□
сС
Є
0
х
і
□
»УТ
О
о
О
118
THE QUESTION OF CULTURAL PERSONALITY IN THE PEDAGOGIKAL ASPEKT
Brykalova Olga Grigoryevna, PhD ofPedagogikal sciences, Associate Professor, Chair of Theory and choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
The article analyzes the pedagogical concepts, which reveal the essence and structure of the base culture of personality development of students ofpedagogical universities.
Keywords: culture, basic culture, the developmen t of culture identity, functions and componen tsofthe base culture ofpersonality.
УДК 304.44
© БрыкаловаО.Г.,2014
БРЫКАЛОВА Ольга Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь [email protected]
КВОПРОСУРАЗВИТИЯКУЛЬТУРЫЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМАСПЕКТЕ
В статье анализируются педагогические концепции, раскрывающие сущность и структуру базовойкультурыличностидля развития студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: культура; базовая культура; развитие культуры личности; функции икомпоненты базовой культуры личности.
Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется противоречивостью на всех основных уровнях жизнедеятельности общества и личности. Исходя из существующих реалий, общество предъявляет более высокие требования к институциональному образованию и, в частности, к педагогическому.
Сегодня стало очевидным, что обществу нужен не столько учитель-предметник, сколько "человек культуры, способный воспитать человека культуры".
От педагога требуется быть не только личностью, но проявлять себя в познании и объяснении явлений действительности, в этических нормах, в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина в правовых нормах, эстетических оценках и др. Учитель, отвечающий таким требованиям, - это, прежде всего, -носитель базовой культуры, обуславливающий как его личностное, так и профессиональное развитие.
Проблема развития культуры личности актуализируется в социально-гуманитарном знании в 80-90 -е годы XX в. Объектом научной рефлексии философов, социологов, психологов, педагогов, становится понятие "культура" (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) По мнению О. Дол-женко, культура - это труд, напряжение, усилие самого человека. Культура не сама по себе определяет развитие самого человека. "Это - приглашаемая сила". "Человек может находиться в культуре и оставаться вне ее. Это медленно и путем невероятных усилий создаваемый человечеством функциональный орган, назначение которого проникновение внутрь самого себя".
Поиск культурных оснований личности как возможности закуска механизмов ее саморазвития нашел отражение в понятии "базовая культура". Базовый механизм представляет собой внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития. Он включает в себя комплекс характеристик, знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов, которые ей позволяют жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. В качестве основных компонентов культуры личности выделяются демократическая и правовая культура, культура
- опыт проявления гражданской позиции, взаимодействия с людьми, деятельность на благо обществу; умение отстаивать и реализовывать свои права - социально-гражданский компонент;
- опыт переживаний, вызванных различными жизненными событиями, преодоление кризисов, жизненных трудностей - эмоционально-волевой компонент;
- опыт умения созидательно преобразовывать знания, природу, другого, самого себя -созидательно-преобразовательный компонент.
Итак, рассмотренные педагогические концепции базовой культуры личности, ее содержания как гуманитарного опыта человека, показывают наличие интегративной связи внешней и внутренней культуры (культуры самости и культуры социумности) личности, позволяют разделить понятия "базовая куль тура личности" и "общая культура личности".
Природа базовой культуры процессуальна. Истинно культурную окраску приобретают те знания, ценности, способы деятельности, которые исследуются самим человеком, осмысливаются, глубоко переживаются, по отношению к которым вырабатывается собственная позиция.
Сущность и структура базовой культуры личности какданный педагогический феномен в силу выраженной гуманитарности является основанием как общей, так и профессиональной культуры. В этой связи развитие базовой культуры личности правомерно рассматривать в качестве цели современного педагогического процесса во всех образовательных системах.
О
гч
г
2
гч
■ QM
V
МтарнетЗа /у,
—г- *гт У '
I
119
труда и потребления, семейных отношений, общения и самоопределения.
Включение в структуру базовой культуры личности обозначенных составляющих обусловлено принятием педагогической науки качественно новых методологических подходов, ориентированных на личность, ее ценности, потребности и интересы.
Итак, базовая культура личности - целостное личностное образование в структуре общей культуры личности, представленное познавательно- мировоззренческим, эмо-ционально-волевым, социально-гражданским и созидательно-творческим компонентами, в содержании которых интегрируются гуманитарный опыт и другие характеристики личности, необходимые для установления гармонии с собой и обществом и дальнейшего присвоения объективированного опыта человечества.
Целостность базовой культуры обусловлена совокупностью ее функций: гносеологической, гуманистической, нормативной, персона-листической и созидательной, которые способствуют развитию представлений о базовой культуре личности, о путях ее познания и освоения; утверждению приоритета общечеловеческих ценностей; освоению требований и норм, необходимых для жизнедеятельности, преобразованию себя и окружающей действительности.
Гносеологическая функция базовой культуры обеспечивает целостность адекватного восприятия и осмысления личности себя и мира, а также собственного развития и становления в культуре; гуманистическая функция утверждает приоритет общечеловеческих ценностей как основы окружающей действительности, поиска своего места в мире; персоналистичес-кая функция позволяет личности делать "вклады" в другую личность; нормативная функция связана с освоением требований и норм, необходимых человеку в жизнедеятельности; созидательная функция характеризует стремление личности к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Компоненты базовой культуры личности заключают в себе:
- опыт познания, осмысления и понимания себя и мира - познавательно-мировоззренческий компонент;
- опыт поиска смысла жизни, ценностного самоопределения, духовного планирования, нравственного поступка - духовно-нравственный компонент;
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах // Педагогика - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999-560 с.
2. Газман О.С. Базовая культура личности // Теоретические и исторические проблемы. - М.: Изд. АПН СССР, 1989 - 150 с.
3. Гессен С.И. Основы педагогики / С.И. Гессен - М.: Школа-Пресс, 1995-448 с.
4. Долженко О.В. Сущность культуры / О.В. Долженко. - М.: Промо-Медиа, 1995 - 239 с.
5. Каган М.С. Основы теории художественной культуры / М.С. Каган. - СПб.: Лань, 2000. - 288 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика / В.Л. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 1997 - 512 с.
7. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста / В.А. Сластенин // Магистр. - 1991. - №1. - 16-25 с.
8. Шиянов Е.Н. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности / Е.Н. Шиянов, С.В. Бобрышов // Психология и педагогика развития личности. - М.: Илекса, 2002. -46-75 с.