Новикова И.М.
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
В современных условиях формирования новых общественных приоритетов в связи с глобальной информатизацией, массовой миграцией, развитием межкультурной коммуникации, осознанием ценностей толерантности, взаимного уважения и взаимодействия, развития потенциальных возможностей личности особую актуальность приобретает подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к прогнозированию последствий происходящих событий и выбору поведения, способствующего сбережению своего здоровья. Это возможно при осознании взаимосвязи между состоянием здоровья и стилем жизни, поэтому важно раннее, начиная с дошкольного возраста, приобщение ребенка с ОВЗ к здоровому образу жизни (ЗОЖ) при формировании когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Для дошкольников с ОВЗ, развитие которых происходит на фоне уже выявленных расстройств и нарушений здоровья, представления о ЗОЖ необходимы для поддержания здоровья, они способствуют подготовке к социальной адаптации, успешной интеграции в социум и социализации. Особое значение это направление педагогической работы с детьми имеет в мегаполисах, где на здоровье человека оказывает влияние комплекс экологических, социальных, антропогенных, экономических, урбанистических факторов.
Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях мегаполиса выполнено при нашем непосредственном участии и под нашим научным руководством на базе детских садов №°№ 154, 2403, 185, 435, 1521, 624, 2664, 908, 1245, 1248 г. Москвы с 2001 по 2014 годы. В исследовании приняли участие 620 старших дошкольников с ОВЗ, 436 родителей и 156 педагогов специального образования.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие основные концептуальные положения модели системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса:
• Формирование у детей представлений о ЗОЖ - это специально организованный педагогический процесс приобщения дошкольников с ОВЗ к идеям, ценностям и нормам культуры здоровья, формирования у них стратегии здоровьесберегающего поведения и навыков заботы о своем здоровье.
• Успешное функционирование системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса обеспечивают:
- согласованное командное взаимодействие педагогов детского сада и медицинских специалистов обслуживающей его детской поликлиники,
- сотрудничество педагогов и медицинских специалистов поликлиники с родите -лями детей с ОВЗ по вопросам сбережения здоровья дошкольников,
- сетевое взаимодействие педагогов детского сада со специалистами образовательных, информационно-культурных, развивающих и природоохранных организаций мегаполиса,
- взаимодействие взрослых и детей.
• Предлагаемая модель обеспечивает сотрудничество взрослых, взаимодействие взрослых и детей, изучение представлений дошкольников о ЗОЖ, организацию здоро-вьесберегающего пространства, методическое и дидактическое обеспечение формирования у детей представлений о ЗОЖ.
• Для формирования у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ необходимы специально организованные педагогические и социально-педагогические условия, при определении которых следует учитывать особенности развития дошкольников.
• Повышение компетентности здоровьесбережения педагогов и родителей является важнейшим условием формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ. Работа со взрослыми должна опережать работу с детьми.
• В мегаполисе на формирование представлений дошкольников о ЗОЖ влияют не только близкие к ним взрослые, но и факторы стихийной социализации, к которым мы относим уникальное по масштабам рекламное пространство, доступность сети Internet, телевизионных передач, компьютерных игр. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке направлений и содержания работы с родителями и детьми.
• Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников с ОВЗ происходит так же, как формирование любых других представлений об окружающем мире - в соответствии с закономерностями формирования представлений у детей с нормальным развитием.
• Формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к сохранению своего здоровья и мотивации ЗОЖ способствует их включение в совместную здоро-вьесберегающую детско-взрослую деятельность.
• Формирование представлений о ЗОЖ способствует развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ, их личностному развитию и социализации.
• Формирование у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ обеспечивает интеграционный эффект конструктивного соединения модифицированных элементов ранее известных технологий здоровьесбережения; использование нетрадиционных форм преподнесения материала; опора на непосредственный опыт детей; включение дошкольников в продуктивную и проектную деятельность, а также подведение к решению проблемных ситуаций для установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и образом жизни.
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс детских садов модели системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса обеспечивает формирование здоровьесберегающего поведения у дошкольников с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА и с ЗПР с учетом состояния их здоровья и первичного нарушения.
Разработанная нами структурная модель системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса способствует изучению возможности ее оптимального функционирования и раскрывает внутреннюю органи-
зацию процесса формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ; компонентами модели являются цель, задачи, принципы, средства, содержание, методы, организация процесса, результат.
При разработке модели мы учитывали указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] задачи охраны и укрепления здоровья детей, приобщения их к ЗОЖ, повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей, а также задачи комплексных и парциальных программ воспитания и обучения детей с ОВЗ по сохранению здоровья старших дошкольников, формированию у них представлений о ЗОЖ.
Системообразующим компонентом разработанной нами модели является цель -формирова—ние когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях мегаполиса.
На основании цели системы сформулированы следующие задачи:
• повышение компетентности педагогов в вопросах сбережения здоровья старших дошкольников с ОВЗ и формирования у детей когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ;
• повышение компетентности родителей в вопросах сбережения здоровья детей;
• организация здоровьесберегающего пространства;
• формирование у дошкольников представлений о значении здоровья для человека, о взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни;
• формирование у дошкольников осознанно-ценностного отношения к заботе о своем здоровье и потребности в здоровьесберегающем поведении;
• определение условий, необходимых для формирования у дошкольников с ОВЗ поведения, соответствующего ЗОЖ.
Достижение цели и решение поставленных задач возможно при опоре на следующие принципы:
- принципы общей педагогики - научности и достоверности, доступности, наглядности и занимательности, постепенного усложнения материала, последовательности, систематичности, активности и сознательности, комплексного и интегративного подхода, природосообразности, педагогического оптимизма (Ю. К. Бабанский, М.А. Данилов, Л. В. Занков, Т. А. Ильина и др.);
- принципы педагогической феноменологии - осмысления целей и задач образования в целостном контексте жизни, воспитания человека как субъекта поступка и творца собственной жизни; принятия значимых для личности ценностей (Р.А Куренкова. Е.В. Бондаревская);
- принципы специального образования - социально-адаптирующей направленности образования; нормализации социальной среды; необходимости специального педагогического руководства; коррекционно-компенсирующей направленности образования; деятельностного подхода в обучении и воспитании; дифференцированного и индивидуального подхода; активного привлечения ближайшего социального окружения к воспитанию детей с ОВЗ (Н.М. Назарова, В.В. Воронкова и др.);
- принципы здоровьесберегающей педагогики - компетентной ответственности педагогов и готовности к реализации функции сохранения и укрепления здоровья де-
тей; интеграции, определяющего взаимодействие различных социальных институтов и обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья детей в образовательной организации; субъектности, определяющего самостоятельную деятельность ребенка по укреплению здоровья с ростом самосознания; вариативности содержания здоровьесберега-ющей деятельности (Л. Ф. Тихомирова);
- принципы лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии - единства лечебного и педагогического процесса; эмоционально-положительного развивающего взаимодействия педагога и ребенка (Е. М. Мастюкова);
- сформулированные нами принципы - опережающего вооружения взрослых технологиями ЗОЖ; формирования у детей познавательной потребности в ЗОЖ; формирования соответствующего ЗОЖ стиля поведения с учетом первичного нарушения разви-
Содержание системы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ОВЗ определено в соответствии:
• с целями и задачами ФГОС ДО; с Федеральными государственными требованиями [2] к результатам развития интегративных качеств ребенка, которые характеризуют его физическое развитие и умение использовать культурно-гигиенические навыки, реализовать произвольное нормативное поведение, владение навыками и умениями в области поддержания здоровья, безопасности и овладения физической культурой; с содержанием комплексных и парциальных программ обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ по вопросу сбережения здоровья и приобщения к ЗОЖ, которые используют в работе участвующие в исследовании детские сады; а также с результатами диагностического изучения представлений детей о ЗОЖ;
• с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») [3], ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [4]; с результатами изучения педагогических условий формирования представлений дошкольников с ОВЗ в детских садах;
• с результатами изучения социально-педагогических условий формирования указанных представлений у дошкольников с ОВЗ в семье.
Формирование представлений детей о ЗОЖ осуществляется в следующих направлениях: «Я - человек. Что я знаю о себе?», «Образ жизни человека и здоровье», «Здоровый образ жизни в большом городе».
К средствам формирования представлений дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ мы относим дидактические и сюжетно-ролевые игры, детскую художественную литературу, видеоматериалы и иллюстрации, педагогические и социально-педагогические проекты, оздоровительные и закаливающие мероприятия. Выбор средств определяется с учетом ведущих видов деятельности возраста и зоны ближайшего развития ребенка.
Методы раскрывают способы взаимодействия взрослых и детей при формировании представлений о ЗОЖ. Мы предлагаем использовать практические методы: опыты, упражнения; продуктивную, театрализованную и проектную деятельность; наглядные методы: наблюдения; демонстрацию; просмотр видеоматериалов; рассматривание ил-
люстраций и детских работ, плакатов; словесные методы: рассказы педагога, беседы, объяснения, проблемное обучение; а также интеграцию методов в ходе проектной деятельности.
Организация педагогического процесса включает изучение представлений дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ, педагогических условий формирования у детей этих представлений в детском саду и социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в семье, прогнозирование, проектировочную, собственно организаторскую и гностическую деятельность.
Первый блок предложенной нами ранее и адаптированной в ходе исследования диагностической программы [5, 6] направлен на изучение когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений старших дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ с помощью сконструированного нами оригинального диагностического комплекса, состоящего из: беседы, рисуночных заданий, проблемных игровых ситуаций, наблюдений за детьми в различной деятельности. Он позволяет выявить представления дошкольников о здоровье и причинах его изменения; о зависимости здоровья человека от его деятельности; о профилактике заболеваний дома и в детском саду; о поддерживающих и укрепляющих здоровье мероприятиях; о полезной и вредной для здоровья пище; о способствующих укреплению здоровья режимных моментах; о влиянии на здоровье людей окружающей среды; эмоциональное восприятие жизненных ситуаций болезни и выздоровления; осознание значимости здоровья для полноценной жизни человека, осознание ценности своего здоровья и необходимости заботиться о нем; эмоционально окрашенное отношение к заботе о здоровье; сформированность самооценки соответствия своего поведения ЗОЖ; сформированность потребности в выполнении оздоровительных, гигиенических и закаливающих мероприятий, а также навыков заботы о своем здоровье на основе присвоения переданного взрослыми опыта. Также нас интересовали характеризующие психологическую безопасность личностные ожидания дошкольников в отношении педагогов и родителей в ситуациях явного или возможного успеха и неуспеха, эмоциональное принятие или непринятие детьми близких взрослых в ситуациях нечаянного и преднамеренного отрицательного поступка, в ситуации положительного поступка.
Мы учитывали, что у дошкольников с ОВЗ когнитивный компонент представлений о ЗОЖ может отличаться полнотой содержания, обобщенностью и осознанностью; эмоционально-ценностный компонент представлений о ЗОЖ - сформированностью ценностного отношения к здоровью, переживанием ответственности за свое здоровье, различным эмоциональным отношением к заботе о здоровье, сформированностью самооценки соответствия своего поведения ЗОЖ; поведенческий компонент представлений о ЗОЖ - разной степенью проявления инициативы, произвольности и самостоятельности в способствующей сбережению здоровья и ЗОЖ деятельности.
Второй блок диагностической программы позволяет выявить педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ по результатам анкетирования педагогов, изучения планирования их работы с детьми и родителями, уточнения особенностей организации мероприятий по сбережению здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ в ходе бесед с педагогами. Нас интересовали представления педагогов о ЗОЖ, их
отношение к сберегающей здоровье деятельности, заинтересованность в поддержании своего здоровья, готовность к приобщению дошкольников с ОВЗ к ЗОЖ. В качестве показателей успешности планирования педагогической работы в указанном направлении мы рассматриваем наличие этих мероприятий, системный характер их проведения, взаимодействие педагогов при реализации планов, сотрудничество педагогов и родителей.
Третий блок диагностической программы способствует изучению условий формирования у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ в семье. Родителям было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты, кроме того, нас интересовали особенности общения родителей со своими детьми - его содержание, используемые средства общения, эмоциональная составляющая.
Результат функционирования модели - это осведомленность дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ и их осознанное поведение, направленное на сбережение здоровья при ценностном к нему отношении и положительном эмоциональном настрое на сберегающую здоровье деятельность.
В соответствии с законом субординации разработанная модель имеет иерархическую структуру, это прослеживается в подчинении всех компонентов высшему звену в иерархии - цели, а также в вертикальных связях между целью и задачами, между целью и принципами, между задачами и средствами и т.д. По закону координации связей и отношений всех компонентов целостного объекта все связи между компонентами системы согласованы, при этом вертикальные связи являются главенствующими и определяют подчинение компонентов горизонтальных структур. В соответствии с законом совместимости компонентов системы каждый компонент модели совместим с ее целостной структурой, и его функционирование дополняет функционирование каждого другого компонента. Каждый компонент нашей модели по закону специализации системы выполняет определенные функции, другие компоненты не могут его заменить, и это важно для установления между компонентами отношений и связей, для функционирования модели в целом. Изучаемая система формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса также специализирована и уникальна.
Модель связана со средой и является компонентом систем более высокого порядка, среди которых система воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, отраженная во ФГОС ДО. Все компоненты системы формирования у старших дошкольников представлений о ЗОЖ в условиях мегаполиса выступают как системы более низкого порядка, что характерно для педагогических систем специального образования.
Предложенная модель успешно внедрена в воспитательно-образовательный процесс образовательных организаций г. Москвы и Московской области; благодаря своей мобильности и вариативности она может быть в дальнейшем успешно использована в педагогической работе с дошкольниками с нарушением слуха, зрения, ОДА, с ОНР, с ЗПР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.; N 30384).
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г.; N 16299).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 специальное (дефектологическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 49; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2010 г., N 16499).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями, внесенными приказом Минобр-науки России от 31 мая 2011 года N 1975 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18.07.2011) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 788; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2010 года, регистрационный N 16277).
5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/И.М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - С.8-22.
6. Новикова И.М. Изучение представлений дошкольников с нарушением слуха о здоровом образе жизни /И.М. Новикова //Theoretical and practical questions of special pedagogics and psychology: materials of the II international scientific conference on June 3-4, 2014. - Prague: Vedecko vidavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - P. 9-14.