УДК 378. В
00! 10.23951/1609-624Х-2018-7-156-159
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЙСКОВОЙ СТАЖИРОВКИ
Е. Л. Месенина, В. Н. Ванин
Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске
Рассмотрена проблема эффективности процесса войсковой стажировки, что на сегодняшний день особенно актуально при подготовке командных и инженерно-технических кадров для Военно-воздушных сил РФ. Проведен анализ литературных источников и методических материалов и отражены педагогические условия организации самостоятельной работы курсантов в процессе войсковой стажировки, влияющие на эффективность их самостоятельной работы. Исследован процесс организации самостоятельной работы курсантов, даны выводы по исследуемому процессу.
Ключевые слова: педагогические условия, самостоятельная работа, курсанты, войсковая стажировка.
Войсковая стажировка (преддипломная практика) является важной составной частью подготовки командных и инженерно-технических кадров для Военно-воздушных сил. Целью данной практики является приобретение курсантами опыта в исполнении должностных обязанностей по профессиональному предназначению, формировании необходимых организаторских качеств, в том числе командно-методических навыков и навыков воспитательной работы с личным составом. Стажировка предназначена для закрепления у курсантов положительной мотивации на избранную профессию, понимание важности значения ее для укрепления обороноспособности страны, развития у курсантов инициативы, воли, находчивости, чувства личной ответственности за порученное дело, она должна способствовать быстрому вводу курсантов в строй после окончания высшего военного учебного заведения. Сформировать данные качества у курсантов возможно посредством четко организованной самостоятельной работы, которая помогает развить самостоятельность, активность в познании нового материала, также посредством самостоятельной работы у курсантов формируется чувство ответственности за принимаемые ими решения [1]. При организации самостоятельной работы курсантов необходимо учитывать общеучебные умения, т. е. при решении какой-либо задачи обучающийся должен понимать, какой результат он должен получить. Для этого необходимо четко спланировать способ решения возникшей проблемы, поставить перед собой задачу и выбрать наиболее оптимальный вариант решения данной проблемы. Заключительным звеном в решении задачи выступает анализ проделанной работы и внесение корректив. Практическая работа позволяет более эффективно усвоить профессиональные знания, что, несомненно, помогает фор-
мировать умения и навыки профессионального мастерства [2].
Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо соблюдение определенных педагогических условий.
Условия являются немаловажной предпосылкой, воздействующей на эффективность самостоятельной работы курсантов в процессе войсковой стажировки. «Условие - это среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления; то, от чего зависит другое» [3, с. 605]. По мнению Э. И. Моносзон «Процессы становления человеческой личности как самодвижение определяются внутренними и внешними условиями». При этом внутренние условия складываются в процессе взаимодействия самого организма со средой. Автор считает, что данная среда необходима для развития и образования. Внешние же условия оказывают влияние на развитие через внутренние [4, с. 19-20].
Исследования в области педагогики направлены на изучение деятельности развивающейся личности [5]. И. В. Дрыгина считает, что «Невозможно ограничиваться анализом лишь внешних сторон педагогических явлений, необходимо изучать педагогические факты, явления и процессы, выявлять их внутреннюю сущность» [6].
Понятие «педагогические условия» в педагогической литературе имеет разнообразное толкование. Авторы в большей мере склоняются к определению А. Я. Найна. Данное определение является наиболее наукоемким и отвечает содержательным потребностям самостоятельной работы курсантов в процессе организации войсковой стажировки. А. Я. Найн представляет «педагогические условия» как совокупность форм, методов и педагогических приемов, посредством которых возможно решение поставленных задач [7, с. 289].
После проработки литературных источников и изучения нормативных документов было проведено исследование, в ходе которого выяввлены педагогические условия эффективности организации самостоятельной работы курсантов в процессе войсковой стажировки:
1) развитие профессиональной компетентности руководителей стажировки, которые назначаются из числа преподавателей и командиров подразделений курсантов;
2) эффективная методическая организация работы;
3) обеспечение курсантов необходимыми методическими материалами;
4) контроль за качеством самостоятельной работы курсантов в процессе их профессионального становления [8].
Рассмотрим данные условия более подробно.
1. Самостоятельная деятельность курсантов во многом зависит от уровня профессиональной компетенции руководителей войсковой стажировки. Необходимо в первую очередь решать задачу по профессиональному самосовершенствованию руководителей стажировки, что, несомненно, будет положительно влиять на повышение квалификации выпускников. Для успешного самосовершенствования необходимо:
- осваивать профессиональный язык общения с курсантами;
- применять ранее полученный опыт по руководству самостоятельной деятельностью курсантов, при этом необходим постоянный анализ своей деятельности;
- необходима методическая работа с курсантами;
- каждый руководитель обязан систематически заниматься научно-педагогическим самообразованием;
- использовать метод сотрудничества с курсантами, учитывая их потребности и осознавая условия для самостоятельной деятельности.
2. Если на младших курсах руководитель практической работой занимает позицию лидера, то на пятом, выпускном, курсе у ребят появляется потребность в самостоятельном выполнении будущих профессиональных задач, что, в свою очередь, побуждает курсанта к самообразованию.
3. Обеспечение курсантов необходимыми методическими материалами. При прохождении войсковой стажировки курсанты руководствуются рабочей программой. В данном документе указаны: содержание стажировки, ее организация, временная нагрузка, а также методические указания. В библиотеке училища и в методическом кабинете кафедры курсанты могут воспользоваться учебной, учебно-методической и специальной литературой.
В процессе стажировки организуется консультативно-методическое сопровождение по содержанию стажировки, требованиям к организации и прохождению, оформлению профессиональной деятельности, подготовке к защите войсковой стажировки.
4. Контроль за качеством самостоятельной работы курсантов в процессе их профессионального становления. В процессе прохождения стажировки проводится текущий и итоговый контроль, что предусмотрено рабочей программой. Результаты самостоятельной работы курсантов целесообразно оценивать по следующим критериям:
- уровень владения профессиональными компетенциями;
- уровень сформированности умений;
- качество оформления отчетных материалов в соответствии с требованиями;
- уровень ответственности за реализацию своей профессиональной деятельности, организацию самостоятельной и познавательной работы.
По мнению Р. М. Каримовой и Н. Д. Юлановой, «Осуществление контроля помогает курсанту методически правильно с минимальными временными затратами освоить теоретический материал, овладеть профессиональными умениями решения определенных практических задач, проявить ответственное отношение к своей деятельности»
[9, 10].
В 2017/18 учебном году войсковую стажировку проходили 82 курсанта. Из них 18 % курсантов, осуществляющих самостоятельную работу в процессе стажировки, показали критический уровень по представленным выше критериям. 82 % курсантов показали оптимальный и допустимый уровни. Авторы считают, что данные показатели являются подтверждением эффективности организации самостоятельной работы курсантов при реализации выделенных педагогических условий в процессе войсковой стажировки и качества компетентности будущих офицеров боевого управления авиацией.
Исследуемый процесс организации самостоятельной работы курсантов в ходе войсковой стажировки предполагает реализацию выделенных авторами педагогических условий в числе которых: развитие профессиональной компетентности руководителей стажировки, которые назначаются из числа преподавателей и командиров подразделений курсантов; эффективная методическая организация работы; обеспечение курсантов необходимыми методическими материалами; контроль за качеством самостоятельной работы курсантов в процессе их профессионального становления.
Результаты экспериментальной работы показали позитивную реализацию педагогических условий и взаимосвязь с повышением качества профессиональной деятельности курсантов.
Список литературы
1. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Модель формирования научно-познавательной компетентности обучающихся // Сиб. пед. журнал. 2011. № 9. С. 51-64.
2. Матросова О. Ю. Личностно ориентированное взаимодействие педагога и учащихся как фактор развития познавательной самостоятельности: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 172 с.
3. Кондаков Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 656 с.
4. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. 200 с.
5. Карпова О. Л. Педагогическое содействие самостоятельной деятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 51-54.
6. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 23 с.
7. Найн А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. Шадринск: Исеть, 1999. 328 с.
8. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: РБНУ, 2010. 316 с.
9. Каримова Р. М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 168 с.
10. Юланова Н. Д. Основные проблемы организации самостоятельной работы студентов // Педагогика высшей школы. 2015. № 1. С. 29-32.
Месенина Екатерина Леонидовна, кандидат педагогических наук, профессор, филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске (Городок-11, 1, Челябинск, 454015). E-mail: lvoekaterina@yandex.ru
Ванин Владимир Николаевич, доцент, филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске (Городок-11, 1, Челябинск, 454015). E-mail: lvoekaterina@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 23.07.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-156-159
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CADETS' INDEPENDENT WORK ORGANIZATION IN MILITARY TRAINING PROCESS
E. L. Mesenina, V N. Vanin
Branch of Military Training Scientific Center of Military Air Forces "Military Air Academy " named after professor N. E. Zhukovsky
and Yu. A. Gagarin, Chelyabinsk, Russian Federation
The article considers the problem of effectiveness of the process of military training, which is especially important today in the preparation of command and engineering staff for the Russian Federation air force. The internship is designed to consolidate the positive motivation of cadets in their chosen profession, understanding its importance for strengthening the country's defense capability, growing cadets' initiatives, will, resourcefulness, a sense of personal responsibility. Independent work during the military internship is a specific pedagogical means of organization and management of independent activity of cadets. For effective implementation of independent work, you must observe certain conditions, which are an important prerequisite for influencing the effectiveness of independent work of cadets. Analysis of literary sources, regulatory materials, as well as studies that define the pedagogical conditions, the effectiveness of the organization of students' independent work in the process of military construction internships: the professional competence of internship managers who are appointed from teachers and cadets' commanders; effective methodical organization of work; providing cadets with the necessary educational materials; quality control of independent work of students in the course of their professional formation. Monitoring the results of independent work of cadets is carried out simultaneously with the current control and in the implementation of the outcome of the military control of an internship. The same evaluation criteria are considered in the article results of independent work. The educational process of organizing independent work of students in the course of military internships implied the realization of the pedagogical conditions selected by us. The results of experimental work showed positive implementation of the pedagogical conditions and attitudes towards improving the quality of the professional activities of the cadets.
Key words: pedagogical conditions, independent work, cadets, military training.
References
1. Frolov A. A., Frolova Yu. N. Model' formirovaniya nauchno-poznovatel'noy kompetentnosti obuchayushchikhsya [Model of formation of scientific and educational competence of students]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal- Siberian Pedagogical Journal, 2011, no. 9, pp. 51-64 (in Russian).
2. Matrosova O. Yu. Lichnostno orientirovannoye vzaimodeystviye pedagoga i uchashchikhsya kak faktorrazvitiyapoznovatel'noysamostoyatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [Personality oriented interaction of teacher and students as a factor in the development of cognitive independence Dis. cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2004. 172 p. (in Russian).
3. Kondakov N. I. Logicheskiyslovar'[Logical dictionary]. Moscow, Nauka Publ., 1971. 656 p. (in Russian).
4. Monoszon E. I. Osnovypedagogicheskih znaniy[Basics of pedagogical knowledge]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 200 p. (in Russian).
5. Karpova O. L. Pedagogicheskoye sodeystviye samostoyatel'noy deyatel'nosti studentov [Pedagogical assistance to students' independent activity]. Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2008, no. 7, pp. 51-54 (in Russian).
6. Drygina I. V. Aktivizatsiya liderskogo potentsiala lichnostistudenta vobrazovatel'nom protsesse vuza. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Activation of the leadership potential of student personality in the educational process of the university. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Krasnoyarsk, 2005. 23 p. (in Russian).
7. Nayn A. Ya. Refleksivnoye upravleniye obrazovatel'nym uchrezhdeniyem: teoreticheskiye osnovy [Reflexive management educational institution: theoretical foundations]. Shadrinsk, Iset' Publ., 1999. 328 p. (in Russian).
8. Yakovlev E. V., Yakovlev N. O. Pedagogicheskoye issledovaniye: soderzhaniye ipredstavleniye rezul'tatov[Pedagogical Research: content and presentation of results]. Chelyabinsk, RBNU Publ., 2010. 316 p. (in Russian).
9. Karimov R. M. Professional'noye vospitaniye studentov v usloviyakh integratsii uchebnoy i vneuchebnoy deyatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [Professional education of students in the integration of curricular and co-curricular activities Dis. cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2005. 168 p. (in Russian).
10. Yulanova N. D. Osnovnyye problemy organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [The main problems of organization of independent work of students]. Pedagogika vysshey shkoly, 2015, no. 1, pp. 29-32 (in Russian).
Mesenina E. L., Branch of Military Training Scientific Center of Military Air Forces "Military Air Academy" named after professor N. E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Gorodok-11, 1, Chelyabinsk, Russian Federation, 454015). E-mail: lvoekaterina@yandex.ru
Vanin V.N., Branch of Military Training Scientific Center of Military Air Forces "Military Air Academy"
named after professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin (Gorodok-11, 1, Chelyabinsk, Russian Federation, 454015).
E-mail: lvoekaterina@yandex.ru