Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
УДК 371.69 К. А. Мальцева*
Основы управления обучением специалистов на тренажерных средствах в учебном процессе вузов
В статье рассмотрена проблема формирования профессионализма современных специалистов в контексте развития информационных технологий и применения тренажерных средств в учебном процессе вузов.
Ключевые слова: обучение специалистов, формирование профессионализма, тренажерные средства, управление обучением специалистов.
K.A. Maltseva*. Basics training specialists on media training simulators in the training process of universities. The article considers the problem of the formation of modern professional experts in the context of information technology development and application of simulators in teaching institutions.
Keywords: education professionals, formation of professionalism, fitness facilities, management training.
В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых информационных технологий на образовательный процесс в высших учебных заведениях. Особо следует отметить в этом плане разработку и внедрение в учебный процесс тренажерных средств, универсальных лабораторных стендов нового поколения.
Для формирования основ управления обучением специалистов на тренажёрных средствах необходимо опираться на базовые положения военной дидактики, теории и методики профессионального образования.
В связи с тем, что обучение организуется между людьми, оно по своей природе является социальным процессом. Объективный по своей сущности процесс управления обучением характерен субъективной деятельностью руководителей обучения. Психологической основой управления обучением на тренажёрных средствах является активность человеческой психики. Поскольку познание есть процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающей его деятельности, то признание роли субъектной активности обучаемых означает, что их действия отражают то содержание и способы познания, которые применяются в практике профессионального обучения.
В ходе вузовской подготовки обучение на тренажёрных средствах представляет собой организованный, целенаправленный и управляемый процесс. При обучении на тренажёрных средствах осуществляется освоение знаний и умений, необходимых специалистам для служебной деятельности, а также воспитание у них высоких моральных и боевых качеств. Кроме того, у специалистов развиваются интеллектуальные способности.
В связи с этим организация управления обучением специалистов на тренажёрных средствах может быть рассмотрена как направление совместных действий руководителей обучения и обучаемых (обучающихся) на достижение дидактических целей обучения [1].
Поскольку педагогическое взаимодействие преподавателя (руководителя) и обучающегося является важнейшим понятием современной дидактики, выражающим суть обучения, их совместная деятельность в нашем исследовании была принята за основу организации управления обучением специалистов в вузе. В свою очередь, это обстоятельство вызвало необходимость обобщить структуру и функции организации управления обучением и произвести структурно-алгоритмический синтез системы обучения специалистов на тренажёрных средствах, где взаимодействуют три основных элемента: руководитель, обучаемый и тренажёрное средство.
Применение тренажёрных средств позволяет обеспечить наиболее полную реализацию потенциальных возможностей педагогического субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения. Вместе с тем в организационном аспекте реализация этих возможностей на практике требует овладения руководителями обучения методами и способами создания и корректирования дидактических материалов, а также учебно-методического обеспечения системы обучения специалистов на тренажерных средствах. Кроме того, необходим пересмотр традиционных методов обучения в процессе служебной подготовки и их совершенствование. При этом возникает необходимость специальной подготовки руководителей обучения при проведении учебных мероприятий (приёмы и способы деятельности как руководителей, так и обучаемых).
* Мальцева, Ксения Александровна, старший специалист отдела Военной академии связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного. Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 3. E-mail: kseniya2009@mail.ru.
* Maltseva, Xenia Alexandrovna, senior specialist of the Military Academy of Communications. St. Petersburg, Tikhoretsky Avenue, З. E-mail: kseniya2009@mail.ru.
© Мальцева К.А., 2012
В результате проведенного исследования были установлены следующие дидактические особенности управления обучением специалистов на тренажерных средствах в учебном процессе вузов:
1) работа обучаемых по индивидуальной программе с практической реализацией решения задачи индивидуализации обучения за счёт моделирования обучающей программой тренажёрного средства деятельности руководителя в дидактической системе «репетитор» (выработка управляющих обучающих воздействий на каждого обучаемого) в зависимости от его способностей и успешности обучения;
2) наличие обратной связи руководителя с обучаемыми для эффективного управления процессом обучения посредством осуществления возможности наблюдения за ходом обучения каждого обучаемого и получения статистических данных об успешности обучения (по всем обучаемым) на тренажёрных средствах;
3) обеспечение работы тренажёрных средств в системе обучения через эффективное функционирование обучающей программы. Внесение изменений преподавателем в работу тренажёрных средств и в учебно-методическое обеспечение обучения на тренажерных средствах с целью оперативной корректировки учебной деятельности обучаемого;
4) сокращение времени на изучение учебных вопросов при заданном качестве обучения и повышения качества усвоения учебного материала при постоянном сроке обучения. Отсутствие необходимости разбора деятельности обучаемого по выполнению учебных заданий и реализация индивидуальных консультаций в типовых ситуациях за счёт выдачи обучающей программой тренажёрных средств каждому обучаемому пояснений и рекомендаций по его учебной деятельности;
5) отсутствие необходимости специальной подготовки обучаемых для работы на тренажёрных средствах. Выдача необходимой справочной информации по работе с тренажёрным средством через средства предъявления информации рабочего места обучаемого;
6) объективность оценки результатов учебной деятельности обучаемых. Постоянный контроль работы каждого обучаемого по достижению цели занятия на основе количественных критериев, заложенных в обучающую программу.
На всех этапах проведения занятий центральным вопросом является вопрос контроля и оценки действий обучаемых, что обеспечивается своевременной коррекцией и регулированием хода обучения.
Реализация особенностей контроля качества обучения при проведении учебных мероприятий на тренажёрных средствах позволит руководителю ограничиться только частным контролем и оценкой учебной деятельностью обучаемых. Вместе с тем на основе анализа данных автоматизированного контроля руководитель сможет контролировать и направлять деятельность обучаемых в непредусмотренных в обучающей программе тренажёрного средства ситуациях. Постоянный и объективный контроль качества обучения, осуществляемый тренажёрным средством, позволит по мере прохождения остальных этапов обучения определять и синтезировать дальнейшую последовательность овладения учебным материалом, обеспечивая рациональный характер деятельности обучаемых в достижении учебных целей. При этом существенно упростится контроль деятельности руководителя, проводящего учебное мероприятие.
Процесс регулирования и коррекции хода обучения определяется, прежде всего, характером отклонений, контролируемых параметров деятельности обучаемых от заданных. Отклонения в деятельности обучаемых возможны из-за недостаточно высокого исходного уровня подготовленности, недостаточной отработки действий на предыдущем этапе обучения или в силу случайных факторов (отвлечения внимания, несогласованности действий в учебной группе, ошибочного восприятия ими задания) [2].
Характеристиками эффективного контроля являются его точность, достаточность, непрерывность и быстрота. Кроме того, контроль позволяет не только фиксировать качество действий и психофизиологическое состояние обучаемых, но и прогнозировать их динамику.
Исследование показало, что высокую актуальность с точки зрения повышения результативности учебного процесса военных вузов (вузов силовых ведомств) и формирования профессиональной компетентности специалистов имеет разработка и внедрение универсальных лабораторных стендов нового поколения. Это обусловлено их высокой функциональной оснащенностью, интерактивностью, наглядностью и максимальным удобством в использовании. Данные характеристики универсальных лабораторных стендов нового поколения позволяют выполнять курс лабораторных работ с наибольшим интересом обучающихся и за меньшее время, не прибегая при этом к помощи вспомогательных периферийных устройств (осциллограф, низкочастотный генератор и других). Появилась необходимость обучения учащихся приемам и способам ведения информационных архивов. Одной из основных целей обучения становится формирование информационной культуры обучаемых.
В процессе исследования был выполнен литературный обзор существующих моделей лабораторных стендов, проанализированы некоторые направления возможного использования их для исследования систем связи и автоматизации.
В результате была осуществлена разработка лабораторного стенда для исследования электрических цепей переменного тока, с анализом частотного спектра, используемых в аппаратуре систем военной связи, с целью дальнейшего анализа и расчетов параметров каналов связи. Рабочие места слушателей и курсантов, рабочее место преподавателей и сам лабораторный стенд объединен в единую сетевую структуру. При этом для организации и хранения данных и программ общего пользования используется сетевой сервер. Информация отображается на большом дисплее, доступном для всех пользователей (курсантов, слушателей и преподавателей).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Персональный компьютер — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. Персональный компьютер может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные ТСО (технические средства обучения), но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Компьютер реализует обучение в диалоговом режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям обучаемого. Значительный объем памяти современных компьютеров позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации.
Было установлено, что педагогические эффекты в значительной степени обусловлены спецификой реализации в ходе разработки и использования универсальных лабораторных стендов нового поколения компьютерных технологий обучения. Данная специфика состоит в следующем:
— значительный объем памяти компьютеров, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную и консультирующую информацию, ремарки — реакции на те или иные действия курсантов);
— высокое быстродействие компьютера, что позволяет значительно повысить активность и реактивность процесса обучения;
— способность анализировать ответы и запросы учащихся;
— диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя: компьютер способен осуществить весьма разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную — графика, цвет, звуковая сигнализация);
— наличие обратной связи, возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию, которая выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы.
— адаптивность, при которой проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим обучаемым) последовательности;
— возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе группы, получаемой в процессе компьютеризованного занятия без нарушения естественности его протекания.
Управление обучением специалистов на тренажерных средствах в учебном процессе вузов в ходе применения универсальных лабораторных стендов обеспечивает решение задач определения уровня сформированности навыков и умений, психофизиологического состояния обучающихся в процессе подготовки; регистрацию и воспроизведение обстановки, наблюдаемой на мониторе, и их действий в процессе выполнения учебных мероприятий, предъявление обучаемым и руководителю занятия результатов контроля.
Применение универсальных лабораторных стендов нового поколения в подготовке специалистов с использованием компьютерной техники позволяет фиксировать значительное количество параметров:
— время, затраченное обучаемым на работу со всей программой, группой заданий или с каким-либо конкретным заданием или упражнением;
— количество верных/неверных ответов и их систематизация;
— количество обращений к справочной информации, а также характер наиболее часто запрашиваемой помощи теми или иными группами обучаемых;
— количество попыток при выполнении заданий.
Эти данные помогают курсантам (слушателям) внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю — выработать дидактический подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.
Важным эффектом применения универсальных лабораторных стендов в процессе подготовки специалистов связи является обеспечение своевременной коррекцией и регулированием хода обучения на основе проведения автоматизированного контроля и оценки действий обучаемых.
В ходе внедрения универсальных лабораторных стендов нового поколения процесс регулирования и коррекции хода обучения определяется прежде всего характером отклонений, контролируемых параметров деятельности обучаемых от заданных. Отклонения в деятельности обучаемых возможны из-за недостаточно высокого исходного уровня подготовленности, недостаточной отработки действий на предыдущем этапе обучения или в силу случайных факторов (отвлечения внимания, несогласованности действий в учебной группе, ошибочного восприятия ими задания). Характеристиками эффективного контроля являются его точность, достаточность, непрерывность и быстрота.
Контроль уровня сформированности знаний, навыков и умений по времени его осуществления в процессе обучения при отработке задач на лабораторных стендах включает входной (предварительный), текущий (промежуточный) и результирующий (конечный) контроль.
Входной контроль имеет целью определить исходный уровень соответствующих знаний курсантов, наличие у курсанта исходных компонентов деятельности (знаний, навыков, умений), а также степень готовности к формированию последующих необходимых навыков, умений и компетенций.
Текущий контроль знаний промежуточных состояний обучаемых, т.е. наличия у них необходимых знаний, навыков и умений в ходе отработки учебных задач, а также контроль психофизиологического состояния (напряжённости) обучаемых и хода процесса приобретения навыков и умений осуществляется по результатам анализа исходного и конечного состояния обучаемых. Текущий контроль при отработке курсантами лабораторных задач проводится как пооперационно, так и на уровне отдельных подалгоритмов. Пооперационный контроль обеспечивает получение данных об адекватности, правильности, точности и быстроте выполнения действия, о мере обобщённости (свернутости) и освоения действий соответственно этапу учения. Систематический пооперационный контроль необходим как обучаемым (курсантам), так и руководителю (преподавателю) особенно на первых этапах учения. Контроль в процессе учения на уровне подалгоритмов обеспечивает ограниченное поступление контрольной информации обучаемому и позволяет оценить его деятельность после выполнения ряда операций, входящих в алгоритм [3].
Конечная натренированность курсантов определяется сопоставлением характеристик их деятельности с заданными показателями или математической моделью, а также интегральным показателям, включающим в себя совокупность параметров управляемого процесса обучения на технических средствах. Результирующий контроль в целом позволяет оценивать достигнутый уровень компетенции обучаемых при решении учебно-профессиональных задач.
В ходе применения универсальных лабораторных стендов нового поколения контроль осуществляется как руководителем обучения (преподавателем) инструментально (с использованием ПК), так и курсантами (путём самоконтроля).
Инструментальный контроль действий обучаемых осуществляется автоматически по заданной программе. Он обеспечивает руководителя обучения (преподавателя) и обучаемых (курсантов) объективными данными, позволяющими производить анализ, оценку и прогнозирование деятельности курсантов на каждом этапе обучения. Кроме того, он осуществляет документирование, запись, воспроизведение и разбор действий обучаемых, а также планирование учения. Инструментальный контроль основывается на принципе детерминированности задания, внешних условий и деятельности, обучаемых и сводится к проверке (по заранее выработанным критериям) соответствия действий курсантов, а допущенных ошибок — типовым ошибкам обучаемых.
Оценка при работе курсантов на универсальных лабораторных стендах включает совокупность показателей, характеризующих как успешность самого процесса обучения, так и уровень обученности в пределах отрабатываемых учебных задач. Оценочные показатели характеризуют сложность (для обучаемых) выполненной работы (или её отдельных элементов), причины ошибочных действий обучаемых, степень освоения учебной задачи. Данные показатели достаточно достоверно и объективно определяют уровень результатов на каждом этапе учения. Последнее требование реализуется путем нормирования показателей по шкалам оценок в баллах.
Аттестация курсантов (слушателей) производится после завершения этапа обучения с целью выработки рекомендаций по дальнейшей деятельности обучаемых. Поэтому для каждого обучаемого необходимо получить интегральные оценочные показатели (по совокупности всех отработанных учебных задач), а также обобщенные показатели, характеризующие способность обучаемого к профессиональной деятельности.
Под оценкой при обучении на тренажёрных средствах следует понимать совокупность показателей, характеризующих как успешность самого процесса обучения, так и уровень обученности в пределах отрабатываемых учебных задач. По назначению оценочные показатели могут подразделяться на три группы: показатели, используемые для управления процессом обучения; показатели для стимулирования активности обучаемых; показатели для проведения аттестации обучаемых.
Оценочные показатели содержат информацию для выбора очередного тренажёрного обучения, изменения условий его проведения, принятия решения о переходе к следующей задаче подготовки или об окончании этапа обучения.
Оценочные показатели характеризуют сложность (для обучаемых) проведённого тренажерного учения (или его отдельных элементов), причины ошибочных действий обучаемых, степень освоения учебной задачи. Кроме технических показателей, предусматривается получение психофизиологических параметров состояния обучаемых в процессе обучения на тренажёрных средствах. Полученные оценочные показатели следует использовать для мотивации обучаемых. Оценочные показатели достаточно достоверно и объективно определяют уровень результатов на каждом этапе тренажерного учения. Они позволяют производить сравнение успешности обучения отдельных курсантов и расчетов при отработке тренажерных задач. Последнее требование реализуется путем нормирования показателей по шкалам оценок в баллах. В данном случае пятибалльная шкала оценок вполне достаточна для сравнительной характеристики процесса обучения курсантов на тренажёрных учениях. Аттестация обучающихся производится после завершения этапа подготовки с целью выработки рекомендаций. Поэтому для каждого обучаемого необходимо получить интегральные оценочные показатели (по совокупности всех отработанных учебных задач). При этом учитываются показатели как качества работы обучаемых, так и психофизиологического состояния в процессе проведения тренажерного учения.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Таким образом, как показало проведенное исследование, разработка и применение современных тренажерных средств и универсальных лабораторных стендов нового поколения позволяет существенного повысить качество обучения специалистов, уровень сформированности у них практических навыков и умений и в целом профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.
2. Ефремов, О. Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. — СПб., 2001.
3. Кочин, А. А. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского института I ПС МЧС России. — Вып. 1. — СПб.: Санкт-Петербургский институт I ПС МЧС России, 2005.
УДК 378.14
В.Я. Слепов*, А.В. Слюсарев*
Теоретические основы сущности, содержания и задачи военно-профессионального воспитания курсантов (слушателей) вузов ВВ МВД России
Статья посвящена проблемам военно-профессионального воспитания будущих офицеров.
Ключевые слова: сущность, содержание, задачи военно-профессионального воспитания.
V.Y. Slepov*, A.V. Slusarev**. Theoretical fundamentals of the substance, contents and the purposes of military and professional up-bringing of the cadets and military post graduates of the institutes of Russian Interior Ministry Forces. The article is devoted to the problems of military and professional up-bringing of future cadets.
Keywords: substance, contents, purposes of military and professional up-bringing.
Происходящие в стране социально-политические процессы, содержание и характер преобразований в сферах обороны и правоохранительной деятельности диктуют необходимость качественного улучшения функционирования военных вузов в совершенствовании системы военнопрофессиональной подготовки офицерских кадров, в т.ч. и для внутренних войск, способных обеспечить безопасность личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Современный этап развития офицерского корпуса внутренних войск предусматривает наличие концептуальных положений воспитания военных специалистов в вузах МВД России. При этом курсанты военных вузов как определенный слой будущих военных управленцев и представителей военной элиты России занимают важное место среди офицеров внутренних войск. Данное обстоятельство требует постановки и решения ряда важных задач: переосмысления всего комплекса вопросов, связанных с профессиональной подготовкой офицеров в военных вузах; разработки теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального воспитания офицеров в вузах для взаимодействия с другими группами элит в современной России.
Образовательный процесс с курсантами в вузах внутренних войск МВД России является значимой частью системы профессионального воспитания офицерских кадров Российской Федерации, которая направлена на улучшение качества подготовки военных специалистов, усиление научного вклада военных вузов в решение современных задач в сфере укрепления обороноспособности государства. Данное обстоятельство объективно обусловлено необходимостью совершенствования воспитания выпускников военных вузов и современным этапом развития высшего военного образования, что
* Слепов, Владимир Яковлевич, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ.
** Слюсарев, Андрей Викторович, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Slepov, Vladimir Jakovlevich, professor of St.-Petersburg military institute of Internal Troops Doctor of the pedagogical sciences, the professor, the Honored figure of a science of the Russian Federation.
** Slusarev, Andrei Victorovich, Commander of St.-Petersburg military institute of Internal Troops. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1.
© Слепов В.Я., Слюсарев А.В., 2012