УДК 373.2
Бакаева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОВЛАДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном дошкольном образовании одной из актуальных проблем остается изучение феномена детской одаренности. В практике работы образовательных организаций выявлен ряд причин, которые связаны с неподготовленностью педагогических работников к организации деятельности с одаренными детьми, незнанием их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому в данной статье обсуждается вопрос об овладении одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой и представляются материалы опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий, необходимых для организации проектной деятельности. В первой части статьи обосновывается необходимость использования метода проектов в системе дошкольного образования. Во второй части анализируется работа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 г. Ельца» Липецкой области с одаренными детьми посредством проектной деятельности. В третьей части приводятся количественные и качественные результаты диагностического обследования, подтверждающие эффективность проведенной работы.
Ключевые слова: одаренные дошкольники, речевое развитие, развитие общественно-политического словаря, овладение общественно-политической лексикой, проектная деятельность, метод проектов.
Современная система дошкольного образования ориентирована на разностороннее развитие личности, способной приспосабливаться к жизни в социуме, общаться с окружающими людьми, самостоятельно мыслить, добывать знания, обдумывать принимаемые решения, планировать свои действия, развивать интегративные качества. В связи с этим, пересматриваются оценочные категории, ценности и приоритеты, цели и задачи, формы, средства и методы воспитания и обучения одаренных дошкольников. Одним из эффективных методов решения обозначенных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является метод педагогического проектирования, который активно использовался в России в работе с детьми в начале ХХ века (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.).
Термин «проект» - латинского происхождения, означающий «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». «Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ» [1, с. 41].
Вслед за Н.Г. Комратовой, под методом проектов понимаем «педагогическую технологию, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты» [4, с. 29]. Суть проектного метода она считает стимулирование интересов детей к определенным проблемам, предполагающее владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или нескольких проблем, практи-
ческое применение полученных знаний. Исходя из вышесказанного, определим понятие «проектной деятельности» как дидактического средства, позволяющего активизировать познавательное развитие ребенка с одновременным формированием его интегративных личностных качеств, приобретать знания, становящиеся достоянием личного опыта, развивать творческие способностей и коммуникативные навыки. По мнению Н.Е. Вераксы и А.Н. Вераксы, проектная деятельность основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагога в разработке стратегии и технологии образовательного процесса, личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты деятельности [1, с. 47].
В современных исследованиях Т. А. Данилиной, А.А. Данюковой, Е.С. Евдокимовой, М.Б. Зуйковой, Л.С. Киселевой, Н.Г. Комратовой, Т.Г. Лаго-ды, И.В. Штанько и др., применительно к детям дошкольного возраста, проектная деятельность рассматривается как «вариант интегрированного метода их обучения, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии со взрослыми, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели» [4, с. 29]. Поэтому считаем, что именно метод педагогического проектирования является наиболее эффективным в работе с одаренными детьми дошкольного возраста.
В деятельности МБДОУ «Детский сад № 41 г. Ельца» Липецкой области по организации проектной деятельности, направленной на овладение общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста определены следующие педагогические условия: осущест-
Вестник КГУ Л 2018
© Бакаева О.Н., 2018
26
Таблица 1
Педагогические условия овладения общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста
Педагогические условия организации проектной деятельности
Осуществление специальной подготовки педагогов к развитию общественно-политического словаря одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Непосредственная организация проектной деятельности по развитию общественно-политического словаря одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к одаренным детям, по развитию общественно-политического словаря.
Формы работы
- Просмотр видеоматериалов по проблеме организации психолого-педагогической работы с одаренными детьми. - Консультация на тему: «Особенности речевого развития одаренных детей старшего дошкольного возраста в ДОО». - Консультация на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общественно-политическими явлениями». - Консультация на тему: «Особенности педагогического проектирование как метода обучения одаренных детей дошкольного возраста». - Информационный, практико-ориенти-рованный проект «Наша Родина -Россия». - Долгосрочный, информационный проект «Наша победа». -Творческо-исследовательской проект «Моя малая Родина-Елец». - Конкурс для одаренных детей на лучшую презентацию творческого проекта «Чем знаменит Елец?»: - посещение музеев И.А. Бунина, Т.Н. Хренникова, Н.Н. Жукова, краеведческого, народных промыслов и ремесел; - Экскурсии в скверы М.С. Соломенцева и А. С. Пушкина. - Оформление альбома «Чем знаменит г. Елец?». - Подготовка рассказа по альбому о знаменитых людях г. Ельца, его достопримечательностях, елецких промыслах и ремеслах; - Подготовка и чтение наизусть стихотворения Ю. Ширяева «О городе моем».
вление специальной подготовки педагогов; непосредственное проведение проектной деятельности; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к одаренным детям по овладению общественно-политическим словарем. Представим их в таблице 1.
На первом этапе была осуществлена специальная подготовка педагогов к развитию общественно-политического словаря у одаренных детей старшего дошкольного возраста, в рамках которой был организован просмотр видеоматериалов работы с одаренными детьми; проведены консультации на темы: «Особенности речевого развития одаренных детей старшего дошкольного возраста», «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общественно-политическими явлениями в проектной деятельности» и «Особенности педагогического проектирования как метода обучения одаренных детей дошкольного возраста».
На втором этапе была организована непосредственная проектная деятельность по развитию словаря у одаренных детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с общественно-политическими явлениями, в процессе которого реализовывались три проекта: «Моя малая Родина - г. Елец» (творческо-исследовательский); «Наша Родина - Россия» (информационный, прак-тико-ориентированный); «Наша победа» (долгосрочный, информационный).
Приведем пример описания паспорта проекта на тему «Моя малая Родина - город Елец»:
Участники проекта: одаренные дети 5-7 лет.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь-октябрь 2017 г.).
Цели проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование у детей любви к Родине, к родному краю, городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и преумножать его богатства; формирование представлений о достопримечательностях города; воспитание чувства гордости за город, в котором живем; обобщение и систематизация знаний о родном крае, городе; расширение детского кругозора; обогащение словарного запаса одаренных детей общественно-политической лексикой.
План реализации проекта: подготовительный этап - изучение методической литературы, составление перспективного плана, обогащение развивающей среды; основной этап - реализация проекта, согласно тематическому плану работы по ознакомлению детей с родным краем; заключительный этап - презентация проекта: оформление альбома о городе, проведение открытой обобщающей образовательной деятельности «Моя малая Родина», выставки детских работ, финальный конкурс.
План мероприятий к проекту «Моя малая Родина - г. Елец»: путешествие по фотографиям, рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки), знакомство с достопримечательностями города, микрорайона, знакомство с историей города на основе материалов краеведческого музея, экскурсии в музеи, самостоятельная деятельность детей (рисование, конструирование с крупным строительным материалом, рассматривание картин, книг и открыток о родном городе), совместная деятельность детей и родителей (сбор личных и ценных семейных вещей, книг, фотографий, как рядовых горожан, так и известных людей, участ-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
27
ников войн, составление генеологического дерева семьи), выставка детских работ и др.
Реализация проекта: целевые прогулки (по улицам города, в скверы и парки), экскурсии в музеи (краеведческий, народных промыслов и ремесел, И.А. Бунина, Т.Н. Хренникова, Н.Н. Жукова), беседы на темы: «Край наш - Липецкий», «Елец -мой родной город», «М.М. Пришвин, И.А. Бунин -известные писатели нашего края», «Где работают наши родители», «Улицы, по которым мы ходим», «Я - ельчанин»; образовательная деятельность («Мой любимый город», «Достопримечательности г. Ельца», «Любимые место отдыха ельчан», «Что мы знаем о промышленности города Ельца?», «Знаменитые земляки», «Известные люди нашего города»; встречи с интересными людьми, с ветеранами ВОВ (войны в Афганистане, Чечне), с кружевницами (работницами фабрики «Елецкие кружева», надомницами); викторина «Знаю город, в котором я живу»; праздники (День города, Антоновские яблоки, Город мастеров и др.); чтение художественной литературы (произведения для детей И.А. Бунина и М.М. Пришвина, В. Степанов «Что мы Родиной зовем», Н. Забила «Путями-дорогами», стихотворения елецких поэтов о г. Ельце (П. Верин, Ю. Ширяев и др.); оформление альбомов («Достопримечательности родного города», «Дом, в котором я живу»); самостоятельная художественная деятельность детей (рисование на темы «Наша улица» и «Что мы видели в музеях нашего города?», изготовление макета «Елец вчера и сегодня», изготовление коллажа «Памятники Ельца»); конкурсы («Народные умельцы» (поделки), изготовление игрушки «Кукла - жалейка»); выставки («Моя семья» (художественная деятельность), детских работ «Юные художники о родном крае (городе)», генеологических древ семьи и др.
Презентация проекта: выставка продуктов детской деятельности, составление описательных рассказов по рисункам детей, финальный конкурс для одаренных детей 5-7 лет.
Аналогично были организованы проекты «Наша Родина - Россия» и «Наша победа». Затем было осуществлено диагностическое обследование одаренных детей старшего дошкольного возраста, направленное на определение уровней овладения общественно-политической лексикой. Детям предлагались задания Блоков А (назвать то, что видят дети на 31 картинке и объяснить, что означают эти изображения) и Б (ответить на 34 вопроса). Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. Максималь-
ное количество баллов, которые должны набрать одаренные дети 5-7 лет 31 и 34 (соответственно).
Анализ результатов диагностических заданий показал следующее: к высокому уровню развития общественно-политического словаря отнесли 40% детей (100% одаренных детей). Это на 20% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Они практически полностью выполнили задания и набрали максимальное количество баллов: 24 (Блок А) и 32 (Блок Б). В активном и пассивном словаре детей появились слова: И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Т.Н. Хренников, музей народных промыслов и ремесел, сквер М. Со-ломенцева и др.). У них достаточный словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений, они умеют грамотно строить предложения, речь эмоционально окрашена, много сложных предложений. Стилистически правильно излагают мысли, их рассказы лаконичны, имеют логическую завершенность.
Средний уровень овладения общественно-политическим словарем показали 50% детей (на 10% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента). Они набрали 15-16 баллов (Блок А) и 20-25 баллов (Блок Б). Словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений, сформирован не в полной мере. Они испытывают трудности в умении грамотно строить предложения, речь не в полной мере эмоционально окрашена, в речи доминируют простые распространенные предложения.
Низкий уровень владения общественно-политическим словарем характерен 10% одаренных детей (это на 30% ниже, чем на этапе констатирующего эксперимента). Они набрали 8-10 баллов (Блок А) и 15-20 баллов (Блок Б). У детей малочисленный словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений, они не умеют грамотно строить предложения, речь отрывистая, эмоционально бедная, предпочтение отдается простым малораспространенным предложениям. Результаты исследования представим в таблице 2.
Результаты исследования показали, что разработанные педагогические условия по овладению общественно-политического лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста: осуществление специальной подготовки педагогов; организация проектной деятельности, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к одаренным детям по овладению общественно-политическим словарем оказались эффективными. А метод проек-
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования
Результаты констатирующего эксперимента (%) Результаты контрольного эксперимента (%)
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
20 40 40 40 50 10
Вестник КГУ Л 2018
28
тов в работе с одаренными детьми сегодня остается одной из наиболее значимой и перспективной технологией, которая должна занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Библиографический список
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
2. Данюкова А.А. А вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - № 4. - С. 11-13.
3. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. -С. 20-24.
4. Комратова Н.Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 39-45.
5. Комратова Н.Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. -2007. - № 2. - С. 32-39.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управ-
ление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4. - С. 99-101.
References
1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov. - M.: Mozaika-Sintez, 2008. - 112 s.
2. Danyukova A. A. A vy lyubite proekty? // Obruch. - 2001. - № 4. - S. 11-13.
3. Evdokimova E.S. Proekt kak motivaciya k poznaniyu // Doshkol'noe vospitanie. - 2003. - № 3. -S. 20-24.
4. Komratova N.G. Proektnyj metod v sociokul'turnom vospitanii doshkol'nikov // Doshkol'noe vospitanie. - 2007. - № 1. - S. 39-45.
5. Komratova N.G. Proektnaya deyatel'nost': kul'tura i ehkologiya // Doshkol'noe vospitanie. -2007. - № 2. - S. 32-39.
6. Proektnyj metod v deyatel'nosti doshkol'nogo uchrezhdeniya / avt.-sost.: L.S. Kiseleva, T.A. Danilina, T.S. Lagoda, M.B. Zujkova. - M.: ARKTI, 2005. -96 s.
7. SHtan'ko I.V Proektnaya deyatel'nost' s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. -2004. - № 4. - S. 99-101.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
29