так важен взгляд на философию образования как единого комплекса научных знаний, обеспечивающих понимание человека, его нравственности и мировоззрения, вписанных в контекст картины мира. Поэтому фундаментом современной философии образования должны стать антропология и онтология в лице синтеза западного экзистенциализма и отечественного космизма, позволяющих сделать современное образование местом осознания человека и его бытия, отраженных в картине мира.
Литература
1. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. СПб.: Астерион. -2003. - 592 с.
2. Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд Томск: Изд-во ТГУ - 1999. - 154 с.
3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии., 1986. - №3. -101-116 с.
4. Философский энциклопедический словарь // Ред. коллегия: С.С. Аверинцев, Э.А. Раб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. Москва: Советская энциклопедия. - 1989. - 815 с.
5. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Мысль.- 1993.- 466 с. Профессиональное образование
Брыкалова О.Г.
Педагогические условия развития базовой культуры студентов в педагогическом вузе
Современная социально-культурная ситуация, сложившаяся в российском обществе под влиянием глобального кризиса, характеризуется остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем, сменой общественных идеалов, деформацией системы ценностных ориентаций личности.
Исходя из существующих реалий, общество предъявляет более высокие требования к институциональному образованию и, в частности, к педагогическому. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается, что именно педагогическое образование является метаобразованием по отношению к образовательной сфере в целом, что только учитель может обеспечить качественно новый уровень массовых знаний и массового воспитания, необходимый для достижения прогресса в экономике, культуре, науке, производстве, но при условии, что учитель будет уметь работать с процессами развития человека, социума, собственной личности и деятельности [6].
Сегодня стало очевидным, что обществу нужен не столько учитель-предметник, сколько «человек культуры», способный воспитать человека культуры.
14
От педагога требуется не только «знать и уметь», но быть личностью, проявляя себя в познании и объяснении явлений действительности, в этических нормах и при оценке собственных поступков, в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, в правовых нормах, эстетических оценках, в разрешении собственных жизненных проблем и др. Учитель, отвечающий таким требованиям, - это, прежде всего, носитель базовой культуры, обусловливающей как его личностное, так и профессиональное развитие.
Следует отметить, что научно-педагогическая рефлексия культурной сущности человека наиболее продуктивно начала осуществляться в 90-е годы ХХ века (Е. В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульневич, Н.Б. Крылова, Н.К. Сергеев, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова. и др.). Поиск культурных оснований личности как возможности запуска механизмов ее саморазвития нашел отражение в понятии «базовая культура» (О. С. Газман), которая определялась ученым как необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности [5]. В других трактовках базовая культура есть совокупность различных видов опыта: когнитивного, практического, опыта творческой деятельности, опыта отношений [8]; мир «самости» и мир «социумности», обусловливающий уровень развития общей культуры личности [11]; некая целостность с оптимальным наличием свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих развиваться в гармонии с общественной культурой [7] и др.
Структурная неоднородность, заложенная в представленных трактовках, является свидетельством непрерывных поисков учеными содержательного наполнения базовой культуры личности.
Результатом теоретико - методологического анализа научно-педагогической литературы стало авторское определение исследуемого феномена. В нашем понимании, базовая культура личности - это целостное личностное образование в структуре общей культуры личности, представленное познавательно-мировоззренческим, духовно-нравственным, эмоционально-волевым, социально-гражданским и созидательно-творческим компонентами, в содержании которых интегрируются гуманитарный опыт и другие характеристики личности, необходимые для установления гармонии с собой и обществом и дальнейшего присвоения объективированного опыта человечества.
Представляется, что развитию базовой культуры как системного образования способствуют ее функции: гносеологическая, гуманистическая, нормативная, персоналистическая и созидательная. Гносеологическая функция базовой культуры обеспечивает целостность адекватного восприятия и осмысления личностью себя и мира, а также собственного развития и становления в культуре; гуманистическая функция утверждает приоритет общечеловеческих ценностей как основы освоения окружающей действительности, поиска своего места в мире; персоналистическая функция позволяет личности делать «вклады» в Другого, проявляя себя не только в межиндивидном, но и в метаиндивидном пространстве
(теория А.В. Петровского); нормативная функция связана с освоением требований и норм, необходимых человеку в жизнедеятельности; созидательная функция характеризует стремление личности к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Проведенный анализ сущности, структуры и функций базовой культуры позволил утвердиться в необходимости ее развития у студентов педагогического вуза, что в свою очередь потребовало обоснования и создания в образовательном процессе соответствующих педагогических условий. Следует отметить, что в научной литературе педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных форм образования для достижения педагогических целей. Исходя из этого, представляется, что развитию базовой культуры студентов будут способствовать педагогические условия, связанные:
1) с формированием образовательной среды в педагогическом вузе согласно требованиям компетентностного подхода как приоритетного, находящегося в гармоничном сочетании со знаниевым, аксиологическим, культурологическим, синергетическим и интегративным подходами;
2) акцентированным развитием базовой культуры студентов на основе выявления в содержании преподаваемых дисциплин общего проблемного «поля», каковым является человек и его культура (базовая культура), и включения в учебный план курсов по выбору с соответствующей тематикой;
3) применением интерактивных, гуманитарных технологий, вводящих студентов в ситуацию сотрудничества, взаимодействия, ценностно - смыслового диалога; создающих ситуации - события, актуализирующих личностные переживания, формирующие готовность действовать в ситуациях неопределенности, способствующие осознанию базовой культуры профессионально значимой.
Раскроем содержательное наполнение каждого из обозначенных условий.
Определив приоритетным в развитии базовой культуры личности компетентностный подход, мы провели анализ его взаимосвязи с другими подходами: знаниевым, культурологическим, синергетическим, интегративным, аксиологическим. Было установлено, что обозначенные методологические основания современного педагогического образования не являются антогонистами и находятся в интегративном единстве. В частности, данный тезис подтверждается соотнесением знаниевого и компетентностного подходов, каждый из которых содержит признаки и элементы другого. Как отмечает В.И. Байденко, «знаниевая модель», с одной стороны, содержит в себе элементы компетентностной модели, с другой - является основой ее дееспособности, включает в образовательную деятельность формирование операциональной составляющей освоения образовательных программ. В то же время компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится только к знаниям, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения функций, социальных ролей, компетенций, относящихся ко многим социальным сферам [1].
Востребованность такого взгляда на результат деятельности высшей школы сегодня не подлежит сомнению, так как все большую обеспокоенность вызывает несформированность положительной мотивации к учению, деформированность ценностно-смысловых представлений о процессе и результате образования.
Наряду с интеграцией компетентностного и знаниевого подхода особую значимость приобретает их интегрирование с культурологическим подходом Ученые считают, что избрание культурологической позиции во взглядах на развитие личности означает возможность:
- анализировать ее структурные составляющие через призму существующих культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей;
- формировать человека, способного жить в мировой культуре, принимая ее общечеловеческие ценности и сочетая их с национальными.
Следует отметить, что культурологический подход к развитию базовой культуры студентов педагогического вуза - будущих учителей имеет ряд особенностей:
- во-первых, сама педагогическая деятельность является неотъемлемой частью, феноменом культуры, поэтому ее развитие может быть обеспечено только в социально - культурно - исторических рамках;
- во-вторых, учитель не только субъект культурного саморазвития, но и транслятор культурных образцов, что возможно лишь при условии сформированности у него личностно - творческого отношения к окружающему миру, позволяющего воспроизводить усвоенные образцы культуры и создавать новые формы.
Анализ научных источников показал, что содержание образования на основе культурологического подхода представляется как педагогически адаптированный социальный опыт (человеческая культура в аспекте социального опыта), что задает механизм формирования содержания и выстраивания учебного процесса, направленного на приобретение студентами опыта различных видов деятельности и отношений. Как видим, имеет место совпадение основных идей компетентностного и культурологического подходов. Различия же их, на наш взгляд, заключаются в том, что в культурологическом подходе результатом образования является приобщение к культуре, рассматриваемой через элементы социального опыта. В компетентностном походе - приобретение личностного опыта деятельности, содержание которого также черпается из опыта человечества. При этом освоение определенного аспекта содержания культуры осуществляется через призму индивидуальности и субъектности личности.
На основе интеграции знаниевого, культурологического и компетентностного подходов на протяжении всей жизни человек может развивать имеющиеся у него компетентности и приобретать новые, обеспечивающие ему культурное развитие. «Компетентность - это элемент и составная часть культуры, это свойство личности (личностное пространство шире профессионального), это высокие мотивации к профессиональной и социальной деятельности, а также способность и готовность осуществлять эту деятельность»,- подчеркивает А. А. Вербицкий [4].
Анализ сущности компетентностного подхода показал, что он соотносится с «открытым» обществом. В этой связи возрастает значимость синергетического подхода,
поскольку он задает «открытую» образовательную систему, на необходимость построения которой указывают Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. выделяя следующиехарактерные признаки: нелинейность образования, его незавершенность и открытость, неустойчивость и нестабильность; относительная предсказуемость результатов образования (зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности). Согласно синергетическому подходу образование не дает готовые знания, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека делать свой выбор. При этом, учитель и учащиеся - субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами - знаний, отношений, пониманий [2].
Как видим, синергетический подход выводит образование не только на смысловой, но и на деятельностный уровень, являющийся ведущей характеристикой компетентностного подхода.
Усилению гуманитарной составляющей институционального образования способствует также интегративный подход, основанием которого выступает теория М.М. Бахтина о взаимосвязи и взаимозависимости различных областей культуры /науки/, границы между которыми не абсолютны, а потому наиболее продуктивная и напряженная жизнь культуры проходит на границе отдельных областей ее, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике. Перенос данной теории в образовательный процесс вуза способствует развитию многомерной творческой личности, целостно воспринимающей мир, обладающей интегральным стилем профессионального мышления, способной активно действовать в профессиональной и социальной сферах.
Аксиологический подход актуализирует культурно-гуманистические функции образования, утверждает значимость гуманитарного знания, в качестве предметности для которого существует универсальное обращение человека к миру: к природе, социуму, к самому себе. Оно не тождественно гуманитарным предметам и противоречит логике «готового знания», возникающего не как потребность субъектов в образовательной активности, а лишь как набор транслируемых сведений (в этом смысле готовое знание знанием не является) [9].
Гуманитарное знание, проявляясь в содержании преподаваемых дисциплин в качестве общего проблемного «поля», каковым является человек и его культура, позволяет акцентировано развивать базовую культуру студентов уже на начальных этапах обучения.
Специфика гуманитарных образовательных технологий, с которыми мы также связываем возможность развития базовой культуры будущего учителя заключается в том, что они:
- обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых любому человеку независимо от уровня получаемого образования, профиля или характера профессиональной подготовки;
- выступают средством подготовки к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе;
- обеспечивают возможность проявить свою индивидуальность и позицию, оценить жизненное значение получаемых знаний и умений;
- актуализируют и обогащают духовные ценности и духовный опыт;
- служат средством актуализации и развития ценностно-смысловой сферы субъектов, согласования образовательных, профессиональных и жизненных ценностей, стремления и готовности к самопознанию;
- способствуют формированию гуманитарной образовательной среды [10]. Представляется, что реализация обозначенных педагогических условий
позволит обогатить образовательный процесс «ситуациями творчества, переживания», «постижения смысла» и «проживания» его в мыслях, намерениях, поступках, отношениях и других «смысловых единицах жизни» [3]; побудит каждого учащегося занять в нем активную позицию, что отвечает требованиям компетентностного подхода и содержанию базовой культуры личности.
Литература
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. № 11. -17-24 с.
2. Бондаревская Е.В., С.В. Кульневич. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах. Ростов-на-Дону.: ТЦ Учитель. - 1999. - 560 с.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та.- 2000. - 83-84 с.
4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006.- № 11. - 39-46 с.
5. Газман О.С. Базовая культура личности О.С. Газман / Теоретические и исторические проблемы. М.: Изд. АПН СССР. - 1989. - 150 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года. http: // www. smolin. ru / odv / eference - ource / .- 2008. - 03. htm.
7. Кульневич С.В. Педагогика личности. Воронеж. - 1997. - 184 с.
8. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия - 1997. - 512 с.
9. Лекторский В. А. О гуманизации и гуманитаризации образования // На пороге ХХ1 века: Образование и культура / Под ред. И.В. Бестужева-Лады. М. - 1996.
- 25-28 с.
10. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / кол.авторов; под. ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС. - 2010. - 432 с.
11. Шиянов Е.Н., Бобрышов С.В. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности / Психология и педагогика развития личности. - М.: Илекса.
- 2002. - 46-75 с.