Педагогические условия формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя
Стачинский Владимир Иванович,
кандидат искусствоведения, профессор, Луганский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Феномен формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя является многоуровневой психолого-педагогической проблемой. Основная идея организации данного формирования заключается в том, чтобы сопоставить в процессе индивидуальной работы со студентом исполнительскую интерпретацию и высшие мировоззренческие категории, как полюсы одного и того же континуума. В рамках современной методической модели усвоения мировоззренческой парадигмы педагог по основной специальности является главным мировоззренческим «поводырем» концертного исполнителя, а остальной корпус дисциплин есть источник знаний и умений, «нанизываемых» на «стержень», коим является работа в классе по специальности. Разработанный конструкт экспериментальной методики и оригинальный диагностический инструментарий по программе занятий со студентами вузов, обучающихся по направлению «Искусство концертного исполнительства» имеет целью определить уровень сформи-рованности профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя и его соответствия современным требованиям профессии.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, концертный исполнитель, исполнительская интерпретация, экспериментальная методика, диагностический инструментарий, методическая модель, искусство концертного исполнительства.
На протяжении столетий каждое изменение в мировоззренческой парадигме профессиональной концертной исполнительской деятельности провоцировалось трансформациями социокультурного контекста и приводило к существенным изменениям в ядре этой деятельности - расшифровке музыкантом идейно-образного содержания музыкального текста и его ретрансляции аудитории, то есть исполнительской интерпретации. Эта зависимость отразилась на всех исторических этапах развития русской музыкальной педагогики - содержание исполнительской интерпретации всегда следовало за мировоззренческими метаморфозами в профессии. Руководствуясь данной логикой источник теории и методологии формирования профессионального мировоззрения следует искать непосредственно в исследовании самого исполнительского процесса. Когда мы анализируем процесс трансформации мировоззренческой парадигмы в ретроспективе череды поколений музыкантов, видим, что каждое из них творит уже в несколько иной социокультурной ситуации. Тем более важным представляется исследование феномена профессионального мировоззрения, так как в каждый исторический период смена мировоззренческой парадигмы обуславливает условия совершенствования подготовки концертного исполнителя к профессиональной деятельности.
Целью концепции [20] выступает определение методологического и теоретического концепта, а также практического инструментария формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя. Основанием для разработки концепции формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей является на государственном уровне является Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» в части «Статья 69. Высшее образование» [1] и требования Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.08.2017 г. № 731 «ФГОС ВО по направлению подготовки 53.05.01 "Искусство концертного исполнительства"» [2].
Предложенная нами концепция основывается на принципах системности, целостности, единства в организации процесса формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя и мировоззренческой парадиг-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ме в виде интеллектуальных, эстетических, этических установок, объективных и субъективных представлений о реализации концертной деятельности, где доминируют индивидуальность в совокупности его интеллектуальных и эмоциональных возможностей будущего концертного исполнителя. Реализация данных принципов предполагает расширение охвата образовательного процесса, формирование в нем множественных межпредметных связей, наполнение его рядом дисциплин общегуманитарного характера, что составляет современную методическую модель формирования профессионального мировоззрения. Суть этой модели заключается в том, что основным проводником к мировоззренческой парадигме для студента является его преподаватель по основной исполнительской специальности, но в то же время через огромную совокупность общегуманитарных и музыкально-теоретических дисциплин он получает значительный объем данных об окружающей действительности, которые выстраивает вокруг того стержневого мировоззренческого конструкта, обретенного на занятиях по специальности.
Понятийно-категориальную основу концепции составляют понятия:
- «мировоззрение» как совокупность знаний индивида о различных значимых для него сегментах и аспектах окружающей реальности и себе как ее части, а также ценностных установок, которые определяют характер и содержание его деятельности в окружающей реальности и по отношению к самому себе;
- «профессиональное мировоззрение» как открытая система знаний, представлений, взглядов, убеждений, идеалов, практических компонентов, определяющих отношение специалиста к своей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности, понимание и эмоциональная оценка смысла данной деятельности;
- «профессиональное мировоззрение будущего концертного исполнителя» как открытая динамическая система интеллектуальных, эстетических, этических установок, объективных и субъективных представлений о реализации концертной деятельности в рамках профессиональных компетенций, и себе как акторе данного рода деятельности. Методологический концепт нашего исследования основан: на теории познания; основных положениях общей теории систем; философских концепциях образования; принципе конкретно-исторического в методологии; объективности и диалектическом подходе к изучению и анализу формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей; положениях философии, относящихся к процессу формиро-
5 вания мировоззрения, категории единичного, об-§ щего; фундаментальных принципах (целостности Я педагогического, динамики систем); парадигмаль-° ном подходе к анализу формирования професси-ав онального мировоззрения будущих концертных
исполнителей. Соответственно, основа методологии концепции включает: опору на теоретические позиции отечественной классической психологической школы; использование системного подхода при определении сущности понятия профессиональное мировоззрение; использование социокультурного подхода в определении основных ценностей в профессиональном мировоззрении; использование индивидуального подхода в поиске решения проблемы дифференцированности мировоззрения у концертных исполнителей разных специальностей, а также и личностных предпочтениях концертного исполнителя; использование целостного подхода в определении общего для всех специализаций критерия сформированности профессионального мировоззрения в соответствии с профессиональными компетенциями; использование аксиологического подхода, устанавливающего взаимосвязь между ценностями, социокультурными факторами и личностью концертного исполнителя.
Теоретический концепт исследования формировался: на идее перманентной изменчивости мировоззрения в соответствии с постоянным изменением окружающей среды и внутренних личностных изменений, высказанных философами экзистенциалистами, в частности К. Ясперсом[21]; теории индивидуальных различий Б.М. Теплова [14]; теории деятельности, разработанной Л.С. Выготским [4], А.Н. Леонтьевым [6]; идеи о принципиальной неразделимости идейно-образного содержания музыкального произведения и его воплощения через средства музыкальной выразительности М.Ш. Бонфельда [3], В.Н. Холоповой [15,16]; на идее неопределенности идейного содержания формируемого профессионального мировоззрения концертного исполнителя, характерного для профессий с низким уровнем алгоритмизации операций, что чаще всего встречается в сфере культуры и искусства, и о том, что подобная неопределенность обуславливает сложность подбора эффективного методического инструментария, который бы позволил сформировать адекватное требованиям социума профессиональное мировоззрение. Это отмечали Е.В. Дмитриева [5], В.Г. Михайловский [8], А.Я. Лопушенко [7], Л.П. Реутова [9], С.Ю. Рыбин [10], В.В. Семак [11], С.Н. Чухлеб [17], Целковников [18], Цигарелли [19].
На основе теоретико-методологического анализа установили, что ядро концепции формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя составляет ключевая идея о диалектической взаимосвязи данного процесса с совершенствованием мастерства исполнительской интерпретации. Само формирование исполнительской интерпретации всегда обуславливалось сочетанием стабильных средств интерпретатора в виде знаний о традиции, стилистике, технологии исполнения, и мобильных средств в виде технической оснащённости исполнителя, уровня его психического и духовного развития, эмоциональности, что в результате обуславлива-
ет феномен вариативной множественности исполнительской интерпретации. Процесс исполнительской интерпретации объективен, однако его «нормативы» в виде эстетической системы координат всегда определяются конкретной исторической эпохой [12]. Однако в рамках профессиональной подготовки концертного исполнителя интерпретация музыкального произведения является вполне конкретным предметом педагогической работы, а следовательно, здесь уместно использовать дефиниции, выработанные именно в рамках музыкальной педагогики, а не философии и искусствоведения.
Исполнительская интерпретация является важнейшим мотивационным фактором удержания человека в профессии концертного исполнителя, его главной ценностью. Именно она, как воплощенное в реальном исполнительском процессе понимание музыкантом идейно-образного содержания текста, представляет собой ключевой способ выражения его отношения к окружающей действительности, выходящего далеко за пределы самого содержания данного конкретного музыкального текста.
Однако значение исполнительской интерпретации этим, безусловно, не исчерпывается. Ведь если представить себе ее как процесс соединения оригинального художественного замысла композитора с организованным особым образом через эстетические установки личным творческим видением музыканта, основанным на его же опыте, то в таком случае процесс исполнительской интерпретации становится способом рефлексивного познания музыкантом самого себя на самом глубинном личностном уровне. Подобное познание неизменно ведет к обретению собственной художественной позиции как представителя профессии, и, следовательно, мы можем утверждать диалектичность взаимодействия исполнительской интерпретации и профессионального мировоззрения [13].
Исполнительскую интерпретацию можно представить как своего рода модель, уменьшенную копию мировосприятия концертного исполнительства, когда мировоззрение выступает интерпретацией мироздания, воплощаемой в конкретном действии. Интеллектуально-эмоционально-практический процесс здесь обретает в своей динамике те же свойства, что и процесс становления профессионального мировоззрения, который в свою очередь составляет вершину в структуре овладения профессией.
Исполнительскую интерпретацию в ракурсе профессиональной деятельности концертного исполнителя можно рассматривать не только как модель мировоззрения и ситуацию реализации всех компонентов уже сложившейся парадигмы, но и как источник познания, дополняющий мировоззрение. В ракурсе такого понимания процесс исполнительской интерпретации в его эмоциональном, теоретическом и практическом компонентах представляет собой чрезвычайно удобную платформу, на которой может быть произведена
работа над формированием профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей без риска обрушить на учащегося массив некорректно систематизированных, с плохо обозначенной связью, данных.
Основная идея содержательно-смыслового наполнения концепции заключается в том, что в процессе работы над исполнительской интерпретацией в рамках современной методической модели усвоения мировоззренческой парадигмы педагог по основной специальности является главным мировоззренческим «поводырем» концертного исполнителя, а остальной корпус дисциплин есть источник знаний и умений, «нанизываемых» на «стержень», коим является работа в классе по специальности. В подавляющем большинстве случаев основную ответственность за сформиро-ванность ключевых профессиональных компетенций студента несет его педагог по специальности. Представляемый нами подход к пониманию формирования профессионального мировоззрения как взаимодействия содержаний мировоззренческой парадигмы и исполнительской интерпретации не нарушает, но совершенствует апробированную в ходе многих десятилетий методическую модель за счет модернизации индивидуального подхода в специальном классе.
Программа формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя имеет своим центральным компонентом работу над интерпретацией музыкального произведения и включает:
1) Непосредственный процесс исполнения и обсуждение исполнения из двух частей: свободные комментарии самого исполнителя; комментарии педагога относительно обративших на себя его внимание особенностей игры: целостность художественного образа, жанрово-стилевая интерпретация, двигательно-технический аспект, эмоциональная вовлеченность, музыкальная выразительность; обратная связь от педагога.
2) Анализ чувствований исполнителя в рамках восприятия текста и исполнительского процесса, выявление неудовлетворенности от исполнительского процесса, формирование понимания неудовлетворенности как источника развития мастерства исполнительской интерпретации, ведущего к улучшению качества процесса музицирования, и, в свою очередь, ведущего к повышению уровня рефлексии профессиональной деятельности в целом и осознавания ее как части современных музыкальной культуры и социального пространства.
3) Исследование концепций исполнительской интерпретации в современном социокультурном пространстве.
4) Определение зоны развития мастерства исполнительской интерпретации.
Представленная совокупность действий дополняется работой над областями музыкально-теоретических и общегуманитарных дисциплин, позволяющих будущему концертному исполнителю глубже осознать себя в профессии.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Процесс формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей включает выявление компонентов его содержания: знаниевого, этико-эстетического, эмоционально-мотивационного, деятельностно-го и рефлексивного. Каждый из них может быть отдельно рассмотрен в ходе концертного выступления студента, а также последующего тотчас за ним анализа данного выступления. На основе дифференцированного подхода педагог по специальности может оценивать как степень сформи-рованности интерпретации студентом музыкального произведения, так и динамику процесса формирования его профессионального мировоззрения в целом. Так, знаниевый компонент должен проявиться в жанрово-стилевой и образно-содержательной обоснованности интерпретации музыкального произведения и технологичности его исполнения. Мотивационно-эмоциональный компонент обнаруживается через эмоциональную насыщенность и целеполагание исполнительского процесса. Этико-эстетический компонент обнажает соответствие поведенческой модели студента сценической ситуации и сценическому образу. Де-ятельностный компонент проявляется в степени выразительности исполнения, где мотивационно-эмоциональный компонент коррелируется с его действенной активностью в ходе концертного выступления. Рефлексивный компонент обнаруживается в виде самооценки студентом присутствия всех вышеназванных компонентах в своем выступлении и с функциональной точки зрения выполняет роль эмоционально-интеллектуального механизма, объединяющего другие компоненты в единую, корректируемую за счет волевого контроля, динамическую систему.
Равномерная сформированность компонентов профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей предполагает приоритет оценки взаимообусловленности знания, эмоционального импульса и действия, и осознанности этого действия в рамках компетентностного минимума, предписанного официальными нормативно-правовыми актами.
В основу нашего определения двухуровневой структуры каждого из перечисленных компонентов, включающей нормативное и свободное поля, легла концепция принципиальной несоизмеримости гносеологических систем С.Н. Чухлеба [17]. Центральной в данной стратегии является идея: определять границы идейного содержания нормативного поля в знаниевом компоненте рамками объективных научных данных и абсолютной свободой выбора идейного содержания в свободном поле, позволяющем максимальную инвариантность представлений в рамках, например, исполнительской интерпретации с условием приня-5 тия ответственности за возможные последствия § подобного свободного выбора; определять граЯ ницы нормативного полей этико-эстетического ° и мотивационно-эмоционального компонента су-ав ществующими социальными нормативами и абсо-
лютной свободой выбора, предполагающей принятие полной ответственности за его последствия, -границы свободных полей обоих компонентов.
Структура занятий при обучении в специальном классе представляет собой: исполнительский процесс и его анализ; изучение социокультурного контекста исполнительского процесса, включая современные социокультурные реалии, социокультурные условия создания музыкального текста; исполнительский процесс на новом уровне (с учетом вновь полученных знаний и умений). При этом доля в одном занятии всех четырех компонентов меняется по мере освоения студентами навыков и знаний, составляющих профессиональное мировоззрение. Конкретная учебная стратегия строится на основе учета данных диагностики, а также содержания конкретной специализации обучаемого.
Сама программа имеет также четырехчастную (в соответствии с количеством семестров) структуру. Она сформирована таким образом, чтобы у педагога и у студента было максимум возможностей для индивидуально-ориентированных психолого-педагогических маневров в рамках апробации методики. Первый этап программы реализует, прежде всего, подготовительную функцию подготовки к полноценному процессу формирования профессионального мировоззрения. В его рамках происходит накопление студентами знаний и представлений о различных концепциях мировоззрения, о его значении и возможностях его формирования. Кроме того, на данном этапе педагог фактически проводит дополнительную, необходимую уже для построения индивидуально-ориентированно учебной стратегии диагностику, выявляя жанрово-стилевые предпочтения испытуемого, его личностные особенности и т.д.
Второй этап сосредоточен, главным образом, на освоении мастерства исполнительской интерпретации. Ключевой задачей его является формирование у студента максимально осознанного отношения к восприятию и интерпретации музыкального текста - как результата творчества Другого, в котором происходит воплощение индивидуальных чувств и эмоций Другого, как продукта определенной социокультурной среды в определенный исторический период, как возможности воплощения личных чувств и эмоций.
Третий и четвертый этапы сосредоточены на формировании представлений и навыков, позволяющих исполнителю ориентироваться в современной ему социокультурной среде как профессиональному концертному исполнителю. Центральным предметом работы здесь остается исполнительская интерпретация, как способ предъявления себя окружающей реальности в профессиональной деятельности. Но при этом больший акцент делается на осознании последствий собственной интерпретаторской деятельности как средства воздействия на аудиторию.
Концептуальной основой нового видения диагностического инструментария по оценке уровня
сформированности профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей стала идея о двух ключевых характеристиках профессионального мировоззрения - его целостности и соответствия его содержания современным требованиям. Кроме того, была подвергнута сомнению существующая в настоящее время практика диагностики мировоззрения исключительно через тестирование и опросы субъекта, не позволяющие в полной мере преодолевать психологическое сопротивление респондента.
Главными критерия сформированности профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя и, как следствие, - сфор-мированность исполнительской интерпретации -выступают ее целостность и завершенность. Под целостностью мы понимается предъявление всех выделенных ранее компонентов, входящих в систему в рамках центрального, составляющего ядро концертной исполнительского деятельности, - публичного исполнительского процесса. Под завершенностью мы - полная реализация творческого акта, в соответствии с непротиворечивым взаимодействием знаниевого комплекса, эмоциональных детерминант, эстетических и поведенческих установок.
Учитывая вариативность содержания каждого из компонентов, еще одним принципиальным критерием сформированности профессионального мировоззрения выступает «содержательный минимум» каждого из компонентов. Суть его заключается в выявлении соответствия содержания каждого из компонентов официально утвержденным УК, ОПК, ПК, имеющим мировоззренческое значение [2].
В связи с этим нами выделены две категории параметров диагностики для оценивания сформи-рованности профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей:
1. Сформированность мировоззрения.
2. Соответствие содержания мировоззрения современным требованиям профессии. Подобная концепция диагностики обусловила
методику последующей работы. Были разработаны две категории методик:
1. методики выявления степени сформированно-сти профессионального мировоззрения в рамках концертной деятельности будущих концертных исполнителей и
2. методики выявления соответствия содержания профессионального мировоззрения нормативам.
Их комплексное применение позволяет составить цельное представление о значении обоих показателей - Х/У, где первый показатель - целостность, второй - соответствие. Для удобства интерпретации нами разработана десятибалльная шкала с соответствующими определенным числовым диапазонам формулировками: наивысший уровень, высокий уровень, уровень выше среднего и т.д. Первая категория методик включает непосредственное восприятие концертного исполни-
тельского процесса испытуемого в течение минимум одного месяца в четырех случаях, на основании сложной системы интерпретации совокупности показателей (включая исполнительскую технику, интерпретацию художественного образа, знание стиля, поведение в рамках публичного выступления и т.д.). Центральным предметом исследования здесь выступает содержание исполнительской интерпретации; интервьюирование и опросы студентов, проясняющие все аспекты восприятия его процесса исполнительской концертной деятельности, а также ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Диагностика второй категории показателей включает интервьюирование и опрос студентов относительно определяющих мировоззрение компетенций; выполнение заданий творческого содержания на выявление предписанных ФГОС знаний, умений и навыков [2].
В концепции определены организационно-педагогические принципы эффективного формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей, а именно: учет индивидуальных характеристик студента; выстраивание представления о художественном образе на основе анализа реального исполнительского процесса; оценка педагогом исполнительской интерпретации студента в соответствии с моделью «выбор - качество реализации - осознанность и готовность к последствиям выбора»; внимание педагога к интенсивности усвоения учащимся нормативного объема знаний и умений, определяющих мировоззрение, и проведение четкой границы между нормативным полем и полем свободного выбора. Здесь исполнительская интерпретация представляет собой реализуемые в процессе воплощения художественного образа музыкального произведения определенные совокупности личностных характеристик исполнителя (ценностно-смысловые ориентиры, эмоционально-волевая сфера, система теоретических воззрений и комплекс исполнительских навыков и умений, духовные и творческие способности); определение конкретной стратегии работы на стадии диагностики индивидуальных особенностей и степени сформированности мировоззренческой парадигмы каждого конкретного студента; распределение учебного материала на основе спирального принципа; необходимость использования методологии проблемного обучения - эвристических методов, используемых в процессе открытия нового.
Доминирующими тенденциями, позволяющими говорить об улучшении качества процесса формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей, выступают:
1. Стремительное обогащение информационной базы учебного процесса сделало доступным для обучающихся подавляющему большинству видов профессиональной деятельности (в том числе и концертному исполнительству) огромный массив специальных и общих данных, что стало мощным стимулом к повышению качества профессиональной подготовки. Например, такой его компонент,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
и
см см
как самостоятельная работа студента, стал гораздо более значимым.
2. Внедрение в практику преподавания современных инновационных образовательных технологий: инновационные методы психолого-педагогической работы, информационно-коммуникационные технологии как элемент общей модернизации преподавания и т.д. существенно усовершенствовали усвоение учащимися знаний об окружающем мире в ракурсе, определяемом их будущей профессией.
3. Общее усложнение учебного материала, в том числе и материала общегуманитарных дисциплин, а также количественное и качественное изменение теоретико-методологической базы, крайне важное с точки зрения формирования универсальных компетенций и, соответственно, повышения конкурентно-способности будущего концертного исполнителя в социуме.
Индивидуально выстраиваемые учебные стратегии формирования мировоззрения будущих концертных исполнителей с сохранением базовой модели занятия выявляют центральную проблему для представителей всех специализаций - преодоление базового противоречия исполнительской интерпретации в виде установления оптимального соотношения («баланса») между процессом удовлетворения личных амбиций студента при музицировании, включая его потребность в реализации собственного эмоционального отношения к тексту, и необходимостью воплощения оригинального художественного замысла. Именно в этой точке происходит реализация ключевого условия - принятие ответственности за выбор соотношения, которое в итоге оказывает решающее воздействие на становление профессионального мировоззрения в целом.
Результаты исследования дают основания полагать, что наиболее перспективным направлением дальнейших поисков является анализ динамики социокультурной среды, определяющей параметры профессионального концертного исполнительства и, соответственно, содержание профессиональной мировоззренческой парадигмы будущих концертных исполнителей.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ш/document/Cons_doc_LAW_140174/15956ae-575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (дата обращения: 12.08.2021).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.08.2017 г. № 731 «ФГОС ВО по направлению подготовки 53.05.01 "Искусство концертного исполнительства"» [Электронный ресурс]. - Режим досту-
па: http://fgosvo.ru/news/21/2023 (дата обращения: 24.07.2021).
3. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: монография [Текст] / М.Ш. Бонфельд. - Санкт-Петербург: Композитор, 2006. - 648 с.
4. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. -Москва: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 367 с.
5. Дмитриева, Е.В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Е.В. Дмитриева. - Волгоград, 2003. - 22 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnogo-pedagogicheskogo-mirovozzreniya-budushchego-uchitelya (дата обращения: 23.04.2021).
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие [Текст] / А.Н. Леонтьев. -Москва: Смысл: Академия, 2004. - 352 с.
7. Лопушенко, А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающегося [Текст] / А.Я. Лопушенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 4 (44) - С. 186-189.
8. Михайловский, В.Г. Мировоззренческие основы профессионального становления учителя музыки [Текст] / В.Г. Михайловский, А.С. Петелин // Аксиология. - 2004. - № 5. - С. 95-101.
9. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореф. дис. . д-ра пед. наук [Текст] / Л.П. Реутова. - Майкоп, 2006. -43 с.
10. Рыбин, С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств. Афтореферат дис. ... канд. педагог. наук [Текст] / С.Ю. Рыбин. - Москва., 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnogo-mirovozzreniya-studentov-muzykalnykh-spetsializatsii-v-vuzakh- (Дата обращения: 23.04.2021).
11. Семак, В.В. Формирование понятия «профессиональное мировоззрение личности» как теоретическая проблема: генезис и современное состояние [Текст] / В.В. Семак // Мир науки, культуры и образования. - 2019. - № 4. -С. 232-233.
12. Стачинский, В.И. О сукцессивном процессе формирования интерпретации // Музыковедение / Ежемесячный научный журнал 7/2020. С.42-48.
13. Телегина, Н.О. Развитие у музыкантов-исполнителей умений художественной интерпретации в процессе фортепианной подготовки в вузе: дис. . канд. пед. наук [Текст] / Н.О. Телегина. - Челябинск, 2014. - 215 с.
14. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - Москва: МОДЭК, Ин-т практ. психологии, 1998. - 544 с.
15. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие [Текст] / В.Н. Холопова. - Москва: Планета музыки, 2014. - 320 с.
16. Холопова, В.Н. Феномен музыки [Текст] / В.Н. Холопова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 384с.
17. Чухлеб, С.Н. Реализм и трансцендентализм в социальном познании: автореф. дис. ... канд. филос. наук [Текст] / С.Н. Чухлеб. - Москва, 1997. - 26 с.
18. Целковников, Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки [Текст]. Дис. ... докт. педагог. наук / Б.М. Целковников. - Москва-Краснодар, 1999258 с.
19. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст] / Ю.А, Цагарелли. - СПб.: Композитор, 2008-212 с.
20. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Москва: ВЛА-ДОС, 2006. - 239 с.
21. Ясперс К. Духовная ситуация времени [Текст] / Карл Ясперс; [пер. с нем. М.И. Левиной]. - Москва: АСТ, 2013. - 285 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A PROFESSIONAL WORLDVIEW OF A FUTURE CONCERT PERFORMER
Stachinsky V.I.
Lugansk State Pedagogical University
The phenomenon of the formation of a professional worldview of a future concert performer is a multilevel psychological and pedagogical problem. The main idea of organizing this formation is to compare, in the process of individual work with a student, the performing interpretation and the highest ideological categories, as poles of the same continuum. Within the framework of the modern methodological model of assimilation of the worldview paradigm, the teacher in the main specialty is the main worldview "guide" of the concert performer, and the rest of the body of disciplines is the source of knowledge and skills, "strung" on the "rod", which is the work in the class in the specialty. The developed construct of the experimental methodology and the original diagnostic tools for the program of classes with university students studying in the direction of "The Art of Concert Performance" aim to determine the level of formation of the professional worldview of the future concert performer and its compliance with the modern requirements of the profession.
Keywords: professional outlook, concert performer, performing interpretation, experimental technique, diagnostic tools, methodical model, art of concert performance.
Referents
1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 2, 2021) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from July 13, 2021) [Electronic resource]. - Access mode: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/15956ae-
575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (date of access: 08/12/2021).
2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 1, 2017 No. 731 "FSES VO in the direction of preparation 53.05.01 "The Art of Concert Performance"" [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/ news/21/2023 (date of access: 07/24/2021).
3. Bonfeld, M. Sh. Music: Language. Speech Thinking. Experience of systematic research of musical art: monograph [Text] / M. Sh. Bonfeld. - St. Petersburg: Composer, 2006. - 648 p.
4. Vygotsky, L.S. The history of the development of higher mental functions [Text] / L.S. Vygotsky // Vygotsky L.S. Collected works: in 6 volumes. - Moscow: Pedagogy, 1983. - T. 3. -367 p.
5. Dmitrieva, E.V. Formation of a professional pedagogical worldview of the future teacher: author. dis. ... cand. ped. Sciences [Electronic resource] / E.V. Dmitrieva. - Volgograd, 2003. - 22 p. - Access mode: https://www.dissercat.com/ content/formirovanie-professionalnogo-pedagogicheskogo-mirovozzreniya-budushchego-uchitelya (date of access: 04/23/2021).
6. Leontiev, A.N. Activity. Consciousness. Personality: textbook. allowance [Text] / A.N. Leontiev. - Moscow: Meaning: Academy, 2004. - 352 p.
7. Lopushenko, A. Ya. Essence, content and structure of the student's professional worldview [Text] / A. Ya. Lopushenko // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2009. - No. 4 (44) - S. 186-189.
8. Mikhailovsky, V.G. Worldview foundations of the professional development of a music teacher [Text] / V.G. Mikhailovsky,
A.S. Petelin // Axiology. - 2004. - No. 5. - P. 95-101.
9. Reutova, L.P. The system of formation and development of the teacher's professional and pedagogical worldview: author. dis. ... Dr. ped. Sciences [Text] / L.P. Reutova. - Maykop, 2006. -43 p.
10. Rybin S. Yu. Formation of the professional outlook of students of musical specializations in the universities of culture and arts. Abstract dis. ... cand. teacher. Sciences [Text] / S. Yu. Rybin. -Moscow, 2001 [Electronic resource]. - Access mode: https:// www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnogo-mirovozzreniya-studentov-muzykalnykh-spetsializatsii-v-vuzakh- (Date of access: 04/23/2021).
11. Semak, V.V. Formation of the concept of "personal professional outlook" as a theoretical problem: genesis and current state [Text] / V.V. Semak // World of science, culture and education. -2019. - No. 4. - P. 232-233.
12. Stachinsky, V.I. On the successive process of interpretation formation // Musicology / Monthly scientific journal 7/2020. pp. 4248.
13. Telegina, N.O. Development of artistic interpretation skills in performing musicians in the process of piano training at the university: dis. ... cand. ped. Sciences [Text] / N.O. Telegin. - Chelyabinsk, 2014. - 215 p.
14. Teplov, B.M. Psychology and psychophysiology of individual differences [Text] / B.M. Teplov. - Moscow: MODEK, Institute of Practice. Psychology, 1998. - 544 p.
15. Kholopova, V.N. Music as an art form: textbook. allowance [Text] / V.N. Kholopov. - Moscow: Music Planet, 2014. - 320 p.
16. Kholopova, V.N. The phenomenon of music [Text] / V.N. Kholopov. - Moscow; Berlin: Direct-Media, 2014. - 384p.
17. Chukhleb, S.N. Realism and transcendentalism in social cognition: author. dis. . cand. philosophy Sciences [Text] / S.N. Chukhleb. - Moscow, 1997. - 26 p.
18. Tselkovnikov, B.M. The formation of worldview beliefs among future music teachers in the process of professional university training [Text]. Dis. . doc. teacher. Sciences /
B.M. Tselkovnikov. - Moscow-Krasnodar, 1999-258 p.
19. Tsagarelli Yu.A. Psychology of musical performance [Text] / Yu.A., Tsagarelli. - St. Petersburg: Composer, 2008-212 p.
20. Yakovlev E.V. Pedagogical concept: methodological aspects of construction [Text] / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovlev. - Moscow: VLADOS, 2006. - 239 p.
21. Jaspers K. The spiritual situation of time [Text] / Karl Jaspers; [per. with him. M.I. Levina]. - Moscow: AST, 2013. - 285 p.
сз о
CO
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со