- содержание труда должно быть таким, чтобы его реализация имела не только производственный эффект в виде выпускаемой продукции и роста доходов, но и воспитательный, связанный с формированием личности будущего работника;
Библиографический список
- педагогические кадры, привлекаемые к деятельности по организации образовательного производства, должны быть готовы к управлению производственным коллективом обучающихся.
1. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. — М. : Политиздат, 1988. — 256 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150415 Сварочное производство [Электронный ресурс] : [утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 654] / КонсультантПлюс.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения [Электронный ресурс] : [утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 18.04.2014 г. № 350] / КонсультантПлюс.
4. Иохвидов, В. В. Мастерство воспитателя — успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А. С. Макаренко [Текст] / В. В. Иохвидов // Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф., (Москва, апр. 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 65-67.
УДК 372 Л. Н. Малявкина, и. о. директора
Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: mpk5@yandex.ru C. Н. Юревич, доц. Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (МГТУ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: yurevich_sn@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье анализируются подходы к социализации и воспитанию детей, заложенные в федеральных государственных образовательных стандартах, подчеркивается актуальность проблемы подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников, описывается практическая реализация комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию детей.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание детей, готовность будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей, условия подготовки студентов колледжа.
Приоритетной задачей социальной политики государства на современном этапе выступает задача консолидации общества, формирования национальной идентичности граждан России, воспитание духовной, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов. Социальный заказ общества нашел отражение в последних государственных документах об образовании: в Федеральном законе «Об обра-
зовании в Российской Федерации» (2012 г.); в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.; в Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» на 2014-2020 гг.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
положена в основу Стандарта общего образования второго поколения и является основой для разработки программы духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. Согласно ей стандарты второго поколения должны укрепить «единство образовательного пространства РФ», обеспечить «социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также выдвигает задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Решение данной задачи призвано обеспечить социально коммуникативное и познавательное развитие ребенка-дошкольника, связанное с формированием уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Требования стандартов актуализировали проблему подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей на всех ступенях образования.
С июня 2012 г. Магнитогорский педагогический колледж работает как инновационная площадка по теме «Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Цель инновационной деятельности — разработать и экспериментальным путем проверить модель эффективного формирования у студентов педагогического колледжа готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что эффективное формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников возможно, если:
1) в качестве методологической основы решения проблемы используются такие методологические подходы, как личностно-дея-
тельностный, аксиологический, рефлексивный и технологический;
2) разработана модель эффективного формирования у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников, которая отражает взаимосвязь целевого, содержательно-деятель-ностного, организационно-методического и результативного компонентов;
3) эффективность реализации данной модели осуществляется на основе комплекса педагогических условий, таких как:
- педагогическое стимулирование развития у будущих воспитателей детских садов, учителей начальных классов, педагогов-организаторов дополнительного образования интереса к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников;
- организация исследовательской деятельности студентов по проблеме духовно-нравственного воспитания человека;
- целостное погружение студентов в профессионально ориентированную деятельность духовно-нравственного характера;
- рефлексивное осмысление педагогического опыта и, в частности, опыта будущих учителей — студентов колледжа [2].
В соответствии с целью и задачами инновационной площадки мы выделяем два направления деятельности:
1) теоретическое исследование проблемы духовно-нравственного воспитания личности;
2) внедрение комплекса педагогических условий в образовательный процесс колледжа.
Экспериментальную работу мы начали с разработки концепции духовно-нравственного воспитания будущих педагогов. Понимая, что эффективное решение проблемы формирования у студентов колледжа готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию детей возможно только при условии сформированной духовно-нравственной культуры будущих педагогов, была разработана концепция духовно-нравственного воспитания студентов колледжа.
Педагогическое образование — это не только социальный институт, способствующий становлению профессионала, но и важнейшая социально-культурная система, обеспечивающая личности возможность всестороннего развития способностей. В связи с этим педагогический колледж должен отличаться особой нравственной атмосферой, позволяющей объединить задачи образования и воспитания, подготовить будущего педагога к оптимальному участию в жизни общества.
В связи с этим педагогический колледж мы рассматриваем как образовательный и духовный центр, который готовит специалистов нового типа, отличающихся высоким уровнем обучаемости, нацеленностью на реальные потребности рынка труда. В основу концепции положена идея о том, что чем гармоничнее общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие, тем более свободным и творческим станет будущий педагог в своей жизнедеятельности. Концепция — это ресурсный проект, который позволяет нам конкретизировать цели и принципы работы и сконцентрировать свою деятельность на наиболее важных направлениях, обеспечивающих качество подготовки.
Второе направление — внедрение комплекса педагогических условий в образовательный процесс колледжа. Выделенные нами условия должны быть реализованы в целостном образовательном процессе и охватывать все виды деятельности студентов.
Реализация первого условия — педагогическое стимулирование развития у будущих воспитателей детских садов, учителей начальных классов, педагогов-организаторов дополнительного образования интереса к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников — осуществлялась через:
- усиление ценностной составляющей содержания образования [3];
- внедрение современных технологий в образовательный процесс [4].
Усиление ценностной составляющей содержания образования отражает реализацию принципа гуманизации в образовании. Педагогический опыт свидетельствует, что данный принцип должен затрагивать все учебные предметы. Важным направлением этого этапа стало проектирование содержания учебных программ педагогических дисциплин, включая программы педагогической практики, на основе принципа гуманизации, направленности на сохранение и развитие высоких социальных, нравственных и эстетических ценностей.
В ходе преподавания дисциплин «История», «Обществознание», «Основы философии» большое внимание уделяется формированию представлений студентов о базовых общечеловеческих и национальных ценностях, личностных качествах, о содержании понятий «личность», «духовность», «мораль», «нравственность», «духовная и нравственная культура». Для этого используются не только традиционные, но и дискуссионные формы занятий: диспуты, круглые столы, семинары.
Развитию интереса к проблеме способствует использование различных форм самостоятельной деятельности. Теме духовно-нравственного воспитания была посвящена декада истории и обществознания, в ходе которой студенты первого курса представили свои творческие работы — эссе: «Долг — это уважение к общим правилам нравственности», «Человек для человека — высшая ценность», «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», «Счастлив тот, кто сделал счастливыми наибольшее число людей». Важно, что у студентов-первокурсников вызвали интерес темы о смысле жизни и о семье: «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание», «Семейное воспитание начинается с воспитанной семьи», «Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении».
Осознанию смысла жизни, ценностей человеческого бытия были посвящены семинарские занятия курса «Основы философии», на которых студенты не только выступали с докладами, но и принимали участие в дискуссиях, представляли свои эссе на темы: «Жизнь — высшая ценность мира», «Будьте внимательны к своим мыслям: они — начало поступков», «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» и др. Ценно, что, размышляя на глубокие философские темы, студенты опираются на свой еще небольшой жизненный опыт и связывают их со своей профессией.
Велики воспитательные возможности «рыночных» дисциплин, таких как «Менеджмент» и «Экономика», в духовно-нравственном развитии личности, являющемся одним из ключевых факторов модернизации экономики страны. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Экономическая культура предполагает воспитание чувства уважения к своей и чужой собственности, чужому труду; участие в продуктивной деятельности, создании потребительских ценностей, необходимых людям; руководство нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса. Данные признаки образуют смысловую основу духовно-нравственного воспитания. В контексте названных дисциплин у студентов формируется представление об этике в области моральной
культуры как о большой и важной части общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной в соответствии с представлениями о добре, справедливости, человечности, а в области культуры материальной — как о порядке, благоустройстве, целесообразности.
При изучении темы «Деловой этикет» курса дисциплины «Менеджмент» студенты пишут рефераты, подготавливают презентации по темам: «Эффективность делового общения», «Этика и тактика деловых переговоров», «Правила ведения телефонных переговоров и электронной переписки», «Правила проведения совещания», «Искусство публичной речи», «Управление временем» и др. Кроме того, со студентами проводится практическое занятие по составлению различных форм трансакций и их анализу, что формирует умение выстраивать эффективные отношения в предложенных тренинговых ситуациях.
Из содержания дисциплины «Экономика» студенты знают, что рыночная экономика — непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес в общественное благо. Студенты называют следующие нравственные нормы, позволяющие находить компромисс: служение обществу; искренность, добросовестность, открытость, честность; гордость за свое дело независимо от его области и масштабов; знание того, что успехи не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды; принцип «в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовал в ее создании».
Важную роль в формировании человеческих ценностей играет изучение темы «Самоменеджмент как основа эффективного управления собой и другими». Студенты знакомятся с такими понятиями, как «конкурентоспособность», «профессиональная мобильность». При выполнении практической части урока по составлению резюме студенты узнают, что одним из пунктов резюме является информация о личностных качествах респондента, что приводит их к выводу о том, что реально востребованным и конкурентоспособным может быть человек, обладающий не только профессиональными качествами, но и личностными, нравственными характеристиками.
Литература (общая и детская) — это предметы, позволяющие на каждом занятии уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Литература всегда была носителем нравственно-православного идеала, всегда была гордостью, совестью народа.
Любая тема в литературе побуждает к анализу своих и чужих поступков, рассуждению, сопереживанию.
О роли музыки в духовном развитии человека можно судить по многочисленным высказываниям философов, писателей, педагогов на протяжении всей истории человечества. «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь...», — говорил Ф. Ницше. Сверхзадачей дисциплин музыкального цикла является развитие способности эстетического восприятия действительности как умения вступать в особую форму духовного общения с искусством, с эстетически преображенным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.
Воспитание способности активно сопереживать — важнейшее условие формирования духовно-нравственной личности.
Таким образом, первостепенная роль в формировании гуманистических идеалов, безусловно, принадлежит гуманитарным дисциплинам, которые, с одной стороны, рассматривают социальные проблемы в прошлом и настоящем, а с другой — непосредственно обращены к человеку, к его интеллекту и эмоциям, к осознанию им своего жизненного предназначения.
Особые задачи были поставлены при изучении общей педагогики, введения в педагогическую деятельность — это определение профессионально-значимых качеств личности педагога, таких как чувство патриотизма, гражданская идентичность, духовно-нравственные качества, основанное на примерах педагогической деятельности Я. Корчака, А. В. Сухомлин-ского, Ш. А. Амонашвили и других великих педагогов.
Работа по проектированию и коррекции содержания учебных программ обеспечила предметную интеграцию естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, направленную на подготовку будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников.
Усиление ценностной составляющей содержания образования вызвало необходимость использования современных образовательных технологий, способствующих формированию ценностных ориентаций студентов, а также их готовности к духовно-нравственному воспитанию детей. Это, в первую очередь, технологии проектного обучения, кейс-технологии, технологии командной работы, рефлексивного обучения, технология «Портфолио» и др. Важно, что все эти технологии предполагают ценностное
осмысление действительности, осуществляют интеграцию учебной и профессиональной деятельности, выступают условием рациональной подготовки студентов к производственной практике. Объективной ценностью данных технологий является их направленность на формирование профессионально-личностной позиции студентов по вопросам воспитания у детей духовно-нравственных качеств, на осмысление педагогического опыта будущих учителей, на развитие навыков рефлексии и саморефлексии педагогической деятельности.
Вторым условием, крайне важным для формирования исследуемой готовности, является организация исследовательской деятельности студентов по проблеме духовно-нравственного воспитания человека.
Деятельно стный подход как методологическая основа данного условия предполагает изменение содержания образования и способов его организации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет слушания и понимания, а в деятельностном — за счет действенной включенности и рефлексии всех участников. В соответствии с этими принципами в исследовательскую деятельность включены все студенты колледжа. На первом и втором курсах наиболее доступными и эффективными по результату оказываются исследовательские задания, которые выполняются в процессе изучения общеобразовательных дисциплин (например, исследования краеведческого характера).
Так, студентам было предложено исследовать историю своей семьи (тема «История старой фотографии»). Выполнение задания предполагает не только описание фотографии по плану (кто изображен на снимке, к какому времени относится фото, во что одеты люди, чем они занимались), но и изучение истории этого периода, подготовку рассказа о событиях и сопутствующих явлениях жизни той поры.
Устойчивый познавательный интерес к истории семьи, рода, страны формируют генеалогические изыскания студентов, позволяющие воссоздать историю своей семьи в тесном переплетении с общей историей страны. Так, например, к Дню Победы был осуществлен проект «Война в истории семьи». Подобные проекты позволяют преодолеть безликость и «безлюдье», вызывают эмоциональный отклик и устойчивое ценностное отношение к историческим событиям, формируют чувство причастности к истории семьи, родного края, а значит, и к истории Отечества и мира в целом.
Знания, полученные в процессе решения этих заданий, становятся личностной ценностью молодых людей. Кроме того, студенты овладевают такими исследовательскими умениями, как информационные, проектировочные, организационные.
Значительно расширилась тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов: «Семья как основа духовно-нравственного становления личности ребенка дошкольного возраста», «Природа как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников», «Пространство музея как среда духовно-нравственного воспитания младшего школьника», «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания», «Воспитание младших школьников на этнокультурных традициях».
Третье условие — целостное погружение студентов в социально-значимую профессионально ориентированную деятельность духовно-нравственного характера — реализуется в учебной, производственной и внеучебной работе студентов.
В учебной работе это чаще всего реализация творческих проектов духовно-нравственной направленности: проектов, авторами которых являются только студенты (имеют право выбора преподавателя-консультанта), и совместных проектов студентов и преподавателей (студенты являются соавторами преподавателей при разработке и реализации проекта).
Примером может служить проект медиа-журнала для родителей по теме «Речевой этикет — часть общечеловеческой культуры», выполненный группой студентов отделения дошкольного образования. Целью проекта является оказание практической помощи родителям в формировании навыков речевого этикета ребенка. Медиажурнал состоит из рубрик, содержащих познавательные материалы, а также практикумы для работы с родителями. Проект выполнен с помощью информационных технологий, активно используется в дошкольных образовательных организациях в ходе пробной педагогической практики.
К 80-летию Ю. А. Гагарина в качестве образовательного продукта студенты отделения иностранного языка презентовали проект газеты, выполненный на английском языке для учащихся школ.
Подобные проекты обеспечивают соразви-тие педагогов и студентов в учебно-профессиональной общности как пространстве культивирования смыслов и личностных ценностей участников образовательного процесса.
В процессе педагогической практики в школе студенты проектируют и организуют классные часы с младшими школьниками.
Задачей классного руководителя в нравственном воспитании младших школьников является формирование гуманных отношений в группе, воспитание у детей действенных нравственных чувств.
В форме посиделок проводилось родительское собрание «День матери». В ходе подготовки к этому мероприятию школьники под руководством студентов колледжа снимали короткометражные фильмы о традициях в своих семьях, давали интервью с пожеланиями для мам и бабушек. Инсценированные стихотворения и конкурс «Папа, мама и я — дружная семья» стали эмоциональной кульминацией мероприятия. Изготовленные своими руками открытки стали настоящим подарком для взрослых, так как слова поздравлений, любви и пожеланий каждый ребенок писал самостоятельно, выражая свое искреннее отношение к старшим в семье. Такая форма проведения разнообразит традиционные классные часы, стимулирует активность всех учеников, формирует ценностное отношение к семье.
Авторские интернет-проекты студентов младших курсов в области краеведения, изучения истории своей семьи и рода, методические проекты старшекурсников по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников ежегодно представляются на межрегиональном форуме «Земляки» в г. Екатеринбурге. Так, в прошлом учебном году 11 работ были удостоены дипломов и сертификатов, среди них: «История родного края в лицах», «Культурное наследие: очевидное и невероятное», «История родного края в моей родословной», «Мы такие: спасибо родному краю!» и др.
В колледже уделяется огромное внимание организации обогащенной развивающей среды для формирования у студентов духовно-нравственной культуры. У студентов есть возможность стать участниками таких творческих коллективов, как оркестр русских народных инструментов «Русичи», академический хор, ансамбль народной песни «Верея», научное студенческое общество, а также множества временных, периодически создающихся творческих объединений и коллективов, заниматься в многочисленных спортивных секциях.
Высокий уровень развития социокультурной среды колледжа обеспечивается путем организации во внеурочной работе «полей жизнедеятельности» [5], предложения студентам
широкого спектра различных видов социокультурной деятельности: познавательной, исследовательской, художественной, спортивной. Мероприятия, организуемые для студентов колледжа, призваны придать духовный импульс российскому патриотизму, стимулировать стремление к толерантности, к целостному познанию всех субкультур, сливающихся в единую общечеловеческую культуру. Большой популярностью пользуются заседания дискуссионного клуба. Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи вызвали дискуссию «Каков он, путь к Победе?». Ценности семьи, общества, государства обсуждались на встрече с духовными отцами православной церкви.
Важнейшим источником жизненного опыта учащихся являются внутрисемейные отношения, нравственные установки и духовные ценности родителей. Выявлению этого опыта, формированию у студентов понимания значимости семьи в духовно-нравственном воспитании посвящены заседания клуба «Семейная гостиная», все члены которого проповедуют духовность и нравственность как главные ценности жизнедеятельности.
В колледже разработан этико-профессио-нальный кодекс педагога как концентрированное выражение профессиональной культуры, поддерживается атмосфера доверия, взаимопонимания между студентами и педагогами, наблюдается переход от непосредственного воздействия на человека к диалогу, к формированию такой микросреды, которая дает возможность реализовать себя как личность. Единые ценности лежат в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрации, преподавателей, студентов. Все органы студенческого самоуправления — студенческий совет колледжа, совет общежития, старостат, молодежное объединение «Студент-трэвел», молодежное агентство содействия трудоустройству выпускников, редакция газеты «Мой колледж» — исповедуют единую корпоративную культуру. Студенческий совет колледжа стал инициатором проведения научно-практической конференции студентов «Социальные инициативы в самодеятельности студентов колледжа» (апр. 2013 г.), конкурса студенческих социальных проектов (апр. 2014 г.).
Добрым делом студенческого самоуправления стало инициирование различных социальных и благотворительных проектов, общих творческих видов деятельности: помощи городу в осенней и весенней кампаниях по уборке
территорий, социальной помощи, концертов и праздников, проекта «Музыка для всех», адресованного пациентам городской детской больницы № 3, Дома престарелых, интернатов, учреждений для детей-сирот и инвалидов. Эти добрые дела становятся личной потребностью студентов, содействуют развитию милосердия, способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний, служению людям и Отечеству, проявлению доброй воли. Так зарождаются традиции, выступающие параметрами культуры, «духа» профессиональной образовательной организации.
Библиографический список
Четвертым педагогическим условием выступает рефлексивное осмысление педагогического опыта, в частности опыта будущих учителей — студентов колледжа. Из наиболее репрезентативных личностных проявлений человека рефлексивность выделяется особым образом как способность к интроспекции, созданию своего «Я», самооценке, самосознанию [5]. Рефлексия корректирует «поле ценностных ориентаций» студентов как системы отношений к проблемам духовно-нравственного воспитания детей, регулирующих нравственное поведение будущих педагогов, духовно-нравственную направленность их учебно-профессиональной деятельности.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. — 2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с.
2. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст] : курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям пед. образования / Н. П. Шитякова. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004. — 158 с.
3. Педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности [Текст] : учеб.-метод. пособие / сост. : В. П. Вишневская, Л. Н. Малявкина, С. Н. Юревич. — Магнитогорск : МаГУ, 2013. — 134 с.
4. Левшина, Н. И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Н. И. Левшина // Начальная школа. — 2010. — № 7. — С. 122-124.
5. Сериков, В. В. Личностно развивающее образование : мифы и реальность [Текст] / В. В. Сериков // Педагогика. — 2007. — № 10. — С. 3-13.
УДК 378.12 О. К. Позднякова, проф. Поволжской
государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА), д-р пед. наук, г. Самара, e-mail: Oksana_1970@mail.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье обосновывается актуальность формирования нравственного сознания студента педагогического вуза; раскрываются возможности педагогической практики в формировании нравственного сознания студента — будущего учителя; приводятся задания, позволяющие формировать нравственное сознание учащихся в период педагогической практики.
Ключевые слова: нравственное сознание, учитель, студент, педагогическая практика.
Современный учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в условиях гуманизации образования, ориентирован на воспитание нравственного учащегося, реализующего в отношениях с окружающими его людьми нравственные ценности. К воспитанию такого учащегося будущего учителя необходимо це-
ленаправленно готовить. Традиционно педагогический вуз готовит студентов к воспитанию школьников в целом и к их нравственному воспитанию в частности. Содержание одного из последних образовательных стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификации