УДК 796.082
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ДЗЮДОИСТА
АА. Бучнев - аспирант Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет,
Ульяновск
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF JUDOKA'S ACTIONS EFFICIENCY
IMPROVEMENT
A.A. Buchnev - postgraduate student L.D. Nazarenko - doctor of Pedagogics, professor Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: дзюдо, модель, спортивное мастерство, педагогические условия, средства и методы, педагогический эксперимент.
Аннотация. Дзюдо представляет собой разновидность единоборства, в процессе которого осуществляется направленное воспитание личностных качеств на основе принципов морали и нравственности. Ведущим качеством дзюдоиста является способность к маневрированию; своевременный уход от захватов противника путем быстрого изменения позы. Содержание данного вида борьбы составляют броски, приемы борьбы лежа и каты; разнообразные атаки, оборона, самозащита. В зависимости от значимости соревнований изменяется поведенческая структура ведения спортивного поединка, подчиняющаяся закономерностям образования объективных связей отдельных действий в комбинации, а затем в целостные формы поведения спортсмена в процессе взаимодействия с противником.
Ведущими педагогическими условиями повышения спортивного мастерства дзюдоистов являются:
- знание биомеханических основ техники физических упражнений, составляющих содержание борьбы дзюдо; усвоение приемов изменения ведущих параметров технических действий с учетом возникающей ситуации;
- контроль и управление психо-эмоциональным состоянием;
- формирование способности к моделированию действий противника;
- повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности;
- увеличение вариативности технических приемов;
- выбор способов проведения приемов с учетом морфологических и других индивидуальных особенностей дзюдоистов.
Авторами разработана методика, предусматривающая использование данных педагогических условий.
Keywords: judo, model, sportsmanship, pedagogical conditions, means and methods, pedagogical experiment.
Annotation. Judo is a form of martial arts, in which the personal qualities are developed on the principles of morality and ethics. The top quality of a judoka is the ability to maneuver; timely
evasion from holds of the opponent by rapid changes of position. The content of this kind of fight is sprints, techniques of fighting lying and kata; a variety of attacks, defense, self-defense. Depending on the significance of the competition changes the behavioral pattern of sports duel, which coordinates with the laws of the formation of the objective relations of individual actions in combination, and then in a holistic forms of sportsman's behavior during the interaction with the opponent.
The leading pedagogical conditions ofjudoka 's sportsmanship improvement are:
-Knowledge of the biomechanical basis of the exercises' technique that form the content of judo; mastering the technique of modifying the leading parameters of technical actions according to the situation;
- The control and management of the psycho-emotional state;
- Formation of the modeling the enemy's actions ability;
- Increase of the level ofphysical, technical and tactical preparedness;
- Increase of the variety of techniques;
- Selection of the ways to use the technique in accordance with the morphological and other individual characteristics of judokas.
The authors have developed a methodology which provides the use of the given pedagogical conditions.
В спортивной борьбе величина тренировочной нагрузки определяется в значительной мере характером сопротивления противника, обусловленным уровнем его физической, технико-тактической подготовки, способностью к управлению ситуацией, возникающей в ходе взаимодействия с противником [2]. Современная борьба отличается повышением ее интенсивности путем сокращения времени схватки и увеличением результативности действий спортсменов.
Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование значимости педагогических условий, определяющих эффективность действий дзюдоиста.
Задачи: 1. Выявление педагогических условий, влияющих на качество ведения схватки.
2. Разработка и экспериментальная проверка эффективности методики подготовки квалифицированных дзюдоистов с использованием ведущих педагогических условий.
В дзюдо каждый прием, начиная с входа в стартовую позицию, проводится путем постоянного преодоления помех различного характера; собственных неточных движений и непредсказуемой реакции противника. При этом большое значение имеют показатели физической и технико-тактической подготовленности, опыт соревновательной деятельности, обеспечивающие уверенность в своих силах. Однако эти преимущества можно значительно снизить путем применения специальных приемов. Так, при более низких показателях ведущих двигательно-координационных качеств атакующего эффективность используемого приема повышается посредством увеличения амплитуды подготовительных действий, обеспечивающих «вход в прием», благодаря этому возрастает скорость движения тела и мощность приема.
Снижение мышечных усилий соперника обеспечивается применением сковывающего захвата, а также использованием уступающего движения, не позволяющего противнику реализовать инерцию перемещения своего тела. Увеличение скорости атакующего приема достигается, кроме того, выполнением отвлекающего действия, направленного в противоположную сторону [5]. Взаимодействие с противником в процессе схватки необходимо рассматривать в качестве внешнего и внутреннего (на уровне эмоций) конфликта. Противостояние борцов обусловлено их спором за более результативный подход к овладению спортивным мастерством; отстаиванием преимущества собственной стратегии в организации учебно-тренировочного процесса, перспективности своего направления спортивной подготовки.
Правильно воспринимаемый конфликт мобилизует внутренние ресурсы организма, способствует более эффективному использованию кинезиологического потенциала, обеспечивает поиск и реализацию новых способов ведения спортивной борьбы. Неумение строить
взаимодействие с противником приводит к накоплению агрессивных эмоций, препятствующих рациональному управлению своим психо-эмоциональным состоянием [4].
Рациональная организация двигательной деятельности обусловливает необходимость применения активных приемов для изменения ситуации, выгодной для противника, перехват инициативы, позволяющей управлять своими действиями и действиями соперника. Главное условие контроля и управления ситуацией - сохранение положительного внутреннего состояния.
Возникновение негативных эмоций провоцирует раздражение на неудачные попытки нейтрализовать противника, что выводит борца из психического равновесия и не позволяет эффективно противостоять действиям соперника.
Очень важно уважать противника, считать его достойным противоборцем с высоким двигательным потенциалом. Такая схема построения спортивного единоборства стимулирует поиск нестандартных способов взаимодействия с соперником, совершенствования индивидуальной техники выполнения ведущих приемов, формирование навыков выполнения технических действий в той зоне, о которой противник не подозревает.
Агрессивность в ходе взаимодействия с соперником обусловливает ощущение собственной значимости, превосходства над противником, что определяет модель поведения, основанную на применении силовых приемов и жестком подавлении. Все это ограничивает возможности творческого подхода к схватке, способности к использованию гибких вариантов моторных актов, обманных движений, способных вывести противника из уверенного состояния и заставить его принимать решения в непривычном для него темпо-ритмовом режиме деятельности, допуская ошибки и теряя инициативу.
Чем прямолинейнее действует спортсмен, тем меньше у него вариантов выполнения технических приемов. Ограниченность выбора разнообразных способов реализации тактической задачи повышает уязвимость борца, значительно снижает способность к прогнозированию моторных актов. Основой формирования уверенности в себе, повышения самооценки является терпение и большое количество разнообразных попыток удачного проведения приема.
Совершенствование индивидуальной техники выполнения двигательного акта достигается моделированием ее возможных модификаций. Моделирование нового моторного акта формирует четкое представление о его форме и содержании; особенностях взаимосвязей его отдельных структурных элементов; условиях эффективного выполнения, прогнозирования реакции противника и характера ответных действий. Это позволяет разработать программу ведения предстоящего поединка, тактику его построения, предусмотреть возможную коррекцию двигательных действий в зависимости от поведения противника.
Формирование навыков моделирования предстоящей схватки является основополагающим педагогическим условием становления и совершенствования спортивного мастерства дзюдоиста.
Цель каждого борцовского поединка заключается в сообщении нового импульса к дальнейшему развитию спортсменов, повышению их тактического и стратегического мышления, выявлению своих слабых сторон подготовленности; формированию ведущих интеллектуальных, морально-волевых, нравственных и двигательно-координационных качеств. Чем насыщеннее борцовский поединок новыми оригинальным находками, тактическими идеями и замыслами, тем активнее осуществляется накопление, обобщение и обогащение опыта соревновательной деятельности.
В схватке встречаются борцы с разным уровнем физической и технико-тактической подготовленности. Однако преимущество в показателях развития мышечной силы, скорости, ловкости и других двигательно-координационных качеств не всегда обеспечивает победный результат. Ведущее значение в этой ситуации приобретает тактика ведения поединка.
Так, если атакующий физически слабее противника, результативность технического приема повышается при увеличении амплитуды дополнительных движений, что обеспечивает возрастание скорости перемещения тела к моменту соприкосновения с соперником, за
счет этого увеличивается мощность приема. Снижению усилий противника способствует применение сковывающего захвата, препятствующего ускорению атакующей части тела; своевременное использование уступающего движения также не позволяет сопернику использовать инерцию перемещения своего тела для завершения приема.
Критерии оценки выполняемого броска в совокупности с другими показателями являются: амплитуда движений, скорость и гибкость. Выполнение технических приемов с минимальными затратами мышечных усилий обеспечивает экономичность моторных актов и повышение работоспособности. Это достигается высокими показателями ведущих двига-тельно-координационных качеств: специальной ловкости борца; оптимальной устойчивости тела, точности двигательных действий. Кроме того, имеет большое значение быстрота реагирования на характер движений противника и способность к прогнозированию его действий.
Выбор способа выполнения технического приема и его эффективность существенно зависят от морфологических особенностей спортсмена. Так, борец с длинными нижними конечностями добивается больших горизонтальных усилий за счет оптимального угла устойчивости тела. При высоком расположении центра тяжести у противника более эффективным оказывается прием с выбиванием опоры. Атакующий борец с короткими нижними конечностями проводит успешный прием посредством разгибания в тазобедренных суставах. Это свидетельствует о необходимости выбора способа проведения технического действия с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Вариативность техники существенно влияет на исход схватки [3].
Анализ специальной литературы, Интернет-ресурсов, изучение и обобщение передового педагогического опыта, материалы собственных исследований показали, что основными педагогическими условиями повышения спортивного мастерства дзюдоистов являются:
- знание биомеханических основ техники физических упражнений, составляющих содержание борьбы дзюдо; усвоение приемов изменения ведущих параметров технических действий с учетом возникающей ситуации;
- контроль и управление психо-эмоциональным состоянием;
- формирование способности к моделированию действий противника;
-повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности;
- увеличение вариативности технических приемов;
- выбор способов проведения приемов с учетом морфологических и других индивидуальных особенностей дзюдоистов.
Разработанная нами методика предусматривала использование данных педагогических условий. Содержание учебно-тренировочного процесса было направлено на формирование системы специальных знаний, включая биомеханические основы двигательных действий борцов. Спортсмены экспериментальной группы усваивали приемы изменения основных характеристик технических действий, что позволяло им управлять движениями противника. Так, при взаимодействии с соперником атакующий увеличивал скорость выполнения приема посредством применения отвлекающего маневра, направленного в другую сторону; к моменту проведения атакующего действия дзюдоист расслаблял мышцы и с их последующим сокращением повышал скорость своих движений. Использовались также многократная динамическая подготовка, обеспечивающая выполнение повторных бросков; разнонаправленная сдвоенная строенная подготовка.
Борцам экспериментальной группы разъяснялась значимость контроля и управления собственным психо-эмоциональным состоянием. Дзюдоистов убеждали в том, что каждая схватка с соперником является стрессом, необходимым для дальнейшего развития и совершенствования спортивного мастерства, так как в процессе взаимодействия с противником выявляются различного рода недостатки подготовки спортсмена, анализ которых позволяет найти способы их исправления. Борцам приводились доводы в пользу переигрывания соперника путем интеллектуального преимущества, посредством более высоких показателей дви-гательно-координационных и морально-волевых качеств.
На тренировочных занятиях экспериментальной группы дзюдоисты приобретали навыки моделирования двигательных действий соперника. Используя знания биомеханических основ технических приемов, борцы учились по первым подготовительным упражнениям определять содержание, направленность и ведущие параметры двигательного действия, готовясь к активному противоборству. Большое внимание уделялось повышению показателей двигательно-координационных качеств; особая роль отводилась развитию и совершенствованию специальной ловкости, точности выполнения моторных актов; повышению устойчивости в более сложных ситуациях.
По мере усвоения техники захватов, отрывов, подъемов, бросков и других приемов дзюдоисты усваивали различные варианты их выполнения и в ходе их многократного выполнения; выявлялись наиболее эффективные варианты для каждого борца с учетом его морфологических и других индивидуальных особенностей; определялась также результативность того или иного способа выполнения двигательного акта в зависимости от ситуации, возникающей по ходу противоборства.
Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования разработанной нами методики. Тестирование показателей физической и технико-тактической подготовленности дзюдоистов выявило существенное преимущество спортсменов экспериментальной группы.
Так, если в контрольной группе при исходных данных в подтягивании 21,5±1,23 раза к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился на 7,3% (р>0,05), то в экспериментальной группе при исходных данных 20,5±0,95 результат, соответственно, возрос на 12,6% (р <0,05).
В беге на 100 м в КГ при исходных данных 13,7±0,71с к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились на 5,2% (р>0,05); в экспериментальной группе при исходных данных 12,8±1,03с, показатели увеличились, соответственно, на 9,4% (р<0,05). В контрольной группе при преодолении полосы препятствий исходные данные составили 2,17±125 м, к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился на 6,1% (р>0,05), в экспериментальной группе при исходных данных 2,05±1,44м результаты, соответственно, возросли на 11,3% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим тестам физической подготовленности.
Результаты педагогического эксперимента показали также более высокие показатели дзюдоистов экспериментальной группы по технико-тактической подготовленности. Так, в КГ при исходных показателях выполнения броска проворотом 3,01±0,29 балла к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился на 7,2% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 2,87±0,15 балла показатели возросли, соответственно, на 14,7% (р<0,01). В КГ при исходных результатах выполнения броска прогибом 2,90±0,24 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 6,7% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,96±0,17 балла прирост составил 15,1% (р<0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали большую значимость реализации системы педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня физического и духовно-нравственного развития дзюдоистов; формирование глубокого осознания роли контроля и управления собственным внутренним состоянием для управления противником. Использование данных педагогических условий в учебно-тренировочном процессе дает возможность целенаправленного формирования навыков моделирования двигательных действий противника, поиска наиболее эффективных вариантов выполнения технических приемов с учетом морфологических и других индивидуальных особенностей борцов.
Литература
1. Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Национальный Союз дзюдо. - 2- е изд. исправ. - М. : Советский спорт, 2009. - 212 с.
2. Кузнецов, А.С. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в проектировочной педагогической функции / А.С. Кузнецов, А.М. Има-шев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10. - С. 55-59.
3. Моргунов, Ю.А. Влияние длины тела противника на двигательную структуру атакующих действий в борьбе. Дзюдо / Ю.А. Моргунов // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 9. - С. 24-29.
4. Сиротин, О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. - Челябинск, 1996. - 315 с.
5. Шулика, Ю.С. Дзюдо. Система и борьба : учебник. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 800 с.
Bibliography
1. Judo: the program of sport training for sport schools for children and teenagers and for sport schools of Olympic reserve / National Union of judo. - the 2nd edition, corrected. - М. :Soviet sport, 2009. - 212 p.
2. Kuznetsov, A.S. Time history of the state and structure of the functional competence of the physical culture future teachers in the projecting pedagogical function / A.S. Kuznetsov,A.M.Imashev // P.F. Lesgaft University proceedings. - 2008. - № 10. - p. 55-59.
3. Morgunov, Y.A. The influence of the body length of the opponent on the motion structure of the attacking actions in wrestling .Judo / Y.A. Morgunov // Theory and practice of physical culture. - 1980. - № 9. - p. 24-29.
4. Sirotin, O.A. Psychological and pedagogical bases of individualization of judokas' sport. - Chelyabinsk, 1996. - 315 p.
5. Shulika, Y.S. Judo. System and wrestling: textbook. Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. - 800 p.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011
Статья поступила в редакцию: 14.11.2012