития Уровни Группы

Адаптивный % Репродук- тивный % Творческий %

Владение 27 60 12 26 6 13

культуро- 3 6 27 60 15 33

ведческим

материалом

страны изучаемого 32 71 10 22 3 6 КГ

языка 20 44 17 37 8 17

Оценка культуро- 20 44 15 33 10 22

ведческого 4 8 21 46 20 44

материала

сообразно высшим

человеческим 30 66 10 22 5 11

ценностям 20 44 15 33 10 22

Умение преобра- 20 44 15 33 10 22

зовывать культуро- 5 11 20 44 20 44 ЭГ

Личностно- ведческий

творческий

с позиции высших 30 66 10 22 5 11

человеческих 22 48 15 33 8 17

ценностей

щего благосостояния», «Семья. Семейные отношения. Этикет», «Уголок поэта», «Уголок писателя», «Мир искусства», «Музыкальный калейдоскоп», «Гуманистические принципы системы образования», «Мир средств массовой информации. Насилие на экране», «Мир власти» и др.

На этапе проектирования мы соотнесли основные темы, предложенные стандартом, с перечнем вопросов, включенных нами в содержание обучения английскому языку с гуманитарно-культурным развитием личности. Вопросы, включенные в стандарт, рассматривались в ходе практических занятий; изучение части вопросов, не включенных в курс дисциплины, было перенесено на самостоятельную работу студентов. В этой части были обозначены и темы интегрированных занятий (например, «Великобритания и Россия. Сходства. Различия. Противоречия»). Вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, были подобраны модульно с целью более эффективной их проработки. Все темы были ориентированы на высшие человеческие ценности.

Организационная часть. Использование графика усвоения студентами культуроведческих тем позволило произвести корректировку тематического плана курса. Время изучения тех вопросов, по которым средние показатели ниже остальных, мы увеличили за счет времени рассмотрения тех вопросов, по которым студенты показали наиболее высокие результаты.

Основная задача инструментальной части этапа проектирования гуманитарно-культурного обучения студентов-«техников» английскому языку — поиск оптимальных педагогических средств для интересного, познавательного, результативного сотрудничества преподавателя и студентов, направленного на повышение уровня ГК последних. Ориентировка технологии на педагогический опыт и мастерство, стиль профессиональной деятельности, эрудированность и изобретательность преподавателя допускает использование фронтальной и групповой форм работы, индивидуального и дифференцированного обуче-

ния с привлечением нестандартных, игровых элементов.

Практические занятия мы проводили в аудитории и на открытом воздухе, сопровождая обучение куль-туроведческому знанию вопросами, выявляющими отношение студентов к той или иной теме. Все практические занятия включали блок творческих заданий, ряд задач, базирующихся на жизненных ситуациях. Задания разрабатывались и модифицировались с учетом культуроведческих тем, а также компонентов, включенных в состав ГК личности. Значительное внимание уделялось эвристической деятельности (блок упражнений «А как ты думаешь?»; диспуты: «Занятие-суд», «Занятие-вернисаж», «Занятие-фильм»; конференции; творческие сочинения; просмотр фильмов и др.).

Задания на самостоятельную домашнюю работу носили как индивидуальный, так и групповой характер, были разноуровневыми или одного типа сложности, направлены на приобщение к высшим человеческим ценностям, развитие творческих способностей студентов. Результатами развития ГК студентов технических специальностей являлось выполнение творческих проектов (проведение различных конкурсов, выставок, мини-конференций) на основе изучения культуроведческого материала страны изучаемого языка.

Этап реализации был направлен на практическое осуществление технологии по гуманитарно-культурному развитию студентов-«техников» средствами английского языка. Данный этап являлся условно заключительным.

В русле исследуемой проблемы развития ГК студентов технических специальностей в ходе обучения английскому языку было проведено диагностическое исследование, в процессе которого были прослежены изменения в уровнях развития ГК студентов в экспериментальной и контрольной группах, динамика степени выраженности основных ее компонентов, а также дана математическая интерпретация полученных результатов. Выявленные процентные показатели

Диагр. 1. Развитие когнитивного компонента гуманитарной культуры студентов ЭГ и КГ на начальном и конечном этапах обучения английскому языку

Диагр. 2. Развитие аксиологического компонента гуманитарной культуры студентов ЭГ и КГ на начальном и конечном этапах обучения английскому языку

Начало Конец Начало Конец Начало Конец (Адаптивный) (Репродуктивный) (Творческий)

□ ЭГ

□ КГ

Диагр. 3. Развитие личностно-творческого компонента гуманитарной культуры студентов ЭГ и КГ на начальном и конечном этапах обучения английскому языку

студентов в ЭГ еще раз подтвердили позитивность развития данного вида культуры при обучении английскому языку.

Следует отметить, что за время экспериментальной работы развитие аксиологического компонента ГК студентов технических специальностей вуза в экспериментальной группе увеличилось по репродуктивному и творческому уровням на 13 % и на 22 % соответственно. Уменьшение по адаптивному уровню произошло на 36 %. В контрольной группе увеличение по репродуктивному и творческому уровням — на 11 % и на 11 %, а уменьшение по адаптивному уровню составило 22 %.

Развитие когнитивного компонента ГК студентов технических специальностей в экспериментальной группе увеличилось по репродуктивному и творческому уровням на 34 % и на 20 % соответственно. Уменьшение произошло по адаптивному уровню на 54 %. В контрольной группе увеличение по репродуктивному и творческому уровням — на 15 % и на 11 %, а уменьшение по адаптивному уровню составило 27 %. Анализируя развитие когнитивного компонента гуманитарной культуры студентов-«техников» в ЭГ и КГ отметим, что в ЭГ повышение по репродуктивному и творческому уровням составило 23 % и 16 % от КГ, а понижение по адаптивному — 2 %.

Развитие личностно-творческого компонента гуманитарной культуры будущих специалистов технического профиля в экспериментальной группе увеличилось по репродуктивному и творческому уровням на 11 % и на 22 % и уменьшилось по адаптивному уровню на 33 %. В контрольной группе увеличение по репродуктивному и творческому уровням произошло на 11 % и на 6 %, а уменьшение по адаптивному уровню — 42 %. Анализируя развитие личностнотворческого компонента гуманитарной культуры студентов технических специальностей в ЭГ и КГ отметим, что в ЭГ повышение по репродуктивному и творческому уровням составило 11 % и 27 % от КГ и понижение по адаптивному уровню произошло на 17 %.

Полученные результаты эксперимента позволили распределить студентов технических специальностей по критериальным уровням развитости гуманитарной культуры в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил повышение у студентов-«техников» экспери-ментальной группы уровней развитости всех компонентов гуманитарной культуры по соответствующим им показателям и их положительную динамику в сравнении со студентами контрольной группой (диаграммы 1, 2, 3).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Как показали результаты опытно-экспериментального исследования, наиболее значимыми качествами студентов экспериментальной группы явились развитость гуманитарного мышления и ориентация на высшие человеческие ценности при решении профессиональных и личностных задач, направленность на творческую деятельность, что констатировали репродуктивный и творческий уровни развития гуманитарной культуры.

Для студентов контрольной группы в целом было характерно слабое развитие гуманитарной культуры, что объясняется стихийным характером развития соответствующих качеств вследствие отсутствия целенаправленной работы по разработанным нами педагогическим условиям.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность разработанной нами технологии развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза при обучении английскому языку, положительное влияние выявленных педагогических условий на процесс ее развития.

Перспективы нашего исследования мы видим в решении вопросов реконструирования разработанной нами технологии, а также проблемы развития гуманитарной культуры преподавателей общеобразовательных и высших учебных заведений как в ходе повы-

шения квалификации, так и в ходе профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М. : Тривола, 1994. — 304 с.

2. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. — Белгород : БГПИ, 1993. — 219 с.

3. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. — Москва — Белгород : Изд-во БГУ, 1999. - 224 с.

4. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - 149 с.

5. Сластенин В.А. Гуманитарная парадигма педагогического образования // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 16 — 25.

6. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учащихся. — М. : Ставра, 1991. — 180 с.

7. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. — 288 с.

РЫБИНА Елена Павловна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков.

Статья поступила в редакцию 29.12.2008 г.

© Е. П. Рыбина

УДК 378. 147: 7.01 Д. Ш. ДМИРЖАНОВА

Омский государственный педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ____________________________________

В статье поднята весьма актуальная для современной педагогики и психологии проблема эстетического восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Автор анализирует понятие «эстетическое восприятие», опираясь на теоретические разработки, данные известными педагогами, психологами, и приходит к выводу, что эстетическое восприятие — это процесс целенаправленного воздействия, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и в жизни, оценивать ее. Подчеркивается важная роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании личности.

Ключевые слова: эстетическое восприятие, декоративно-прикладное искусство, способность, эстетический вкус, идеал, творчество, народное искусство, эстетическое воспитание.

«Человек в разнообразии и полноте его проявлений в мире является «абсолютным эстетическим предметом» различных видов, жанров и направлений искусства» (А. И. Буров) [1]. Воспитание особого способа его восприятия — «эстетического», способствует гуманистической направленности развития личности, поскольку дает ему более широкие возможности для получения знаний о другом человеке — авторе, герое и самом себе. Видение в процессе эстетического восприятия искусства другого человека, сопереживание ему, размышление о нем и общение с ним становится фактором духовного развития личности.

Эстетическое восприятие искусства является проблемой, которая интересовала философов (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) и психологов (Т.Липпс, В. Вундт) на протяжении многих веков процессов. Сегодня психологи и педагоги доказали важность и необходимость чувственного развития и рассматривают восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.