Бобряшова О.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА
В статье представлены педагогические условия, влияющие на развитие выделенных компонентов (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный) формирования ПЭК будущего дизайнера. Приведены примеры внедрения педагогических условий в образовательное пространство студентов-дизайнеров. Даны определения ПЭК будущего дизайнера, креативно-ценностной технологии, коуч-стратегии. Сделаны выводы и аргументирована положительная динамика формирования ПЭК будущего дизайнера.
Ключевые слова: профессионально-эстетическая компетентность (ПЭК), педагогические условия, межпредметный синтез, коуч-стратегия, креативно-ценностная технология.
Преобразовательная деятельность дизайнера целью, которой является сделать мир более удобным, функциональным, привлекательным определяет дизайн, как «культурный код и как маркер современной эпохи». Он отличается направленностью на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижением эстетических, экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности.
Язык дизайна - уникален и универсален, он является коммуникативным и экспрессивным средством, позволяющим сделать выбор в мире общечеловеческих ценностей и неограниченных возможностей, приобщить молодое поколение к сокровищнице мировой культуры, традициям и эстетическим ценностям, формировать эстетические вкус и отношение, развивать внутренний эмоциональный мир молодого человека.
В связи с этим, в дизайн-образовании на первый план выдвигается задача подготовки специалиста-дизайнера, обладающего проектным мышлением, навыками конструкторско-графической деятельности, творческой направленностью, высокими эстетическими свойствами, способностью к решению нестандартных задач и продуцированию оригинальных идей, что не может быть достигнуто без формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Предметом моделирования в нашем исследовании выступает процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета. В связи с этим основная цель предполагает достижение подцелей, способствующих развитию компонентов профессионально-эстетического
компетентности - информационно-когнитивного, эмотивно-ценностного, креативно-деятельностного, посредствам внедрения в образовательный процесс будущего дизайнера педагогических условий.
В нашем исследовании акцентируется внимание на эстетическую составляющую профессионально-эстетической компетентности, поскольку само изучение общепрофессиональных дисциплин в образовательном процессе начинается, прежде всего, с истории культуры и искусств, с интерпретации памятников искусства, более широко - со способности будущего дизайнера эмоционально-чувственно, интеллектуально воспринимать мир через призму эстетического идеала.
Сущностным ядром профессионально-эстетической компетентности являются эстетические ориентации. Мы понимаем под профессионально-эстетической компетентностью будущего дизайнера - интегративное качество личности, характеризующееся наличием системы профессиональных знаний, инженерно-технических и художественно-творческих умений, эстетического эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (потребителю, заказчику, продуктам творчества), определяющих готовность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.
Этапы средства формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера включает комплекс педагогических условий от реализации которых, зависит эффективность динамики эксперимента. Только целенаправленно организованное для студента обра-
зовательное пространство формирования профессиональной компетентности позволит будущему специалисту сформировать потребность в творческой деятельности, выработать стратегию взаимодействия, овладеть необходимыми знаниями умениями и эстетическими отношениями.
По определению, данном в философском энциклопедическом словаре, «условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов..., из наличия которого с необходимостью следуют осуществление данного явление...» [1]. Данная интерпретация условий связана с причинно-следственными отношениями объекта исследования.
Современная дидактика трактует условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. Принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы.
По мнению Н. М. Борытко, под условием понимается внешняя движуща я сила процесса, в той или иной мере сознательно сконцентрированное педагогом, обстоятельство, которое существенным образом влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенный результат [2].
В рамках нашего исследования под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность педагогических мер, обеспечивающих будущему дизайнеру формирование профессионально-эстетической компетентности.
Анализ литературы, опыт работы автора позволили выделить следующие педагогические условия способствующие формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера:
- межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний на основе актуализации эстетической составляющей;
- реализация коучинг-стратегии эффективного взаимодействия преподавателя и студента. Данное условие предполагает адаптацию образовательного процесса (выбор уровня сложности заданий, средств и способов осуществления деятельности) к особенностям профессионально-личностного развития студента.
- использование креативно-ценностных технологий в подготовке будущего дизайнера (творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио личных достижений, сце-
нический перформанс, средовые акции, экспозиционные технологии).
Реализация педагогических условий осуществлялась поэтапно в естественных условиях образовательного процесса с 2006 года по 2013 год на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедры «Дизайн» и «Живописи и рисунка» по направлениям специализации «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Дизайн среды» архитектурно-строительного факультета) в г. Оренбурге.
Остановимся более детально на описании педагогических условий. Первое условие - межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний на основе актуализации эстетической составляющей, как условие формирования информационно-когнитивного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера подразумевает обеспечение эстетических знаний, которые бы способствовали формированию эстетической культуры студенческой молодежи, способной воспринимать и правильно оценивать красоту действительности, искусства, активно бороться за ее утверждение в жизни, идеологических идеалов, здоровых эстетических вкусов, воспитанию в ней чуткости к прекрасному в поведении, труде, общественной деятельности, искусстве. Были определены такие категории, как эстетическое чувство, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое сознание.
Данное условие реализовывалось в реальном времени, отводимом на освоение дисциплин «Пропедевтика», «Академическая живопись», «Колористика», «Проектирование», «Теория и методология дизайна», «История костюма и кроя», «Выполнение проекта в материале», «Декоративно-прикладное искусство», «Компьютерное проектирование в дизайне одежды». Связующим звеном в межпредметном синтезе знаний явилось разработанное нами методическое обеспечение, включающее рабочие программы, учебные пособия, методические указания, творческие проекты, например, проект «Альбом модных тенденций», «Силуэт - основная характеристика формы костюма», «Выявление стиля в формообразовании костюма», « Создание коллекционного ряда моделей на основе интерьера», «Выполнение проекта в материале», «Разработка коллекции по мотивам народного костюма», «Разработка авторского портфолио», творческое упражнение «Непрерывная линия».
Таким образом, делая акцент на эстетической составляющей, мы подтверждаем мысль о том, что отделить «эстетическое» в структуре профессиональной компетентности будущего дизайнера не представляется возможным в силу связи эстетики с другими научными областями
- предметами изучения в процессе подготовки будущего дизайнера.
Процесс межпредметного синтеза профессионально-эстетических знаний на основе актуализации эстетической составляющей будущего дизайнера опирался на вводный, а именно пропедевтический курс, который является одним из первых и наиболее важных среди специальных дисциплин в процессе подготовки будущего дизайнера. Данный курс представляет собой основы композиции в дизайне и проходит в первом семестре первого года обучения. Необходимо заметить, что студент приходит в вуз без необходимого запаса знаний профессиональных понятий. По этой причине студент не способен воспринимать задачи и объекты познавательной деятельности на требуемом уровне. Поэтому, творческие проекты и упражнения, полученные на данной ступени, позволяют студенту свободно владеть приемами композиционного формирования плоскости листа и развивают способность к свободным и множественным графическим импровизациям на заданные темы. К тому же, учит самостоятельно ориентироваться в существующих графических техниках, понятиях, стилях и применять их в последующей работе над проектированием дизайн-объекта.
Так, например, упражнение «Непрерывная линия» и творческий проект «Композиция на основе музыкальных впечатлений» позволило студенту изучить графические возможности линии по различным направлениям, которые, в свою очередь, явились основными критериями оценки выполненного проекта: энергия начертания, пространственные и образно - эмоциональные характеристики, наличия одного или нескольких композиционных центров.
Для успешного освоения студентами профессионально - направленного курса нами была разработаны рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика», процесс изучения которой направлен на формирование ряда компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки, и рабочая программа дисциплины «Проектирование», которая
является продолжением обучения студентов предшествовавших этому проекту дисциплин.
Помимо этого в учебный процесс разработан и внедрен «Альбом модных тенденций» для дизайнеров костюма, который использовался, и пополнялся на каждом этапе профессионального обучения.
Цель данного проекта заключалась в необходимости подготовить обзор современных тенденций, а также проанализировать всю полученную информацию, чтобы на этой базе решать творческие проекты, которые будут отличаться от других стилем исполнения будущего дизайнера, его взглядом на мир и соответствовать общему духу времени.
Определение динамики формирования профессионально-эстетической компетентности в контрольной и экспериментальной группах осуществлялось на основе разработанных нами критериев оценки творческих проектов, контрольных вопросов и тестовых заданий, выполненных в системе АИССТ.
Одной из самых перспективных стратегий дизайн-образования, отвечающей наиболее полно требованиям современной дизайнерской практики и способствующих формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера является с нашей точки зрения второе педагогическое условие - реализация коучинг-стратегии эффективного взаимодействия преподавателя и студента.коучинг. Учитывая, что современное развитие общества характеризуется особым вниманием к миру личности, а образование исследователи называют «состоянием личности», ее «общественным социальным статусом» [3], коучинг-стратегии, предполагающие приоритет личностной активности и индивидуального креативного мышления, в полной мере отвечают целям современного дизайн-образования.
Существует множество определений коучинга, наиболее известными являются.
Коучинг - это искусство создания (с помощью беседы и поведения) среды, которая облегчает движение студента к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение [4].
Коучинг - это длительные отношения, которые помогают людям получить значительные результаты в их жизни (в карьере, бизнесе или в общественных делах). Посредством коучинга студенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни [5].
Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента [6].
В нашем случае использование коучинг-стратегий направлено на реализацию аксиологического потенциала студентов. Коучинг-стратегии, активизируя ресурсы способности студента для решения его задач и находясь в иной по сравнению с традиционным обучением плоскости взаимоотношений, является мощным инструментом формирования профессиональноэстетической компетентности будущего дизайнера. У студента открывается возможность представить проектную ситуацию со всех сторон, оценить ее в целом, сгенерировать несколько разных способов ее решения, проанализировать их и принять наилучшее решение, составить план действий, научиться контролировать себя, продуктивно взаимодействовать с преподавателем и со всей дизайнерской средой. Основное внимание студента сосредотачивается на настоящей ситуации и на том, какие действия он готов предпринять для достижения желаемого профессионального результата.
Так, используя в процессе обучения коучинг-стратегии, мы ставили своей целью индивидуально-личностное развитие студента, пробуждение его творчества, формирование собственного оригинального взгляда на тот или иной проект. При этом важным условием эффективности подобного взаимодействия является безусловное принятие студента как личности и вера в его способности, так как только отношения абсолютного профессионально-личностного доверия преподавателя и студента способны дать действительно продуктивный и долговременный результат. Следовательно, обязательное условие коучинг-стратегий - коммуникативное сотрудничество преподавателя и студента, их взаимоотношения, сотрудничество на равных.
Коучинг-стратегии предполагают организацию четырех базовых этапов:
- постановка целей «Чего ты хочешь?»
- анализ текущей ситуации «Что происходит?»
- выстраивание путей достижения цели (наработка вариантов) «Что нужно сделать?»
- достижение (реализация и контроль) «Что ты будешь делать?».
Нами были использованы различные форматы коучинга: очный (личный коучинг, фото-
коучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).
К непосредственным результатам коучинг-стратегий мы относим, во-первых, определение целей и расстановку приоритетов, что особенно важно для будущего дизайнера, задача которого состоит в разработке разных вариантов решения проекта, а также сделать свой собственный выбор. У студента, таким образом, складывается понимание важности ответственности и выбора, как определенных целей, так и вариантов и средств. Во-вторых, создание атмосферы сотрудничества преподавателя и студента, что является залогом их эффективного взаимодействия и способствует взаимообогащению, достижению более высоких результатов. Главной задачей преподавателя в данном процессе было разработать совместный план действий, показать студенту разные взгляды на проблему, активизировать способности студента для успешной реализации проекта. В результате такой работы студент иначе оценивает себя в профес-сионально-личностнном смысле, приобретаются навыки самостоятельного решения проблем, использования собственного опыта, знаний, иначе осознает степень ответственности, активизируется личностная позиция, появляется внутренняя мотивация к целенаправленным действиям и изменениям.
В процессе реализации коучинг-сессии по проблеме «Дизайн-проектирование коллекции одежды» на дипломном проектировании и при разработке любого творческого проекта на выбранную студентом тему нами были использованы вопросы. Так, например:
1 Постановка целей - «Чего ты хочешь?». При дизайн - проектировании всегда есть источник вдохновения, общая идея и направленность. Надо лишь эту идею сформулировать в текстовом виде. И желательно вокруг этой идеи создать интересную историю:
«...почему вас привлекла эта тема?»;
«...что для вас послужило отправной точкой для вдохновения?»;
«.работали ли вы в этом направлении ранее?»;
«.для кого разрабатывается данная коллекция (возрастные особенности, ассортимент, сезонность, предназначение и т. д.)?»;
«...что нового вы хотите привнести в вашу разработку коллекции?»;
«.дайте социальное обоснование вашей коллекции, чем она будет полезна для людей, которые будут носить эту одежду?»;
«.в чем заключается актуальность вашей коллекции на данный период времени?»
2 Анализ текущей ситуации - «Что происходит?».
«.продемонстрируйте самые привлекательные для вас исторические аналоги исследуемой темы»;
«.какие художники, литераторы, историки работали в этом направлении?»;
«.какие известные дизайнеры затрагивали вашу тему?»;
«.какая область в исследуемой теме оказалось не затронутой, и вы бы хотели на этом сделать акцент?»
«.проведя исторический анализ исследуемой темы, какие вы сделали для себя выводы?»
3 Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
«.какую линию при создании коллекции вы выбрали: «от-кутюр», «прет-а-порте?»;
«.продемонстрируйте ваши идеи в эскизах»;
«.отвечает ли модным тенденциям выбранное направление разрабатываемой коллекции?»;
«.какие основные элементы дизайн - проектирования вы использовали при разработке коллекции (силуэт, линия, фактура, цвет)?»;
«.какие применяли принципы дизайн -проектирования при создании коллекции (повторение, ритм, контраст, нюанс, ассиметрия и т. д.)?»;
«.продемонстрируйте образцы материалов, которые планируете использовать в своей работе»;
На последнем этапе дизайнер продумывает стиль причесок и грима для манекенщиц. Во время этапов работы возникают следующие вопросы:
«.разложите эскизы в определенной последовательности: начало, развитие, кульминация и завершение»;
«.обоснуйте, почему именно в этой последовательности разложены эскизы?»;
«.выберите самые удачные, на ваш взгляд, эскизы моделей»;
«.обоснуйте сильные стороны выбранных эскизов».
Одним из эффективных способов реализации коучинг-стратегий, с одной стороны, распространения педагогического опыта, с другой -организацию педагогического сопровождения, начиная с представления опыта педагога, повышая интерес, мотивацию к формированию собственного видения студента, является технология «мастер-класс» и «творческая мастерская».
Основными задачами мастер-класса являются создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала будущих специалистов; повышение профессионального мастерства и квалификации участников; распространение передового профессионального опыта.
Мастер-класс как особая форма приобретения практических навыков была нами использована при проведении, как аудиторных занятий, так и во внеаудиторной работе. Было принято решение провести занятия по декоративно-прикладному творчеству для будущих дизайнеров в форме мастер-классов. Цикл занятий открывался мастер-классом, проводимым самим преподавателем, на тему «Изготовление русской обрядовой куклы». Первый показ был демонстрацией не только определенных приемов изготовления конкретного изделия (например, народной куклы), но и вводил студентов в суть понятия «мастер-класс», наглядно описывал этапы проведения урока, указывал методические приемы работы мастера.
Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении нескольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерастает в творческую мастерскую. В толковом словаре В. Даля слово «мастерская» определено как «комната, где работают ремесленники, мастера, художники», а «мастер» - это «человек, занимающийся каким - либо ремеслом или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем».
В мастерской специально организуется развивающее творческое пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни.
Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических «ша-
гов» и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.
Так, например, на дисциплине «Декоративно-прикладное искусство в дизайне костюма», участники сначала осваивают более легкие и кратковременные (по регламенту проведения) технологии (например, обзор и анализ аналогов по методике сухого и мокрого валяния из шерсти, по лепке из полимерной глины). Затем участники погружаются в интерактивную работу, далее -осваивают имитационные и другие виды техники. Мастерство и компетентности осваиваются за счет многократного повторения технологий каждым из участников и обсуждения результатов.
Тем самым, внедренные в процесс подготовки будущих дизайнеров, коучинг-стратегии формируют навыки выделения, анализа и преодоления собственных проблем в профессиональной сфере. В результате чего студент становится коучем для себя, начиная думать новым, непривычным образом, готов к совершению необходимых изменений, предпринимает необходимые для этого действия, становится более ответственным за результат своей профессиональной деятельности.
Одним из организации педагогического сопровождения, повышающего интерес и мотивацию в подготовке будущего дизайнера, является использование следующего педагогическ-го условия, а именно внедрение креативно-ценностных технологий: творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио личных достижений, сценический перформанс, средо-вые акции, экспозиционные технологии.
Во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) [7].
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) [8].
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [9].
Нами предлагаемые креативно-ценностные технологии понимаются как технологии, основанные на креативно-ценностном механизме, под которым понимается развитие творческих способностей студентов, на основе их ценностного отношения к учебе, к изучению специальных дисциплин, к выбранной профессии, к окружающей действительности и к себе, способствующего формированию профессиональноэстетической компетентности и применению её в будущей профессиональной деятельности.
Так, например, средовые акции как одна из форм креативно-ценностных технологий, являются одновременно факторами социализации личности, а также характеризуют нетипичные условия, сказывающиеся на способности проявлять естественную активность личности дизайнера.
Средовые акции понимаются нами как временная организация жизни, включающая в себя определенную систему информационно наполненных отношений между людьми и общественными институтами, для достижения определенной цели [10].
Ярким примером средовой акции, подготовленной студентами университета - будущими дизайнерами стал проект - дискуссия за круглым столом под девизом «Нужен ли в университете строгий дресс-код?». Особое внимание было уделено обсуждению вопроса о целесообразности введения дресс-кода с учетом мно-гонациональности и многоконфессиональнос-ти нашего региона.
По итогам встречи, организованной кафедрой дизайна и Малой академией государственного управления ОГУ, было принято решение провести среди студентов вуза цикл лекций о стилях одежды, а также продемонстрировать коллекции костюмов, разработанных на АСФ ОГУ.
Проект средовых акций «Ночь музеев» - стал ежегодным культурным событием, приуроченным к Международному дню музеев и объединившим более двух тысяч музеев по всему миру. Студенты кафедры дизайна ОГУ традиционно принимают участие в средовой акции «Ночь Музеев», в рамках которой проводится показ модных коллекций
дизайнерской одежды, созданных будущими дизайнерами, презентации-инсталляции авторской мебели, выполняются портреты по заказу, предлагаются дизайнерские прически. В течение всего праздника на площадках студенты участвуют в боди-арт, мэнди, пробуют себя в роли граффити-художников, принимают участие в лотереях, викторинах и квестах.
В образовательном пространстве данная деятельность представлена в виде социальных практик, под которыми понимают «сконструированное организаторами (педагогами, студентами) социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в образовательном пространстве университета ценности или ценностей., которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и, воздействие которого на студентов признается положительным по своему социальному значению [11].
Проектное обучение рассматривается как тип ценностно-ориентированного, развивающего обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплекса творческих заданий с целью усвоения базы теоретических и практических знаний, умений и ценностных
отношений. Оно представляет собой целостную дидактическую систему, основанную на творческом усвоении знаний в процессе работы над заданной темой. Использование креативно-ценностных технологий позволяет обогатить междисциплинарные связи и способствует естественной интеграции специальных предметов.
Важно заметить, что креативно-ценностные технологии создают условия взаимодействия, взаимодополнения всех дисциплин и обеспечивает возможность наиболее грамотного выполнения проектов по профилирующим курсам на высоком профессиональном уровне, и в конечном итоге воздействует на положительное динамичное формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Таким образом, разработанные педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера представляет собой систему, включающую качественно различные, но взаимозависимые и взаимосвязанные составляющие, которые могут быть использованы с целью усовершенствования учебного процесса подготовки будущего дизайнера.
14.03.2014
Список литературы:
1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. - 579 с.
2. Борытко, Н. М. Методология психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. М. Моложавенко, И. А. Соловцева ; Под. ред. Н. М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 284 с.
3. Аношкина, В. Л. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы) / В. Л. Аношкина, С. В. Резванов // Ростов н/Д : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
4. Аткинсон М. Жизнь в потоке: Коучинг = Art & Science of Coaching Flow The Core of Coaching / Мэрилин Аткинсон -М. : Альпина Паблишер, 2013. - 330 с.
5. Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose / Джон Уитмор - М. : «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с.
6. Шекшня, Ст. Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг / Ст. Шекшня - М.: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1988. - 750 с.
8. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-М, 2001. - 607 с.
9. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин - Рига : ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998. - 180 с.
10. Бобряшова, О. В. Средовые акции как условие формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера / О.В. Бобряшова // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. -Казань. - 2013. - С. 83-87.
11. Мосиенко, Л. В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры: дис. ... док-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Мосиенко. - Оренбург, 2012. - 515 с., С. 381.
Сведения об авторе:
Бобряшова Оксана Викторовна, старший преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 912212, e-mail: [email protected]