УДК 37.016:74:378
Бобряшова О.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТА
Рассмотрена сфера формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера. Выявлены проблемы, возникшие в аспектах ее формирования. Описана организация опытно-поисковой работы с целью проверки гипотезы исследования и апробации модели в условиях университета. Представлены этапы опытно-поисковой работы и результаты проведенного исследования.
Ключевые слова: эксперимент, диагностика, профессионально-эстетическая компетентность, качества личности, дизайн-деятельность, сравнительный анализ.
Дизайн-образование как сфера культурной деятельности актуализирует ряд проблем, важнейшая из которых - воспитание будущего дизайнера, человека высокой профессиональной культуры. Современному обществу, характеризующемуся состоянием нестабильности, требуются специалисты высокого уровня: «конкурентоспособные на рынке труда, компетентные, ответственные, свободно владеющие своей профессией, ориентированные в смежных областях деятельности, способные к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [1].
Определение компетентности - и более того профессиональной компетентности - как основы современного российского образования (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татура, Н.А. Селезнева, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.) вызывает целый ряд дополнительных исследований, связанных как с определением самой сущности, характеристики компетентностей, так и соотносимых с научно-методическими аспектами их формирования в системе образования.
Выполнение требований, предъявляемых к современному вузовскому образованию в области профессиональной подготовки, реализуется путем постепенного приближения требований образовательных стандартов нового поколения к контексту перспективной профессиональной деятельности (В.В. Вербицкий) [2].
Проблема формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в культурно-образовательном про-
странстве вуза нуждается как в теоретической, так и в практической подготовке. Решению обозначенного вопроса будет способствовать разработка теоретических аспектов и аспектов, ориентированных на практику, что положительно отразится на формировании исследуемого качества будущего дизайнера и позволит планомерно организовать его учебно-профессиональную деятельность, а также создаст условия наиболее эффективной самореализации студентов.
В разработке опытно-поисковой работы мы опирались на положение о том, что любое качество личности формируется и проявляется в деятельности. Изучение такого качества личности, как профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера, возможно только в ходе самого его формирования и дальнейшего развития, т. е. при взаимодействии будущего специалиста с реальной дизайн-деятельностью.
Целью опытно-поисковой работы констатирующего эксперимента является определение исходных позиций исследования формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) проведение начальной диагностики и выявление существующего уровня формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
2) реализация структурно-содержательной модели процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в рамках выделенных педагогических условий;
3) представление динамики формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в процессе формирующего этапа эксперимента;
4) обоснование целесообразности и эффективности комплексной реализации педагогических условий формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
5) подведение итогов анализа результатов экспериментального исследования.
Экспериментальное обучение студентов вуза проводилось с соблюдением педагогических условий, которые, по нашему мнению, могут обеспечить эффективность формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера к решению творческих задач:
- актуализация ценностного отношения будущего дизайнера к профессии и осознание ее как личностно и социально значимой, становление образа профессиональной деятельности;
- ориентация образовательного процесса будущего дизайнера на уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий;
- создание комплексного учебно-методического обеспечения процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
В соответствии с логикой нашего исследования на начальном этапе было проведено анкетирование, позволившее выявить специфические особенности профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера, определить отношение студентов к исследуемой проблеме, необходимые знания и умения для решения творческих задач; исходный уровень профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров; значимость профессионально-эстетической компетентности для деятельности будущего специалиста.
Для объективной оценки мы сочли необходимым определить степень понимания и отношение к исследуемой проблеме студентами понятия «профессионально-эстетическая компетентность». Для изучения проблемы мы воспользовались методом анкетирования и опроса.
Несмотря на то, что значимость формирования профессионально-эстетической компетентности на протяжении всего обучения в вузе
остается постоянной, изменяется отношение студентов к данной категории. Если большее число студентов начальных курсов (более 50%) затрудняются ответить на вопрос анкеты, то студенты старших курсов могут логично дать ответ. Одни студенты ограничились краткими и емкими ответами, другие сделали акцент на знаниях и умениях в области дизайна и искусства, интересе к профессии, третьи затронули социальную сферу, где заострили внимание на удовлетворении потребителя и косвенном влияния на его эстетические вкусы. Студенты 4-5 курсов понимают под профессионально-эстетической компетентностью следующее:
- «... способность создавать совершенное»;
- «...это фундамент ценностей дизайнера, который он несет в мир для его усовершенствования и постоянного изменения»;
- «...свободное ориентирование в мире искусства, знание основ красоты для создания чего-то нового и интересного»;
- «... умение дизайнера решить задачу на любую тему, подать свою работу так, чтобы развивать у людей тягу к прекрасному и постоянно совершенствоваться самому».
Иными словами, к пятому курсу формируется ясное представление о понятии профессионально-эстетической компетентности дизайнера и приобретает профессиональную направленность.
С целью выявления наиболее необходимых для дизайнера умений и личностных качеств профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера респондентам был предложен вопрос: «Какие знания, умения, навыки и личностные качества Вам необходимы как будущим дизайнерам-профессионалам?»
Данное исследование показывает, что взгляды на заданный вопрос у студентов младших и старших курсов как совпадают, так и крайне расходятся. Так, при опросе студенты начальных курсов отметили, что «коммуникабельность, коммуникативность, усидчивость, упорство» - это те необходимые качества, которые для них важны в данный момент. Это не удивительно, так как в начале учебной деятельности студенты нуждаются в общении, знакомстве, обмене информации и опыта, более того, профессия дизайнера требует много времени и терпения в изучении специальных дисциплин. Кроме этого, студенты предлагают такое лич-
ностное качество, как «уверенность». Саморазвитие располагают на последней позиции, что говорит о неустойчивом положении себя как будущего специалиста, страхе неудач при выполнении заданий, более того, они не придают большого значения самообразованию.
Студенты старших курсов, которые частично заняты в профессиональной деятельности, на первые позиции ставят «умение работать руками, практический опыт; креативность, неординарность мышления», а также появляются новые качества, которые говорят о профессиональности будущих дизайнеров, а именно: «толерантность, терпимость; ориентир на потребителя», которых не обнаружено у младших курсов.
Выявить наиболее важные профессионально-личностные качества будущего дизайнера нам позволила методика В.И. Андреева [3], которую мы адаптировали для дальнейшего исследования. Будущим дизайнерам было предложено оценить по десятибалльной шкале личные качества для осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, по результатам исследования мы выяснили, что будущие дизайнеры имеют невысокий уровень заинтересованности в будущей профессиональной деятельности, более того, мы наблюдаем низкую способность рефлексии результатов образовательной деятельности (12%), а также неумение студентов ставить перед собой цели, ее достижения и реализации (76%). Такую ситуацию можно объяснить неинформированностью студентов о сущности и содержании готовности к творческой деятельности, этапах ее формирования и возможностях личного образовательного роста в процессе профессиональной подготовки будущего дизайнера в условиях университета.
Следующий вопрос нашего исследования был направлен на определение форм обучения, обеспечивающих наиболее продуктивный результат в усвоении учебного материала и формировании профессионально-эстетической компетентности. В этой связи респондентам было предложено выбрать приоритетные формы обучения: лекция (1), семинар (2), лабораторная, практическая работа (занятие) (3), курсовая работа (проект) (4), учебная и производственная практика (5), самостоятельная работа (6), творческий (исследовательский) проект (задание) (7), научная студенческая работа (8),
свой вариант (9). Процентное соотношение ответов студентов и преподавателей представлено в таблице 1.
Таблица 1. Соотношение ответов студентов и преподавателей по определению форм обучения, способствующих формированию профессионально-эстетической компетентности
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Студенты, % 7 6 18 4 10 13 3 22 17
Преподаватели, % 4 6 17 7 12 14 7 20 13
Таким образом, полученные данные указывают на несоответствие суждений преподавателей и студентов.
В связи с этим проблема формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в университете имеет теоретическую и практическую значимость. Решению обозначенной проблемы будет способствовать разработка теоретических и практи-ко-ориентированных аспектов формирования исследуемого качества, что позволит рационально организовать образовательное пространство, создаст возможность наиболее полной самореализации будущего дизайнера.
В процессе проведения экспериментального исследования выяснилась необходимость изучения степени мотивации к учебной деятельности личности в образовательной среде. Таким образом, для определения мотивов учебно-профессиональной деятельности мы использовали методику, предложенную А.А. Реаном и В.А. Якуниным. Результаты анкетирования показали, что у респондентов (27%) слабо выражена мотивационно-целевая направленность учебной деятельности, а именно стремление к продолжению профессионального образования, самоорганизации, активной личностной позиции при решении творческих задач. У данных студентов отмечаются затруднения в целе-полагании, трудности в решении нестандартных профессиональных задач. Также респонденты осознают значимость профессионально-эстетической компетентности в решении творческих задач (44%) будущего дизайнера, но не видят необходимости в целенаправленном формировании исследуемого качества.
Наибольшее число студентов в выбранной профессии дизайнера привлекает возможность творить без ограничений и реализовать свой
талант в рисовании и проектах, что подтверждается такими высказываниями студентов, как:
- «Благодаря профессии дизайнера есть возможность образовываться во всех областях современной деятельности, уметь не только генерировать идеи, но и работать с людьми»;
- «Интересно, потому что можно изучать любую тему, заимствовать, преобразовывать в нечто новое, оригинальное. Люблю рисовать, находить баланс, сочетать несочетаемое»;
- «Тянет к прекрасному, новым технологиям, поиски собственных открытий, поэтому выбрал профессию дизайнера».
Таким образом, полученные в ходе констатирующего эксперимента данные подтверждают важность эмотивного и деятельностного компонентов, а именно профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
С целью определения уровня формирования когнитивного компонента для будущих дизайнеров костюма нами были разработаны опросники. Студентам было предложено оценить собственный уровень профессиональных знаний, навыков и умений и ответить на вопросы по специальным дисциплинам «Пропедевтика», «Материаловедение», «Проектирование». Анализ сравнений самооценки студентов своих знаний с результатами диагностического опроса на определение фактического уровня подготовки показал, что действительный уровень подготовки специалистов по специальным дисциплинам незначительно превышал показатель их самооценки - 3,8 и 3,65 балла.
Для более качественной оценки в ходе констатирующего эксперимента студентам было предложено дать ответ на несколько вопросов с целью выяснения отношения будущего дизайнера к традициям народной культуры. Так, ответы студентов начальных курсов, полученные на вопрос «Являютсяли традиции народной культуры средством Вашего творческого развития?», свидетельствуют о том, что более 50% респондентов не осознает значимость традиций народного искусства, напротив, к 5-му курсу студенты отвечали лояльно, и более половины ответов было положительных, даже там где прозвучало сомнение («не совсем»), в графе «свой вариант ответа» студенты выражали желание сохранять традиции, накопленные поколениями.
На следующий вопрос нашего исследования: «Является ли для Вас народный костюм
(форма, цвет, пропорции) основой формирования эстетических ориентаций и может ли народный костюм являться источником вдохновения?», подавляющее число студентов начального курса ответили отрицательно (59%), это говорит о том, что будущие дизайнеры не осознают, что изучение народного костюма может помочь им в формировании этических и эстетических установок, т. к. в самом материале заложены эти принципы. Что касается старших курсов (58%), то полученный результат показал, что новое видение проблемы целостности культуры, принципа функционирования системы «человек и духовный опыт народа» актуализировало вопрос о месте народной культуры в образовательном пространстве университета.
Отсюда следует, что одной из целей подготовки будущего дизайнера к решению творческих задач является формирование у будущего специалиста ценностного отношения к культурно-историческому наследию и толерантного восприятия социальных и культурных различий.
В связи с этим проведено диагностическое исследование наличия знаний о толерантности. Большинство студентов на вопрос «Что такое толерантность?» ответили, что это «терпимость», «сдержанность» или «терпеливое отношение», то есть объяснили ее как пассивную категорию. Наиболее часто встречается ответ, что «толерантность - это способность к общению без конфликтов».
Кроме этого, будущим специалистам был предложен опросник «Качества толерантной личности». В опроснике представлены 15 качественных характеристик, свойственных толерантной личности, которые были выделены исходя из анализа Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайге-ровой, Л.И. Паиной [4], [5].
По результатам опроса, чаще всего студенты называют терпение, терпимость к различиям, доброжелательность, расположенность к другим и способность к сопереживанию. Именно первые три качества, которые набрали наибольшее число баллов, и будут являться ядром толерантной личности. Для более глубокого изучения категории толерантности в нашем исследовании был проведен тест по определению студентами самооценки и взаимооценки уровня толерантности. В процентном соотношении уровень самооценки толерантности будущего дизайнера оказался на среднем уровне
(53%), а что касается уровня взаимооценки -ниже среднего (42%).
Таким образом, исходя из вышеперечисленных исследований, выделив основные характеристики данного качества и его уровень сформированное™ у будущих дизайнеров, можем сделать вывод о необходимости формирования эмотивного (ценностное отношение к особенностям разных культур), когнитивного (знания об общении в многокультурной среде) и деятель-ностного компонентов (умения и навыки взаимодействия с представителями разных культур, социальных групп).
В связи с этим, дав оценку результатам констатирующего эксперимента, а именно состоянию и уровню каждого компонента, мы определили общий уровень сформированности про-
фессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера. Методика Н.И. Шеванд-рина была для нас ориентиром, она предлагает интерпретировать результаты посредством формального присвоения «условного числа определенным свойствам и отношениям», а для определения однородности выборки мы воспользовались критерием Фишера [6], [7].
По результатам диагностики происходит планирование обучения, позволяющее активизировать потенциальные возможности будущего дизайнера, эстетически воспитывать личность, вырабатывать стремление к самообразованию, развивать коммуникативную культуру, формировать профессионально-эстетическую компетентность будущего специалиста.
14.01.2013
Список литературы:
1. Днепров, Э. Д. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2007. - 443 с.
2. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 1-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
4. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - Москва, 2000.
5. Паина, Л. И. Я среди других (Воспитание этнической толерантности). Ч. 1. Методическое пособие для преподавателей / Л. И. Паина. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2002.
6. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 512 с.
7. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / В. Ф. Сидоренко. - СПб. : ООО «Речь», 2007. - 350 с.
Сведения об авторе:
Бобряшова Оксана Викторовна, ассистент кафедры дизайна Оренбургского государственного
университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 8304, тел. 912212, е-шаП: [email protected]
UDC 37.016:74:378 Bobryashova O.V.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
EXPERIMENTAL WORK ON THE OF PROFESSIONAL AND AESTHETIC COMPETENCE OF FUTURE DESIGNER IN UNIVERSITY
The article describes thedevelopmentof thesearch enginein order totest the hypothesis ofthe study andtesting of the modelof the formationof professional andaestheticcompetence of the futuredesignerinthe University. Key words: testingthe model, experiment, diagnosis, personality traits, design - activities, comparative analysis.
Bibliography:
1. Dneprov, E. D. Collectionregulationsfor educationalinstitutions of the RussianFederation,implementing programs ofgeneral education / comp. E. D. Dneprov, A. G. Arcadia. - 2nd ed. - Moscow : Drofa,2007. - 443 p.
2. Verbitskiy, A. A. New educational paradigmandcontextual learning / A. A. Verbitskiy. - Moscow : Research Center for Problemsquality of training,1999. - 75 p.
3. Andreev, V. I. Pedagogy :a training course forcreative self / V. I. Andreev. - 1st ed. - Kazan : Center for InnovativeTechnology, 2000. - 608 p.
4. Soldatova, G. U. To live in peacewith yourself and others : training tolerancefor teens / G. U. Soldatova, L. A. Shaygerova, O. D. Sharova. - Moscow, 2000.
5. Paina, L. I. lamong others (Education ethnic tolerance). Part 1. Handbookfor teachers / L. I. Paina. - Orenburg : Publishing Center of Gray, 2002.
6. Shevandrin, N. I. Psycho, correction and human development : a textbook / N. I. Shevandrin. - Moscow : VLADOS, 2001. -512 p.
7. Sidorenko,E. V. Mathematical processingmethodsin psychology / V. F. Sidorenko. - St. : Ltd. «This», 2007. - 350 p.