Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арюткина Анна Николаевна, Русанова Наталья Николаевна

В системе реформирования образования России и его гуманизации особое место занимает проблема разработки концепций высшего образования. Результаты разработок должны выполнять системообразующую функцию по отношению к проектированию содержания, отбору форм, методов обучения, внедрению обучающих технологий, обеспечивающих раскрытие личностных возможностей будущих специалистов. Однако одним из сложных остаётся вопрос определения методологической основы профессиональной подготовки студентов. Это относится и к поиску новых подходов к подготовке концертного исполнителя. Цифровизация образования диктует новые требования к процессу профессиональной подготовки современного выпускника вуза. В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки концертного исполнителя в условиях цифровизации образовательного процесса с учётом компетентностного и деятельностного подхода. Рассмотрена история становления профессиональной подготовки концертного исполнителя в России, охарактеризована важность исторического опыта исполнительского искусства и его применения через призму современных векторов развития системы высшего музыкального образования. Определено понятие «концертный исполнитель». В статье выделены три вида компетенций: личностные, коммуникативные, деятельностные, что соответствует требованиям современного общества. Процесс профессиональной подготовки концертного исполнителя происходит в вузовской педагогической системе, которая всегда направлена на определённую цель или на комплекс взаимообусловленных целей. В вузе происходит трансляция знаний в специфически систематизированном виде, фиксирующем общий уровень научного осмысления действительности - знаний общих и специальных, а также подготовка специалиста к практической профессиональной деятельности. Поэтому в статье акцентировано внимание на противоречии между преимуществами и недостатками традиционного обучения и обучения с применением цифровых технологий. Успех цифровизации образования не может быть достигнут без гибридных форм обучения, создающихся в настоящее время, зачастую путём проб и ошибок, творческих коллабораций и экспериментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF A CONCERT PERFORMER IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

In the system of reforming education in Russia, its humanization, a special place is occupied by the problem of developing concepts of higher education that would perform a system-forming function in relation to the design of content, the selection of forms, teaching methods, the introduction of training technologies that ensure the disclosure of personal capabilities of future specialists. However, the issue of determining the methodological basis of students' professional training remains one of the most difficult. This also applies to the search for new approaches to the preparation of a concert performer. Digitalization of education dictates new requirements for the process of professional training of a modern university graduate. The article deals with topical issues of training a concert performer in the conditions of digitalization of the educational process, taking into account the competence and activity approach. The history of the formation of professional training of a concert performer in Russia is considered, the importance of the historical experience of performing arts and its application through the prism of modern vectors of development of the system of higher music education is characterized. The concept of "concert performer" is defined. The article identifies three types of competencies: personal, communicative, activity, which meets the requirements of modern society. The process of professional training of a concert performer takes place in the university pedagogical system, which is always aimed at a specific goal or a set of mutually dependent goals. At the university, knowledge is transmitted in a specifically systematized form, fixing the general level of scientific understanding of reality - general and special knowledge, as well as the preparation of a specialist for practical professional activity. Therefore, the article focuses on the contradiction between the advantages and disadvantages of traditional education and training using digital technologies. The success of digitalization of education cannot be achieved without hybrid forms of learning that are currently being created, often through trial and error, creative collaborations and experiments.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

• Памятник Махачу Дахадаева - его имя гордо носит наша столица «Махач-кала».

• Памятник защитнику Родины в г. Махачкала - фигура солдата-защитника Дагестана от бандформирований в 1999 году [10].

• Мемориалы «Стена героев», «воину-освободителю» и многие другие.

Формирование у молодежи патриотического сознания - это базовая идея для стабилизации ситуации в стране, это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Каждый гражданин России должен осознавать необходимость участия в общественной жизни страны, региона, села, учебного заведения. Если личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), то она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания. Поэтому, сегодня стоит задача, осмысления базовых оснований повышения социальной активности дагестанской молодежи и мотивации на социально- ценностную деятельность.

Изменение шкалы ценностных ориентаций молодежи, духовный кризис в области воспитания патриотических чувств требует к себе особого утонченного внимания. Намеченная тенденция развития внутреннего туризма актуализирует применение данного направления в русле формирования патриотического сознания.

Выводы. Молодежь сегодня является наиболее нуждающейся в знаниях древней культуры горцев. Старые обычаи, традиции, богатейший народный фольклор таят в себе высоконравственные житейские наставления - быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой дом, аул, край, а значит и всю родину. Именно благодаря нашим дедам, нашим предкам, их самоотверженной борьбе за свою родину, мы живем на своей земле и ходим по ней. Об этом надо не только помнить, но и говорить, говорить так, чтобы эхо нашего голоса откликалось в любви наших детей к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками - в этом и смысл патриотического воспитания.

Литература:

1. Быков, А.А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитательная работа / А.А. Быков. - Москва: МПГУ, 2007. - № 5. - С. 4-5

2. Долженко, Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г.П. Долженко. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. - 192 с.

3. Мусаева, А.М. Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной деятельности / А.М. Мусаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №8. - С. 64-67

4. Основы туризма: учебник / [Е.Л. Писаревский и др.]; под ред. Е.Л. Писаревского. - Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.

5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/70188902/(Дата обращения 18. 04 2022) (Дата обращения 18. 04 2022)

6. Российская Федерация. Правительство. О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения 18. 04 2022)

7. Российская Федерация. Правительство. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: // https://base.garant.ru/72761648/ (Дата обращения 18. 04 2022)

8. Соболенко, В.Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития / В.Е. Соболенко // Актуальные исследования. - 2020. - №24 (27). - С. 66-70

9. Фролова, Е.В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации / Фролова Е.В., Кабанова Е.Е, Костина М.В. // Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. - №2 (19). - С 84-86

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Арюткина Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара); доцент Русанова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В системе реформирования образования России и его гуманизации особое место занимает проблема разработки концепций высшего образования. Результаты разработок должны выполнять системообразующую функцию по отношению к проектированию содержания, отбору форм, методов обучения, внедрению обучающих технологий, обеспечивающих раскрытие личностных возможностей будущих специалистов. Однако одним из сложных остаётся вопрос определения методологической основы профессиональной подготовки студентов. Это относится и к поиску новых подходов к подготовке концертного исполнителя. Цифровизация образования диктует новые требования к процессу профессиональной подготовки современного выпускника вуза. В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки концертного исполнителя в условиях цифровизации образовательного процесса с учётом компетентностного и деятельностного подхода. Рассмотрена история становления профессиональной подготовки концертного исполнителя в России, охарактеризована важность исторического опыта исполнительского искусства и его применения через призму современных векторов развития системы высшего музыкального образования. Определено понятие «концертный исполнитель». В статье выделены три вида компетенций: личностные, коммуникативные, деятельностные, что соответствует требованиям современного общества. Процесс профессиональной подготовки концертного исполнителя происходит в вузовской педагогической системе, которая всегда направлена на определённую цель или на комплекс взаимообусловленных целей. В вузе происходит трансляция знаний в специфически систематизированном виде, фиксирующем общий уровень научного осмысления действительности - знаний общих и специальных, а также подготовка специалиста к практической профессиональной деятельности. Поэтому в статье акцентировано внимание на противоречии

между преимуществами и недостатками традиционного обучения и обучения с применением цифровых технологий. Успех цифровизации образования не может быть достигнут без гибридных форм обучения, создающихся в настоящее время, зачастую путём проб и ошибок, творческих коллабораций и экспериментов.

Ключевые слова: концертный исполнитель, профессиональная подготовка, цифровизация образования, компетентностный подход, музыкальное образование, виды деятельности.

Annotation. In the system of reforming education in Russia, its humanization, a special place is occupied by the problem of developing concepts of higher education that would perform a system-forming function in relation to the design of content, the selection of forms, teaching methods, the introduction of training technologies that ensure the disclosure of personal capabilities of future specialists. However, the issue of determining the methodological basis of students' professional training remains one of the most difficult. This also applies to the search for new approaches to the preparation of a concert performer. Digitalization of education dictates new requirements for the process of professional training of a modern university graduate. The article deals with topical issues of training a concert performer in the conditions of digitalization of the educational process, taking into account the competence and activity approach. The history of the formation of professional training of a concert performer in Russia is considered, the importance of the historical experience of performing arts and its application through the prism of modern vectors of development of the system of higher music education is characterized. The concept of "concert performer" is defined. The article identifies three types of competencies: personal, communicative, activity, which meets the requirements of modern society. The process of professional training of a concert performer takes place in the university pedagogical system, which is always aimed at a specific goal or a set of mutually dependent goals. At the university, knowledge is transmitted in a specifically systematized form, fixing the general level of scientific understanding of reality - general and special knowledge, as well as the preparation of a specialist for practical professional activity. Therefore, the article focuses on the contradiction between the advantages and disadvantages of traditional education and training using digital technologies. The success of digitalization of education cannot be achieved without hybrid forms of learning that are currently being created, often through trial and error, creative collaborations and experiments.

Key words: concert performer, professional training, digitalization of education, competence-based approach, music education, activities.

Введение. В современных условиях всё более отчётливо проявляются тенденции трансформации образовательных парадигм, в связи с набирающим внедрением элементов цифровизации в обучение студентов. Процесс кардинальных изменений ускоряется и является неизбежным. По мнению Т.А. Бороненко, «цифровая трансформация образования как система преобразований предполагает комплексную модернизацию различных аспектов образовательного процесса» [3]. Эта тенденция особенно прослеживается в профессиональной подготовке концертного исполнителя в сфере музыкального искусства.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования - анализ подготовки концертного исполнителя в условиях цифровизации образовательного процесса в системе высшего музыкального образования. Метод исследования -теоретический анализ подготовки концертного исполнителя в условиях цифровизации образовательного процесса в системе высшего музыкального образования.

Развитие высшего музыкального образования, с учётом полученного опыта в системе начального и среднего звена, исторически складывалось неоднозначно, так как профессиональная подготовка концертного исполнителя имеет свои особенности и специфику.

Массовое распространение музыкально-исполнительской культуры с годами привело к вычленению категории людей, для которых музыка стала предметом их профессиональной деятельности. В середине XIX в. музыка звучала в придворных салонах и домашних кружках, затем музыканты начали исполнять произведения в концертных залах. Значительное расширение аудитории потребовало и увеличения числа музыкантов-исполнителей, поэтому в это время актуальной становится задача развития в России профессионального музыкального образования. Важную роль в этом сыграло Русское Музыкальное общество (РМО), основанное в 1859 году в Санкт-Петербурге «под покровительством Великой княгини Елены Павловны для «развития музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов» [12, С. 68]. Именно это стало стимулом для появления профессиональных учебных заведений - консерваторий. Первая консерватория была открыта в 1862 году в Санкт-Петербурге, а в 1866 году - в Москве.

Консерватория относилась к высшим специальным музыкально-учебным учреждениям, основной целью которых была профессиональная подготовка музыкантов, в частности, оркестровых исполнителей, виртуозов на инструментах, концертных певцов, драматических и оперных артистов, капельмейстеров, композиторов и учителей музыки (Первый Устав СП6К, п. 1., 1866 г.) [8, С. 30]. Таким образом, учреждение консерваторий и их деятельность позволили получать квалификацию, а, следовательно, и профессию - концертный исполнитель.

Изначально, в отличие от высших учебных заведений нашего времени, консерватории включали высшую, среднюю и даже часть начальной ступеней профессионального музыкального образования. В консерваторию принимали, прежде всего, детей или подростков (за исключением вокального исполнительства), получивших начальное музыкальное обучение. Обучение в консерватории велось по музыкальным дисциплинам и общеобразовательному циклу с гуманитарным уклоном.

Уровень экзаменационных требований к обучающимся в консерватории был очень высок, что свидетельствовало о профессиональной подготовке и успешной музыкальной деятельности ее выпускников. «Называть не посредственных, а лучших выпускников, блестяще выдержавших публичное экзаменационное испытание по избранной специальности и удостоенных диплома (выпускникам, получившим аттестат, данное звание не присваивалось)» [5, С. 195].

Обучение было доступно как для талантливых музыкантов, так и для тех, кто имел средние способности, но хотел получить профессиональное музыкальное образование.

Система профессиональной подготовки концертного исполнителя развивалась в разных городах России. В 1912 году была открыта Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, ставшая первым музыкальным учебным заведением в российской провинции, а впоследствии в других годах страны: Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, Свердловская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова, Астраханская государственная консерватория и др.

Таким образом, в каждом регионе России открытие консерваторий способствовало формированию системы подготовки исполнительских, научных, педагогических кадров для всех уровней профессионального музыкального образования, сыгравших значительную роль в развитии музыкального образования, в том числе концертного исполнительства в России.

Обратимся к понятию «концертный исполнитель». Анализ исследований показал, что четкого определения данной категории музыкантов нет, хотя в общественном понимании данное понятие существует.

Рассмотрим существующие определения смежных понятий, которые даны на основе деятельностного подхода, подчеркивающие индивидуальность музыканта-исполнителя и направленность на самореализацию: артист - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актер, певец, музыкант), человек, который обладает высоким мастерством в какой-нибудь области, в своем деле [13]; исполнитель - это артист, который занят в спектакле, концерте, фильме и т. д. исполнитель главной роли; это музыкант или певец, который играет или поёт на сцене [10]; концертант - артист, дающий концерты или участвующий в концерте [18]; исполнитель - артист, исполняющий художественное произведение перед публикой, в кино, на телевидении [13]; музыкант-исполнитель - лицо, интерпретирующее информацию, которую содержит музыкальное произведение: конкретный приемник, ее транслятор и передатчик; важнейшее посредствующее звено в сложном информационно-художественном процессе от автора к слушателям [1].

Дадим определение понятию «концертный исполнитель». Концертный исполнитель - это специалист, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки в сфере музыкального искусства, интегрирующий различные компетенции, имеющие новое наполнение в русле современных тенденций и обладающий готовностью к осуществлению концертной деятельности в качестве солиста или участника оркестра или ансамбля, и к постоянному саморазвитию.

Разграничение видов деятельности современных выпускников на художественно-творческую, культурно-просветительскую и педагогическую значительно расширяет понятие «музыкант», в том числе и «концертный исполнитель» (таблица 1).

Таблица 1

Квалификация Характеристика

Артист Публичное исполнение

Исполнитель Исполнение художественных произведений

Концертант Участие в концерте

Исполнитель концертный (музыкант) Исполнение, восприятие, понимание музыкальных произведений

Музыкант-исполнитель Интерпретация и трансляция музыкального произведения

Искусство сегодня окружает человека всюду, пронизывает собой научное мышление, способствует решению нешаблонных ситуаций, формирует интуицию, становится эмоциональным фоном поиска истины. Поэтому, для эффективного и продуктивного осуществления деятельности в музыкально-исполнительской сфере, а также профессионального опыта необходимо формирование не только компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, но и относящиеся к социальному взаимодействию человека в социальной сфере (диалогичность; коммуникация; кросскультурное общение, социальная мобильность и т.д.). В том числе относящиеся к познавательной, проектировочной, моделирующей, исследовательской деятельностей и компетенции информационных технологий [7].

Новое поколение музыкантов привыкло учиться в режиме «сжатости», «ускорения», быстрого принятия решений, чему способствуют информационные технологии. В данной реальности необходимо включение новых компонентов в мультипликативную модель таланта (от слова «multiply» - умножать) концертного исполнителя в ходе его профессиональной подготовки [9, С. 23].

На основе проведённого анализа общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства», нами были выделены три группы компетенций, которыми должен овладеть студент в процессе обучения: личностные компетенции, которые определяются способностями исполнять музыкальное произведение и владеть инструментом, свободно читать с листа; коммуникативные компетенции, содержащие способности совместно с другими исполнителями создавать художественный образ, играть в сопровождении оркестра, самостоятельно работать над репертуаром, организовывать работу и управлять коллективом, осуществлять пропаганду музыкального искусства; деятельностные компетенции, включающие в себя способности определять стиль музыкального произведения и воссоздавать художественный образ, создавать исполнительский план и собственную интерпретацию, работать над репертуаром в коллективе, планировать и реализовывать культурные проекты, ориентироваться в специальной литературе.

Освоение этих компетенций соответствует требованиям современной подготовки концертного исполнителя.

Начавшаяся в конце 2019 г. и распространившаяся эпидемия обозначила необходимость массового перехода на дистанционное обучение всей системы российского образования. Была форсирована тенденция последних лет -цифровизация образования.

Цифровизация подразумевает формирование компетенций, необходимых для реализации своей деятельности, грамотное умение работать с цифровой информацией, умение создавать цифровые проекты для будущих профессий. «При работе в музыкально-компьютерных программах у музыкантов-исполнителей появляется возможность прослушивания и доработки музыкального материала, т.к. можно определить достоинства и недостатки своей композиции и без материальных затрат на «живой» состав исполнителей, ... подбора по слуху и записи из партитуры сложных партий (пассажи в более медленном темпе)» [11].

Во время процесса внедрения дистанционных технологий в обучение, использование таких инструментов образования в совокупности с традиционными формами обучения студентов позволяет эффективнее развивать компетенции концертного исполнителя, а также, что немало важно, формировать и поддерживать интерес и мотивацию к обучению с применением цифровых технологий, которые отвечают течению времени.

Проанализировав научные работы исследователей (О.П. Жигаловой, Н. Ордине, Е.В. Решетниковой и др.) приходим к выводу, что дистанционный формат не имеет в своих функциях легко устанавливаемой двусторонней связи между преподавателем и обучающимся, учитывая традиционность индивидуальной подготовки концертного исполнителя. Музыка - это, прежде всего, временное искусство и поэтому организация восприятия времени является одной из важнейших задач. Данная позиция не является «отрицанием новых форм работы, но вместе с тем находит подтверждение в современных мониторингах образовательного процесса» [15, С. 305].

Принимая дистанционный формат индивидуальных занятий, как необходимость и неизбежность, считаем, что при этом искажена зрительная и невербальная коммуникация преподавателя и обучающегося. Согласимся с высказыванием итальянского философа, профессора литературы Университета Калабрии Н. Ордине: «контакт с учениками в аудитории -это единственное, что даёт подлинный смысл образованию и даже самой жизни учителя . Без жизни сообщества, без ритуалов, по которым проходят встречи студентов и преподавателей в аудиториях, не может быть ни подлинной передачи знаний, ни воспитания» [6]. Констатируем, что подготовка концертного исполнителя на высоком профессиональном уровне

возможна лишь при работе с «живым» звуком. «Ответом на вызовы цифрового информационного прогресса может являться сохранение гармонии мира музыки - языка чувств, воплощенных в звуках» [16, С. 139].

Еще Л. А. Баренбойм утверждал, что «система творческого воспитания требует индивидуализации путей работы с учеником» и она «предполагает соблюдение педагогом важнейшего принципа воспитательной работы - своевременности» [2, С. 25]. Непосредственный эмоциональный контакт и «активные способы воздействия на обучающихся способствуют формированию интереса к занятиям и удовлетворенности результатами учебной деятельности, а развитие музыкальных способностей и исполнительских умений может эффективно осуществляться в процессе совместной творческой деятельности преподавателя и студента» [4, С. 17].

В концертной практике необходимо объективное понимание того, что цифровые технологии чужды элитарному музыкально-исполнительскому искусству, так как музыка передается только интонацией, а в цифре ее нет. Цифровое пространство становится движущей силой преобразований культурного развития [17, С. 1]. Любой эрзац принимается за истинное искусство.

Считаем, что цифровизация образовательного процесса должна быть оптимальной, педагогически целесообразной и обязательно сочетаться с традиционными формами и методами обучения, сложившимися в музыкальном образовании. Преподаватель должен оставаться не просто учителем, но и «вдохновителем». Равнодушное, механическое, формальное отношение к делу - это удар прежде всего по самому себе, тогда теряется смысл существования [14].

Выводы. Концертный исполнитель «сегодня развивается в культурной среде, характеризующейся вездесущностью истории, дефицитом связи с творцами, упадком художественного образования и все усиливающимся присутствием новых технологий. Наблюдатель и актер, он постоянно вынужден пересматривать свою роль в изменчивом и гибком мире» [20]. Профессиональная подготовка концертного исполнителя позволяет рассматривать современное музыкальное образование через призму исторического становления системы музыкального исполнительства, связанной с появлением консерваторий, которые были созданы для формирования многоуровневой модели образования. Сложившаяся ситуация в системе традиционного музыкального образования вызывает потребность в совершенствовании методики преподавания, внедрении в учебный процесс современных педагогических методов, повышении эффективности обучения концертного исполнителя с использованием в практике цифровых технологий, что существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным.

Литература:

1. Байгушова, А.Н. Искусство интерпретации музыканта-исполнителя: теоретический и педагогический аспект: монография / А.Н. Байгушова; Мин-во культуры РФ, СГАКИ. - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 151 с.

2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: учеб. пособие / Л.А. Баренбойм. - 2-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2017. - 340 с.

3. Бороненко, Т.А. Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования / Т.А. Бороненко,

B.С. Федотова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2020. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-tsifrovoy-transformatsii-rossiyskoysistemy-obrazovaniya (дата обращения: 15.02.2022).

4. Буслова, Е.В., Ахлестина, А.Ю., Боброва, Э.В. Дистанционные образовательные технологии в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в университете / Е.В. Буслова, А.Ю. Ахлестина, Э.В. Боброва // The Scientific Heritage. Global Science Center LP (Будапешт), 2021. - № 64-4 (64). - С. 14-17.

5. Глушкова, О.Р Из истории происхождения звания «свободный художник» для выпускников консерваторий русского музыкального общества. Навстречу 155-летию московской консерватории // Вестник Кемгуки. - №51. - 2020. -

C. 192-199.

6. Дистанционное обучение - это смерть образования: итальянский профессор [Электронный ресурс]. ИА Красная Весна. 27 мая 2020. - URL:https://rossaprimavera.ru/article/86e3a893?web_%20view=1 (дата обращения: 12.02.2022).

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

8. Из истории Ленинградской консерватории: материалы и документы / А.Л. Биркенгоф, С.М. Вильскер, П.А. Вильфиус, Г.Р. Фрейндлинг. - Ленинград: Музыка, 1964. - 328 с.

9. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. - Москва: Таланты. - XXI век, 2004. - 496 с.

10. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: Ок. 25000 слов и словосочетаний / Л.П. Крысин. - Москва: Рус. яз., 1998. - 846 с.

11. Лукашева, С.С. Информационные технологии в процессе формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей / С.С. Лукашева // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития: Материалы III международной научно-практической конференции, Ярославль-Вологда, 26-27 апреля 2018 года / Под научной редакцией О.В. Бочкаревой, М.Г. Долгушиной. - Ярославль-Вологда: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. - С. 96-98.

12. Николаева, Е.В. Становление в России истории музыкального образования как науки и как учебной дисциплины / Е.В. Николаева // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. Э.Б. Абдуллин, В.Г. Агафонников, Е.В. Николаева. - Москва: Изд-во МПГУ, 1999. - 186 с.

13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва: Азбуковник, 2000. - 940 с.

14. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2014. - 619 с.

15. Решетникова, Е.В. Особенности Интернет-среды в контексте дистанционного обучения / Е.В. Решетникова // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 3 (20). - С. 297-305.

16. Рытов Дмитрий Анатольевич Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя // Вестник СПбГИК. - 2019. - №3 (40). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-v-podgotovke-muzykanta-ispolnitelya (дата обращения: 16.03.2022).

17. Сюнтюренко, О.В. Цифровая среда: тренды и риски развития / О.В. Сюнтюренко // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы». - 2015. - № 2. - С. 1-7

18. Толковый словарь русского языка: Ок. 2000 словар. ст., свыше 12000 значений / [Ахапкин Д.Н. и др.]; Под ред. Д.В. Дмитриева. - Москва: Астрель [и др.], 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 989 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» [Электронный ресурс] / Минобрнауки России (Приказ № 731 от 01.08.2017 г.). -URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS0/o20VO0/o203++/Spec/530501_C_3_24082017.pdf (дата обращения: 22.02.2022).

20. Pierre-Laurent Aimard: Rôle et responsabilités de l'interprète aujourd'hui [Электронный ресурс] // France Culture. URL: https://www.franceculture.fr/emissions/les-cours-du-college-de-france/la-camera-est-une-sorte-de-fetiche-filmer-au-moyen-orient-lecon-inaugurale-damos-gitai-0 (дата обращения: 21.02.2022). (на фр. яз.)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания Озиева Любовь Сосланбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД (г. Нальчик)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ С ИХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрена взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов с их академической успеваемостью и общественной активностью. Содержание статьи направлено на решение проблем формирования у студентов личностных качеств, в том числе эмоционального интеллекта, академической успеваемости, умения грамотно и эффективно выстраивать межличностные отношения, что способствует полноценному развитию всего общества, а также влияет на качество социальных отношений и профессиональной деятельности. Эмоциональный интеллект представляет собой основополагающий объект регулировки чувствами и эмоциями, который связан с духовным и физическим состоянием человека, а эмоциями являются отражением его внутреннего мира и проявляются во внешнем поведении.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты, академическая успеваемость, общественная активность, обучение.

Annotation. The article considers the relationship between the emotional intelligence of students and their academic performance and social activity. The content of the article is aimed at solving the problems of forming students' personal qualities, including emotional intelligence, academic performance, the ability to competently and effectively build interpersonal relationships, which contributes to the full development of the whole society, and also affects the quality of social relations and professional activities. Emotional intelligence is a fundamental object of regulation by feelings and emotions, which is associated with the spiritual and physical state of a person, and emotions are a reflection of his inner world and are manifested in external behavior.

Key words: emotional intelligence, students, academic performance, social activity, learning.

Введение. На современном этапе развития общества российские студенты сталкиваются с огромными возможностями, но в то же время и с угрозами, обусловленными социально-экономическими и психологическими факторами, которые накладывают отпечаток на жизненную траекторию молодежи и общество в целом. Всеобщая глобализация, транзитивность, неуверенность в будущем, вопросы личностной идентичности - все это актуализирует поиск путей решения данных проблем. Ведущим направлением психологии и педагогики в настоящее время является изучение новых форм и технологий обучения, создание психологически безопасной образовательной среды. В поиске путей и способов такого соединения традиционной и инновационной системы образования современная психология обращает внимание на изучение эмоционального интеллекта, глубокое познание личности, развитие индивидуальных способностей и лучших человеческих качеств.

Развитие эмоционального интеллекта является важной задачей для современной молодежи. Культура вседозволенности и потребления разрушает уникальность и целостность личности, этические нормы общежития, эмоциональную устойчивость. Особый вред это наносит современному обществу, которому необходимо быть единым организмом, иметь мир и взаимопонимание. Для решения проблем, связанных с преодолением жизненных трудностей, разрешением конфликтов, взаимодействием и коммуникацией, с пассивностью, манипулированием сознания возникает потребность эффективного использования компонентов эмоционального интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Научно-педагогические основы эмоционального развития личности были заложены в работах П.К. Анохина, А.А. Бодалева, Е.С. Кузьмина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Небылицына, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, К.К. Платонова и др.

Теоретические основы и практические вопросы общественной активности рассмотрены в работах Е.И. Дудиной, Е.С. Сидоровой, В.И. Панкевич, А.О. Поповой, А.В. Цапенко, Н.П. Дегтяревой, А.С. Захаровой и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ психологической литературы по проблеме развития эмоционального интеллекта личности раскрывает большие возможности и перспективы в сфере познания личности, умения управлять собой, коммуникации, избегая споров и конфликтов. Подготовка специалиста, обладающего не только высокими профессиональными качествами, но и активной жизненной позицией, включенного в социально значимую деятельность, дает основание рассматривать общественную деятельность студентов как важный этап становления и социализации личности.

Развитие эмоционального интеллекта студентов в современном обществе играет важную роль наравне с их профессиональным становлением духовно- нравственным совершенством. Отечественные и западные психологи, учитывая опыт прошлых лет, уделяют повышенное внимание изучению проблемы эмоционального интеллекта личности. Современная наука располагает накопленным запасом знаний в области исследования эмоционального интеллекта. Одной из важнейших задач в этом направлении психологии является в четкое и всестороннее определение основных признаков, в которых отражается сущность такой категории, как эмоциональный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.