Научная статья на тему 'Педагогические условия когнитивного развития студентов среднего профессионального образования'

Педагогические условия когнитивного развития студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ КОМПОНЕНТА / МЕНТАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / ТЕРМИН / ЦЕЛЬ КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева А. В.

В статье рассмотрен когнитивный подход развития студентов среднего профессиональ-ного уровня обучения. Исследованы понятия «когнитивный» и условия формирования когнитивного компонента профессионального уровня обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия когнитивного развития студентов среднего профессионального образования»

УДК 377

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Каменева

Аннотация. В статье рассмотрен когнитивный подход развития студентов среднего профессионального уровня обучения. Исследованы понятия «когнитивный» и условия формирования когнитивного компонента профессионального уровня обучения.

Ключевые слова: когнитивная компонента, ментальные способности, образовательные технологии, студенческий возраст, самооценка, термин, цель когнитивного обучения.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

A.V. Kameneva

Abstract. The cognitive approach to developing secondary vocational education students is considered in this article. The work explores such definitions as «cognitive» and conditions of forming a cognitive component of professional educational level.

Keywords: cognitive component, mental potential, educational technology, college age, self-evaluation, term, the aim of cognitive education.

В современном мире человек постоянно сталкивается с различными жизненными проблемами, для решения которых необходим поиск информации. Когнитивные способности являются своего рода инструментом познания окружающего мира: способности приобретать, преобразовывать и хранить информацию. Когнитивные способности человека - базовый ресурс личности, который лежит в основе инициативной, самодостаточной и продуктивной жизни человека.

Термин «когнитивный» - достаточно широко распространен и в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Он происходит от латинского «Cogito»

- «мыслю». Темрин обозначает «относящийся к познанию только на основе мышления». В отечественной педагогической науке изначально для определения «когнитивный» использовался другой термин - «познавательный», однако на современном этапе педагоги и психологи все чаще и активнее используют термин «когнитивный» [3].

Р. Тайсон определяет когнитивность «как пограничный термин, отсылающий нас к любым процессам, посредством которых мы осознаем или приобретаем знания [4]. Он включает в себя ощущения, восприятие, представление, воображение, память, суждение, умозаключения, речь. Именно в данном ключе используют данный термин все современные отечественные педагоги и психиатры.

В современной педагогической и психологической литературе нет единства в определении рамок «когнитивных способностей», а, следовательно, единого подхода и к терминологии. В разных научных трудах являются синонимами понятия «общие способности»

- «когнитивные способности» - «ментальные способности» - «умственные способности»

- «познавательные способности», в зависимости от того, какой именно смысл авторы вкладывают в понятие «когнитивные способности» [2].

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Таким образом, необходимость в новых образовательных технологиях, обеспечивающих развитие когнитивных способностей в методиках профессионального уровня обучения, является актуальной для практики обучения и воспитания данного возраста.

В рамках данного исследования интерес представляют педагогические условия формирования когнитивного компонента профессионального уровня обучения.

По мнению исследователей, основная цель когнитивного обучения студентов среднего профессионального уровня обучения, заключается в развитии всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям.

В условиях когнитивного обучения студентов среднего профессионального уровня обучения вектор образовательного процесса направлен не на поглощение информации, а на постижение внутренних отношений исследуемых предметов, на побуждение студентов к исследовательскому размышлению, диалогу, на повышение концентрации умственной активности. При таком педагогическом подходе к обучению студентов осознанное и осмысленное рассуждение переплетено с трудной и серьезной когнитивной работой, способствует эффективному росту мыслительной деятельности.

Критерием когнитивного развития в процессе обучения студентов является осознание ими своей способности выполнить определенную задачу, а также эффективность стратегии, которой руководствуется субъект в когнитивной деятельности для достижения цели.

Когнитивное обучение всегда будет тем естественным психологическим механизмом отбора информации, которыми пользуется индивидуальная психика.

Формирование когнитивного компонента профессиональной компетентности студентов среднего профессионального обучения является важным этапом профессионального становления будущего специалиста [3].

Педагогическая модель развития когнитивных способностей студентов включает в себя содержательный, целевой, процессуальный и результативный компоненты.

Обращение к вопросу изучения когнитивного компонента связано с пониманием того, что в профессиональной подготовке студентов среднего профессионального уровня обучения накопление знаний не должно быть стихийно. За осмысленное и осознанное приобретение знаний студентами, их преобразование в навыки и умения, способность применения их в реальной жизни отвечает именно когнитивный компонент профессиональной педагогической компетентности.

Следовательно, возникает необходимость исследования педагогических условий, при которых формирование когнитивного компонента профессиональной компетентности студентов среднего профессионального обучения осуществляется более эффективно.

В современной педагогической и психологической литературе нет единства относительно того, что называть педагогическими условиями для когнитивного развития студентов среднего профессионального уровня обучения.

В качестве педагогических условий успешного использования учебного задания в целях формирования когнитивного компонента профессиональной компетентности выделим:

- вычлененное на основе функциональных видов деятельности педагога основание для определения структуры когнитивного компонента профессиональной компетентности студентов среднего профессионального уровня обучения;

- выявленные и обоснованные критерии, показатели, уровни формирования когнитивного компонента профессиональной компетентности среднего профессионального уровня обучения;

- осознание профессиональной значимости содержания учебного задания, выполнение которого соотносится с поставленными задачами по формированию когнитивного компонента профессиональной компетентности среднего профессионального уровня обучения;

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

- использование интерактивной технологии, обладающей способностью включать студента в разнообразные виды педагогической деятельности [4].

Использование в учебном процессе заданий, сконструированных с учетом вышеуказанных теоретических оснований, и в предписанных педагогических условиях, поможет формированию у студента среднего профессионального учебного заведения когнитивного компонента профессиональной компетентности.

В заключение заметим, что студенческий возраст является временем становления целостной личности, когда вырабатываются устойчивые личностные качества, происходит консолидация психологических сил, в организме стабилизируются психические процессы, наступает пора выраженного профессионального самоопределения.

Библиографический список

1. КамусоваА.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1983.

2. Нагорнова А.Ю. Характеристика когнитивной технологии обучения студентов технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6.

3. Ротанова Т.А. Уровень дифференцированности когнитивных структур как основа умственных способностей // Психология сегодня. М., 2016.

4. Чуприкова Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития // Вопросы психологии. 2017. № 9.

А.В. Каменева

магистрант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.