ББК 378:371.01 УДК 74.480:74.26-7
А.С. Журавлева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ДЛЯ РАБОТЫ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
В статье раскрываются такие педагогические условия, как разработка и внедрение в учебный процесс спецкурса «Подготовка будущего бакалавра профиля "Начальное образование" к работе в инновационном общеобразовательном учреждении»; педагогическая практика по специально разработанной программе; обучение студентов знаниям по использованию инновационных форм и методов обучения, направленных на раскрытие талантов учащихся. Особое внимание в статье уделяется первому педагогическому условию - особенностям реализации спецкурса, разработанного нами.
Ключевые слова: бакалавр, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность будущего бакалавра, педагогические условия, инновационное общеобразовательное учреждении.
A.S. Zhuravleva
THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF BACHELORS OF THE "PRIMARY EDUCATION" PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION NECESSARY FOR THE INNOVATIVE SCHOOLS
The article defines such pedagogical conditions as the development and introduction of the course "Training of a future bachelor of the "Primary education" profile for further work in an innovative school" in educational process; the pedagogical practice according to a specially designed program; teaching students the knowledge to use innovative forms and methods of training to determine the abilities of pupils. The article's main focus is the peculiarities of implementation of the course "Training of a future bachelor of the "Primary education" to work in an innovative school" designed by the author of the article.
Key words: bachelor, competence, professional competence, professional competence of a future bachelor, pedagogical conditions, an innovational school.
Для функционирования и развития любой системы необходимо соблюдение определенных условий. В нашем исследовании понятие «условие» рассматривается в следующем контексте. Педагогические условия - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, обеспечивающих успеш-
о
X .0
5 Ф
I-
о
» о ° s
■в-« s
coj
ное формирование профессиональной компетентности будущих учителей - бакалавров профиля «Начальное образование» [2].
В целях обеспечения формирования у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности в области работы в инновационном общеПедагогические науки
го
ш
ф
^
ш го
£
С.) <
образовательном учреждении мы разработали и внедрили в учебный процесс спецкурс «Подготовка будущего бакалавра профиля "Начальное образование" к работе в инновационном общеобразовательном учреждении» с учетом выявленных затруднений и необходимых качеств личности будущего педагога.
Спецкурс «Подготовка будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении» рассчитан на 28 часов (лекции в количестве 20 часов, практические занятия в количестве 8 часов) и имеет следующую содержательную структуру: теоретическая, технологическая, методическая и практическая подготовка будущего учителя [1].
В целях изучения отношения учителей начальных классов, работающих в общеобразовательных школах Чувашской Республики, и будущих бакалавров профиля «Начальное образование» - студентов 3-го курса к работе работы в инновационном общеобразовательном учреждении нами проводилось анкетирование. В анкетировании приняли участие 43 учителя начальных классов, которые проходили обучение на курсах повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования и 45 студентов 3 курса психолого-педагогического факультета, которые на тот момент обучались по специальности «Педагогика и методика начального образования». Исследование показало: как у студентов, так и у работающих учителей отношение к работе в инновационном общеобразовательном заведении положительное. 35 учителей начальных классов (81 %) подтвердили, что хотели бы попробовать себя в качестве учителя инновационной школе, 23 человека (53 %) сообщили, что если бы была возможность, сменили бы свою работу на работу в инновационной школе. 40 студентов (89%) отметили, что их очень интересуют особенности работы в инновационной школе. Они также отмечают большой потенциал инновационных школ в развитии талантов и общего развития учащихся [1].
На вопрос «Считаете ли себя компетентным для работы в инновационном
общеобразовательном учреждении?» 33 учителя (77 %), ответили, что считают себя недостаточно подготовленными к работе в учебном заведении данного типа. 36 студентов (80 %) также отметили недостаточную подготовленность к работе в инновационном общеобразовательном учреждении.
Учителя отмечали необходимость аналитических, проектировочных, коммуникативных, конструктивных, креативных, оценочных, информационных знаний. А студенты в свою очередь показали недостаточные профессиональные знания методологического, теоретического, методического и технологического характера в условиях инновационного общеобразовательного учреждения.
Основной причиной нехватки знаний в вышеуказанных областях как учителя, так и студенты считают отсутствие соответствующих дисциплин в учебном плане педагогических вузов.
Мы проанализировали уровень современного состояния проблемы компетентности будущих бакалавров профиля «Начальное образование» в работе в инновационном общеобразовательном учреждении и выяснили, что на данный момент имеются большие проблемы в этой работе. В качестве наиболее существенных недостатков следует выделить недостаточную теоретическую и методическую готовность как учителей, так и студентов к работе в инновационном общеобразовательном учреждении, недостаточное внимание преподавателей педагогического вуза к формированию у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении [2].
Основная идея нашего исследования - это подготовка будущих бакалавров профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении.
С целью формирования у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» навыков, необходимых для работы в инновационном общеобразовательном учреждении была проведена экспериментальная работа на базе психолого-
педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и МБОУ«Гимназия №1 г.Чебоксары». Участниками эксперимента явились студенты 3-го курса психолого-педагогического факультета, специальности «Педагогика и методика начального образования» (45 человек).
Экспериментальная работа была нацелена на апробацию педагогических условий, способствующих формированию у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Экспери-
мент проходил с 2012 по 2015 года в три этапа: констатирующий, формирующий, заключительный.
Первый, констатирующий, этап эксперимента включал проведение диагностических процедур (анкетирование, тестирование), которые показали, что сформированность у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении оказалась примерно одинаковая у экспериментальной и контрольной группы (см. табл. 1) [1].
Табл. 1. Уровень сформированности будущих бакалавров профиля «начальное образование» компетентности для работы в инновационном общеобразовательном учреждении в начале эксперимента (%)
Критерии Уровни
Высокий Средний Низкий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Мотивационный 27,3 30,4 54,5 52,2 18,2 17,4
Когнитивный 9,1 4,3 54,5 60,9 36,4 34,8
Практический 4,5 8,7 59,1 52,2 36,4 39,1
Констатирующий этап исследования показал: некоторые студенты не в полной мере владеют профессиональными знаниями и умением организовать работу с детьми в инновационном общеобразовательном учреждении.
Низкий уровень теоретических знаний педагогики объясняется отсутствием необходимых дисциплин по подготовке будущих бакалавров профиля «Начальное образование» к работе в условиях инновационного общеобразовательного учреждения в действующих учебных планах.
Исследование показало нам, что существует зависимость формирования у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении от подготовки в вузе, включающей теорию и практику.
На этапе формирующего эксперимента было проведено «вооружение» будущих бакалавров профиля «Начальное образование» знаниями и практическими умениями в сфере организации
воспитательных мероприятий и досуга в гимназии.
Формирование компетентности у контрольной группы проходило традиционно в рамках учебных занятий, а экспериментальная группа послужила базой для реализации выявленных педагогических условий:
1. Разработка и внедрение в учебную деятельность спецкурса «Подготовка будущего бакалавра профиля "Начальное образование" к работе в условиях инновационного общеобразовательного учреждения»;
2. Организация и проведение педпрактики студентов в условиях инновационного общеобразовательного учреждения по специально разработанной программе;
3. Использование инновационных методов обучения, обеспечивающих развитие творческих способностей у учащихся (проектная деятельность, научно-исследовательская работа, дополнительные занятия, кружки, клубы по интересам) [4].
о
X -О
5 Ф
I-
о
" о
с о Я
Ф £ § ££ £
О го 2
О-Т О
Е 5 £
О. * ^
о к си
■е-5? <о
2 гп £
§
| £ 8 ^ со -г-Т (п 3
Ф ^ю 5 го ° V СП ^
ю -§ о
- Р 1
« ф ° СО
0 >>ГО
^ 5Й
1 ¡5 I
* о ш о о ш ф I 5
^ х О
о
ГО с 3 2 к С ^ ч
Для того чтобы познакомить будущих бакалавров профиля «Начальное образование» с особенностями организации работы в условиях инновационного общеобразовательного учреждения, мы провели занятия и консультации по повышению их компетентности, лекции и занятия согласно разработанному спецкурсу «Подготовка будущего бакалавра профиля "Начальное образование" к работе в условиях инновационного общеобразовательного учреждения».
Важной задачей опытно-экспериментальной работы стала также выработка у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» потребности формирования мастерства и желания прохо-
дить практику, а потом и работать в инновационном общеобразовательном учреждении.
Заключительным этапом эксперимента явилась диагностика сформиро-ванности у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» - компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении.
Данные, которые были получены, мы обобщили и представили в табл. 2, в которой мы можем заметить положительную динамику роста компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» экспериментальной группы.
Табл. 2. Сравнительный анализ сформированности у будущих учителей начальных классов компетентности в области работы инновационном общеобразовательном учреждении на этапе после эксперимента (%)
Критерии Высокий Средний Низкий
Контрольная (23 чел.) Экспери-ментальная (22 чел.) Контрольная (23 чел.) Экспери-ментальная (22 чел.) Контрольная (23 чел.) Экспериментальная (22 чел.)
Мотивацион-ный 35 68 52 32 13 0
Когнитивный 4,3 36 52 64 43,7 0
Практический 8,7 55 43,7 45 47,6 0
Подавляющее большинство будущих бакалавров профиля «Начальное образование» после проведенного эксперимента имели высокий и средний уровень сформированности компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении.
По окончании спецкурса мы провели анкетирование студентов экспериментальной группы. Изменения оказались положительными и качественными в мотивационно-личностном, в когнитивном и деятельностном показателях (осознание важности своей будущей профессии; наличие мотивации к работе по специальности; готовностью к взаимодействию с участниками воспитательного процесса; готовность изучать и внедрять передовые педагогические технологии; желание проводить исследования по ин-
тегрированию деятельности учащихся, индивидуализации и дифференциации педагогического процесса) [3].
Студенческая конференция по итогам практики также показала высокий уровень готовности студентов к практической деятельности в условиях инновационного общеобразовательного учреждения. В своих докладах студенты отмечали большой потенциал педагогической практики в формировании у будущих учителей начальных классов компетентности в условиях инновационного общеобразовательного учреждения (интерес к работе в инновационном общеобразовательном учреждении, стремление к творчеству, личностная профессиональная позиция по отношению к реализации образовательного процесса в инновационном общеобразовательном
учреждении, потребность в осуществлении качественной работы в гимназии, осознание актуальности работы в данном общеобразовательном учреждении, желание работать в творческой команде) [4].
Студенты также высоко оценили деятельность опытных педагогов гимназии по оказанию методической помощи будущим учителям (в планировании, проведении зачетных уроков и внеурочной деятельности, а также остальным вопросам, требующим внимания и участия).
Таким образом, результаты нашей экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования о том, что формирование у будущих учителей начальных классов компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении будет результативным и эффективным, если обеспечить реализацию следующих педагогических условий:
• внедрение в учебный процесс спецкурса «Подготовка будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении»;
• проведение педагогической практики студентов в инновационном общеобразовательном учреждении по специально разработанной программе;
• использование инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих формирование творческих способностей детей: проектная деятельность, научно-исследовательская работа, дополнительные занятия (кружки, клубы по интересам).
Реализация второго педагогического условия - проведение пассивной, а затем и активной педагогической практики студентов в инновационном общеобразовательном учреждении - способствовала повышению мотивации к осознанию значимости работы учителя начальных классов в условиях инновационного общеобразовательного учреждения. Нами был отмечен большой потенциал педагогической практики в формировании у будущих бакалавров компетентности в области работы в условиях инновационного общеобразовательного учреждения (интерес к работе в инновационном общеобразовательном учреждении, стремление к творчеству, личностная профессиональная позиция по отношению к реализации образовательного процесса в инновационном общеобразовательном учреждении, потребность в осуществлении качественной работы в гимназии, осознание актуальности работы в данном общеобразовательном учреждении, желание работать в творческой команде).
Третье педагогическое условие - это вооружение будущих учителей знаниями по использованию инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих формирование творческих способностей детей.
Вышесказанное позволяет сделать общий вывод о том, что подготовка будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении должна быть специальной, учитывающей конкретные педагогические условия.
X
го са
Библиографический список
1. Журавлева, А.С. Специфика и принципы работы инновационных общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / А.С. Журавлева, В.П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/123-19238
2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. - М.,1999. - Кн.1. -576 с.
3. Серебрякова, A.H. Подготовка учителя начальных классов [Текст] / А.Н. Серебрякова, С.К. Петрова // Сб. науч. тр. Sworld. - 2011. - Т.13. - № 3. - С. 85-95
4. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы [Текст]: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. - Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с.
о х .0 ^ Ä
Го Ф
I-
о
" о
° S
с о S
4 g |
Ji |
О Го S Q-J О
5 ГО X
s 5 £
Q. v ^ О к £ -8-Ei го
2 СО
£
Э~аго §
2 ä S
s rn J
Т (П 3
Ф
5 Го о V СП s
ъ -8 °
- р 1
к ф °
со
о >*го ü Fi 1
* О m
о о ш DI]
S х о
о
ГО с
С ^ ч
References
1. Zhuravleva A.S. The specifics and principles of the work of innovational schools. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 3. Available at: http://www.science-education.ru/123-19238. [in Russian].
2. Podlasy I.P. Pedagogy. A new course. In 2 volumes. M., 2009. Vol.1. P. 576.[in Russian].
3. Serebryakova A.N. Training of a primary school teacher. Sbornik nauchnykh trudov Sworld. 2011. Vol.13. № 3. P. 85-95. [in Russian].
4. Sivashinskay E.F. Pedagogy of a modern school: a course of lectures for students of pedagogical profiles of higher education institutions. - Minsk: Ekoperspektiva, 2009. P. 212. [in Russian].
Сведения об авторе: Журавлева Анна Сергеевна,
аспирант,
кафедра педагогики начального образования, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.
Ктай: [email protected]
Information about the author: Zhuravleva Anna Sergeevna,
Post-graduate student,
The Department of Pedagogics
of Primary Education,
Chuvash State Pedagogical University
named after I. Y. Yakovlev
Cheboksary.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.484
Т.Б. Загоруля
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Автор исследует сущность и содержание педагогического потенциала вуза для актуализации личности субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей как носителей инновационной культуры. Свойствами педагогического потенциала являются ресурсность, условность реализации, динамичность, системность и функциональность, которые раскрываются в совокупности организационного, ценностного, содержательного и методического компонентов.
Ключевые слова: потенциал, педагогический потенциал, инновационная культура.
T.B. Zagorulya
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY: ESSENCE AND CONTENT
The author explores the nature and content of the pedagogical potential of the University to ensure the updating of the actors of the educational process - students and teachers as carriers of innovation culture. Resources, conventionality of implementation, business agility, consistency and functionality are the properties of the pedagogical potential, which are disclosed in the sum of organizational, axiological, substantive and methodological components.
Key words: рotential, pedagogical potential, innovation culture.
Изучение педагогического потенциа- актуализации личности студентов как нола вуза осуществляется нами в рамках пе- сителей инновационной культуры в выс-дагогического проектирования модели шем образовании. Рассмотрим понятие