УДК 37.043 ББК 74.200
Балягова Расима Залифовна
аспирант
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО - Югры
г. Сургут Balyagova Я^ша Zalifovna Post-graduate
Chair of Theory and Methods of Professional Education Surgut State University Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra Surgut
Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования Pedagogical Environmental Complex of Future Gas and Oil Producing Branch Experts’ Professional Mobility Forming in the System of High Professional
Education
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли, раскрывается сущность компонентов профессиональной мобильности.
The article considers pedagogical environmental complex of future gas and oil producing branch experts’ professional mobility forming; reveals the essence of professional mobility components.
Ключевые слова: педагогические условия, компоненты
профессиональной мобильности.
Key words: pedagogical environmental complex, professional mobility components.
Для эффективного формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в этой отрасли мы должны выделить комплекс педагогических условий. В Толковом словаре комплекс определяется как совокупность, сочетание чего-нибудь [6].
С позиции педагогической науки условия определяются через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса. Так, А.Ф. Аменд под педагогическими условиями понимает совокупность мер учебно-образовательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень развития искомой категории личности обучаемого [1]. Н.М. Яковлева считает, что условия должны отражать не просто внешние обстоятельства по отношению к педагогическому процессу, но и включать в себя внутренние
характеристики этого процесса [8]. Л.В. Трубайчук отмечает, что педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие ее достижения в образовательном процессе [7].
Необходимыми условиями мы называем те, без которых, этот процесс не может реализоваться в полной мере. Критерий достаточности предполагает оптимальность выбора комплекса условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента. Под оптимальностью, в свою очередь, понимается рациональный выбор такого сочетания компонентов, который обеспечивает в комплексе их эффективность.
Для эффективного формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования, мы выделяем педагогические условия:
- реализация структурно-содержательных компонентов
профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования;
- отражение задачной структуры профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования;
- осуществление профессионально-педагогической направленности содержания и методики преподавания дисциплин студентам нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования.
Первое педагогическое условие - реализация структурносодержательных компонентов профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования. Структура профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования состоит из следующих компонентов: гносеологический (знания), аксиологический (отношения) и праксиологический (умения). Каждый из названных компонентов имеет определенное содержание тех знаний, умений, отношений, необходимых студенту нефтегазодобывающей отрасли в будущей профессиональной деятельности.
Гносеологический компонент профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования определяет систему знаний как множество связанных между собой элементов, представляющих между собой определенное целостное образование. Это знания: об эксплуатации нефтяных и газовых скважин; о информационных технологий профессиональной деятельности; о сборе и подготовке пластовой продукции; электрооборудовании нефтяных промыслов; правовых основ профессиональной деятельности; экономики отрасли; автоматизации производственных процессов; особенностей добычи нефти из горизонтальных скважин; инженерной и компьютерной графики; электрорадиотехники; основ экономики и предпринимательства; основ проектирования и методов поиска решений задач; закономерностей, принципов, содержания, форм и методов образовательного процесса.
Аксиологический компонент соединяет в себе ценностные отношения, профессионально-ценностные ориентации, мотивы учебной и
профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.
Праксиологический компонент заключает в себе профессиональные умения и навыки (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские, позволяющие применять знания дисциплин предметной подготовки на практике), учебный и жизненный опыт.
Результативность деятельности обеспечивается взаимодействием всех названных компонентов. Следовательно, реализация структурносодержательных компонентов при обучении дисциплинам предметной подготовки, по-нашему мнению, будет способствовать формированию профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования только при наличии единства названных компонентов.
Второе педагогическое условие - отражение задачной структуры профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования;
Задача - то, что требует исполнения, разрешения [6].
Задача - цель, поставленная в конкретных условиях, требующая применения известного или изобретения нового способа для ее решения. Для решения задачи необходимо преобразовать эти условия [2].
Структура (лат. structura- строение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность [4].
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким
образом свои потребности [3].
Задачная структура профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего
профессионального образования, по-нашему мнению, состоит из следующих задач: получение знаний о профессиональной мобильности будущих
специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего
профессионального образования; определение ценностного отношения к применению знаний в профессиональной деятельности будущего специалиста нефтегазодобывающей отрасли; реализация умений и навыков на практике, сформированных в ходе учебного и жизненного опыта. Особенность задачной структуры профессиональной мобильности студента заключается в применении полученных знаний на практике, которая должна выражаться в
функциональной и личностной готовности к профессиональной мобильности будущего специалиста нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального.
Третье педагогическое условие - осуществление профессиональнопедагогической направленности содержания и методики преподавания дисциплин студентам нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования.
Анализ государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям нефтегазодобывающей отрасли показал, что одной из важнейших предпосылок формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей
отрасли является изучение дисциплин, входящих в состав этой специальности: «Эксплуатации нефтяных и газовых скважин», «Информационные технологии профессиональной деятельности», «Сбор и подготовка пластовой продукции», «Электрооборудование нефтяных промыслов», «Правовые основы
профессиональной деятельности», «Экономики отрасли, автоматизации
производственных процессов», «Особенности добычи нефти из
горизонтальных скважин», «Инженерная и компьютерная графика,
«Электрорадиотехника», «Основы экономики и предпринимательства»,
«Основы проектирования и методов поиска решений задач». Все виды, формы и методы учебных занятий дисциплин при подготовке будущих специалистов должны проводиться с примерами из практической деятельности, где теория увязывается с будущей профессиональной деятельностью специалиста. Изучение предметных дисциплин в их совокупности со спецкурсами, практикумами и производственной практикой позволяет обеспечить необходимый для будущего специалиста уровень профессиональной подготовки и мобильности.
В системе профессионального педагогического образования должны быть созданы предпосылки для того, чтобы будущие специалисты нефтегазодобывающей отрасли были вооружены знанием основ нефтяных и технических дисциплин, закономерностей развития нефтегазодобывающей отрасли, современных технологий и областей их применения относительно данной отрасли, умением анализировать состав, строение, структуру нефтяного и газового сырья и применение знаний на практике, обеспечивать охрану труда и безопасность жизнедеятельности на производстве.
Таким образом, осуществляются профессионально-педагогическая направленность содержания и методики преподавания дисциплин, предметной подготовки будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли. Среднее профессиональное образование создаёт педагогические условия для формирования профессиональной мобильности личности.
Как отмечает Э.Ф. Насырова, процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться с окончанием учебного заведения, он должен стать непрерывным. Важно научить человека добывать знания
самостоятельно, уметь интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний [5]. Этого можно достигнуть, когда каждый обучаемый вовлекается в активную познавательную деятельность, учится гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности, то есть быть профессионально мобильным специалистом.
Таким образом, по нашему мнению, эффективность формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли опирается на педагогические условия: реализация структурносодержательных компонентов профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования; отражение задачной структуры
профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования; осуществление профессионально-педагогической направленности содержания и методики
преподавания дисциплин студентам нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Аменд А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Монография / А.Ф. Аменд. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. - 152 с.
2. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: пособие для студ. пед. вузов / В.А. Беликов. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 67 с.
3. Берсенева, Т. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» // Основы безопасности жизни / Т. Берсенева,
Т. Мельникова, А. Осокин. - М., 2004. - № 9. - С. 18-19.
4. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; Сост. и общ. ред. Макаренко. - М.: Республика, 1993. -510 с.
5. Насырова, Э.Ф. Модульно - рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства: монография / Э.Ф. Насырова. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. - 140 с.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996. -928 с.
7. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. Дом «Восток», 2001. - 81 с.
8. Яковлева, Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дисс...канд. пед. наук / Н.М. Яковлева. -Челябинск, 1977. - 192 с.
Bibliography
1. Amend, A.F. Theory and Practice of Continuous Ecological-and-Economic Education: Monograph / A.F. Amend. - Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University “Fakel”, 1996. - 152 p.
2. Berseneva, Т. Innovative Technologies in Teaching «Health and Safety Bases» Course // Bases of Safety Life / T. Berseneva, T. Melnikova, A. Osokin. - М., 2004. - № 9. - P. 18-19.
3. Brief Dictionary of Modern Concepts and Terms / N.T. Bunimovich, G.G. Zharkova, T.M. Kornilova, etc.; Comp. and Gen. Edit. by Makarenko. -М: Republic, 1993. - 510 p.
4. Image and Logic in «The Pedagogical Theories, Systems and Technologies» Course: Study Guide for Higher Pedagogical School Students / V.A. Belikov. - Magnitogorsk: MaGU, 2000. - 67 p.
5. Nasyrova, E.F. Modular-Rating and Project Technologies of Technology and Business Teacher’s Professional Competence Forming: Monograph / E.F. Nasyrova. - Shadrinsk: Publishing House of «Shadrinsk Printing House», 2008. - 140 p.
6. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of Russian: 80 000 Words and Phraseological Expressions / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova / the Russian Academy of Sciences; the Russian Fund of Culture; - 3rd Edit. Stereot. - М.: АZ, 1996. - 928 p.
7. The Dictionary - Reference Book of Pedagogical Innovations in Educational Process / Published by L.V. Trubaychuk. - М: "East" Publishing House, 2001. - 81 p.
8. Yakovleva, N.M. Higher Pedagogical School Students’ Research Skills Forming (In Terms of Pedagogics): Diss. ... Cand. of Ped. / N.M. Yakovleva. - Chelyabinsk, 1977. - 192 p.